Научная статья на тему 'Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования'

Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтническая толерантность / медиа / медиаобразование / медиакультура / теоретические концепции. / interethnic tolerance / media / media education / media culture / theoretical concepts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассмотрены проблемы межэтнической толерантности в контексте развития отечественного медиаобразования постсоветского периода. Противоречие, сложившееся в связи с обострением межэтнических отношений молодежи в современной социокультурной ситуации и недостаточным использованием потенциальных возможностей медиаобразования в решении вопросов межнациональных коммуникаций, формировании ценностного отношения молодого поколения к представителям других национальностей и культур, актуализирует обращение к имеющемуся опыту медиаобразовательной деятельности, накопленному в России последние годы. В связи с актуальностью проблемы автором предпринята попытка выявления приоритетных теоретических медиаобразовательных подходов к проблеме межэтнической толерантности. Автором представлен анализ теоретических, методических и практических положений процесса развития межэтнической толерантности студенческой аудитории, нашедших отражение в российской медиапедагике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE INTERETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THEORETICAL CONCEPTS OF THE DOMESTIC MEDIA EDUCATION

The problems of peaceful coexistence, mutual respect and constructive dialogue based on principles of interethnic tolerance between representatives of different ethnic groups are more urgent in the modern multicultural society than ever before. The article deals with the issues of interethnic tolerance in the context of the national media education of the post-Soviet period. The contradiction that has arisen from the crisis of interethnic relations among young people in the contemporary sociocultural situation and insufficient use of media education potential in addressing the challenges of interethnic communications, teaching the young generation a value-based attitude to people of other nationalities and cultures, makes the experience of Russian media education rather important. The author of the article has attempted to identify priority theoretical media education approaches to promoting interethnic tolerance. The analysis of recent Russian scientific publications devoted to interethnic tolerance among university students in the media educational context indicates a close connection of promoting interethnic tolerance with the basic theoretical concepts of media education. It is possible to distinguish the ethical, cultural, sociocultural theoretical approaches and the theory of critical thinking as the most dominant ones. As a rule, these theoretical approaches are integrated with each other and constitute a complicated system that defines the goals and objectives of the educational process for university students.

Текст научной работы на тему «Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования»

УДК 37.01 Б01 10.24411/2070-0695-2020-10105

И В. Челышева

Ростовский государственный экономический университет,

Ростов-на-Дону

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы межэтнической толерантности в контексте развития отечественного медиаобразования постсоветского периода. Противоречие, сложившееся в связи с обострением межэтнических отношений молодежи в современной социокультурной ситуации и недостаточным использованием потенциальных возможностей медиаобразования в решении вопросов межнациональных коммуникаций, формировании ценностного отношения молодого поколения к представителям других национальностей и культур, актуализирует обращение к имеющемуся опыту медиаобразовательной деятельности, накопленному в России последние годы. В связи с актуальностью проблемы автором предпринята попытка выявления приоритетных теоретических медиаобразовательных подходов к проблеме межэтнической толерантности. Автором представлен анализ теоретических, методических и практических положений процесса развития межэтнической толерантности студенческой аудитории, нашедших отражение в российской медиапедагике.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, медиа, медиаобразование, медиакультура, теоретические концепции.

Введение

Проблемы мирного сосуществования, взаимного уважения и конструктивного диалога, основанного на принципах межэтнической толерантности между представителями различных этносов, как никогда актуальны в современном поликультурном обществе. Согласно определению Е. Ю. Жмыровой и В. А. Монастырского, этническая или межнациональная толерантность -это «терпимое и уважительное отношение носителя какой-либо национальности к другим расам и этносам, их менталитету, национальным языкам, культурам, поведению, внешности. В то же время межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения конкретной личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя - субъекта национальных и межнациональных отношений» [5. С. 22].

Последние годы проблемы межэтнической толерантности молодого поколения приобретают особый актуальный статус. Это связано с обострением геополитической обстановки, активизацией миграционных и глобализационных процессов, расширением поля межкультурной коммуникации, в которую активно вовлечена молодежь, в том числе и посредством масс-медиа. В этих условиях одной из важных задач выступает недопущение межэтнических конфликтов, противодействие разжиганию межнациональной розни, снижение рисков ксенофобии и вражды в поликультурном пространстве; актуализируются проблемы анализа медийных образов, представленных в произведениях медиакультуры, их разновекторной интерпретации, неоднозначности прочтения и оценок. В этом контексте возникает вопрос об использовании медиаобразовательного потенциала в процессе развития межэтнической толерантности современной студенческой молодежи, активно вовлеченной в процессы межкультурной коммуникации и международного информационного обмена.

Обзор работ по теме

Различные аспекты медиаобразования студенческой аудитории нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей: О. А. Баранова, И. В. Вайсфельда, И. Н. Гайдаревой, Л. С. Зазнобиной, Н. Б. Кирилловой, Л. Мастермана, С. Н. Пензина, Г. А. Поличко, А. В. Спичкина, Ю. Н. Усова, А. В. Федорова, А. В. Шарикова, Дж. Брайанта, Дж. Келли, С. Томпсона, Б. Бахмайера, Д. Бэкингема, Л. Мастермана, Р. Данко, Е. Корзинского и др.

Как показал анализ научных трудов последних 30-ти лет, несмотря на широкий круг охвата тем и направлений, которые были представлены в области медиапедагогики в период с 90-х годов ХХ века, до настоящего времени не было представлено полномасштабного анализа проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в контексте российского медиаобразования в постсоветский период.

Проведенный анализ свидетельствует также, что в отечественной научной литературе постсоветского периода проблематика развития толерантности в контексте освоения медиакультуры и возможностей медиаобразования студентов носит междисциплинарный характер и охватывает психологические, педагогические, социологические, филологические области. Различные аспекты исследуемой проблемы частично представлены в трудах последних лет В. А. Виниченко [1; 2]; Л. А. Ивановой [6]; Е. Д. Павловой [9]; О. В. Печинкиной [10]; А. В. Федорова [11; 12]; Н. Ф. Хилько [13]; Н. Ю. Хлызовой [14], И. В. Челышевой [15]; М. Н. Черкасовой [10]; Т. И. Чечет, Ю. В. Борисовой, Е. Ю. Ионкиной [17] и др.

Например, в работах В. А. Виниченко [1; 2], А. В. Федорова [11], Н. Ф. Хилько [13], И. В. Челышевой [15] представлен анализ медиаобразовательного потенциала в процессе развития толерантности личности. Киноискусство как средство воспитания толерантности рассматривается в исследованиях Е. Ю. Жмыровой [4] и В. А. Монастырского [5].

Исследование Е. Д. Павловой [9] посвящено формированию национальной информационной культуры подрастающего поколения средствами медиаобразования. В работе М. Н. Черкасовой [10] рассматриваются медиалингвистические и медиакритические аспекты репрезентации медиасобытий и медиаобразов на примере языка вражды.

Т. И. Чечет, Ю. В. Борисова и Е. Ю. Ионкина [17] посвятили свое исследование комплексному подходу к личностным проблемам формирования критического мышления и толерантности современного образовательного процесса при обучении иностранным языкам, в том числе - и на материалах масс-медиа.

Исследования Л. А. Ивановой [6], Э. И. Муртазиной [7], О. В. Печинкиной [10], Н. Ю. Хлызовой [14] затрагивают поликультурные аспекты медиаобразовательного процесса в контексте изучения иностранных языков.

Цель, задачи, материал исследования

Цель настоящего исследования заключается в выявлении приоритетных теоретических медиаобразовательных подходов к проблеме межэтнической толерантности; процессов, связанных со спецификой развития межэтнического сознания в современном российском обществе с точки зрения использования потенциала медиаобразования.

Основные вопросы данного исследования включают анализ теоретических аспектов проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в медиаобразовательном контексте.

Методы исследования: анализ научных трудов изучаемой проблемы, теоретический анализ и синтез; обобщение и классификация, контент-анализ.

Полученные результаты и их интерпретация

Предпримем попытку представить анализ проблемы развития межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических подходов к медиаобразованию.

Межэтническая толерантность как интегративное личностное образование имеет глубокий ценностный смысл. В связи с этим воспитание ценностного отношения молодежи не только к своей, но и к иным нациям, уважение к представителям других этносов и культур выступают как один из ключевых факторов стабильности и сохранения мира в современном поликультурном обществе, в связи с чем актуализируется обращение к социокультурным аспектам данной проблемы. Справедливым в этом отношении является мнение Е. Д. Павловой, рассматривающей проблемы формирования национальной информационной культуры через призму аксиологического потенциала медиаобразования как одного «из способов формирования национальной информационной культуры, социальной интеграции, развития личности и становления гражданского общества» [9. С. 204]. В России будущее медиаобразования автор связывает с решением проблем преодоления «деструктивных ориентаций в зрительской культуре и в приобщении молодежи к духовным, этническим, этнокультурным и эстетическим ценностям, проведении патриотического и гражданского воспитания в сфере экранной культуры» [9. С. 204].

В аспекте этического подхода к медиаобразовательному процессу цель медиаобразования заключается в том, чтобы «приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения (отвечающей, к примеру, конкретной религии, уровню развития цивилизации, демократии и т.д.)» [9. С. 45].

Процесс формирования нравственных ценностей личности в контексте формирования толерантного сознания осуществляется в процессе постижения медиаобразов путем идентификации, эмпатии, сопереживания. Е. Ю. Жмырова, указывающая на по ли функциональный характер воздействия киноискусства на зрителя, отмечает широкие возможности последнего для построения картины мира зрительской аудитории - процессов социализации, формирования поведенческих стратегий, ценностных отношений, обогащения эмоционального опыта и других, не менее важных глубинных аспектов личностного развития: «киноискусство оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает глубокие и сложные переживания. Искусство активизирует психическую деятельность человека, помогает ему лучше понять окружающий мир, других людей, самого себя, проникнуть в сущность тех иных явлений действительности и, как следствие, изменить к ним свое отношение»

[4].

Как известно, цель критической теории медиаобразования - «научить аудиторию анализировать ивыявлятьманипулятивныевоздействиямедиа,ориентироватьсявинформационном потоке» [9. С. 42]. Между аксиологическими позициями формирования межэтнической толерантности личности и самостоятельной, критической оценкой медиапроизведений существует тесная взаимосвязь. Развитие критического, аналитического мышления по отношению к медиатекстам, транслируемым СМИ, выступает одним из факторов толерантного сознания личности. Специфика аксиосферы медиатекста, по мнению М. Н. Черкасовой, заключается в том, что последняя «создается и моделируется уже на базе существующей системы ценностей, при этом происходит взаимодействие и взаимовлияние этих двух сущностей. В результате формируются новые понятия и стиль мировосприятия, трансформируется коллективное мышление» [16]. Нередко результатом данного процесса выступает формирование на ценностном уровне понятий «своих» и «чужих», в том числе - когда речь идет о представителях различных этнических сообществ. В результате лингвистического мониторинга автор приводит многочисленные примеры лексики, употребляемой в современных СМИ, и обосновывает необходимость осуществления анализа медиадействительности: «любое медиасобытие или медиаобраз - продукт медиаиндустрии, в которой задействованы политические, финансово-экономические, социокультурные, психолингвистические средства и способы создания того или иного медийного явления. И язык вражды, одним из проявлений которого и является описание и трактовка военных действий или отдельные номинации (например, ""гастарбайтср ). необходимо изучать, интерпретировать и корректировать согласно месту и времени употребления, так как в противном случае возможны искажения как медиасобытия, так и медиаобраза» [16]. Нужно отметить, что данные позиции справедливы не только для профессиональной медиасферы, но и в массовом медиаобразовании.

Одной из ключевых задач медиаобразования в контексте критической теории выступает развитие критической автономии, развитие аналитического мышления и выработка самостоятельной оценки медиатекстов различных видов и жанров. Поэтому технологии развития критического мышления в зарубежных и отечественных медиапедагогических моделях не теряют своей актуальности на протяжении последних десятилетий. В частности, возможности использования технологии критического мышления в развитии толерантности студентов представлены Э. И. Муртазиной на примере занятий по английскому языку [7]. Широкие возможности в процессе развития межэтнической толерантности студенческой аудитории открывает осуществление анализа произведений медиакультуры. Комплексный анализ медиатекста, рассматриваемый как сложный мыслительный процесс, требующий от адресата медиа осознанной рефлексии, распознавания как отдельных символов, кодов, знаков произведения медиакультуры, так и его целостного, контекстного отражения, может служить важным пусковым механизмом построения диалога между зрительской аудиторией и авторами медиатекста, способствующим развитию аналитических и интерпретационных умений, осознанию важности межэтнических проблем, рассматриваемых в медиапроизведении.

Об эффективности использования технологии критического мышления в работе со студентами по развитию межэтнической толерантности свидетельствует и исследование Т. И. Чечет, Ю. В. Борисовой, Е. Ю. Ионкиной [17]. Авторы используют широкий комплекс различных форм обучения с использованием технологических приемов развития критического мышления студентов, в том числе - и на материале медиапроизведений, включая создание проблемных ситуаций, диалогических форм работы с текстом, ведения «двойных дневников», использования методики «Вызов-осмысление-рефлексия», приемов «Инсерт», «Оставьте за мной последнее слово» и др. В результате формировать у студентов в процессе обучения «креативное мышление и толерантность как основные черты личности в межнациональном и межконфессиональном пространстве и тем самым решать одну из важнейших проблем современного общества -воспитывать нравственный тип личности - критически мыслящий и толерантный по отношению к другим культурам» [17].

Как свидетельствует опыт практической деятельности, анализ произведений медиакультуры неслучайно выступает ключевым фактором развития критического мышления. Именно диалог с медиатекстом, а не его пассивное потребление играет здесь главную роль. Так, например, обращаясь к произведениям кинематографа, зрители, по справедливому свидетельству Е. Ю. Жмыровой и В. А. Монастырского, «становятся активными участниками экранных событий, принимают решения, делают умозаключения, думают о том, как бы поступили сами в данном конкретном случае. При правильном выборе фильмов и продуманной организации просмотра можно целенаправленно влиять на формирование ценностных ориентаций, отношения к жизни, убеждений и личностных качеств зрителя, в том числе и такого качества, как толерантность» [5. С. 36]. На наш взгляд, представляется закономерным, что в процессе осуществления анализа произведений медиакультуры одновременно осуществляется и функция творческого освоения медиамира, позволяющая аудитории расширять границы межкультурного и межнационального общения, конструктивной коммуникации, воспитания уважения к родной культуре и одновременно - принятие культуры других этносов и народов. Данный процесс может осуществляться как на специально организованных занятиях со студентами медиаобразовательного цикла, так и в процессе изучения учебных дисциплин, интегрирующих медиаобразование.

Так, например, в научных работах О. В. Печинкиной анализируется процесс интеграции медиаобразовательных методик и технологий в освоении студентами межкультурной коммуникации на материале американских медиатекстов. В качестве основных приемов автором используются проектные задания, ролевые игры, анализ ситуаций, «культурно-специфических невербальных и паравербальных коммуникативных стратегий» [10] и т. д. При этом студенческой аудиторией достигаются цели развития критического осмысления произведений медиакультуры, что, как известно, выступает одним из ключевых факторов медиакомпетентности личности. О. В. Печинкина подчеркивает, что «при интеграции медиаобразования с обучением межкультурной коммуникации возникает синергетический эффект, способствующий более осознанному и критическому восприятию информации, непринуждённому проникновению в иноязычную культуру и постижению её основ» [10]. Наш опыт организации работы по включению медиаобразовательных методик и технологий в программы ряда учебных дисциплин, связанных с проблемой развития межэтнической толерантности студенческой аудитории («Поликультурное образование», «Воспитательные традиции народов Юга России», «Социально-педагогическая поддержка детей, подвергшихся насилию» и др.), также позволяет обозначить перспективность интегрированного направления. Как представляется, дальнейшие перспективы развития межэтнической толерантности «студенческой аудитории в медиаобразовательном контексте могут быть связаны с использованием методик и технологий активного и интерактивного обучения, к основным характеристикам которых можно отнести активизацию интереса аудитории к изучаемой проблеме, высокую степень активности, включенности в образовательный процесс, возможности творческой реализации и т. п. В связи с этим анализ новых и развитие существующих направлений в изучении проблем развития межэтнической толерантности и возможностей медиаобразования направлен на расширение границ использования медиаобразовательного потенциала в профессиональной подготовке бакалавров и магистрантов, обеспечивающего не только решение важных образовательных и воспитательных задач, но и способствующего развитию медиакомпетентности студенческой аудитории» [15].

Основные положения культурологической теории медиаобразования, основанной на диалогическом подходе, предполагают активную позицию аудитории, которая «не просто "считывает" информацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Отсюда вытекает главная цель медиаобразования: помочь аудитории понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т. д.» [12. С. 42].

В самом деле, представить себе процессы, связанные с развитием межэтнической толерантности подрастающего поколения, на монологическом уровне невозможно, так как именно на позициях конструктивного диалога этносов, культур основаны положения толерантности в целом. Диалог культур, как известно, выступает одной из методологических основ медиаобразования. Вслед за А. В. Федоровым обратимся к справедливому утверждению о том, что «медиаобразование опирается на возможности "диалога культур", который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных странах планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и практику» [11. С. 16].

Расширение международных связей, необходимость межэтнического и межкультурного диалога в реальном и виртуальном пространстве, которым характеризуется современный мир с приходом Интернет, актуализируют проблемы межкультурной коммуникации, в которую особенно активно вовлечена студенческая молодежь. По мнению Н. Ю. Хлызовой, «цель медиаобразования в формировании межкультурной коммуникации - научить обучающегося быть грамотным потребителем иноязычной медиаинформации, способствовать овладению механизмами взаимодействия с иноязычными медиа» [14]. Безусловно, данное взаимодействие должно строиться на принципах принятия, взаимного уважения и высокого уровня коммуникативной культуры, где опять-таки центральным звеном будет выступать конструктивный диалог между представителями этнических сообществ.

Соответственно, диалоговые позиции являются важными факторами исследований в этнокультурной сфере. Так, исследование методологических основ формирования этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум осуществлено Н. Ф. Хилько [13]. Этот процесс, по свидетельству автора, «позволяет объективно определить возможности интеграции ценностей народной культуры (духовно-нравственных, семейных, родственных, гражданских, этноконфессиональных) в содержание различных медиаобразовательных программ с помощью особой формы интеграции» [13]. Изучение возможностей медиаобразования в процессе нравственного воспитания позволило Н. Ф. Хилько выделить два основных вектора использования медиаобразовательного потенциала в процессе межэтнической и межкультурной коммуникации: «развитие этнического самосознания и национально-культурной идентичности зрителей в национально-смешанной среде в процессе воспроизводстваэтническойкультуры; расширение рамок этнокультурных форм аудиовизуального творчества и специфического фольклора [13].

Теоретическая база социокультурной теории медиаобразования, как известно, «основана на двух компонентах - культурологическом (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическом (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа)» [11. С. 44]. С социокультурными положениями в межэтническом взаимодействии тесно связаны идеи построения гражданского общества, мира, взаимного уважения. Медиа в настоящее время становятся не только источниками информации, важным фактором формирования ценностей и предпочтений аудитории, ее социокультурным агентом, но и выступают одной из доминирующих основ для формирования общественного мнения аудитории, в том числе - и студенческой.

В этой связи интерес представляют исследования В. А. Виниченко [1; 2], предметом которых выступает использование медиаобразовательного потенциала для формирования межкультурной компетенции студенческой аудитории. Понимая под межэтнической толерантностью «интегративное качество личности человека, основанное напозитивной этнической идентичности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям иного этноса, взаимодействие с которыми определяют принципы культуры межнационального общения» [1], к основным компонентам последней автором отнесены когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Использование целого ряда медиаобразовательных приемов и методов, таких как анализ

медиатекста, медиатворческие задания, самостоятельная разработка медиатекста и т. д., основывалось на следующих показателях: «целостность знаний о межэтнической толерантности; отношение к культурной специфике различных этнических групп; наличие умений и навыков взаимодействия с представителями иного этноса» [1].

Конечная цель формирования межэтнической толерантности студенческой молодежи в модели, предложенной В. А. Виниченко, направлена на достижение высокого уровня межкультурной компетенции, которая включает в себя «развитие толерантности и эмпатии как основы межкультурной коммуникации; расширение теоретических знаний об ином образе жизни; знакомство с другими национальными ценностями представителей других народов; знакомство с особенностями повседневного поведения и правил общения в деловой и личной жизни» [2].

Программа, направленная на развитие национальных традиций и гражданской ответственности детей и молодежи средствами медиатекста социальной рекламы, была разработана под руководством директора Академии инновационного образования и развития г. Москвы О. В. Рубцовой [8]. Содержательные компоненты теоретического, методического и практического блоков программы нацелены на «приобретение знаний, умений, навыков общения в поликультурной информационной социальной среде с учетом правовых норм общества; принятие и присвоение общечеловеческих ценностей; применение полученных знаний, умений в повседневной жизни и социальном проектировании; создание условий самовоспитания, саморазвития и самовыражения личности» [8]. Позже, согласно поставленной задаче «консолидации сил учителей, родителей и общественности по развитию национальных традиций и гражданской ответственности детей и молодежи» [8], О. В. Рубцовой была инициирована реализация программы, в которой принимали участие не только дети и молодежь, но также учителя, родители, представители общественности. Основными формами в этой комплексной программе выступали: «беседы, лекции, тренинги, игры, организация деятельности школьного радио, телевидения, выпуск школьной газеты, совместные совещания, собрания, встречи по педагогическому всеобучу родителей, а также изучение особенностей работы с медиатекстом социальной рекламы как особого вида социального творчества» [8]. Думается, что подобная практика включения всех субъектов образовательного процесса, в том числе представителей широкой общественности, в процесс приобщения молодого поколения к принципам поликультурности имеет большие перспективы в будущем не только в школе, но и в вузе.

Заключение

Как показало исследование, в постсоветский период отечественными исследователями рассматривался достаточно широкий круг вопросов, связанных с возможностями медиаобразования для развития межэтнической толерантности молодого поколения, начиная от использования отдельных приемов или интеграции медиаобразования [6; 10; 14; 15; 17 и др.], и заканчивая построением целостных образовательных модулей и программ [1; 2; 4; 5; 8 и др.].

Несмотря на различие медиаобразовательных подходов, инструментария и методов, общая цель рассмотренных исследований направлена на ключевые аспекты формирования межэтнической толерантности, тесно связанные с понятиями миролюбия и уважения к истории, культуре и традициям других этносов, культур, народов, где произведения медиакультуры призваны способствовать консолидации и открытию широких возможностей «для диалога культур в глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях» [11. С. 16].

Выводы и перспективы исследования

Анализ отечественных научных публикаций последних лет по проблематике развития межэтнической толерантности студенческой аудитории в медиаобразовательном контексте свидетельствует о тесной связи обозначенной проблемы с основными теоретическими концепциями медиаобразования. В качестве доминирующих здесь можно выделить этический, культурологический, социокультурный теоретические подходы и теорию критического мышления. Как правило, данные теоретические подходы интегрированы между собой и составляют комплексную систему, определяющую цели и задачи учебно-воспитательного процесса студентов.

С точки зрения этического подхода развитие межэтнической толерантности в медиаобразовательном контексте рассматривается как важный фактор приобщения аудитории к нравственным и этическим нормам мирного сосуществования представителей разных народов, основанных на взаимном уважении и принятии друг друга.

Культурологический подход к исследуемой проблеме основан на диалоговых позициях, предполагающих конструктивное взаимодействие представителей разных национальностей в медийном пространстве. В. А. Возчиков резонно полагает, что в процессе медиаобразования «постижение медиакультуры осуществляется через развитие ментальной, нравственно-этической, мировоззренческой, эстетической и прочих важнейших характеристик личности, шире - ее духовной объективности» [3. С. 4].

С культурологическими позициями тесно связаны социокультурные подходы к развитию межэтнической толерантности в контексте медиаобразования. Осознание социальной роли произведений медиакультуры в этом процессе, их интерпретация позволяет молодому поколению не просто адаптироваться к возрастающему темпу информационных потоков, а творчески взаимодействовать с ними, расширяя границы межкультурного и межнационального общения, конструктивной коммуникации, формируя уважение к родной культуре и одновременно -принятие культуры «другого».

В современной социокультурной ситуации проблема межэтнической толерантности в медиасфере тесно связана и с критическим подходом, включающим развитие аналитических умений в процессе восприятия, анализа и интерпретации произведений медиакультуры. Обилие медиатекстов, навязывающих адресату медиа позиции непримиримости, ксенофобии, враждебности, намеренное искажение реальной действительности, пропаганду экстремизма и т. д., неизменно актуализирует задачи, связанные с развитием критической автономии личности. В этом смысле можно согласиться с мнением И. П. Шкуратовой о том, что «факт множественности интерпретаций любого события неизбежно приводит к мысли об относительности всяких истин, в том числе и общепринятых, и приучает человека относиться критично как к мнениям авторитетов, так и к своему собственному суждению. С нашей точки зрения, такая установка является одной из важнейших составляющих толерантного мышления, поскольку допускает возможность собственной ошибки и правоты другого человека» [18].

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

Список литературы

1. Виниченко В. А. Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов

по связям с общественностью. Автореф.....дис. к.п.н. Иркутск, 2011. 20 с. URL: https://www.

dissercat.com/content/formirovanie-mezhetnicheskoi-tolerantnosti-u-budushchikh-spetsialistov-po-svyazyam-s-obshche (дата обращения: 20.04.2019).

2. Виниченко В. А. Методы медиаобразования в формировании межкультурной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью // Мир науки, 2017. Т. 5. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN517.рс^_(дата обращения: 21.05.2019)._

3. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2007. 28 с. URL: https://www.ifap.ru/library/bookl97.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

4. Жмырова Е. Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2008. № 3 (59). С. 303-306.

5. Жмырова Е. Ю., Монастырский В. А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 189 с.

6. Иванова Л. А. Медиаобразование в обучении иностранным языкам - веление времени // Magister Dixit. 2013. № 2. С. 104-114.

7. Муртазина Э. И. Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления. // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 1 (29). С. 76-82.

8. Рубцова О. В. Развитие национальных традиций и гражданской ответственности детей и молодежи средствами медиатекста социальной рекламы // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7. URL: http://mic.org.ru/2013g/7-nomer-2013/256-razvitie-natsionalnykh-traditsij-i-grazhdanskoj -otvetstvennosti-detej -i-molodezhi-sredstvami-mediateksta-sotsialnoj -reklamy (дата обращения: 29.04.2019).

9. Павлова Е. Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры //Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2007. С. 204-208.

10. Печинкина О. В. Медиаобразование в контексте межкультурной коммуникации (на материале средств массовой информации США) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 50-66.

11. Федоров А. В. Новикова В. Л. Колесниченко И. А. Каруна И. А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма. 2007. 256 с.

12. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та. 2010. 64 с. URL: https://www.ifap.ru/library/book546.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

13. Хилько Н. Ф. Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы) // Медиаобразование, 2013. № 1. С. 16-23.

14. Хлызова Н. Ю. Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации // Magister Dixit. 2012. №2. С. 93-97.

15. Челышева И. В. Медиаобразование в развитии межэтнической толерантности студентов высшей школы // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 81-93.

16. Черкасова М. Н. Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды) // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 18 (89). С. 250-257.

17. Чечет Т. И., Борисова Т. И., Чечет Ю. В., Ионкина Е. Ю. Формирование критического мышления и толерантности как основных качеств личности в современном межнациональном пространстве при обучении иностранным языкам // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: проблемы социально-гуманитарного знания. 2014. Т. 19. №24(151). С. 151-154.

18. Шкуратова И. П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ. 2003. № 5. С. 4-7.

THE DEVELOPMENT OF THE INTERETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THEORETICAL CONCEPTS OF THE DOMESTIC MEDIA EDUCATION

Chelysheva I. V, Rostov State Economic University (RINH'), Rostov-on-Don,

ivchelyshevcifxtiyandex. ru

The problems of peaceful coexistence, mutual respect and constructive dialogue based on principles of interethnic tolerance between representatives of different ethnic groups are more urgent in the modern multicultural society than ever be fore. The article deals with the issues of interethnic tolerance in the context of the national media education of the post-Soviet period. The contradiction that has arisen from the crisis of interethnic relations among young people in the contemporary sociocultural situation and insufficient use of media education potential in addressing the challenges of interethnic communications, teaching the young generation a value-based attitude to people of other nationalities and cultures, makes the experience of Russian media education rather important.

The author of the article has attempted to identify priority theoretical media education approaches to promoting interethnic tolerance. The analysis of recent Russian scientific publications devoted to interethnic tolerance among university students in the media educational context indicates a close connection of promoting interethnic tolerance with the basic theoretical concepts of media education.

It is possible to distinguish the ethical, cultural, sociocidtiiral theoretical approaches and the theory of critical thinking as the most dominant ones. As a rule, these theoretical approaches are integrated with each other and constitute a complicated system that defines the goals and objectives of the educational process for university students.

Key words: interethnic tolerance, media, media education, media culture, theoretical concepts.

References

1. Vinichenko, V. A. (2011). Formirovanie mezhehtnicheskoj tolerantnosti u budushchih specialistov po svyazyam s obshchestvennostyu [Formation of interethnic tolerance in future specialists in public relations]. Author. ... dis. Ph.D., Irkutsk. 20 p, available at: https://www.dissercat.com/content/ formirovanie-mezhetnicheskoi-tolerantnosti-u-budushchikh-spetsialistov-po-svyazyam-s-obshche (accessed: 20.04.2019). (In Russ.).

2. Vinichenko, V. A. (2017). Metody mediaobrazovaniya v formirovanii mezhkulturnoj kompetencii bakalavrov reklamy i svyazej s obshchestvennostyu [Methods of media education in the formation of intercultural competence of bachelors of advertising and public relations]. Mir nauki [World of Science], 5, 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN517.pdf (accessed: 21.05.2019). (In Russ.).

3. Vozchikov, V. A. (2007). Filosofiva obrazovaniya I mediakultura informacionnogo obshchestva [Philosophy of education and media culture of the information society]. Author, dis. ... dr. philos. sciences. SPb., 28 p., available at: https://www.ifap.ru/library/bookl97.pdf (accessed: 05.04.2019).

4. Zhmyrova, E. Yu. (2008). Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniyatolerantnosti [Cinematography as a means of cultivating tolerance]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], Tambov, 3 (59), pp. 303-306. (In Russ.).

5. Zhmyrova, E. Yu. & Monastyrskiy,V. A. (2012). Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u uchashchejsya molodezhi [Cinematography as a means of fostering tolerance among students]. Business-Science-Society PROO, Tambov, 189 p, available at: http://window.edu.ru/ resource/097/77097/responses (accessed: 03.04.2019). (In Russ.).

6. Ivanova, L. A. (2013). Mediaobrazovanie v obuchenii inostrannym yazykam velenie vremeni [Media Education in Teaching Foreign Languages - the imperative of timc|. Magister Dixit [Magister Dixit], 2, pp. 104-114. (In Russ.).

7. Murtazina, E. I. (2018). Razvitie tolerantnosti studentov na zanyatiyah-anglijskogo yazyka s ispolzovaniem tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya [Development of tolerance of students in the classroom of the English language using the technology of development of critical thinking]. Vestnik Marijskogo-gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University], 1 (29), pp. 76-82. (In Russ.).

8. Rubtsova, O. V. (2013). Razvitie nacionalnyh tradicij I grazhdanskoj otvetstvennosti detej i molodezhi sredstvami mediateksta socialnoj reklamy [Development of national traditions and civic responsibility of children and young people by means of a social advertising media text]. Media. Informaciya. Kommunikaciya [Media. Information. Communication], 7. available at: http://mic.org. ru/2013g/7-nomer-2013/256-razvitie-natsionalnykh-traditsij-i-grazhdanskoj-otvetstvennosti-detej-i-molodezhisredstvami-medksta-sotsialnoj-reklamy (accessed: 29.04.2019). (In Russ.).

9. Pavlova, E. D. (2007). Mediaobrazovanie kak sposob formirovaniyanacionalnoj informacionnoj kultury [Media Education as a Method of Forming a National Information Culture]. Prioritetnye nacionalnve proekty pervye itogi I perspektivv realizacii [Priority national projects: first results and prospects for implementation], INION RAN, Moscow, pp. 204-208. (In Russ.).

10. Pechinkina, O. V. (2015). Mediaobrazovanie v kontekste mezhkulturnoj kommunikacii-na materiale sredstv massovoj informacii SSHA [Media education in the context of intercultural communication (on the material of the USA medi a)]. Crede Experto: transport-obshchestvo-obrazovanie-yazyk [Crede Experto: transport, society, education, language], 1, pp. 50-66. (In Russ.).

11. Fedorov, A. V. & others. (2007). Mediaobrazovaniye v SSHA, Kanade i Velikobritanii [Media Education in the USA, Canada and the UK], Taganrog, Kuchma Publishing House, 256 p. (In Russ.).

12. Fedorov, A. V. (2010). Slovar terminov po mediaobrazovaniyu mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Glossary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence]. Publishing House Taganrog state pedagogical institute, Taganrog, 64 p. available at: https://www.ifap.ru/library/book546.pdf (accessed: 10.05. 2019). (In Russ.).

13. Khilko, N. F. (2013). Formirovanie ehtnokulturnoj identichnosti v processe integracii massovogo mediaobrazovaniya v polikulturnyj socium metodologicheskie-problemy [Formation of ethnocultural identity in the process of integrating mass media education into a multicultural society (methodological problems)].Mediaobrazovanie. [Media Education], 1, pp. 16-23. (In Russ.).

14. Khlyzova, N. Yu. (2012). Mediaobrazovanie v obuchenii mezhkulturnoj-kommunikacii [Media education in teaching intercultural communication] Magister Dixit. [Magister Dixit], 2, pp. 93-97. (In Russ).

15. Chelysheva, I. V. (2016). Mediaobrazovanie v razvitii mezhehtnicheskoj-tolerantnosti studentov vysshej shkoly [Media Education in the Development of Inter-Ethnic Tolerance of Higher School Students].Mediaobrazovanie. [Media Education], 4, pp. 81-93. (In Russ.).

16. Cherkasova, M. N. (2010). Mediasobytie I mediaobraz s tochki zreniya medialingvistiki-i mediakritiki na primere yazyka vrazhdy [Media event and media image from the point of view of media linguistics and media criticism (on the example of hate speech)]. Nauchnye vedomosti-BelGU: seriya Gumanitarnye nauki. [Scientific statements of BelSU. Series: Humanities] BelGU, Belgorod, 18 (89), pp. 250-257. (In Russ.).

17. Chechet, T. I., Borisova, Yu. V. & Ikonina, E. Yu. (2014). Formirovanie-kriticheskogo myshleniya i tolerantnosti kak osnovnyh kachestv lichnosti v sovremennom mezhnacionalnom prostranstve pri obuchenii inostrannym yazykam [Formation of critical thinking and tolerance as the main personality traits in the modern international space when teaching foreign languages]. Izvestiya volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo-universiteta. Seriya problem socialno gumanitarnogo znaniya. [Proceedings of the Volgograd State Technical University. Series: problems of social and humanitarian knowledge], VSTU, Volgograd, T. 19, 24 (151), pp. 151-154. (In Russ.).

18. Shkuratova, I. P. (2003). Kognitivnaya slozhnost kak osnova tolerantnogo myshleniya [Cognitive complexity as the basis of tolerant thinking]. Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik [Age of Tolerance: Scientific Journalism Bulletin], MSU, Moscow, 5. pp. 4-7. (In Russ.).

Челышева Ирина Викториновна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и социокультурного развития личности Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ivchelysheva@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Челышева И. В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 40-49. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10105.

Chelysheva I. V. The development of the interethnic tolerance of students in the context of theoretical concepts of the domestic media education // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 40-49. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.