ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73
Б01 10.51955/2312-1327_2021_3_202
РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕДИАТЕКСТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ
Галина Викторовна Михалева, orcid.org/0000-0002-7580-1334, кандидат педагогических наук, доцент Ростовский государственный экономический университет,
ул. Большая Садовая, 69 Ростов-на-Дону, 344002, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается методологический и методический инструментарий в исследовании проблем реализации образовательных и воспитательных задач средствами медиаобразования на материале телевизионных медиатекстов, включая разработку технологий и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности. Практические подходы базируются на методике выполнения литературно-имитационных, литературно-аналитических, театрализовано-ролевых заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории. Медиаобразование позволяет решать конкретные воспитательные задачи во время обсуждения в студенческой аудитории телевизионных программ на тему межэтнической толерантности, которые заключаются в следующем: сформировать у студентов устойчивое чувство неприятия идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной интолерантности и экстремизма; развивать у студентов умения критического анализа медиатекстов на тему межэтнической толерантности; разрушать социальные предубеждения и стереотипы в студенческой среде; научить молодёжь различать приёмы медиаманипуляции и пропаганды межэтнической интолерантности в СМИ на основе критического анализа медиатекстов; расширить и обогатить культурно-исторический и социальный опыт молодёжной аудитории в сфере межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, телевизионные медиатексты, студенты, диалог культур, этностереотипы, медиаобразование, медиатекст, репрезентация, язык ненависти, национальная идентичность, этнокультура, ксенофобия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодёжи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE AMONG UNIVERSITY STUDENTS ON THE MATERIAL OF TELEVISION
MEDIA TEXTS
Galina V. Mikhaleva, orcid.org/0000-0002-7580-1334, Cand. Sci. (Pedagogics), Associate Professor Rostov State University of Economics, 69, B. Sadovaya str. Rostov-on-Don, 344002, Russia [email protected]
Abstract. The article discusses the methodological and methodical tools in the study of realizing educational objectives by means of media education based on the material of television media texts, including the technologies and methods of conducting university practical classes with elements of media education to foster students' interethnic tolerance. Practical approaches are based on the methodology for performing literary-imitative, literary-analytical, theatrical role-playing activities on the material of media culture, based on the key concepts of media education: media agencies, media categories, media languages, media technologies, media representations, media audiences. Media education allows one to solve specific educational tasks in the discussion of television programs on the topic of interethnic tolerance in the student audience, which are as follows: forming a stable sense of rejecting the ideology of racial, national, interethnic, interfaith intolerance and extremism among university students; developing students' critical skills for analysing media texts on the topic of interethnic tolerance; destroying social prejudices and stereotypes in the university environment; teaching young people to define methods of media manipulation and the propaganda of interethnic intolerance in the media based on a critical analysis of media texts; expanding and enriching the cultural, historical and social experience of the youth audience in the field of intercultural communication.
Keywords: interethnic tolerance, television media texts, students, dialogue of cultures, ethnic stereotypes, media education, media text, re-presentation, hate speech, national identity, ethnic culture, xenophobia.
В основе телевизионного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков - языка зрительных образов и языка словесных образов.
Ю. Лотман
Введение
Проблемы межэтнической толерантности давно находятся в центре внимания СМИ по целому ряду объективных причин: активизация миграционных процессов, экспансия локальных этнических и национальных сообществ и диаспор, продвижение этнического многообразия и национальных культур, конкурентная борьба различных вещательных компаний и каналов за целевую аудиторию, расширение зрительской аудитории путём привлечения и учёта интересов новых социальных групп и этнических сообществ. С другой стороны, эта тематика актуализируется в связи с растущей угрозой распространения идеологии экстремистского и интолерантного характера, расовой дискриминации, ксенофобии, риторики
вражды и агрессии в отношении представителей отдельных национальностей, этносов, конфессий и культур.
В этой связи, очень часто поднимается вопрос о журналистской и гражданской ответственности СМИ, освещающих межэтнические отношения и конфликты. Отсюда толерантное и неконфликтное, объективное и непредвзятое освещение вопросов межэтнического взаимодействия в социуме средствами массовой информации - острая и актуальная проблема современного общества: «Недопустимо использование средств телерадиовещания в ущерб нравственным, законным интересам и правам личности, интересам государства, общества, а также для проповеди войны и насилия, национальной и религиозной нетерпимости, вражды, пропаганды жестокости и распространения порнографии, для манипулирования общественным мнением и монополизации права на гласность» [Егоров, 1995].
В настоящее время телевидение остаётся важным источником информации, освещающим события, происходящие в всем мире, но не всегда это освещение является толерантным, уважительным и объективным по отношению к иным культурам, странам и национальностям. Поэтому вслед за М.К. Мальковой мы считаем, что в вопросах, касающихся сохранения межэтнической культуры взаимоотношений в социуме, «в основу деятельности СМИ должна быть положена идея этнографического просвещения аудитории, основанного на толерантных принципах равенства этносов» [Малькова, 2014, с. 107].
С другой стороны, важно понимать, что решение этой проблемы лежит не только в плоскости деятельности медийных производителей, но и в плоскости формирования медиакомпетентной зрительской аудитории, способной критически воспринимать медийную информацию, содержащую этнические стереотипы, некорректные межэтнические сюжеты, язык ненависти и вражды. Решением этой важной воспитательной и развивающей задачи занимается медиаобразование, которое учит аудиторию «читать» явные и скрытые смыслы в медийных сообщениях, анализировать намерения авторов медиатекстов и их отношение к освещаемым событиям; различать факты и мнения; проверять достоверность информации, определять фейковые сообщения; сравнивать медиатексты аналогичной тематики; выявлять приёмы имплицитной медиаманипуляции; анализировать собственную реакцию и отношение к той или иной проблеме межкультурной коммуникации.
Материалы и методы
Материалом нашего исследования послужили современные аудиовизуальные произведения зарубежного и отечественного телевидения на тему межэтнической толерантности и диалога культур - новостные телепередачи, телевизионные дискуссии и интервью, телерепортажи, телесериалы с «этническим» компонентом, этнографические программы и
путевые телеочерки, ток-шоу, познавательно-образовательные телепередачи и другие неигровые жанры телевизионных передач.
Методика анализа телевизионных медиатекстов на тему межэтнической толерантности базировалась на выполнении студентами литературно-имитационных и литературно-аналитических, изобразительно-имитационных, театрально-ролевых заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории.
Кроме того, использовались сюжетный или повествовательный анализ аудиовизуального медиатекста, анализ медийных стереотипов, анализ персонажей телевизионных медиатекстов, идеологический анализ с целью развития критического мышления студенческой аудитории в отношении медиатекстов разных жанров на тему межэтнической толерантности.
Дискуссия
Основные жанры телевизионных медиапроизведений включают широкий спектр информационных медиатекстов (официальные и авторские информационные телевизионные сообщения и видеосюжеты, прямые телетрансляции событий, телевыступления и интервью, телерепортажи), телепередач аналитического характера (общие и тематические телеобозрения, пресс-конференции и дискуссии, дебаты и ток-шоу), а также художественных медиатекстов (путевые, научно-популярные и портретные телеочерки; эссе, сатирико-юмористические телепередачи и др.).
Теоретическо-методологическое и практическое содержание медиаобразования на материале телевидения представлено в работах некоторых ведущих российских исследователей [Шариков, Чудинова, 2007; Fedorov, 2021; Fedorov, Levitskaya, 2020; Нечай, 1990; Muryukina, 2018; Михалева, 2019]. По мнению О.Ф. Нечай, телевизионная программа призвана выполнять социально-интегрирующую роль в социуме, которая заключается во «внедрении» социокультурных программ в зрительскую аудиторию, что, по сути, сближает её с народным фольклором [Нечай, 1990].
Медиаобразование детей и молодёжи на материале телевидения рассматривается в вышеперечисленных исследованиях как фактор социализации, выполняющий информационную, интегративную, социокультурную функции: «Содержание программ должно быть направлено на развитие человеческих ценностей: уважения и самоуважения, сотрудничества и терпения, культуры общения и т.п.; детям нужно видеть такие модели поведения, которые помогут им в жизни разрешить имеющиеся проблемы путём ненасилия» [Шариков, Чудинова, 2007, c. 81].
Зарубежные учёные также рассматривают медиаобразование на материале телевизионных медиатекстов в контексте воспитания и развития у аудитории критического мышления в отношении содержания современных телевизионных медиатекстов [Buckingham, 1993; Oswell, 2002; Samaniego, Pascual, 2007].
Изучением проблемы отражения проблемы межэтнической толерантности в произведениях телевизионной медиакультуры разных видов и жанров занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи современной медиакультуры [Чепкина, 2019; Frachon, Vargaftig, 1994; Weber, 2018; Ramasubramanian, 2007, 2011; Tukachinsky, 2015; Schaffer, 2014; Sonnett, Johnson, Dolan, 2015; Dukes, Gaither, 2017; Wiehl, 2014]. В данных исследованиях изучаются влияния социальных стереотипов, включая этностереотипы, на зрительские аудитории: «Ключом к улучшению медиа-имиджа этнических меньшинств, а также к минимизации потенциально антисоциальных эффектов повторяющихся стереотипов в СМИ, является образование и повышение социальной компетенции. Помощь, как этническому большинству, так и меньшинству потребителей СМИ в осознании необходимости изменений посредством обучения детей, родителей и сообщества о последствиях репрезентаций в СМИ может не только повысить критическое сознание медиапотребителей, которые станут более устойчивыми к вредным воздействиям СМИ, но также стимулировать общественность в сторону внедрения соответствующих изменений в отраслевых стандартах» [Tukachinsky, 2015, c. 17].
Непосредственно проблемы формирования и развития межэтнической толерантности детско-юношеской молодёжи на материале телевизионных медиатекстов средствами медиаобразования исследуются в некоторых научных работах современных российских и зарубежных авторских коллективов [Fedorov, 2015; Григорова, 2007; Muryukina, 2018; Chelysheva, Mikhaleva, 2020; Buckingham, 1993; Ramasubramanian, 2007; Shabbir, et al. 2014; Abbas, 2013; Baumann, Ho, 2014; Halloran, 1998; Sudbury, Wilberforce, 2006; Oswell, 2002]. «Будучи мощной индустрией, телевидение является крупной мишенью для критики. Телевидение - это одновременно и «зеркало», отражающее доминирующие социальные, культурные и моральные ценности в обществе, и канал информации, поддерживающий стереотипные представления и медиаобразы отдельных представителей данного общества. Телевидение часто обвиняют в дезинформации, распространении ложных идеалов и мифов, в причастности к росту агрессии среди подростков и молодёжи, к снижению интереса к чтению у молодёжи и психологическом манипулировании людьми» [Михалева, 2019, с. 78]. Отсюда в работе по профилактике межэтнической интолерантности в молодёжной среде основное внимание уделяется анализу роли СМИ в ограничении доступности межэтнических стереотипов, насаждаемых, например, новостными телепрограммами, анализу механизмов и приёмов конструирования интолерантных смыслов в СМИ. В частности, в некоторых исследованиях предлагаются следующие стратегии борьбы с экранными стереотипами: подход, развивающий критическое мышление зрительской аудитории, что является целью обучения медиакомпетентности, и подход, ориентированный на трансформацию медиатекстов путём опровержения или творческой переработки медиатекстов, которые имплицитно или
эксплицитно тиражируют негативные национальные или этностереотипы [КатавиЬгаташап, 2007].
Результаты
Проблемы межэтнической толерантности и свободы слова находят отражение в произведениях телевизионной медиакультуры разных видов и жанров. Начиная от официальных новостных программ разного уровня до телепрограмм развлекательного жанра - ток-шоу и телесериалов.
В новостных сюжетах «Первого канала» тематика толерантности затрагивается относительно редко, при этом репортажи в основном касаются проблемных ситуаций, курьёзных или трагических событий, связанных с толерантностью или интолерантностью за рубежом: сюжет о толерантности и расизме в мультфильмах У. Диснея (17.06.2020), сюжет «Цена политики открытых дверей, или сколько стоит европейская толерантность»
(26.06.2016). В информационных телевизионных программах канала «Россия 24» также присутствуют преимущественно сюжеты о проблемах межэтнической толерантности за рубежом: «Толерантность Запада дошла до абсурда - Большой театр обвинили в расизме» (14.12.2019), «Немцы митингуют против показной толерантности» (20.08.2018), «Толерантность на грани: британским школьницам запрещают носить юбки» (18.01.2018), «Толерантность не для всех: в немецкой школе затравили русского ребёнка»
(17.05.2017) и пр.
Репрезентация позитивных тенденций и аспектов расширения принципов межэтнической и расовой толерантности в мире, встречается намного реже в российских телепередачах информационного жанра: «В Еврейском музее и центре толерантности вспоминают жертв Холокоста» (27.01.2020), «В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, посвящённая геноциду советского народа» (17.02.2021) и др.
В новостных телепрограммах регионального уровня можно встретить короткие заметки о Международном дне проявления толерантности, в которых репортёр берет интервью у представителей разных этнических и расовых меньшинств об отношении к ним жителей данного конкретного города или области. Например, в новостях Кировской области «Девятка ТВ» (бюро новостей «Давеча», 19.11.2019) в информационном выпуске в сюжете «Толерантность в Кирове» репортёр Е. Шарыгина заметила, что «Самые нетерпимые страны в мире - это Дания, Финляндия, Индия, Турция, Сингапур», а в России Конституцией регулируется только расовая дискриминация и вражда...
В ток-шоу «Время покажет» на «Первом канале» (25.04.2019) также прозвучала тема «Толерантная Европа»: участники программы обсуждали, стоит ли России идти по пути внедрения Европейской модели толерантности, чтобы европейцы считали Россию современным толерантным государством. Аналогичная риторика звучит в том же ток-шоу «Грани толерантности» (17.07.2019) и «Кризис толерантности на Западе» (23.10.2019). На канале «Спас» в дискуссионной телепередаче «Инквизиция толерантности»
(21.07.2020) также обсуждалась «обратная» сторона толерантности, связанная с искусственным навязыванием толерантности, насаждением лицемерной терпимости, практикой бойкота и репрессивных мер в отношении людей, не соблюдающих принципы толерантности и межэтнического разнообразия. В основном такие сюжеты касаются негативных последствий миграционного кризиса и политкорректности в Европе.
В аналитических и дискуссионных телепередачах по тематике расширения межэтнической толерантности в России и за рубежом в интервью с известными общественными деятелями, учёными, политологами, историками поднимаются такие противоречивые и проблематичные аспекты как границы толерантности и социальной терпимости; проблемы сохранения локальных этносов и культур; профилактика и борьба с ксенофобией, националистическими и экстремистскими движениями; манипулирование общественным сознанием в политических и идеологических целях; проблема этноцентризма и этностереотипов, проблемы «позитивной» дискриминации и другие. Например, в познавательной телепрограмме «От Адама до атома. Толерантность, или Жизнь с непохожими людьми» (22.06.2013) ведущий А. Асмолов вместе с коллегами-психологами В. Петренко, Г. Солдатовой и А. Тхостовым представили исторические, психологические и социальные аспекты проблемы межэтнической напряжённости, дискриминацию этнических меньшинств, борьбу с социальными и этностереотипами. В телепрограмме «Правила жизни» (03.02.2021) на телеканале «Культура» телеведущий С. Шумаков обсудил проблему толерантности в интервью с отцом Алексеем Уминским с религиозно-теологической точки зрения...
Значительным воспитательным и развивающим потенциалом обладают этнографические и путевые телевизионные передачи и телефильмы. Анализ этнографических телепередач и телефильмов об истории и самобытной культуре разных народов и стран в школьной и студенческой аудитории, на наш взгляд, поможет не только расширить социокультурный кругозор обучающихся, но и способствовать развитию уважительного отношения к представителям других народов и культур, конфессий и этносов. К примеру, можно отметить отечественный этнографический телепроект «Земля людей» (авторы А. Крастошевский, А. Коряковцева, 2018), - цикл фильмов, повествующий о жизненном укладе малых народностей России, их традициях и обрядах. В числе культурно-познавательных телепередач о культуре и традициях других стран можно выделить: «Орёл и решка», «Путешествия Познера и Урганта», «Мир наизнанку», «Непутевые заметки», «Их нравы» и другие. Такие телефильмы и передачи расширяют социокультурный кругозор зрительской аудитории, и в какой-то степени способствуют развитию этнокультурного, этнографического и антропологического туризма среди молодёжи.
Аудиторную работу с телевизионными медиатекстами для изучения межэтнической толерантности, расовых предубеждений и национальной
идентичности целесообразно разделить на три основных этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и постдемонстрационный.
Задачи преддемонтсрационного этапа в целом определяются актуализацией базовой медийной терминологии, необходимой для анализа аудиовизуальных медиатекстов, с созданием необходимого уровня мотивации и интереса у обучающихся к изучаемой проблеме, а также с настроем на критический анализ медиатекстов на тему межэтнической толерантности и диалога культур.
На данном этапе важно учитывать, что зрительская аудитория интерпретирует содержание аудиовизуального медиатекста, исходя из своего жизненного опыта, заинтересованности в теме, внутренней установки и личного отношения к изучаемой проблеме, жизненных приоритетов, их собственного национального, расового, этнического происхождения, возраста, уровня образования, уровня коммуникативной и общекультурной компетенции [БйуегЫаА:, 2001, с. 40-41].
На данном этапе необходимо рассмотреть такие важные для анализа телевизионных произведений указанной тематики ключевые понятия как «репрезентация», «социальные стереотипы», «национальный стереотип», «этностереотип», «толерантность», «расовая дискриминация», «диалог культур», «конфликт культур», «язык ненависти», «медийная манипуляция», «пропаганда», «национальная идентичность», «этноцентризм», «этнокультура», «ксенофобия», «этническое неравенство»,
«межнациональный конфликт» и другие.
В числе примерных заданий для данного этапа можно предложить следующие: спрогнозировать жанр телевизионного медиатекста, место и время действия в медиатексте, проблематику и примерное содержание аудиовизуального медиатекста по его названию, заставке, рекламному ролику, серии стоп-кадров, цитатам из медиатекста и пр. («категории медиатекстов»); проанализировать заставку, например, к этнографической телепередаче, ассоциативно-метафорическое значение заставки и её дизайн; обсудить причины того, почему авторы медиатекстов обращаются к национальным стереотипам или этностереотипам для репрезентации «типичных» представителей тех или иных наций, народностей, этносов или культур («медийные агентства»); составить со студентами список распространённых национальных стереотипов или этностереотипов («медийные репрезентации», «языки медиа»), с которыми они часто сталкиваются во время просмотра различных телевизионных каналов.
На данном этапе важно, чтобы обучающиеся научились дифференцировать факты и мнения (или мифы), которые очень часто используются в медиатекстах. Например, студентов можно попросить после просмотра отрывков из разных телепередач составить таблицу, в которой в одной колонке будут приведены факты о культуре той или иной народности или этноса, а в другой - субъективное мнение телеведущего о тех или иных традициях представленной этнической группы.
С целью расширения и обогащения культурно-исторического и социального опыта молодёжной аудитории в сфере межкультурной коммуникации и диалога культур, а также воспитания уважительного и толерантного отношения к традициям и обычаям других народов, на наш взгляд, целесообразно в студенческой аудитории анализировать познавательно-образовательные телевизионные программы
этнографического характера, телепрограммы о путешествиях, традициях и обычаях малых народностей и этносов.
Задания для просмотрового или демонстрационного этапа работы студентов с телевизионным медиатекстом призваны помочь обучающимся научиться критически анализировать различные социальные и национальные стереотипы, связанные с репрезентацией представителей разных культур и народностей в анализируемых медиатекстах.
Если предполагается самостоятельный просмотр телепрограммы, то обучающиеся могут выполнить индивидуальные задания рефлексивно-ориентировочного характера, например, заполнить таблицу (Таблица 1), в которой нужно зафиксировать понравившиеся цитаты или эпизоды из телепрограммы и сопутствующие им собственные впечатления, комментарии или вопрос («языки медиа», «медийные аудитории», «медийные репрезентации», «медийные технологии»).
Таблица 1 - Таблица для заполнения во время самостоятельного просмотра телепрограммы
Цитата или эпизод из телепрограммы Впечатления, комментарии или вопрос
На практическом занятии в студенческой аудитории можно провести анализ сценария просмотренной телепрограммы по тематике межэтнической толерантности (категория «медийные технологии»): описать место и время действия в программе, развитие сюжетной линии; составить характеристику действующих лиц и главных героев; определить кульминацию и развязку. После разбора технических, содержательных и идейных составляющих медиатекста можно предложить обучающимся выполнить творческое задание - трансформировать сценарий телепрограммы, заменив место или время действия, или героев программы. Затем - составить собственный сценарий телепрограммы аналогичного жанра.
Литературно-аналитические задания на материале телевизионных произведений могут базироваться на стилистическом анализе вербальных маркеров интолерантности («языки медиа»), в отношении представителей тех или иных этнических групп, присутствующих в речи ведущего или «гостей»
телепрограммы. Обучающимся целесообразно просмотреть серию телепередач и зафиксировать вербальные маркеры межэтнической нетерпимости и пропаганды интолерантности в речи героев телепрограммы, такие как: призывы к насильственным действиям или дискриминации в отношении представителей конкретных этносов и культур; одобрение насилия или агрессии; использование негативно окрашенной лексики в описании деятельности представителей какой-либо национальности; дезинформация и тактика запугивания; дискредитация и высказывания, порочащие репутацию представителей тех или иных наций, рас или этносов.
Контент-анализ содержания современных телевизионных программ на предмет трансляции ими интолерантных смыслов также будет способствовать развитию критического мышления студентов и неприятия идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной интолерантности и экстремизма. В этой связи после просмотра телепрограмм анализируемой тематики важно обратить внимание обучающихся на способы и приёмы передачи идеологии межэтнической нетерпимости («медийные репрезентации»): карикатурно-гипертрофированная или презрительно-ироническая репрезентация негативных стереотипов этнического характера; приписывание объекту интолерантности антиценностей или антидобродетелей [Чепкина, 2016, с. 24]; дихотомия «хорошие свои» -«плохие чужие»; риторика межэтнической и расовой ненависти (националистические лозунги и призывы к насилию) и пр. Такого рода задания призваны выработать у молодёжной аудитории стойкий «иммунитет» к медиаманипуляции и пропаганде на почве межнациональной и межэтнической нетерпимости в СМИ.
Идеологический анализ телевизионных произведений на тему межэтнической толерантности можно проводить на материале отечественных и зарубежных телевизионных программ. Пример практического задания («медийные репрезентации»): провести сравнительно-сопоставительный анализ новостных медиасообщений о событиях, связанных с соблюдением принципов толерантности, которые освещались в отечественных и зарубежных СМИ.
На рефлексивном этапе работы с телевизионными произведениями на тему межэтнической толерантности и диалога культур обучающиеся выполняют литературно-аналитические задания индивидуального характера для дальнейшего осмысления и понимания современных проблем, связанных с разными формами интолерантности, и путей их преодоления. В числе таких заданий можно привести написание рецензий, эссе, отзывов, предполагающих выражение собственного мнения и отношения к проблемам межэтнической толерантности, затронутым в телепрограмме, включая выражение собственной позиции в ситуациях морально-нравственного выбора, затронутых в медиатекстах на тему толерантного отношения к представителям разных народностей, наций, этносов и культур.
Заключение
Таким образом, медиаобразование позволяет решать конкретные воспитательные и развивающие задачи во время коллективного или индивидуального просмотра и обсуждения в студенческой аудитории телевизионных программ на тему межэтнической толерантности и уважительного отношения к представителям других народов, конфессий и этносов, а именно: сформировать у студентов устойчивое чувство неприятия идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной интолерантности и экстремизма; развивать у студентов умения критического анализа медиатекстов на тему межэтнической толерантности; разрушать социальные предубеждения и стереотипы в студенческой среде; научить молодёжь различать приёмы медиаманипуляции и пропаганды межэтнической интолерантности в СМИ на основе критического анализа медиатекстов; расширить и обогатить культурно-исторический и социальный опыт молодёжной аудитории в сфере межкультурной коммуникации.
Библиографический список
Григорова, Д. Е. Факторы выбора медиаинформации (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. 2007. №3. С. 28-33.
Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М.: Изд-во Ин-та повыш. квалиф. работн. телевидения и радиовещания ФСТР, 1995. URL: https://www.mediagram.ru/netcat files/108/110/h 10412277e3b1fb7519edd9261341a19a (Дата обращения: 03.05.2021)
Малькова, В. К. Этническая тематика в российском информационном пространстве // Коммуникология. 2014. № 5 (3). С. 101-117.
Михалева, Г. В. Технология использования аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе в медиаобразовательном процессе: на примере телевидения // Журнал Министерства народного просвещения. 2019, № 6(2). С. 77-88.
Нечай, О. Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990. 119 с.
Чепкина, Э. В. Проблемы толерантности в средствах массовой информации. Изд-во Урал. ун-та, 2016. 116 с.
Шариков, А. В. Детское телевидение. Взгляд социолога / А. В. Шариков, В. П. Чудинова //
Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.
Abbas, T. 'Last of the dinosaurs': Citizen Khan as institutionalisation of Pakistani stereotypes in
British television comedy // South Asian Popular Culture. 2013. № 11(1). Pp. 85-90. doi:
10.1080/14746689.2013.765221
Baumann, S., Ho, L. Cultural schemas for racial identity in Canadian television advertising // Canadian Review of Sociology = Revue Canadienne de Sociologie, 2014. №51(2). Pp. 152-169. doi: 10.1111/cars.12040.
Buckingham, D. Children Talking Television. The Making of Television Literacy. London: Routledge, 1993. 338 p.
Chelysheva, I. V., Mikhaleva, G. V. Content Analysis of university students' interethnic tolerance reflected in Russian and English-language media education of the post-soviet period (1992-2000) // International Journal of Media and Information Literacy. 2020. №5 (1). Pp. 15-30. doi: 10.13187/ijmil.2020.1.15
Dukes, K. N., Gaither, S. E. Black racial stereotypes and victim blaming: Implications for media coverage and criminal proceedings in cases of police violence against racial and ethnic minorities // Journal of Social Issues. 2017. № 73(4). Pp. 789-807. doi: 10.1111/josi.12248 Fedorov, A. Russia in the Mirror of the Western Screen. Moscow: ICO "Information for All", 2015. 117 p.
Fedorov, A., Levitskaya, A. Typology and Mechanisms of Media Manipulation // International Journal of Media and Information Literacy. 2020. №5(1). Pp. 69-78. doi: 10.13187/ijmil.2020.1.69
Fedorov, A. V. 100 most popular Soviet television movies and TV series: Opinions of film critics and viewers. Moscow: "Information for all". 2021. 144 p.
Frachon, C., Vargaftig, M. European Television: Immigrants and Ethnic Minorities (European media research). Luton: University of Luton Press. 1994. 300 p.
Halloran, J. D. Ethnic Minorities and Television: A Study of Use, Reactions and Preferences // Gazette (Leiden, Netherlands). 1998. № 60(4), Pp. 305-324. doi: 10.1177/0016549298060004003
Muryukina, E. Gender Analysis of Development of Subjects of School and University in the Soviet and Russian Documentary and Television Audiovisual Media Texts // European Researcher. 2018. Series A, 9(1). Pp. 34-41. doi: 10.13187/er.2018.1.34
Oswell, D. (2002). Television, Childhood and the Home: A History of the Making of the Child Television Audience in Britain. Oxford: Oxford University Press. Available at: http://www.oup.com/us/catalog/general/subject/FilmMediaPerformingArts/TVRadio/?view=usa &ci=9780198742609
Ramasubramanian, S. Media-based strategies to reduce racial stereotypes activated by news stories // Journalism & Mass Communication Quarterly, 2007. 84(2), 249-264. doi: 10.1177/107769900708400204
Ramasubramanian, S. (2011). The impact of stereotypical versus counterstereotypical media exemplars on racial attitudes, causal attributions, and support for affirmative action. Communication Research, 38(4), 497-516. doi: 10.1177/0093650210384854. Samaniego, C. M., Pascual, A. C. (2007). The teaching and learning of values through television. Review of Education, 53, 5-21. doi: 10.1007/s11159-006-9028-6
Schaffer, G. (2014). The Vision of a Nation: Making Multiculturalism on British Television, 1960-80. Palgrave Macmillan: Basingstoke: New York, 299 p. ISBN: 978-0-23-029298-7 Shabbir, H.A., Hyman, M.R., Reast, J., Palihawadana, D. (2014). Deconstructing Subtle Racist Imagery in Television Ads. Journal of Business Ethics, vol. 123, 421-436. doi: 10.1007/s10551-013-1798-8
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut. London: Praeger, 449 p. Sonnett, J., Johnson, K. A., Dolan, M. K. (2015). Priming Implicit Racism in Television News: Visual and Verbal Limitations on Diversity. Sociological Forum, vol. 30, no. 2, 328-347. doi: 10.1111/socf.12165
Sudbury, L., Wilberforce, F. (2006). The portrayal of black people in UK television advertising: perception and reality. Journal of Consumer Behaviour, 5(5), 465-476. doi: 10.1002/cb.195 Tukachinsky, R. (2015). Where we have been and where we can go from here: Looking to the future in research on media, race and ethnicity. Journal of Social Issues, 71(1), 186-197. doi: 10.1111/josi.12104
Weber, B. (2018). In Permanent Crisis: Ethnicity in Contemporary European Media and Cinema. Ethnic and Racial Studies, 41(3), 609-611. doi: 10.1080/01419870.2017.1339902 Wiehl, A. (2014). The myth of European identity representation and construction of regional, national and European identities in German, French and international television news broadcasts. InterDisciplines. Journal of History and Sociology, Vol. 5 No. 1, available at: https://ubib-ojs-dev.ub.uni-bielefeld.de/index.php/indi/article/view/1061. doi: https://doi.org/10.4119/indi-1061
References
Abbas, T. (2013). 'Last of the dinosaurs': Citizen Khan as institutionalisation of Pakistani stereotypes in British television comedy. South Asian Popular Culture, 11(1), 85-90. doi: 10.1080/14746689.2013.765221
Baumann, S., Ho, L. (2014). Cultural schemas for racial identity in Canadian television advertising. Canadian Review of Sociology = Revue Canadienne de Sociologie, 51(2), 152-169. doi: 10.1111/cars.12040.
Buckingham, D. (1993). Children Talking Television. The Making of Television Literacy. London: Routledge, 338 p.
Chelysheva, I. V., Mikhaleva, G. V. (2020). Content Analysis of University Students' Interethnic Tolerance Reflected in Russian and English-Language Media Education of the Post-Soviet Period (1992-2000). International Journal of Media and Information Literacy, 5 (1), 15-30. doi: 10.13187/ijmil.2020.1.15
Chepkina, E. V. (2016). Problemy tolerantnosti v sredstvah massovoj informacii [Issues of
Tolerance in Mass Medial. Publishing House of Ural University, 116 p. Tin Russian!
Dukes, K. N., Gaither, S. E. (2017). Black racial stereotypes and victim blaming: Implications
for media coverage and criminal proceedings in cases of police violence against racial and ethnic
minorities. Journal of Social Issues, 73(4), 789-807. doi: 10.1111/josi.12248
Egorov, V. V. (1995). Terminologicheskij slovar' televidenija: osnovnye ponjatija i kommentarii
[Terminological dictionary of television: basic concepts and comments]. Moscow. Available at
https://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_10412277e3b1fb7519edd9261341a19a [in
Russian]
Fedorov, A. (2015). Russia in the Mirror of the Western Screen. Moscow: ICO "Information for All", 2015. 117 p.
Fedorov, A., Levitskaya, A. (2020). Typology and Mechanisms of Media Manipulation. International Journal of Media and Information Literacy, 5(1), 69-78. doi: 10.13187/ijmil.2020.1.69
Fedorov, A. V. (2021). 100 most popular Soviet television movies and TV series: opinions of film critics and viewers. Moscow: "Information for all", 144 p.
Frachon, C., Vargaftig, M. (1994). European Television: Immigrants and Ethnic Minorities (European media research). Luton: University of Luton Press, 300 p.
Grigorova, D. E. (2007). Faktory vybora mediainformacii (na materiale realiti-shou) [Factors for Selecting Media Information]. Media Education. Mediaobrazovanie, 3, 28-33. [in Russian] Halloran, J. D. (1998). Ethnic Minorities and Television: A Study of Use, Reactions and Preferences. Gazette (Leiden, Netherlands), 60(4), 305-324. doi: 10.1177/0016549298060004003
Malkova, V. K. (2014). Jetnicheskaja tematika v rossijskom informacionnom prostranstve [Ethnic themes in the Russian information space]. Communicology, 5 (3), 101-117. [in Russian] Mikhaleva, G. V. (2019). Tehnologija ispol'zovanija audiovizual'nyh mediatekstov o shkole i vuze v mediaobrazovatel'nom processe: na primere televidenija [Technology of using audiovisual media texts about school and university in media education: Television studies]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 6(2), 77-88. [in Russian] Muryukina, E. (2018). Gender Analysis of Development of Subjects of School and University in the Soviet and Russian Documentary and Television Audiovisual Media Texts. European Researcher. Series A, 9(1), 34-41. doi: 10.13187/er.2018.1.34
Nechaj, O. F. (1990). Rakursy. O televizionnoj kommunikacii i jestetike [Foreshortenings.
About television communication and aesthetics]. Moscow, 119 p. [in Russian]
Oswell, D. (2002). Television, Childhood and the Home: A History of the Making of the Child
Television Audience in Britain. Oxford: Oxford University Press. Available at:
http://www.oup.com/us/catalog/general/subject/FilmMediaPerformingArts/TVRadio/?view=usa
&ci=9780198742609
Ramasubramanian, S. (2007). Media-based strategies to reduce racial stereotypes activated by news stories. Journalism & Mass Communication Quarterly, 84(2), 249-264. doi: 10.1177/107769900708400204
Ramasubramanian, S. (2011). The impact of stereotypical versus counterstereotypical media exemplars on racial attitudes, causal attributions, and support for affirmative action. Communication Research, 38(4), 497-516. doi: 10.1177/0093650210384854. Samaniego, C. M., Pascual, A. C. (2007). The teaching and learning of values through television. Review of Education, 53, 5-21. doi: 10.1007/s11159-006-9028-6
Schaffer, G. (2014). The Vision of a Nation: Making Multiculturalism on British Television, 1960-80. Palgrave Macmillan: Basingstoke: New York, 299 p. ISBN: 978-0-23-029298-7 Shabbir, H. A., Hyman, M. R., Reast, J., Palihawadana, D. (2014). Deconstructing Subtle Racist Imagery in Television Ads. Journal of Business Ethics, vol. 123, 421-436. doi: 10.1007/s10551-013-1798-8
Sharikov, A. V., Chudinova, V. P. (2007). Detskoe televidenie. Vzgljad sociologa [Children's television. Sociologist's view. In: Children and Culture]. (Eds.) B.Yu. Sorochkin. Moscow, pp. 58-85. Tin Russian!
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy.Westport, Connecticut. London: Praeger, 449 p. Sonnett, J., Johnson, K. A., Dolan, M. K. (2015). Priming Implicit Racism in Television News: Visual and Verbal Limitations on Diversity. Sociological Forum, vol. 30, no. 2, 328-347. doi: 10.1111/socf.12165
Sudbury, L., Wilberforce, F. (2006). The portrayal of black people in UK television advertising: perception and reality. Journal of Consumer Behaviour, 5(5), 465-476. doi: 10.1002/cb.195 Tukachinsky, R. (2015). Where we have been and where we can go from here: Looking to the future in research on media, race and ethnicity. Journal of Social Issues, 71(1), 186-197. doi: 10.1111/josi.12104
Weber, B. (2018). In Permanent Crisis: Ethnicity in Contemporary European Media and Cinema. Ethnic and Racial Studies, 41(3), 609-611. doi: 10.1080/01419870.2017.1339902 Wiehl, A. (2014). The myth of European identity representation and construction of regional, national and European identities in German, French and international television news broadcasts. InterDisciplines. Journal of History and Sociology, Vol. 5 No. 1. Available at: https://ubib-ojs-dev.ub.uni-bielefeld.de/index.php/indi/article/view/1061. doi: https://doi.org/10.4119/indi-1061