Научная статья на тему 'Межэтническая толерантность как фактор информационной безопасности молодого поколения: медиаобразовательный аспект проблемы'

Межэтническая толерантность как фактор информационной безопасности молодого поколения: медиаобразовательный аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION SECURITY / INTERETHNIC TOLERANCE / MEDIA EDUCATION / YOUTH / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье представлен теоретический обзор проблемы межэтнической толерантности как фактора информационной безопасности молодого поколения. Особое значение автором уделено использованиям возможностей включения медиаобразовательных методик и технологий в учебно-воспитательный процесс в целях обеспечения информационной безопасности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC TOLERANCE AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY OF THE YOUNG GENERATION: MEDIA EDUCATIONAL ASPECT OF THE PROBLEM

The article presents a theoretical review of the problem of interethnic tolerance as a factor of information security of the young generation. The author emphasizes the use of including media educational methods and technologies in the educational process in order to ensure the information security of youth.

Текст научной работы на тему «Межэтническая толерантность как фактор информационной безопасности молодого поколения: медиаобразовательный аспект проблемы»

УДК 378.184 ББК 74.4

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ*

Ирина Викториновна Челышева кандидат педагогических наук, доцент Член Экспертного совета Общественного движения

«Информация для всех» Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

В статье представлен теоретический обзор проблемы межэтнической толерантности как фактора информационной безопасности молодого поколения. Особое значение автором уделено использованиям возможностей включения медиаобразовательных методик и технологий в учебно-воспитательный процесс в целях обеспечения информационной безопасности молодежи.

Ключевые слова: информационная безопасность, межэтническая толерантность, медиаобразование, молодежь.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском

государственном экономическом университете. Руководитель проекта -кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

INTERETHNIC TOLERANCE AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY OF THE YOUNG GENERATION: MEDIA EDUCATIONAL

ASPECT OF THE PROBLEM

Irina Viktorinovna Chelysheva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Member of the Expert Council of the Public Movement

Information for All Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia [email protected]

The article presents a theoretical review of the problem of interethnic tolerance as a factor of information security of the young generation. The author emphasizes the use of including media educational methods and technologies in the educational process in order to ensure the information security of youth.

Key words: information security, interethnic tolerance, media education,

youth.

Одним из важных условий конструктивного развития современного социума выступает развитие толерантных межнациональных отношений, основанных на миролюбии, гуманности, взаимном уважении представителей разных наций. В Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» обозначены основные цели последней как: «а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской

нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов» [Указ, 2012]. В настоящее время в числе наиболее острых социальных проблем молодежной среды выступают агрессия на расовой и национальной почве, непринятие ценностей и традиций представителей других культур. Риски и угрозы, связанные с проявлениями ксенофобии, этнической интолерантности, расового превосходства, не могут не волновать современное общество.

Можно согласиться с мнением о том, что «объективной закономерностью развития социума стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличиваются объемы передаваемой информации; ускоряется ее обработка» [Коханая, 2011]. Процессы цифровизации образования актуализируют задачу применения инновационных методов и технологий к процессам межнационального общения, конструктивного диалога представителей разных этносов и, одновременно, учет рисков, связанных с распространением недостоверной и деструктивной информации, обеспечением информационной безопасности подрастающего поколения.

Информационная безопасность представляет собой важную государственную задачу. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации данное понятие классифицируется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [Доктрина..., 2016].

Последствия информационного противоборства, разжигания межнациональной вражды, нагнетания напряжённости между представителями разных национальностей путем распространения «фейковой» информации актуализируют внимание к проблемам информационной безопасности, развития медиакомпетентности современного подрастающего поколения, вовлеченного в медиасреду во всех сферах жизнедеятельности. Как подчеркивает В. К. Малькова, «от гражданской позиции и ответственности разных информационных каналов, их владельцев, спонсоров и конкретных авторов в большей мере зависит -будет ли в стране или регионе межнациональный мир или будет поддерживаться межнациональная напряженность, разжигаться межнациональная рознь. Поэтому деятельность СМИ по освещению и актуализации этничности можно рассматривать как один из серьезных факторов развития межэтнических отношений в стране и в целом - ее межнационального мира и спокойствия» [Малькова, 2014].

Можно согласиться и с мнением А. Б. Дрожжина о том, что «информационное развитие и продвижение в медийном пространстве положительных образов Российской Федерации и населяющих ее народов во многом является залогом успешной работы органов государственной власти в условиях современной «информационной эры». Формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению ксенофобских и экстремистских идей, а также к непрофессионализму в печатной сфере, сможет стать одной из опор построения единой российской гражданской нации» [Дрожжин, 2016].

Е. А. Бондаренко, анализируя основные риски информационного общества, выдвигает на первый план проблемы развития «толерантности мышления, необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир» [Бондаренко, 2013]. Особенно актуальны проблемы межнационального взаимодействия

для подрастающего поколения. Интернет открывает безграничные возможности для межнационального взаимодействия, а социальные сети, чаты, блоги и т. д. выступают важными коммуникационными каналами, становятся площадкой для дискуссий, обсуждений и общения.

Медиакультура, являясь сегодня одним из главных агентов социализации и инкультурации детей и молодежи, несет в себе мощный мировоззренческий компонент, определяя формирование общественного мнения, нравственных установок, ценностных ориентаций личности. Снижение современных вызовов и рисков, которые обусловлены стремительно расширяющимся информационным полем, выступает важным фактором обеспечения безопасности подрастающего поколения.

Характеризуя главные аспекты, способствующие развитию толерантности молодого поколения, Л. Ц. Кагермазова и И. В. Абакумова подчеркивают тесную взаимосвязь с образовательным процессом: «рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки» [Кагермазова, 2015]. Именно эти задачи, как известно, выступают ключевыми в медиаобразовательном процессе, нацеленном на развитие медиакомпетентности личности. Возможности медиаобразования в воспитании межэтнической толерантности подрастающего поколения обусловлены целым рядом принципов, среди которых - развитие критического и аналитического мышления, формирование нравственных установок, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций посредством общения с произведениями медиакультуры и т. д. Данные принципы, основанные на взаимопонимании, конструктивном диалоге, взаимном уважении и сотрудничестве представителей разных национальностей и этносов, взаимопринятии традиций и культурных ценностей в условиях культурного многообразия, выступают основными содержательными компонентами межэтнической толерантности.

По справедливому мнению А. А. Демидова, в «медиапедагогический процесс должны закладываться и знаниевая, и компетентностная компоненты, но также и этические и правовые императивы, и понимание сущностей духовности и нравственности, и осознание ценностей обычаев и традиций. И только тогда будущий гражданин своей страны научится осознанно проводить ту самую грань между добром и злом, приобретет ценностные ориентиры и мировоззрение, позволяющие жить в гармонии с собой и окружающими в непростых условиях информационного и гражданского общества, правового государства» [Демидов, 2016].

Как свидетельствует проведенный анализ научных публикаций последних лет [СЬе1увИеуа, 2019], проблематика межэтнической толерантности в контексте освоения медиакультуры и возможностей медиаобразования нашла отражение в ряде публикаций российских авторов, охватывая психологические, педагогические, социологические, филологические научные области (В. А. Виниченко, Е. Ю. Жмырова, Л. А. Ивановой, Е. Д. Павловой, О. В. Печинкиной, А. В. Федорова, Н. Ф. Хилько, Н. Ю. Хлызовой, М. Н. Черкасова, Т. И. Чечет и др.). В трудах зарубежных англоязычных исследователей проблематика межэтнической толерантности молодого поколения в медиаобразовательном контексте также частично представлена в эти годы в работах Л. Мастермана, Б. Бахмайера, Д. Букингема, Дж. Брайант и С. Томпсона, Д. Рашкоффа, Н. Андерсена, Дж. Пандженте и О. Мэлли и др. Российские и зарубежные (англоязычные) исследования свидетельствуют о том, что использование потенциала медиапедагогики для воспитания межэтнической толерантности подрастающего поколения «может способствовать выработке у молодого поколения самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена» [Михалева, 2019].

Вслед за профессором А. В. Федоровым, подчеркнем, что «основная цель, которая должна быть реализована в условиях глобализации, -стремление к миру и безопасности в межнациональном сотрудничестве с опорой на образование, науку и культуру при всеобщем уважении справедливости, роли закона, прав человека и фундаментальных свобод. И здесь именно медиакультура способствует объединению и создаёт невиданные возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных странах планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и практику» [Федоров, 2007, с. 16]. Именно поэтому в современных условиях назрела необходимость использования потенциала лучших практик российского и зарубежного опыта медиапедагогики в процессе развития межэтнической толерантности подрастающего поколения. Неслучайно медиаобразование все активнее включается в учебный процесс российских вузов, находит все более широкое распространение в гражданском, патриотическом, нравственном воспитании.

Как свидетельствует проведенный анализ [Челышева, 2019], в практике современного медиаобразования уже накоплен определенный опыт по формированию межкультурной коммуникации, воспитанию

межнациональной культуры подрастающего поколения. Так, одним из первых шагов, консолидирующих задачу обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения и медиаобразования в контексте воспитания межэтнической толерантности, выступает организация просветительской работы по воспитанию культуры межнационального общения, построению конструктивного международного диалога.

К примеру, тема межэтнического диалога и конструктивного общения в медиасфере выступает уже в числе традиционных на проводимых

студентами и магистрантами занятиях «Безопасный интернет - детям!». Эта всероссийская акция, в которой принимают самое активное участие будущие педагоги и организаторы работы с молодежью, охватывает многие образовательные организации Ростовской области: сельские и городские школы, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные организации.

Особая роль в медиаобразовательной деятельности современных студентов принадлежит разработке и внедрению социальных проектов средствами и на материале медиакультуры. Создание медиапроектов по тематике взаимодействия представителей разных этносов и культур реализуется в самых разных форматах: ведение блогов, создание собственных медиатекстов разных жанров, где представлены различные модели межкультурной коммуникации, как показывает практический опыт, помогают молодому поколению расширить свои представления о путях и методах построения конструктивного межнационального диалога, осуществлять поиск новых возможностей для расширения и укрепления межкультурных связей с молодежью из других стран.

Дальнейшая разработка форм и методов медиаобразования в работе по воспитанию межэтнической толерантности подрастающего поколения, как нам представляется, может быть основана на комплексном использовании исследовательских, эвристических, проблемных, игровых, проектных, импровизационных медиаобразовательных методик, в основу которых положены основные подходы к комплексному анализу медиатекстов различных видов и жанров. В контексте информационной безопасности личности по снижению рисков проявления ксенофобии и межнациональной вражды на первый план выходят задачи развития аналитических умений в процессе восприятия, анализа и интерпретации произведений медиакультуры, развитие самостоятельного аналитического мышления (критической автономии).

Итак, последние годы существенно расширяется круг основных подходов, касающихся выявления приоритетных подходов к проблеме межэтнической толерантности в современном медиаобразовании. Развитие информационного общества ставит перед нами новые задачи, связанные с осмыслением путей взаимодействия молодого поколения с миром медиакультуры, направленных на развитие гуманистических ценностей, межнациональной толерантности, овладение истинной культурой межнационального взаимодействия.

Библиографический список

1. Бондаренко Е. А. Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы // Вестник ЧелГУ. 2013. №21 (312). C. 79-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediabezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-prostranstve-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 19.01.2020).

2. Демидов А. А. Развитие неформального, информального и медиаобразования для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности // Управленческое консультирование. 2016. №2 (86). С. 113-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-neformalnogo-informalnogo-i-mediaobrazovaniya-dlya-tseley-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-i-formirovaniya (дата обращения: 24.01.2020).

3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // [Электронный ресурс]. -2016. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460/page/1 (дата обращения: 19.01.2020).

4. Дрожжин А. Б. Роль средств массовой информации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-informatsii-v-realizatsii-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.01.2020).

5. Кагермазова Л. Ц. Этническая толерантность как основа взаимодействия культур / Л. Ц. Кагермазова, И. В. Абакумова // Наследие веков. 2015. №4. С. 98-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-tolerantnost-kak-osnova-vzaimodeystviya-kultur (дата обращения: 21.07.2019).

6. Коханая О. Е. Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества // Вестник МГУКИ. 2011. №3. С. 182-188. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-kak-faktor-informatsionnoy-bezopasnosti-obschestva (дата обращения: 24.01.2020).

7. Малькова В. К. Этническая тематика в российском информационном пространстве // Коммуникология. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-tematika-v-rossiyskom-informatsionnom-prostranstve (дата обращения: 24.02.2020).

8. Михалева Г. В. Зарубежные теории и подходы к решению проблемы межэтнической толерантности молодежи // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №3. С. 97-109. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41179612 (дата обращения: 24.02.2020).

9. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс]. -2012. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (дата обращения: 10.02.2020).

10. Федоров А. В. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании / А. В. Федоров, А. А. Новикова, В. Л. Колесниченко, И. А. Каруна. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c.

11. Челышева И. В. Методологические основы проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 3. С. 110-133. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41179612 (дата обращения: 24.02.2020).

12. Chelysheva, I. V. & Mikhaleva, G. V. (2019). Russian and Foreign Approaches to Media Education of Young People in Matters Relating to Interethnic Tolerance. Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59 (3): 381-392. URL: http://eiournal53.com/journals nZ1568980096.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

Библиографический список

1. Bondarenko E. А. (2013) Media security of a person in the IT environment of modern school // Bulletin of ChelSU. 2013. №21 (312). P. 79-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediabezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-prostranstve-sovremennoy-shkoly (accessed date: 19.01.2020). (in Russian)

2. Demidov А. А. (2016) Development of non-formal, informal and media education for developing critical thinking and forming a person's information security // Managerial

consultancy. 2016. №2 (86). P. 113-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-neformalnogo-informalnogo-i-mediaobrazovaniya-dlya-tseley-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-i-formirovaniya (accessed date: 24.01.2020). (in Russian)

3. Doctrine of information security of the RF. Approved by Presidential Decree of 05.12.2016 № 646 // [Electronic source]. -2016. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460/page/1 (accessed date: 19.01.2020). (in Russian)

4. Drozhzhin A. B. (2016) The role of mass media in realization of the state national policy of the Russian Federation // Drozhzhin A. Communicology: electronic scientific journal. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-informatsii-v-realizatsii-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (accessed date: 18.01.2020). (in Russian)

5. Kagermazova L. C. (2015) Ethnic tolerance as a basis for cultural interaction / L. C. Kagermazova, I. V. Abakumova // Heritage of centuries. 2015. №4. P. 98-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-tolerantnost-kak-osnova-vzaimodeystviya-kultur (accessed date: 21.07.2019). (in Russian)

6. Kohanaja O. E. (2011) Media education as a factor of information security of the society // Bulletin of MSACU. 2011. №3. С. 182-188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-kak-faktor-informatsionnoy-bezopasnosti-obschestva (accessed date: 24.01.2020). (in Russian)

7. Mal'kova V. K. (2014) Ethnic topic in the Russian IT environment // Communicology. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-tematika-v-rossiyskom-informatsionnom-prostranstve (accessed date: 24.02.2020). (in Russian)

8. Mihaleva G. V. (2019) Foreign theories and approaches to solving the problem of ethnic tolerance of the youth // Crede Experto: transport, society, education, language. 2019. №3. P. 97-109. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41179612 (accessed date: 24.02.2020). (in Russian)

9. Decree of President of the RF of December 19 2012. № 1666 «Concerning the strategy of state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // [Electronic source]. - 2012. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (accessed date: 10.02.2020). (in Russian)

10. Fedorov A. V. (2007) Media education in the USA, Canada and the UK / A. V. Fedorov, A. A. Novikova, V. L. Kolesnichenko, I. A. Karuna. Taganrog: Kuchma, 2007. 256 p. (in Russian)

11. Chelysheva, I. V. (2019) Methodological fundamentals of the problem of ethnic tolerance of student youth in Russian and English-speaking media education of the post-soviet period // Crede Experto: transport, society, education, language. 2019. № 3. P. 110-133. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41179612 (accessed date: 24.02.2020). (in Russian)

12. Chelysheva, I. V. & Mikhaleva, G. V. (2019). Russian and Foreign Approaches to Media Education of Young People in Matters Relating to Interethnic Tolerance. Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59 (3): 381-392. URL: http://ejournal53.com/journals n/1568980096.pdf (accessed date: 24.02.2020). (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.