6. Клемантович, И.П., Чуйкина, Е.В. Нейропедагогика как развитие педагогических идей Г.Д. Ушинского // Нейронауки и благополучие общества: технологические, экономические, биомедицинские и гуманитарные аспекты: Сб. материалов конференции Отв. ред. О.Н. Ткаченко. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, - 2015. - С. 62-63.
7. Коменский, Я.А. Матетика, т.е. наука учения // - URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=2123&binn_rubrik_pl_articles=155 (дата обращения: 25.06.2019).
8. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года - URL: http://www.dpo-edu.ru/?page id=13095 (дата обращения: 24.04.2019).
9. Переверзев, Л.Б. Образовательная философия Сеймура Паперта // Вопросы образования. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovatelnaya-filosofiya-seymura-paperta (дата обращения: 25.04.2019).
10. Фрайссин, Ж. Матетика: трансдисциплинарная концепция обучения в цифровых сетях / Ж. Фрайссин // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. - Петрозаводск: Петрозаводский ГУ, 2016. - №• 1 (13) - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3074 (дата обращения: 24.04.2019).
11. Хало, П.В. Анализ перспективности отечественного форсайт-проекта образования и возможности его методологического и технического обеспечения / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2018. - N° 2. - С. 109 - 117.
12. Хало, П.В. Наука и образование в эпоху постмодерна / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2017. - № 2. - С. 186 - 193.
13. Хало, П.В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты / Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.
14. Хало, П.В., Галалу, В.Г., Омельченко, В.П., Бородянский, Ю.М. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека / Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4-1 (22). - С. 17.
15. Хало, П.В., Марченко, Б.И., Хвалебо Г.В. Применение нелинейно-динамического ЭЭГ-анализа для оценки и коррекции формирования предстартовых состояний / Валеология. - 2016. - № 2. - С. 71 - 80.
16. Хало, П.В., Фокин, В.Г., Каранда, Л.И. Проблемы и перспективы применения NBICS-конвергенционных технологий в физической культуре и спорте // В сборнике: Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма сборник материалов XXI Всероссийской научнопрактической конференции. Ростов н/Д, - 2018. - С. 194 - 199.
17. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Туревский, И.М. Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния / Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 71 - 73.
18. ЮНЕСКО: Дорожная карта осуществления глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития / -URL: http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/3.0/igo (дата обращения: 24.04.2019).
19. Gilbert, T. F. Human Competence: Engineering Worthy Performance - San Francisco, CA, US: John Wiley & Sons, - 2007. - 416 р.
20. Trocme-Fabre, H. J'apprends, donc je suis. Introduction a la neuropedagogie. - Paris: NATHAN, - 1987. - 291 p.
И.В. Челышева
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме межэтнической толерантности современных студентов в контексте развития медиаобразовательных стратегий. Автором представлен анализ основных подходов к использованию медиаобразования в качестве важного стратегического ресурса формирования культуры межнационального общения, ценностного отношения к представителям других этносов и культур, гуманизма и конструктивного диалога.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, студенты, медиа, медиаобразование, медиакультура.
I. V. Chelysheva
APPROACHES TO THE PROBLEM OF INTERETHNIC TOLERANCE AMONG STUDENTS AND THE PROSPECTS FOR MEDIA EDUCATION *
Abstract.. The article discusses theoretical approaches to the problem of inter-ethnic tolerance of modern students in the context of the development of media education strategies. The author presents an analysis of the main approaches to the use of media education as an important strategic resource for the formation of a culture of inter-ethnic communication, value attitude to representatives of other ethnic groups and cultures, humanism and constructive dialogue.
Key words: interethnic tolerance, students, media, media education, media culture.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И.В. Челышева.
На современном этапе реформирования системы образования проблема совершенствования качества профессионального образования и подготовки специалиста, отвечающего общественным запросам, обретает все большую значимость. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информаци-
онных сферах, направлена на формирование общей и профессиональной культуры в том числе - и культуры межнационального взаимодействия.
Вслед за Н.Г. Марковой, заметим, что в основу культуры межнационального общения положены «национальные и общечеловеческие ценности, именно, они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения» [8].
Обострение межэтнических проблем в молодежной студенческой среде влечет за собой локальные конфликты, ксенобофию, проявления национализма, шовинизма, разжигания межнациональной розни, вражды и нетерпимости между представителями разных народностей. В связи с этим особую актуальность проблема развития межэтнической толерантности приобретает в работе с подрастающим поколением, что обуславливает актуальность формирования личной социальной позиции молодежи, повышения уровня ее межнациональной культуры. В современной ситуации реформирования системы высшего образования и экономической нестабильности актуализируются проблемы, связанные с определением места и роли студенческой молодежи в общественной, культурной, духовной жизни общества.
Одной из актуальных задач формирования общей культуры личности выступает формирование толерантного отношения к представителям других национальностей и культур, формирование межэтнической толерантности. Особое значение формирование ценностного отношения к представителям других национальностей и культур имеет в работе с подрастающим поколением, которому в скором времени придется принимать жизненно важные решения не только в личностной, но и в общественной сфере. Неслучайно в Декларации ЮНЕСКО воспитание признается «наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями» [1].
Одной из самых важных социальных групп молодого поколения является студенческая молодежь. Студенчество находится в активном поиске жизненных ценностей, культурных ориентиров. В связи с этим приобщение студенческой молодежи к таким культурным ценностям общества как межнациональная культура, уважение к другим этносам, выступает одним из ключевых аспектов личностного развития.
В диссертационном исследовании Н.П. Рыжих подчеркивается, что современная культура органично включает в себя «регуляторы социального взаимодействия, имеющие непосредственное или закодированное символическое выражение. Те из них, которые ограничивают, структурируют и детерминируют активность людей в процессе социального взаимодействия, придают ей обязательный характер, носят название социокультурных норм. Те, что определяют поля и шкалы возможных предпочтений и выборов в сферах вещей, представлений, отношений, действий принято называть культурными ценностями. Таким образом, в понятие «культура» включаются принципы, поддерживающие организацию совместной жизни и деятельности людей, выраженные в символических формах нормативных и ценностных образований» [12, 4].
В исследовании Т.К. Ростовской и Т.Э. Петровой студенчество рассматривается как «одна из наиболее интенсивных зон межэтнического взаимодействия, где формируются разнообразные этнические стереотипы, индивидуальные и коллективные установки молодёжи в отношении межэтнических и межрелигиозных контактов. Вместе с тем, молодые люди студенческого возраста, представляют собой наиболее активную социально-демографическую группу, восприимчивую к различным социально-экономическим и политическим явлениям, а также к современным технологическим достижениям» [11]. В самом деле, для студента сфера межличностных контактов выходит на первый план, становится личностно-значимой. Собственное благополучие, успешность, самореализация рассматривается в тесной связи с характером и местом, которое занимает молодой человек в социуме. Современные студенты активно вовлечены в сферу общения с представителями самых разных народов и культур. Этому способствует и межконфессиональная структура современного общества, и миграционные процессы, и академической мобильности. В связи с этим уровень культуры межнациональных отношений, характер межнационального общения, безусловно, имеет важное ценностное значение.
Как известно, студенческие годы представляют собой важный этап в жизни каждого молодого человека, во многом предопределяющий его жизненные стратегии и ценностные ориентации. Поступление в высшее учебное заведение знаменует собой переход на более высокий уровень личностного развития, включающего профессиональное самоопределение молодого человека, культурный рост, приобретение новых знаний. Период ранней взрослости, к которому относится этап студенчества, характеризуется как время активного формирования общей эмоциональной направленности личности, тесно связанной с мировоззренческими установками, одной из которых выступает уважительное отношение к представителям других этно-
сов и культур, осознание важности конструктивного диалога и взаимодействия в условиях поликультурного образовательного пространства. Обучение в высшем учебном заведении сопровождается активным развитием художественных и эстетических вкусов, формированием ценностных приоритетов, жизненных взглядов и установок. Именно здесь в неразрывном единстве рассматриваются осуществление учебной, научно -исследовательской, творческой деятельности молодежи, осуществляется ее профессиональное становление и личностное развитие. Неслучайно высшее учебное заведение рассматривается как важный фактор социализации и самореализации современного студента, как важный агент развития нравственных качеств, формирования социальной активности личности, одним из факторов которой выступает высокий уровень межэтнической толерантности.
В исследовании Е.В. Колебиной толерантность определяется как интегративное качество личности, к структурным компонентам которой относятся «когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностный» аспекты [7, 26].
По определению Е.Ю. Жмыровой и В.А. Монастырского, «этническая или межнациональная толерантность - это терпимое и уважительное отношение носителя какой-либо национальности к другим расам и этносам, их менталитету, национальным языкам, культурам, поведению, внешности. В то же время межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения конкретной личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя - субъекта национальных и межнациональных отношений» [7, 22].
Рассматривая структуру межэтнической толерантности студенческой молодежи, обратимся к исследованию Э.М. Бимбаевой, где представлены основные аспекты проявления внутренних и внешних факторов ее формирования. К внутренним факторам автором отнесены: «индивидуальные свойства личности (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, этническая принадлежность); индивидуально -типологические свойства личности (этническая самоидентификация, тип межэтнического поведения, наличие устойчивых образов восприятия представителей разных этносов как «близких», «чужих», «особых»)» [2]. Если говорить о внешних факторах, то здесь исследователем выделяются «особенности социокультурной среды; государственная политика в межэтнической сфере, политическая обстановка в стране и регионе; система образования и образовательные учреждения; средства массовой информации» [2].
Широкие возможности для общения без границ предоставляет современному студенту постоянно расширяющееся поле медиакультуры. Инновационные процессы, связанные с развитием цифрового образования, расширения коммуникативного поля межкультурного и межнационального обмена и другие, не менее важные факторы, касающиеся взаимодействия современного студенчества с медиа, свидетельствуют о том, что практически все сферы жизни современной молодежи связаны с освоением медиапространства.
Как следствие - в современной социокультурной ситуации существенно возрастает роль медиа (на материале телевидения, кинематографа, видео, Интернет), под влиянием которых происходит формирование нравственных оценок, социальных ориентиров и эстетических предпочтений подрастающего поколения [15].
Вместе с тем, опыт общения с медиаресурсами у молодежи, как правило, накапливается стихийно. Зачастую «самообразование» подобного типа не связано с формированием активной позиции в различных аспектах деятельности, а ограничивается тем, что аудитория просто бессистемно «поглощает» ту информацию, которую ей предлагают медиаканалы. К тому же, тревожные явления межнациональной розни, нетерпимости к представителям иных этносов и культур проявляются не только в реальной жизни, но и в глобальном информационном пространстве, возникают в социальных сетях, в блогах, чатах и т.п. [15]. И поэтому «вопросы воспитания, совершенствования и нравственного развития человека интересуют российское общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие в медиасфере, которая доступна каждому, а самое главное - подрастающему поколению» [4].
В современной социокультурной ситуации на одно из первых по значимости выходит проблема поиска оптимальных условий использования медиаресурсов в становлении ценностно-смысловых ориентаций личности, направленных на миролюбивое взаимодействие с представителям других народов и культур, воспитание личности, способной к саморазвитию и самореализации своих возможностей в поликультурном социуме не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве. В качестве одного из путей решения задач выработки самостоятельной, сознательной позиции, уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена, может рассматриваться потенциал медиаобразования, обращение к лучшему опыту отечественной и зарубежной медиапедагогики, включая формы и методы, направленные на развитие межэтнической толерантности современного молодого поколения, снижение ме-диарисков, связанных с экстремизмом, нетерпимостью и насилием.
Приобщение к культурным ценностям, в том числе - и к ценностям медиакультуры позволяет рассматривать медиаобразование как социально-культурное явление, рамки которого уже давно вышли за пределы педагогического знания и обрели статус универсального феномена, включено в число приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2]. В числе первоочередных
задач развития нашей страны в сфере образования и культуры в Концепции выделены: повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. ... Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества» [2].
Различные аспекты медиаобразования молодежной студенческой аудитории нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей: О.А.Баранова, Е.Ю. Жмыровой, Н.Б. Кирилловой, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усова, О.В.Печинкиной, А.В.Федорова, И.В.Челышевой, Н.Ф.Хилько, Н. Андерсена, Дж. Брайанта, Б.Бахмайера, Д.Букингема, Б. Дункана, Л.Мастермана, С.Томпсона, Д. Рашкофф и др.
Так, например, в работах Л. Мастермана определены основные принципы критического анализа ме-диатекстов и критической автономии личности; Б.Бахмайер и Д.Букингем рассматривают основные методические принципы медиаобразовательного процесса; Дж.Брайант, С.Томпсон, Д. Рашкофф и др. представляют анализ механизмов воздействия СМИ на аудиторию в контексте медиакоммуникации. Исследования Б. Дункана, Н. Андерсена, Дж. Пандженте, О. Мэлли посвящены генезису зарубежного медиаобразования и его современное состояние.
В работах отечественных медиапедагогов О.А. Баранова, С.Н.Пензина, Ю.Н.Усова рассматриваются проблемы медиаобразования молодежи на материале экранных искусств; в трудах Г.А.Поличко представлены возможности интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла (литература, история), изучение языка экранных медиапроизведений. Н.Б. Кирилловой освещены культурологические основы медиаобразования и проблемы развития медиакультуры на современном этапе. В работах А.В. Федорова представлены проблемы развития критического мышления и медиакомпетентности студентов, современное состояние медиаобразования в зарубежных странах. Современная медиакультура рассматривается А.В.Федоровым как «как объединяющая сила, способствующая диалогу культур в глобальном масштабе, а основная цель, которая должна быть реализована в условиях глобализации, - стремление к миру и безопасности в межнациональном сотрудничестве с опорой на образование, науку и культуру при всеобщем уважении справедливости, роли закона, прав человека и фундаментальных свобод. И здесь именно медиакультура способствует объединению и создаёт невиданные возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном и в интровертном (внутриличностном) уровнях» [Федоров, 2007: 16].
Исследования Н.Ф. Хилько обращены к формированию этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум. Н.Ф. Хилько резонно считает, что «изучение особенностей формирования этнокультурного статуса личности в медиаобразовательной среде позволяет объективно, определить возможности интеграции ценностей народной культуры (духовно-нравственных, семейных, родственных, гражданских, этноконфессиональных) в содержание различных ме-диаобразовательных программ с помощью особой формы интеграции. При этом определение связи этнокультурного видения в кино/ фото/видеотворчестве с механизмами идентификации этнокультурных архетипов личности возможно при помощи синтеза национально-культурных архетипов как визуальной информации, так и различных экранных произведений» [Хилько, 2013]. Так, например, автором отмечается, что основополагающим механизмом развития массового медиаобразования выступают именно нравственные ориентации личности. В связи с этим, автором выделяются два направления развития медиаобразования, связанных с проблемой межэтнической и межкультурной коммуникации:
- развитие этнического самосознания и национально-культурной идентичности зрителей в национально-смешанной среде в процессе воспроизводства этнической культуры;
- расширение рамок этнокультурных форм аудиовизуального творчества и специфического фольклора [14, 21].
В работах Е.Ю. Жмыровой и В.А.Монастырского представлен анализ проблемы развития толерантности средствами киноискусства. Подчеркивая уникальные возможности киноискусства в формировании толерантности, автор обращается к анализу сложных процессов постижения кинематографической реальности: идентификации, эмпатии, сопереживанию, которые так или иначе осуществляются в процессе взаимодействия аудитории с миром экрана, оказывают значительное влияние на становление нравственных ценностей, одной из которых и является толерантность личности. Обращаясь к произведениям кинематографа, зрители «становятся активными участниками экранных событий, принимают решения, делают умозаключения, думают о том, как бы поступили сами в данном конкретном случае. При правильном выборе фильмов и продуманной организации просмотра можно целенаправленно влиять на формирование ценностных ориен-таций, отношения к жизни, убеждений и личностных качеств зрителя, в том числе и такого качества, как толерантность» [6, 36].
О.В. Печинкина, рассматривая медиаобразование как важный инструмент обучения межкультурной коммуникации, приходит к выводу о том, что «при интеграции медиаобразования с обучением межкультур-
ной коммуникации возникает синергетический эффект, способствующий более осознанному и критическому восприятию информации, непринуждённому проникновению в иноязычную культуру и постижению её основ» [10].
Международный опыт медиаобразования свидетельствует о бурном развитии медиапедагогики в высшей школе многих стран: Великобритании, Канады, Австралии, США и др. В России медиаобразование не входит в перечень обязательных учебных дисциплин во многих вузах. Наиболее широкое распространение получили следующие направления медиаобразовательной работы с целью развития медиакомпетентно-сти: кружковые занятия, организация факультативов, творческие объединения медиаобразовательной направленности (телестудии, фотостудии и т.п.). Вместе с тем, очевидно, что использование медиаобразова-ния в процессе формирования межэтнической толерантности может стать одним из факторов развития ме-диакомпетентности личности студента, включающей развитие творческих способностей личности, критического мышления, приобретении умений ориентироваться в медиамире, творческого использования возможности медиакультуры для саморазвития и самосовершенствования и т.д.
Итак, глобализационные процессы, происходящие в современном мире, повлекли за собой существенные трансформации во всех сферах жизни современного общества. Поэтому согласимся с мнением Т.Г. Мосуновой о том, что проблемы, связанные с гармонизацией межнациональных отношений приобретают особую актуальность в условиях «мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, крупномасштабных миграций и перемещения населения» [9].
Анализ теоретических и методических подходов, особенностей, характерных для современного межнационального социума, интеграционных процессов, связанных со спецификой развития межэтнического сознания студенчества в современном информационном обществе показал, что в данном контексте ключевыми аспектами формирования межэтнической толерантности выступают понятия миролюбия и уважения к истории, культуре и традициям других этносов, культур, народов.
На основе проведенного анализа подходов к проблеме межэтнической толерантности студенческой молодежи в медиаобразовательном контексте можно выделить наиболее значимые вопросы использования потенциала медиаобразования. Среди них - выявление социокультурных, теоретических основ, педагогических условий и механизмов, определяющих сущность и перспективы изучения теоретических и практических аспектов проблемы межэтнической толерантности, определение основных направлений, форм и методов использования потенциальных возможностей медиаобразования для развития межэтнической толерантности, формирования этнокультурной идентичности личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. - URL: http://www.investreal-uk.com/ rus/gb/impressions/graveyard/index tolerance 1.htm. (дата обращения: 16.03.2019).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р /Министерство образования и науки РФ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
(дата обращения - 2.04.2019).
3. Бимбаева, Э.В. Межэтническая толерантность современных студентов (на примере республики Бурятия): автореф. дис. ... к.соц.н. /Э.В. Бимбаева. - Улан-Удэ, 2011. - URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/mezhjetmcheskaja-tolerantnost-sovremennyh-studentov.html
4. Виниченко, В.А. Формирование межэтнической толерантности у студентов в процессе профильного обучения / В.А. Виниченко// Вестник СВФУ - 2009. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-u-studentov-v-protsesse-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 13.04.2019).
5. Галеева, Л.И. Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи /Л.И.Галеева // Вестник КазГУКИ. - 2016. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-funktsionalnoe-soderzhanie-sotsialno-kulturnogo-tvorchestva-v-formirovanii-kultury-mezhnatsionalnogo-obscheniya (дата обращения: 21.04.2019).
6. Жмырова, Е.Ю., Монастырский, В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи / Е.Ю, Жмырова, В.А. Монастырский. - Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012 - 189 с. - URL: http://window.edu.ru/resource/097/77097/responses (дата обращения: 4.03.2019).
7. Колебина, Е.В. Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Колебина. - М., 2006. - 195 с.
8. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: дис. ... д.п.н. /Н.Г. Маркова. - Казань, 2010. - 553 с. - URL: http://www.dsHb.net/obw-pedagogika/formirovanie-kultury-mezhnacionalnyh-otnoshenij-studentov-v-polikulturnom.html (дата обращения: 27.03.2019).
9. Мосунова, Т.Г. Толерантность и личностная самоидентификация молодежи /Т.Г. Мосунова // Научный диалог. - 2013. - № 2 (14). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-i-lichnostnaya-samoidentifikatsiya-molodezhi (дата обращения: 10.04.2019).
10. Печинкина, О.В. Медиаобразование в контексте межкультурной коммуникации (на материале средств массовой информации США)/ О.В.Печинкина // «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». - 2015. - № 1 (03). - URL: http://ce.if-mstuca.ru (дата обращения 26.03.2019).
11. Ростовская, Т.К., Петрова, Т.Э. Культура межнационального общения в студенческой среде (анализ социологического исследования) /Т.К. Ростовская, Т.Э. Петрова// Вопросы управления. - 2017. - №2 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-mezhnatsionalnogo-obscheniya-v-studencheskoy-srede-analiz-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 21.04.2019).
12. Рыжих, Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: автореф. ... канд. пед. наук /Н.П.Рыжих. - Ростов на Дону, 2006. - 16 с.
13. Федоров А.В. и др. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании / науч. ред. А.В. Фёдоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 256 c.
14. Хилько, Н.Ф. Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы) /Н.Ф. Хилько// Медиаобразование, 2013. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-identichnosti-v-protsesse-integratsii-massovogo-mediaobrazovaniya-v-polikulturnyy-sotsium
15. Челышева, И.В. Медиаобразование в развитии межэтнической толерантности студентов высшей школы/И.В.Челышева // Медиаобразование, 2016. - N° 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-v-razvitii-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-studentov-vysshey-shkoly (дата обращения: 22.03.2019).
Е. Ю. Шипилова, Г. Н. Кобякова
ПОНИМАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. В данной статье описано эмпирическое исследование особенностей понимания учащимися младших классов с различными речевыми нарушениями научных текстов, которые содержаться в учебниках. Приведены данные исследования в таблицах и диаграммах и их количественно-качественный анализ с комментариями.
Ключевые слова: понимание, нарушения речи, научный текст.
E. Yu. Shipilova, G. N. Kobyakova
UNDERSTANDING SCIENTIFIC TEXTS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
WITH SPEECH DISORDERS
Abstract: This article describes an empirical study of how Junior high school graduates with various speech disorders understand the scientific texts that are contained in their textbooks. The research data in tables and diagrams and their quantitative and qualitative analysis with comments are presented.
Key words: understanding, speech disorders, scientific text.
Современному обществу необходимы люди, которые являются не просто потребителями знаний, а активными участниками их поиска. Справляться с задачами нового времени всегда помогало образование. Формирование необходимых умений и навыков начинается еще на ступени дошкольного обучения, а младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыка работы с учебно -научными текстами.
ФГОС начального образования ориентирует языковое обучение школьников на «умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении» [5]. К сожалению, процесс обучения ориентирован на среднего ученика и не учитывает особенности детей с речевыми нарушениями, у которых недостаточно сформированы процессы понимания, а также затруднено умение извлекать информацию из научного текста. В связи с этим нами было проведено исследование, направленное, на изучение особенностей понимания учебных текстов школьниками с нарушениями речи, обучающимися в начальной школе.
Известно, что в процессе освоения детьми учебного текста ведущая роль принадлежит педагогической подсказке. Она становится ориентиром в зоне поиска смысла и регулирует понимание у учащихся [3]. Однако, как показывает практика, работе с научным текстом в начальной школе не уделяется необходимого внимания. Обращаясь к такому тексту, ученики чаще идут по пути механического запоминания, а не понимания. В таких условиях детям-логопатам в разы сложнее даётся понимание учебных текстов.
Исследования А.Р. Лурия и Л.П. Доблаева показали, что к числу психологических предпосылок к полноценному восприятию текста относятся наличие достаточно для полноценного осмысления умственного развития, проявление индивидом определённого уровня познавательной активности. Обладание достаточным уровнем развития устной и письменной речи, предполагающим сохранность ее основных сторон: фонетической, лексической и грамматической. Для младших школьников важным обстоятельством является уровень владения техникой чтения, наличие определённого уровня жизненного опыта, лексического запаса и многого другого [2].
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что для детей-логопатов младшего школьного возраста характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, не соблюдаются паузы в конце предложения; дети показывают отрывистое или слитное словесное чтение, что существенно затрудняет восприятие читаемого. Типичны повторы букв, не объяснимые ни оптическим, ни фонетическим сходством. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т.д. на фоне нарушений зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, нарушения фонематических функций, недоразвития лексико-грамматической стороны речи. Нарушения чтения могут быть обусловлены, во-первых, недоразвитием сенсомоторных функций. Так, недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений вызывает у ребен-