УДК 37.01
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10406
Г. В. Михалева
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону
ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ КАНАДЫ
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-013-00030
В статье рассматриваются теоретические и практические подходы к решению проблемы развития межэтнической толерантности студенческой молодежи в Канаде средствами медиаобразования на современном этапе. Проведенный анализ показывает, что в контексте формирования межэтнической толерантности в современной канадской системе медиаобразования используются следующие подходы: онтологический и исследовательский подходы, подход «потребительской медиаграмотности», критический и семиотический подходы, гражданское медиаобразование, творческий подход, культурологический подход и социокультурное медиаобразование. Важную роль в развитии толерантной культуры молодежи выполняют канадские ассоциации и центры медиаобразования, которые регулярно реализуют различные медиаобразовательные проекты для молодежи, включающие анализ расовых и этностереотипов в СМИ, борьбу с расизмом и языком ненависти в интернете.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, медиаобразование, медиакультура, Канада, медиатекст, СМИ, язык ненависти.
Канада признана мировым лидером в области современного медиаобразования, так как изучение медиакультуры в этой стране является неотъемлемой частью школьных и университетских учебных программ.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов в Канаде были созданы различные ассоциации медиаграмотности в разных провинциях страны (Ассоциация медиаграмотности Манитобы (Manitoba Association for Media Literacy - MAML, 1990); Ассоциация медиаграмотности Квебека (AMEQ, 1990); Ассоциация медиаобразования Канады (Canadian Association for Media Education - CAME) и Ассоциация медиаграмотности Британской Колумбии (British Columbia Association for Media Literacy - BCAME, 1991); Ассоциация медиаобразования Квебека (Association for Media Literacy Quebec - AMEQ, 1992), Ассоциация медиаграмотности Новой Шотландии (Association for Media Literacy - Nova Scotia - AML-NS, 1992); Ассоциация медиакомпетентности Альберты (Alberta Association for Media Awareness - AAMA, 1993); Ассоциация медиаграмотности Нью-Брансуика (Association for a Media Literate New Brunswick - AMLNB, 2001); Ассоциации медиаграмотности Ньюфаундленда и Лабрадора (Association for Media Literacy Newfoundland and Labrador - AML-NL, 2002)).
В 1991 году группа канадских медиапедагогов собралась в Ванкувере, чтобы сформировать Ассоциацию медиаобразования Канады (Canadian Association for Media Education - CAME). Их целью стало информирование канадцев о СМИ, продвижение медиаобразования и поощрение канадского культурного самовыражения в средствах массовой информации. Хотя большинство членов были преподавателями, представители других заинтересованных организаций также присоединились к работе, в том числе Национального совета по кинематографии Канады, некоторых канадских телеканалов и журналов. Их главная задача - медиапросвещение граждан о СМИ, продвижение медиаобразования, а также отображение культурных особенностей канадского общества в СМИ [1; 2]. Современная канадская ассоциация медиаобразования проводит ежегодные форумы по темам медиаобразования. Начиная с 1990-х годов эта организация помогает университетам проводить курсы по медиаобразованию для преподавателей. С самого основания эта ассоциация сотрудничает с канадским министерством образования, а также с комитетами по качеству учебных планов в вопросах разработки концептуальных основ медиаобразования в стране.
На современном этапе развития координация медиапедагогов из разных провинций осуществляется благодаря Канадской ассоциации медиаобразовательных организаций (Canadian Association of Media Education Organisations - CAMEO), которая была учреждена в 1992 году. Цель всех этих ассоциаций - способствовать медиаобразованию детской и подростковой, а также взрослой аудитории [8].
Сторонники медийной грамотности считают, что понимание всех аспектов СМИ может привести к более демократичному гражданству и более информированным потребителям. Отцом-основателем современной теоретической платформы канадского медиаобразования можно считать всемирно известного канадского философа и социолога Г. М. Маклюэна, который считал, что разные средства коммуникации развиваются параллельно с культурными и социальными процессами, тем самым определяя восприятие человека. В контексте проблемы межэтнической толерантности, стремительное увеличение обмена информационными потоками, по мнению Г. М. Маклюэна, изменило изначальное понятие о национальной общности и национальном сознании. Данные процессы оказали влияние и на процесс восприятия «другого» - инакомыслящего, не похожего на других. Разрушение межличностных и межпоколенных связей стало все более приводить к разобщенности, к неприятию, к интолерантности - от религиозной до межэтнической.
Показательно, что идеи Г. М. Маклюэна в значительной степени определили становление и развитие современного медиаобразования в Канаде. Его позиция в отношении массмедиа перекликается с марксистской теорией массмедиа. Как следствие, в педагогике он предложил теорию формирования визуальной грамотности или медиаграмотности граждан в культурном обществе [5].
Значительное влияние на теоретические основы канадского медиаобразования оказали культурологическая теория медиаобразования и критическая теория известного британского медиапедагога Л. Мастремана, которые и сейчас являются доминирующими в современной модели канадского медиаобразования. Поэтому нередко в учебных материалах и пособиях по медиаобразованию в первую очередь предлагаются для анализа медиатексты с репрезентацией гендерных, расовых и классовых особенностей и противоречий.
Теоретические и практические основы канадского медиаобразования развивают и поддерживают различные медиаобразовательные ассоциации и центры (Canadian Association of Media Education Organizations, Center for Youth and Media Studies, Canada's Centre for Digital and Media Literacy - MediaSmarts).
Эти основы были заложены еще в конце 1990-х годах на этапе создания различных медиаобразовательных центров в Канаде. К примеру, в это время группа педагогов из Ассоциации по медиаграмотности Онтарио разработала базовые концепции медиаграмотности. Впоследствии эти ключевые концепции были сокращены. В 1999 году ведущий канадский медиаэксперт Д. Пандженте с коллегой адаптировали их для своей книги «Больше чем встречает взгляд» [7], чтобы сделать их более доступными для обычного телезрителя.
Особая роль в медиапросвещении канадских граждан принадлежит медиаобразовательной организации - Канадский центр цифровой и медиаграмотности - «MediaSmarts», которая способствует развитию медиаграмотности в школах и вузах, семье и обществе, проводит серьёзную работу по развитию медиакультуры аудиторий. Тематике межэтнической, расовой и межнациональной толерантности отводится отдельное направление работы этого медиаобразовательного центра, включающее анализ расовых и этностереотипов на телевидении, в кино, в прессе; борьбу с расизмом и языком ненависти в интернете.
21 марта 2006 года в Оттаве в честь Международного дня борьбы за ликвидацию расовой дискриминации Сеть информации о СМИ (MNet), прежнее название медиацентра «MediaSmarts», призвала преподавателей и учителей интегрировать обсуждение проблем межэтнического и межнационального разнообразия и толерантности, отображаемых в СМИ, в процесс образования и воспитания детей и молодежи. В этой связи были разработаны две программы медиаобразования под названием «Изучение медиа и расы» и «Разрушение онлайн-ненависти», чтобы помочь преподавателям научить обучающихся критически мыслить о проблемах, связанных с расовой или этнической идентичностью и онлайн-контентом, содержащим язык межэтнической ненависти и интолерантности.
Эти программы профессионального повышения квалификации были призваны обеспечить педагогов мощными инструментами для обучения борьбе с расизмом, межэтнической и межнациональной интолерантностью. В частности, целью программы «Изучение медиа и расы» было помочь студентам изучить роль, которую играют центральные СМИ в формировании восприятия расы или этноса, и понять, что все аспекты медиапроизводства создаются с определенной целью и лоббируют определенную точку зрения. В этой программе также рассказывалось молодежи о влиянии, которое репрезентация и представление отдельных этнических меньшинств или аборигенов на телевидении, в фильмах, видеоиграх, музыкальных клипах и рекламе может оказывать на их восприятие другими социальными группами.
Другая вышеуказанная программа знакомила студентов с аналитическим методом деконструкции межэтнической, расовой или межнациональной онлайн-ненависти и помогала обучающимся научиться распознавать тонкие (или явные) предубеждения, расизм и ненависть, показывая им, как распространители межэтнической ненависти и нетерпимости работают в интернете: практика вербального буллинга или языка вражды; онлайн-игры, пропагандирующие моральную деградацию; вебсайты, организованные отдельными группами, проявляющими ненависть и нетерпимость в отношении тех или иных народов или наций. Основная цель этой программы была научить молодых людей распознавать «ненавистный» контент на веб-сайтах, в чатах, блогах, электронной почте, играх и музыке и пр.
«21 марта - Международный день борьбы с расовой дискриминацией - напоминает нам о важности оснащения подрастающего поколения навыками критического мышления, необходимыми для борьбы с пагубными последствиями расизма и ненависти. Медиаобразование дает молодым людям инструменты, необходимые для обсуждения смысла, извлеченного из СМИ и онлайн-сообщений, которые они видят и слышат каждый день», - заявила Мишель Скарборо, тогдашний исполнительный директор медиаобразовательного центра «MNet» на сайте своей организации.
28 марта 2012 года в Оттаве «Media Awareness Network (MNet)» запустила новую медиаобразовательную программу - «Diversity and Media Toolbox», содержащую набор учебных ресурсов по цифровой и медиаграмотности, чтобы помочь молодым людям распознавать то, как СМИ могут негативно влиять на восприятие зрительской аудитории в отношении определенных групп людей в обществе. Эта веб-программа была предназначена для преподавателей, обучающихся, представителей правоохранительных органов и широкой общественности и изучает вопросы, связанные с расовыми и этностереотипами, предвзятостью и ненавистью в центральных средствах массовой информации и в интернете. Программа была разбита на два отдельных, но дополняющих друг друга тематических блока: онлайн-ненависть и медиарепрезентация этнической и расовой принадлежности, религии, инвалидности, сексуальной ориентации и аборигенов. «То, что молодые люди видят и слышат в СМИ, помогает им понять мир, а также то, кто и что ценится в нашем обществе. Интернет, в частности, создает проблемы для толерантного, разнообразного общества с его легкодоступными сообщениями о ненависти. Эти новые ресурсы помогут молодым людям - которым может не хватить жизненного опыта и критического развития - осознать и бросить вызов стереотипам и сообщениям в СМИ, содержащим язык межэтнической или межнациональной ненависти, с которыми они сталкиваются», - написала Джейн Таллим, тогдашний со-исполнительный директор «Media Awareness Network» на сайте своей организации. С этой целью создатели программы разработали интерактивные учебные пособия, уроки, модули и справочные статьи для обучающихся, с которыми можно было бесплатно ознакомиться на сайте данного медиаобразовательного центра. Реализация данного проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке правительства Канады в рамках Программы партнерства и инноваций в области правосудия Канады.
Для борьбы с медийной стереотипизацией этнических меньшинств и иммигрантов правительство Канады, начиная с 1980-х годов, оказывает посильную финансовую поддержку этническим СМИ. Кроме того, как и в Великобритании, в Канаде на законодательном уровне закреплено требование к СМИ об обязательном соблюдении правила отображения этнического разнообразия страны - в Канаде для получения регистрации и разрешения на вещание любое СМИ должно 60 % эфира делать «этническим» [6].
Другое направление работы медиаобразовательных центров по повышению межэтнической толерантности молодежи - просветительская работа школьников и студентов в законодательной сфере по вопросам расовой и межэтнической дискриминации. В данной связи медиаэкпертами разрабатываются программы, позволяющие познакомить обучающихся с законами, которые применяются в случае нарушения прав граждан-представителей межэтнических меньшинств и аборигенов. Положения Уголовного кодекса Канады 318 и 319 предназначены для запрещения публичного распространения и пропаганды ненависти и вражды. Частные высказывания не регламентируются положениями: акт разжигания межэтнической или расовой ненависти может быть совершен только, если такого рода заявления произносятся в публичном месте. Общение в интернете, пропагандирующее геноцид, преднамеренное продвижение или разжигание ненависти, скорее всего, подпадет под действие положений, поскольку интернет является публичной сетью.
С другой стороны, второй раздел Канадской хартии прав и свобод гарантирует всем канадцам свободу мысли, убеждений и мнений. Однако на все права по Уставу распространяются разумные ограничения, которые могут быть оправданы в свободном демократическом обществе. Наглядным примером такого ограничения свободы слова можно считать дело Джеймса Кигстра, который (будучи учителем средней школы Альберты) объяснял своим ученикам, что Холокост -это миф, пропагандируемый как часть тотального еврейского заговора. Суд постановил, что, хотя статья 319 (2) действительно ограничивает свободу слова, она является разумным ограничением в демократическом обществе. Суд признал Джеймса Кигстра виновным в «преднамеренной пропаганде ненависти к идентифицируемой группе» по статье 319, пункт 2 Уголовного кодекса Канады и оштрафован. Хотя апелляционный суд провинции Альберта отменил приговор в 1988 году на том основании, что приговор нарушил свободу слова, при повторном рассмотрении дела в 1992 году его вновь признали виновным и приговорили к двум годам тюремного заключения и повторному штрафу. В 1994 году Апелляционный суд провинции отклонил очередную апелляцию, а в феврале 1996 года Верховный суд Канады оставил в силе второй приговор.
В соответствии с Законом о вещании в Канаде запрещается трансляция или распространение теле- и радиопрограмм, содержащих оскорбительные комментарии в отношении отдельных лиц или групп, комментарии, которые могут подвергнуть отдельное лицо, группу или класс лиц ненависти или дискриминации. Хотя эти правила применяются к радио- и телевещанию, они не регулируют деятельность интернет-сайтов, поскольку они не соответствуют определению «вещание». Кроме того, в соответствии с Законом об иммиграции должностные лица таможенных органов имеют право запрещать ввоз в Канаду медиапродукции, содержащей призывы к ненависти, а также запрещать въезд лицам, разжигающим межнациональную или межэтническую ненависть и нетерпимость. Это правило не относится к торговле в интернете, хотя в соответствии с этим законодательством любая медиапродукция, содержащая призывы к вражде и ненависти, приобретенная онлайн и ввозимая в Канаду, может быть конфискована.
И, наконец, Закон о борьбе с терроризмом делает «пропаганду или содействие совершению преступлений терроризма» уголовным преступлением и позволяет судьям любой источник информации или саму информацию, содержащие террористическую пропаганду, отключать или удалять. Обвиняемые в размещении террористической пропаганды могут предстать перед судом.
В 2015 году «MediaSmarts» и Канадская федерация учителей отпраздновали 10-ю годовщину ежегодной Недели медийной грамотности на тему «Уважение в цифровом мире», ее целью было объяснить молодежи, почему важно, например, защищать свою конфиденциальность или с осторожностью делиться личной информацией в интернете, а также уважать права других пользователей в процессе общения в глобальной сети.
В 2018 году при финансовой поддержке Канадской программы по инновациям, науке и экономическому развитию «MediaSmarts» запустила очередную медиаобразовательную программу по развитию цифровой грамотности для канадских педагогов, включающую семинары, проводимые на педагогических факультетах в вузах по всей стране.
До сих пор в Канаде существует острая необходимость решения вопроса о подготовке учителей в области медиаобразования. Отдел образования колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии интегрировал в свои учебные курсы элементы медиаобразования. Летние курсы по медиаобразованию открыты в коллежде «Mount St. Vincent». В университете Нью-Брансуика
с 1990 года выпускники также могут посещать курс по медиаобразованию. С 1990-х годов Департамент образования провинции начал выделять финансирование на реализацию учебных программам для тех, кто преподает медиакультуру в школе.
Теоретические и методологические основы канадского медиаобразования базируются на достигнутом во всем мире консенсусе, связанном с контекстуализацией медиаобразования в рамках «культурологических исследований» и междисциплинарного подхода, разработанными британскими медиапедагогами, которые в качестве приоритетных проблем исследования включают представления пола, расы и класса [3; 4]. Большое влияние на развитие теории медиаобразования в Канаде оказали концепции, предложенные известным британским медиаэкспертом Л. Мастреманом. Первостепенное значение имеет учет дискурсов, связанных с учебными дисциплинами, которые преподаются в большинстве случаев на английском языке.
Научные исследования аудиторий выдвинули на первый план важность получения пользы и удовольствия аудиториями от медиатекста. Отсюда - восприятие зрителей как социальных субъектов с множественными субъективными характеристиками, включающими их особенности социокультурного, классового, расового, этнического, гендерного восприятия медиатекста. С другой стороны, медиатексты на современном этапе также трактуются как многозначные, они передают много значений и, следовательно, вызывают много разных вариантов интерпретации и восприятия, то есть «чтения» медиатекста. Данный подход позволяет изучить «портрет» той или иной социальной группы на основе анализа их зрительских предпочтений и критической оценки медиатекстов, например, в форме их отзыва на медиатекст на сайте в интернете. Отсюда в своей работе канадские медиапедагоги всегда начинают со знакомства с социокультурными, национальными или этническими предпочтениями и вкусами своих студентов.
В контексте формирования межэтнической толерантности в современной канадской системе медиаобразования используются следующие подходы:
1) онтологический подход, который помогает разобраться во взаимоотношениях обучающихся с миром фантазий, реальностью, друг другом и окружающим миром; в рамках данного подхода ведется работа по формированию морально-ценностных норм у подрастающего поколения, в частности, формирование таких качеств личности, как эмпатия, толерантность, чувство справедливости путем анализа медиатекстов соответствующей проблематики;
2) исследовательский подход помогает изучать критические социальные вопросы и способствует развитию познавательного интереса у обучающихся; исследовательская модель, например, подходит для исследования причин разжигания межэтнической нетерпимости (в том числе в СМИ), а также путей их преодоления;
3) подход «потребительской медиаграмотности» способствует повышению осведомленности медиапотребителей, чтобы студенты понимали, какую роль СМИ играют в их жизни и в социально-экономической системе в целом; к примеру, в рамках данной модели студенты могут изучать национальную специфику социального прогнозирования в рекламном маркетинге с точки зрения соблюдения принципов межэтнической и расовой толерантности;
4) критический и семиотический подходы, направленные на развитие критического и аналитического мышления обучающихся на материале массмедиа; к примеру, на занятиях по медиакультуре обучающиеся могут учиться проводить критический анализ этностереотипов и предубеждений, используемых в медиатекстах разных жанров, и прогнозировать их влияние на формирование общественного мнения и отношения к этническим меньшинствам;
5) гражданское медиаобразование - студенты изучают то, как понимание медиасообщений может помочь им стать успешными и полезными гражданами в условиях современного полиэтнического мира;
6) творческий подход (носит синтетический характер, присутствует практически во всех подходах); в рамках данного проекта обучающиеся работают над созданием различных социальных медиапроектов, например, на тему «Видимые этнические меньшинства в канадских развлекательных массмедиа»;
7) культурологический подход и социокультурное медиаобразование, признанные доминирующим направлением в современной системе медиаобразования в Канаде, которое базируется на рассмотрении вопросов канадской идентичности и призвано помочь обучающимся лучше понять, кто они и как они вписываются в свое местное и глобальное сообщество.
Использование описанных подходов в медиаобразовании - изолированно или интегрированно - зависит от того, вызывают ли изучаемые медиатексты интерес у студентов и играют ли они важную роль в их жизни.
Отсюда практическое медиаобразование реализуется следующим образом:
1) изучение конкретного СМИ - анализ основных характеристик отдельного вида медиа, его сильных и слабых сторон, структуры и функциональных особенностей;
2) изучение содержания нескольких СМИ по определенной тематике. При этом выбранная тема, например, отражение межэтнической толерантности в СМИ, может быть идентифицирована и исследована с точки зрения того, как она освещается в различных массмедиа; данное направление работы позволяет объединить изучение формы и содержания разных масс-медиа;
3) автономное медиаобразование - анализ выбранного жанра медиа или темы, независимо от учебной дисциплины, в качестве самостоятельного компонента учебного курса;
4) интегрированное медиаобразование - анализ выбранного жанра медиа или темы в рамках какой-либо учебной дисциплины.
Канадские медиапедагоги выделяют следующие векторы успешного развития медиаобразования в будущем:
1) медиаобразование, как и другие инновационные программы, должно быть массовым движением, и преподаватели должны проявлять большую инициативу в его лоббировании;
2) органы образования должны поддерживать разработку и внедрение медиаобразовательных программ, включая выпуск необходимых учебных пособий и материалов по медиаобразованию;
3) вузы должны повышать кадровый потенциал, способный обучать будущих учителей в области медиаобразования. Также существует острая необходимость в академической поддержке учителей со стороны высших учебных заведений в разработке учебных программ по медиакультуре и в системной организации консультаций и курсов повышения квалификации для медиапедагогов;
4) для развития медиаобразования требуется сотрудничество между учителями, родителями, исследователями и профессионалами в области СМИ на регулярной основе.
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
Список литературы
1. Andersen, N. Media Education in Canada - The Second Spring / Von Feilitzen and Carlsson (Eds). / N. Andersen, B. Duncan & J. J. Pungente. - Текст : непосредственный // Children and Media: Image. Education. Participation. Goteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen at Nordicom. - 1999. - Pp. 139-162.
2. Caron, André H. Things that make the Other relevant: mobile communication tools as morality-building devices. Encyclopedia of Mobile Phone Behavior / André H. Caron, L. Caronia. - Текст : непосредственный / ed. Yan, Z. - IGI Global. - 2015. - Pp. 1-29.
3. Caron, A. H. Moving Cultures: Mobile Communication in Everyday Life. / A. H. Caron, L. Caronia. - Montréal, McGill-Queen's University Press, 2007. - 262 p. - Текст : непосредственный.
4. Caronia, L. Family Morality and Cultural Identity in Parents' Use of the Quebec Movie Rating System / L. Caronia, A. H. Caron. - Текст : непосредственный // Journal of Children and Media. -2011. - Volume 5. - Issue 1. - Pp. 20-36.
5. Ethnic Broadcasting Policy: Public Notice CRTC 1999-117. - URL: https://crtc.gc.ca/eng/ archive/1999/pb99-117.htm (дата обращения: 09.08.2020). - Текст : электронный.
6. McLuhan, H. M. Culture is Our Business / H. M. McLuhan. - New York : Ballantine Books, 1972. - 75 p. - Текст : непосредственный.
7. Pungente, John J. More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us / John J. Pungente, Martin O'Malley. - Toronto : McClelland & Stewart, 1999. - 264 p. - Текст : непосредственный.
8. Worsnop, Chris M. Media Literary Through Critical Thinking. Teacher Materials / Chris M. Worsnop. - Текст : электронный / Ed. By K. C. Lynch. - 2004. - URL: https://mediaeducation. ucoz.ru/load/0-0-0-1092-20 (дата обращения: 09.08.2020).
THE REFLECTION OF INTERETHNIC TOLERANCE OF STUDENT YOUTH IN MEDIA EDUCATION IN CANADA
Mikhaleva G. V., Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, [email protected]
The article discusses theoretical and practical approaches to promoting interethnic tolerance among university students in Canada by means of media education at the present stage. The analysis shows that in the context of fostering interethnic tolerance in the contemporary Canadian system of media education, the following approaches are used: ontological, research, "consumer media literacy" approach, critical and semiotic approaches, civic media education, creative approach, cultural approach and socio-cultural media education. An important role in developing a culture of tolerance among young people is played by Canadian associations and media education centres that regularly launch various media education projects for young people including the analysis of racial and ethnic stereotypes in mass media, the fight against racism and hate speech on the Internet.
Keywords: interethnic tolerance, media education, media culture, Canada, media text, mass media, hate speech.
References
1. Andersen, N. (2010). Media Literacy's Gifts to Literature Study. English Teaching: Practice and Critique, Vol. 9, Issue 1, pp. 103-113, available at: http://education.waikato.ac.nz/research/files/ etpc/files/2010v9n1nar1.pdf, accessed 09.08.2020.
2. Caron, André H. & Caronia, L. (2015). Things that make the Other relevant: mobile communication tools as morality-building devices. Encyclopedia of Mobile Phone Behavior, ed. Yan, Z. IGI Global, pp. 1-29.
3. Caron, A.H. & Caronia, L. (2007). Moving Cultures: Mobile Communication in Everyday Life. Montreal, McGill-Queen's University Press. 262 p.
4. Caronia, L. & Caron, A.H. (2011). Family Morality and Cultural Identity in Parents' Use of the Quebec Movie Rating System. Journal of Children and Media, Volume 5, Issue 1, pp. 20-36.
5. Ethnic Broadcasting Policy: Public Notice CRTC 1999-117. Available at: https://crtc.gc.ca/eng/ archive/1999/pb99-117.htm, accessed 09.08.2020.
6. McLuhan, H. M. (1972). Culture is Our Business. NY: Ballantine Books, 75 p.
7. Pungente, John J. & O'Malley, Martin (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart, 264 p.
8. Worsnop, Chris M. (2004). Media Literary Through Critical Thinking. Teacher Materials. Ed. By KC Lynch. Available at: https://mediaeducation.ucoz.ru/load/0-0-0-1092-20, accessed 09.08.2020.
Михалева Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).
ORCID: 0000-0002-7580-1334.
Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 4 (38) БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Михалева Г. В. Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в медиаобразовании Канады // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 53-60. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10406.
Mikhaleva G. V. The reflection of interethnic tolerance of student youth in media education in Canada // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 53-60. DOI: 10.24411/20700695-2020-10406.