УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ*
Ирина Викториновна Челышева кандидат педагогических наук, доцент Ростовский государственный экономический университет
Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
В статье представлен опыт организации и проведения цикла мастер-классов по развитию межэтнической толерантности молодежи средствами и на материале медиаобразования с опорой на ключевые теоретические концепции медиаобразования (эстетическая, социокультурная, развития критического мышления, семиотическая и др.), нашедшие наибольшее распространение и в России и за рубежом на современном этапе.
Автором представлены и проанализированы методы, формы, технологии и подходы медиаобразования, направленные на развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи из отечественного и зарубежного медиаобразования, которые могут быть перспективной основой для дальнейшего успешного развития в российских условиях.
Ключевые слова: медиаобразование, межэтническая толерантность, медиакомпетентность, медиакультура, студенческая молодежь.
^Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030
«Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
EXPERIENCE OF ORGANIZING A MASTER-CLASS CYCLE ON THE DEVELOPMENT OF INTER-ETHNIC TOLERANCE OF YOUTH WITH THE HELP OF MEDIA EDUCATION MEANS*
Irina Viktorinovna Chelysheva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Rostov State University of Economics Rostov-on-Don, Russia [email protected]
The article presents the experience of organizing and conducting a series of workshops on the development of interethnic tolerance of youth by means and on the material of media education based on the key theoretical concepts of media education (aesthetic, sociocultural, the development of critical thinking, semiotic, etc.), which are most prevalent in Russia and abroad at the present stage. The author presents and analyzes the methods, forms, technologies and approaches of media education aimed at developing interethnic tolerance of students from domestic and foreign media education which can be a promising basis for further successful development in Russian conditions.
Key words: media education, interethnic tolerance, media competence, media culture, student youth.
Жизнь современного подрастающего поколения тесно связана со средствами массовой коммуникации и информации, что в свою очередь актуализирует необходимость развития аналитических навыков, самостоятельного мышления и безопасных стратегий существования в медиапространстве, формирования социальных стратегий и ценностей.
По справедливому мнению Е. Ю. Жмыровой, одним из важных средств воспитания толерантности может быть киноискусство, так как искусство в целом «активизирует психическую деятельность человека, помогает ему лучше понять окружающий мир, других людей, самого себя, проникнуть в сущность тех или иных явлений действительности и, как следствие, изменить к ним свое отношение. Как фактор социализации кинематограф реализует очень важную нормативную функцию. Причем усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности» [Жмырова, 2008, с. 303-304]. Поэтому в современной социокультурной ситуации, когда все сферы жизнедеятельности молодого поколения так или иначе связаны с медиа, существенно актуализируются задачи, связанные с выявлением основных перспектив медиаобразования для формирования межэтнической толерантности. Методики и технологии современного медиаобразования на материале произведений кинематографического искусства уже достаточно прочно зарекомендовали себя в отечественной и зарубежной медиапрактике как важный фактор образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Предпримем попытку представления опыта организации и проведения цикла онлайн мастер-классов для педагогического сообщества по развитию межэтнической толерантности молодежи средствами и на материале медиаобразования с опорой на ключевые теоретические концепции медиаобразования (эстетическая, социокультурная, развития критического мышления, семиотическая и др.), нашедшие наибольшее распространение и в России, и за рубежом на современном этапе.
Целью мастер-классов выступало ознакомление педагогов с методиками, формами, технологиями и подходами к медиаобразованию, направленное на развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи на материале лучших практик отечественного и зарубежного медиаобразования, которые могут быть перспективной основой для
дальнейшего успешного развития в российских условиях. Данные мероприятия выступили результатом исследования, проводимого в 2019 и 2020 году и отраженного в ряде публикаций автора [СЬе1увИеуа, I. & М1кЬа1еуа, 2019 а; СИе^Иеуа, I. & М1кЬа1еуа, 2019 Ь; Челышева, 2020].
Мы уделили особое внимание нормативно-правовым основам проблемы межэтнической толерантности молодежи: основные положения Государственной национальной политики Российской Федерации, роль основных аспектов межконфессионального и межэтнического диалога в обеспечении культурного многообразия.
Большой интерес педагогов вызвало обсуждение основных теоретических подходов к возможностям и перспективам использования медиаобразования в процессе формирования межэтнической толерантности подрастающего поколения. Данные положения были отражены в докладе автора данной статьи «Формирование межэтнической толерантности подрастающего поколения: возможности интегрированного
медиаобразования». В ходе мастер-класса были рассмотрены особенности эстетической, социокультурной, семиотической медиаобразовательных концепций, а также концепции развития критического мышления и др.
Перспективам использования медиаобразовательных методик и технологий в работе по профилактике и преодолению рисков ксенофобии, разжигания межнациональной вражды в молодежной среде на мастер-классах была отведена особая роль. Большой интерес вызвали результаты работы действующих медиашкол, медиацентров и киноклубов, направленных на развитие медиакомпетентности молодого поколения, включающей воспитание культуры межнационального общения, формирование аналитического мышления по отношению к медиаконтенту, обеспечение информационной безопасности детей и молодежи.
Формы, методы и приемы медиаобразования в процессе развития межэтнической толерантности студентов были рассмотрены на материале кинематографических произведений разных жанров.
Например, работа с фильмами военной проблематики на материале фильмов «В бой идут одни «старики» (реж. Л. Быков, 1974), «Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе, 1964) и др. началась с рассмотрения приема работы с ключевым понятием Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories).
Работа с данным понятием в практике медиаобразования включала подготовку мини-сценариев, где задействованы главные герои фильмов. Задача участников состояла в разработке продолжения фильма с изменением жанра. Важным условием выполнения задания выступало сохранение главных черт и характеристик персонажа, который попадает в новые для него условия, которые так или иначе связаны с проблемой межкультурного диалога, межэтнических отношений.
На следующем этапе работы мастер-класса участникам было предложено знакомство с методикой анализа ключевых эпизодов. Данная методика, целью которой выступает развитие аналитических умений, состоит в представлении анализа выбранного эпизода. В процессе анализа присутствующие смогли ознакомиться с методиками и технологиями семиотического и критического анализа эпизодов с выделением знаков и символов, характерных для представителей разных национальных культур, рассмотрели их взаимодействие.
На заключительном этапе аудитория принимала участие в выполнении творческих задания медиаобразовательной направленности. Так, при изучении ключевого понятия Медийная аудитория (media audiences) было предложено ознакомиться с медиаобразовательным приемом «Письмо от имени героя». Специфика использования данного приема в контексте развития межэтнической толерантности состояла в том, чтобы передать в послании не только характер того или иного персонажа фильма, но и подчеркнуть важность межкультурного диалога между представителями разных наций и культур.
Работа с ключевым понятием Медийная репрезентация (media representations) состояла в составлении коллективных образов новых героев разных национальностей, которые могли бы присутствовать в том или ином фильме.
Еще один мастер-класс по исследуемой проблематике был посвящен теме развития межэтнической толерантности на материале игровых фильмов комедийного жанра. На мастер-классе вниманию аудитории были предложены к сравнительному анализу фрагменты отечественных и зарубежных художественных фильмов и телесериалов «Моя большая греческая свадьба» (реж. Д. Цвик, Канада, США, 2001); «Индийский ковбой» (реж. N. Kamkolkar, США, 2004); «Такси» (реж. Жерар Пире, Франция, 1998), «Дружить по-русски» (реж. В. Суджян, Франция, 2019); комедийные сериалы «Кухня» (реж. Д. Дьяченко, Г. Крыжовников, А. Федотов, Россия, 20122016); «Последний из Магикян» (реж. Р. Гигинеишвили, А. Сахелашвили, Россия, 2013-2016), «Дружба народов» (реж. Ш. Муслимов, Россия, 2013).
В процессе проведенного контент-анализа студенты смогли сопоставить отражение проблемы межнациональных отношений в российских и зарубежных фильмах, выделить ключевые эпизоды, характеризующие примеры толерантного и интолерантного поведения героев, представить их личностную характеристику. На данном мастер-классе были использованы такие методы медиаобразования как анализ шести ключевых понятий медиаобразования, case-study, метод балинтовских групп, дискуссия, контент-анализ сюжетных линий медиатекстов, составление карт-характеристик героев и т.д.
На следующем мастер-классе вниманию педагогов были представлены возможности медиаобразования в изучении проблем межэтнической толерантности и этнической идентификации на материале кинематографических произведений драматического жанра. Среди них -фильмы П. Хаггиса «Столкновение» (2004); М. Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» (2008); С. Спилберга «Список Шиндлера» (1994) и др.
Обратившись к ключевому понятию Медийная ayдumopuя (media audiences), участникам мастер-класса было предложено ознакомиться с методом выполнения письменных работ на материале произведений медиакультуры. В письменных работах было необходимо отразить свое мнение по проблемам межличностных отношений представителей разных национальностей, а затем аргументировать свои работы. В процессе выполнения данного задания с опорой на ключевое понятие Языки медиа (media languages) участники получили возможность ознакомиться с приемом анализа персонажей аудиовизуальных медиатекстов.
Продолжая знакомство с ключевым понятием Медийные репрезентации (media representations), педагоги приняли участие в деловой игре, имитирующей встречу создателей фильма, собравшихся на «пресс-конференцию» после премьеры одного из фильмов драматического жанра. Темой здесь может выступать обсуждение вопросов межэтнических отношений, расовой нетерпимости и т.п. Для этого все участники делятся на две команды, одна из которых представляет режиссера, актеров, оператора кинофильма, а другая - группу журналистов разных издательств, которым предстоит задать вопрос, соответствующий тематике своего журнала или газеты. В процессе проведения «пресс-конференции» все участники, как правило, включаются в активную работу по подготовке и обсуждению вопросов.
Еще одно медиаобразовательное задание, которое способствует раскрытию темы межэтнической толерантности, базировалось на изучении ключевого понятия Медийные агентства (media agencies). Оно заключалось в подготовке тематического плана предстоящего выпуска фильма на тему межнациональных отношений. В ходе выполнения задания участники определяют ключевую тему фильма, его жанр, действующих лиц, ключевые эпизоды сюжета, целевую аудиторию и т. д. После составления тематического плана в ходе дискуссии составляется прогноз успеха того или иного плана и выбирается лучший.
Таким образом, планомерное использование различных форм и методов медиаобразования, направленных на развитие межэтнической толерантности современной молодежи, снижение медиарисков, связанных с экстремизмом, расовой непримиримостью, способствуют выработке самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого
отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена.
Библиографический список
1. Жмырова Е. Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестник ТГУ. 2008. № 3 (59). С. 303-306.
2. Челышева И. В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 40-50. http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/286 (Дата обращения: 05.05.2020)
3. Chelysheva, I. & Mikhaleva, G. (2019). Interethnic Tolerance Among University Students in the Context of Contemporary Russian and Foreign Media Education. Media Education (Mediaobrazovanie). № 59 (1). Pp: 14-22. [Электронный ресурс] URL: http://ejournal53.com/journals_n/1551782989.pdf (Дата обращения: 05.05.2020)
4. Chelysheva, I.V. & Mikhaleva, G.V. (2019). Russian and Foreign Approaches to Media Education of Young People in Matters Relating to Interethnic Tolerance. Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59(3). Pp: 381-392. [Электронный ресурс] URL: http://ejournal53.com/journals_n/1568980096.pdf (Дата обращения: 05.05.2020)
References
1. Zhmyrova E. Ju. (2008) Cinematic art as a means of tolerance education // TSU Bulletin. 2008. № 3 (59). P. 303-306. (in Russian)
2. Chelysheva, I. V. (2020) Development of students' interethnic tolerance in the context of theoretical concepts of domestic media education // SIGN: a problematic area of media education. 2020. № 1 (35). P. 40-50. http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/286 (accessed date: 05.05.2020) (in English)
3. Chelysheva, I. & Mikhaleva, G. (2019). Interethnic Tolerance Among University Students in the Context of Contemporary Russian and Foreign Media Education. Media Education (Mediaobrazovanie). № 59 (1). Pp: 14-22. [Electronic source] URL: http://ejournal53.com/journals_n/1551782989.pdf (accessed date: 05.05.2020) (in English)
4. Chelysheva, I.V. & Mikhaleva, G.V. (2019). Russian and Foreign Approaches to Media Education of Young People in Matters Relating to Interethnic Tolerance. Media
Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59(3). Pp: 381-392. [Electronic source] URL: http://ejournal53.com/journals_n/1568980096.pdf (accessed date: 05.05.2020) (in English)
УДК 37.013.43 ББК 74.04(2Рос)
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (2018-2020)*
Роман Викторович Сальный кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Ростовский государственный экономический университет
Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
В статье проведен анализ исследований в области медиаобразования в период с 2018 по 2020 год. В его результате выявлены и представлены основные современные направления и теоретические подходы в медиаобразовании, наметившиеся в последние несколько лет, и сделана попытка найти междисциплинарные основания для их синтеза.
Ключевые слова: медиаобразование, модель, медиатехнологии, медиакритика, язык медиа, понятия медиа.
* Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете.