Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОСТЕРЕОТИП / ДИСКРИМИНАЦИЯ / РАСИЗМ / США / СМИ / ЯЗЫК НЕНАВИСТИ / МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / STUDENT YOUTH / MEDIA EDUCATION / INTERETHNIC TOLERANCE / ETHNIC STEREOTYPE / DISCRIMINATION / RACISM / USA / MASS MEDIA / HATE SPEECH / MEDIA AND INFORMATION LITERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

В статье рассматриваются теоретические и практические подходы к решению проблемы развития межэтнической толерантности студенческой молодежи в США средствами медиаобразования на современном этапе. Проведенный анализ показывает, что в контексте формирования межэтнической толерантности в современной американской системе медиаобразования используются следующие методы медийной и информационной грамотности: метод «тематического поиска», метод проблемно-ориентированного обучения, исследовательский метод, метод «кейс-стади», метод обучения в сотрудничестве, критический и семиотический анализ медиатекстов, метод контекстного анализа, метод «трансформации» медиатекста, ролевые игры и симуляции, творческий проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE OF AMERICAN STUDENTS IN THE PROCESS OF MEDIA EDUCATION

The article discusses theoretical and practical approaches to developing interethnic tolerance of student youth in the US by means of media education at the present stage. The analysis shows that in the context of fostering interethnic tolerance in the contemporary American system of media education, the following methods of media and information literacy are used: issue-enquiry approach, problem-based learning, scientific enquiry, case study, cooperative learning, critical and semiotic analyses of media content, contextual analysis, “transformation” method of media content, role-plays and simulations, projects.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ*

Галина Викторовна Михалева кандидат педагогических наук Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

В статье рассматриваются теоретические и практические подходы к решению проблемы развития межэтнической толерантности студенческой молодежи в США средствами медиаобразования на современном этапе. Проведенный анализ показывает, что в контексте формирования межэтнической толерантности в современной американской системе медиаобразования используются следующие методы медийной и информационной грамотности: метод «тематического поиска», метод проблемно-ориентированного обучения, исследовательский метод, метод «кейс-стади», метод обучения в сотрудничестве, критический и семиотический анализ медиатекстов, метод контекстного анализа, метод «трансформации» медиатекста, ролевые игры и симуляции, творческий проект.

Ключевые слова: студенческая молодежь, медиаобразование, межэтническая толерантность, этностереотип, дискриминация, расизм, США, СМИ, язык ненависти, медиа- и информационная грамотность.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE OF AMERICAN STUDENTS IN THE PROCESS OF MEDIA EDUCATION

Galina Viktorovna Mikhaleva Cand. Sci. (Pedagogics), Associate Professor Rostov State University of Economics Rostov-on-Don, Russia [email protected]

The article discusses theoretical and practical approaches to developing interethnic tolerance of student youth in the US by means of media education at the present stage. The analysis shows that in the context of fostering interethnic tolerance in the contemporary American system of media education, the following methods of media and information literacy are used: issue-enquiry approach, problem-based learning, scientific enquiry, case study, cooperative learning, critical and semiotic analyses of media content, contextual analysis, "transformation" method of media content, role-plays and simulations, projects.

Key words: student youth, media education, interethnic tolerance, ethnic stereotype, discrimination, racism, USA, mass media, hate speech, media and information literacy.

Проблема развития межэтнической толерантности все ещё остро стоит на повестке дня в такой многонациональной стране, как Соединённые Штаты Америки, несмотря на многолетние попытки ее решения на самом высоком уровне, включая борьбу с многочисленными экстремистскими организациями и с дискриминацией в американском обществе. Постоянный рост межэтнической интолерантности в стране, как одна из ведущих и пока до конца нерешенных проблем во внутриполитическом пространстве страны, вынуждает государство более активно действовать и внедрять в массовом порядке социальные правила толерантного сосуществования граждан различных этнических групп. Этот процесс осуществляется на разных уровнях образования населения, которое направленно на формирование и развитие межэтнической толерантности американских школьников и студентов. Например, помимо курса по общей истории Америки в образовательных учреждениях по всех стране регулярно проводятся так называемые «месячники черной истории», когда каждый школьник или студент в обязательном порядке изучает факты из жизни знаменитых исторических личностей афроамериканского происхождения.

Еще более серьезная роль в деле повышения межэтнической толерантности американских школьников и студентов отводится массовому медиаобразованию. Например, веб-сайт «Teaching Tolerance» информирует общественность по вопросам межэтнической толерантности, создаёт учебные материалы и методические пособия для родителей и учителей, развивающие социальные навыки толерантных взаимоотношений в школьной и вузовской среде. Кроме того, учредители сайта привлекают различных специалистов для проведения регулярных просветительских онлайн-курсов, вебинаров и образовательных программ для практикующих учителей [Михалева, 2019, с. 125].

Основанная в начале 2000-х годов в США Федерация медиаграмотности (Alliance for a Media Literate America - AMLA) стала своеобразным Вестником медиаобразовательной школы Америки, в котором

публиковались результаты научных исследований в области современного медиаобразования, а также анонсировались научные конференции по тематике медиаобразования [Левицкая, Сердюков, 2020, с. 64].

В феврале 2017 года на международной конференции «Медиа и информационная грамотность: Образовательные стратегии предотвращения насильственного экстремизма», проходившей под патронажем Альянс цивилизаций ООН, ведущий американский эксперт в области медиаобразования, профессор коммуникативных исследований в Харрингтонской школе коммуникаций и СМИ, основатель лаборатории медиаобразования в Университете Род-Айленда Рене Хоббс выступила в качестве основного докладчика. Будучи также соредактором журнала «Journal of Media Literacy Education», открытого рецензируемого журнала Национальной ассоциации по обучению медиаграмотности (NAMLE), в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке она рассказала о медиаобразовательных стратегиях предотвращения насильственного экстремизма.

Этой конференции предшествовала социально-образовательная инициатива #SpreadNoHate, организованная Альянсом цивилизаций ООН 25 декабря 2015 года и направленная на противодействие межэтнической нетерпимости, ксенофобии, расизму и языку ненависти в СМИ. Предыдущий научный симпозиум «Борьба с ксенофобией в СМИ и содействие всесторонней интеграции мигрантов и беженцев» был организован 15 сентября 2016 года. Этот симпозиум проходил в рамках 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ходе подготовки саммита 19 сентября, посвященного проблемам миграции, а также в соответствии с кампанией, проводимой Генеральным секретарем ООН по борьбе с расизмом и ксенофобией по отношению к беженцам и мигрантам, в которой представители Альянса цивилизаций ООН активно участвовали в качестве членов рабочей группы.

В рамках инициативы ООН «Академическое влияние» (United Nations Academic Impact Initiative - UNAI) Генерального секретаря ООН Пан Ги

Муна, цель которой стало объединение университетов для решения глобальных проблем человечества, на этой конференции впервые были организованы социально-профилактические форумы, проводимые по программе «Отучиться от нетерпимости». Участники конференции сошлись в общем мнении, что усилия ЮНЕСКО должны быть полностью сосредоточены на усилении мер по предупреждению межэтнической нетерпимости и экстремизма. Под медийной и информационной грамотностью понимается информирование медиапользователей о том, где они находятся, кем они являются, и как лучше всего действовать при возникновении каких-либо онлайн-угроз и рисков [Programme, 2017].

Наряду с поддержкой свободной, плюралистической и независимой журналистики, продвижение медийной и информационной грамотности может помочь справиться с современными вызовами радикализации насильственного экстремизма. «Стремление к медийной и информационной грамотности - это очевидный императив нашего времени» [Berger, 2017]. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию медийной и информационной грамотности в социальном смысле, включая борьбу с нетерпимостью и насильственным экстремизмом. Для этого, по мнению американских медиаэкпертов, требуется сплотить правительства, педагогов, СМИ, интернет-компании, гражданское общество и медиапользователей для создания или улучшения систем, механизмов, программ.

В продолжение тематики данной конференции в июне того же года в Нью-Йорке состоялся «круглый стол» на тему «Отучиться от нетерпимости: национальные и международные перспективы воспитания глобальной гражданственности», организованный при поддержке программы ООН «Академическое влияние» и Бостонского глобального форума по воспитанию глобальной гражданственности. Ключевые докладчики подчеркнули важность образования для борьбы с нетерпимостью и развития сообществ с общими ценностями и уважением к различным мнениям. Несколько выступавших на основе личного или делового опыта высказались в

поддержку необходимости отучиться от нетерпимости и понять ценность глобального гражданства. Было высказано предположение, что быть гражданином мира - означает быть человеком, который может ценить свою культуру, при этом не придираясь к ценностям и наследию других культур.

В США на современном этапе развития многие американские университеты предлагают курсы по медиа и информационной грамотности, а также обучению критической грамотности (Camden County College, City University of New York, Emory University, George Mason University, Fairfax, Virginia, Hunter College, New York, Kean University, Union, New Jersey, Onondaga Community College, Syracuse, New York, Sacred Heart University, Fairfield, Syracuse University, Temple University, Philadelphia, Thiel College, University of California, University of Massachusetts, University of Texas, Webster University, West Chester University, William Paterson University). Эти курсы включают обучение студентов медиакомпетентности в эпоху цифровых технологий: обучение критической медиаграмотности, новостной грамотности, цифровой грамотности.

В частности, в Университете Темпл (Филадельфия, штат Пенсильвания) c 2012 года функционирует Центр медийной и информационной грамотности, который охватывает в своей работе три основные направления: 1) медиаобразование, включающее разработку проектов и партнерских программ с целью исследования характера влияния медиа и технологий на детско-юношескую аудиторию с акцентом на развитии медиаграмотности и содержании медиаконтента для молодого поколения; 2) работа в медиаиндустрии - поддержка интеграции принципов медиаграмотности и информационной грамотности в контент, разрабатываемый для телевидения, онлайн, игр и других СМИ; 3) общественная работа - обеспечение связей с общественностью, разработка государственных программ и медиатехнологий с упором на обучение медиаграмотности, оказание образовательных услуг по тематике медиаграмотности, ориентированных на потребности молодежи, а также

школьных учителей и преподавателей вузов. Центр медийной и информационной грамотности занимается вопросами профессионального развития преподавателей (уже работающих и студентов педагогических факультетов) и представителей медиаиндустрии в области медийной и информационной грамотности на местном, национальном и международном уровнях, предоставляя педагогам и работникам медиаиндустрии инструменты для критического анализа, использования и создания качественного медиаконтента.

В 2011 году центр совместно с международными экспертами ЮНЕСКО активно разработал модель учебной программы по медийной и информационной грамотности для подготовки педагогов, которая предоставила преподавателям любого уровня подготовки основные компетенции (знания, навыки и отношение) к медиаобразованию детей и молодежи. Эта программа фокусируется на педагогических подходах, необходимых для того, чтобы учителя могли интегрировать принципы медиаобразования в свою педагогическую деятельность [Wilson и др., 2011].

Согласно данной модели, цель медиаобразования - формирование и развитие информационной и медийной грамотности личности. Причем медиаобразование начинается с педагогов, которые обучают медиаграмотности школьников и студентов, что, в конечном счете, способствует формированию медиакомпетентного общества в массовом масштабе.

В данной модели основное внимание уделяется формированию «гражданской культуры» - основы поликультурного гражданского демократического общества, и медиаграмотности как инструменту демократии прямого участия граждан. Модель медийной демократии участия граждан в американском варианте покоится на четырех «столпах», гарантирующих гражданам высокий уровень развития критического мышления как агентов социальных перемен: 1) участие обычных медиапотребителей в создании медиаконтента; 2) сотрудничество в форме

совместного создания медиатекстов; 3) возможность свободно выражать свою гражданскую позицию и распространять медиаконтент в своих постах; 4) критический анализ медиаконтента [МШаШ&Б, ТИеуешп, 2013].

Основные методы развития медийной и информационной грамотности:

1. Метод «тематического поиска», предполагающий решение проблемы обучаемыми с применением новых знаний и навыков во время прохождения через различные стадии поиска; примерами такого поиска может быть изучение межэтнических и расовых противоречий на основе анализа медиатекстов и пр.

2. Метод проблемно-ориентированного обучения, способствующий развитию у обучающихся междисциплинарных компетенций, критического мышления, а также позволяющий повысить уровень знаний путем вовлечения обучающихся в критический анализ проблем реальной жизни. Примером применения такого метода может служить разработка продуктивной кампании социальной рекламы для определенной аудитории.

3. Исследовательский метод, включающий научное наблюдение, выдвижение гипотезы, план исследования, сбор и анализ данных, сообщение результатов. Примером использования этого метода в контексте обучения межэтнической толерантности может служить изучение социальных последствий языка ненависти в медиатекстах.

4. Метод «кейс-стади» - изучение конкретной ситуации или события, позволяющее системно исследовать и проанализировать событие и понять, почему всё произошло таким образом, а не иначе.

5. Метод обучения в сотрудничестве, когда обучающиеся совместно работают для достижения общей цели. Здесь у обучающихся развиваются навыки межличностного общения, терпимость к мнению других, позитивное отношение к себе и к другим.

6. Критический анализ медиатекстов, включающий анализ условных кодов, репрезентаций, стереотипов, семиотический анализ медиатекстов разных жанров. Например, на занятиях по медиакультуре студентам могут

предложить сделать критический анализ использования этностереотипов авторами медиатекстов в реальных образцах рекламной продукции отечественного или зарубежного производства.

7. Метод контекстного анализа (анализ производственного контекста), позволяющий изучить принципы работы медийных организаций и технологий, а также их влияние на социум. Примером применения такого анализа может служить изучение влияния монополизации масс-медиа на свободу слова, влияние медийной презентации этнического разнообразия в СМИ на уровень социального доверия медийных аудиторий.

8. Метод «трансформации» медиатекста, позволяющий обучающимся «переводить» медиатекст одного жанра в медиатекст другого жанра, например, кинофильм или рекламный ролик в печатный жанр, и наоборот.

9. Ролевые игры и симуляции используются, чтобы обучающиеся могли попробовать себя в качестве съемочной группы или журналистов, создающих, например, проморолик о студенческой жизни в их университете для потенциальных абитуриентов.

10. Творческий проект - создание медиатекста, позволяющее обучающимся применить свои знания о медиа на практике, а также научиться использовать медийные технологии для самовыражения и презентации своих взглядов и гражданской позиции. Например, студенты могут создавать собственные репортажи с помощью программ «iMovie» или «Moviemaker» по тематике межэтнической дискриминации и нетерпимости.

Основное содержание медиаобразования студенческой молодежи педагогических вузов и педагогов на курсах повышения квалификации обычно включает:

А) Базовые модули:

- формирование активной гражданской позиции, свободы самовыражения и информации, доступ к информации, демократический дискурс и обучение на протяжении всей жизни;

- изучение этических аспектов новостных масс-медиа (журналистика и общество, свобода слова, этика и ответственность);

- изучение основных законов и принципов представления информации в медиа (профессиональные кодексы по вопросам плюрализма и репрезентации);

- изучение медийной речи и языка СМИ;

- изучение рекламы, в том числе социальной;

- знакомство с новыми и традиционными масс-медиа;

- изучение онлайн-возможностей и онлайн-рисков;

- формирование информационной и библиотечной грамотности и пр.

Б) Дополнительные модули:

- изучение медийных аудиторий;

- социально-культурные и политические аспекты глобализации медиа и альтернативные медиа;

- видеосъемка и фотомонтаж;

- транснациональная реклама и супербренды и пр.

Среди американских вузов, обучающих студентов медиаграмотности, интересен опыт Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, в котором преподается курс «Критическая медиаграмотность» по подготовке будущих педагогов к обучению школьников современным технологиям и популярной культуре путем критического анализа различных типов репрезентаций и создания собственных альтернативных сообщений СМИ. Выступая на международной конференции по медиаграмотности в 2017 году, Джефф Шэер, один из преподавателей курса по медиакультуре для студентов педагогического факультета, поделился опытом реализации их программы по медиаграмотности: «учебные заведения, отвечающие за подготовку учителей новой волны, должны быть в курсе не только новейших технологий, но, что более важно, критической теории медиаграмотности и педагогики, чтобы помочь учителям и ученикам думать и критически относиться к информационным коммуникационным технологиям (ИКТ), средствам

массовой информации и массовой культуре». Программа курса включает широкий спектр тем для изучения: фотография и визуальная грамотность, новости, кино, социальные медиа, проблемы расы и расизма в медиа, сексизм и проблемы гендерной дискриминации и др. В частности, анализ содержания вузовской медиатеки по тематике расизма и межэтнической толерантности для изучения в рамках данного курса показывает, что в центре внимания будущих педагогов находятся такие проблемы, как научный расизм, привилегии белых в армии США, дискриминация коренных американцев в СМИ, азиатско-американские стереотипы в Голливудском кино, гражданские права представителей этнических меньшинств, этническое разнообразие в СМИ и др.

Развитие критической грамотности на современном этапе занимает центральное место в современном американском медиаобразовании. Это, в частности, обусловлено синтезом профессиональной медиакритики и медиаобразования [Левицкая, 2015].

Особое место в американской модели медиаобразования отводится практическому обучению, которое выражается в создании молодыми людьми собственной медиапродукции. Содержание видеороликов и/или фильмов основывается на реальных историях людей, которые сталкивались с проявлениями межэтнической нетерпимости и знают о них не понаслышке. Примером такого опыта может служить социальный проект «Это не о стойкости: о травме, несправедливости и силе преобразующего обучения» [Goodman, 2018], который курировал Стивен Гудман - директор-основатель образовательного видео-центра в Нью-Йорке. На протяжении более тридцати лет он проводит медиаобразовательные семинары по проблемам социальной справедливости для американских студентов из бедных районов и курсы повышения квалификации для педагогов. Получив журналистское образование в Высшей школе журналистики Колумбийского университета, С. Гудман имеет многочисленные публикации о молодежных медиа, критической грамотности, гражданской активности и образовательной

реформе и является автором известной книги «Обучение молодежи медиа: критическое руководство по грамотности, производству видео и социальным изменениям» [Goodman, 2003]. Иначе говоря, молодые люди не замыкаются в себе, но пытаются разобраться в проблеме, призвать общественность к защите их прав и по возможности найти пути решения проблемы [Chelysheva, Mikhaleva, 2020].

Таким образом, можно констатировать, что Соединённые Штаты Америки ведут активную политику в сфере массового медиаобразования по проблеме межэтнической толерантности, которое включает анализ медийных репрезентаций представителей разной этнической, расовой и культурной принадлежности.

Библиографический список

1. Левицкая А. А. Современная медиакритика в США: актуализация образовательного компонента // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №5(95). С. 83-103.

2. Левицкая А. А. Американские научно-образовательные центры в области медиапедагогики: сравнительный анализ / А. А. Левицкая, Р. В. Сердюков // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. №10. C.63-89.

3. Михалева Г. В. Генезис проблемы воспитания межэтнической толерантности в англоязычных странах // Педагогика. 2019. №8. С. 120-127.

4. Berger, G. (2017). Media and Information Literacy: Educational Strategies for the Prevention of Violent Extremism. Remarks. Available at: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiDi_6n x6XsAhUDsp4KHSpdC24QFjACegQIAxAC&url=https%3A%2F%2Fen.unesco.org%2Fsites% 2Fdefault%2Ffiles%2Fpolicymakr.pdf&usg=AOvVaw11zZA2fPMzSmdvPnELdnNS (accessed 12 October 2020).

5. Chelysheva, I.V., Mikhaleva, G.V. (2020). Content Analysis of University Students' Interethnic Tolerance Reflected in Russian and English-Language Media Education of the PostSoviet Period (1992-2000). International Journal of Media and Information Literacy, 5 (1): 1530.

6. Goodman, S. (2003). Teaching Youth Media: A Critical Guide to Literacy, Video Production, and Social Change. New York: Teachers College Press, 144 p.

7. Goodman, S. (2018). It's Not About Grit: Trauma, Inequity, and the Power of Transformative Teaching. NY: Teachers College Press, 208 p.

8. Mihailidis, P., Thevenin, B. (2013). Participatory Democracy. Media Literacy as a Core Competency for Engaged Citizenship in Participatory Democracy. American Behavioural Scientist, 57(11). Available at: https://doi.org/10.1177%2F0002764213489015 (accessed 12 October 2020).

9. Programme of the Conference "Media and Information Literacy: Educational Strategies for the Prevention of Violent Extremism". UNAOC's Media and Information Literacy program and United Nations Academic Impact's "Unlearning Intolerance" program. February 9, 2017. Available at: https://www.unaoc.org/wp-content/uploads/mil_9feb-v1-3.pdf (accessed 12 October 2020).

10. Wilson, C. Grizzle, A., Tuazon, R., Akyempong, K., Cheung, C.K. (2011). Media and Information Literacy Curriculum for Teachers. UNESCO: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Paris: UNESCO, 192 p.

References

1. Berger, G. (2017). Media and Information Literacy: Educational Strategies for the Prevention of Violent Extremism. Remarks. Available at: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiDi_6n x6XsAhUDsp4KHSpdC24QFjACegQIAxAC&url=https%3A%2F%2Fen.unesco.org%2Fsites% 2Fdefault%2Ffiles%2Fpolicymakr.pdf&usg=AOvVaw11zZA2fPMzSmdvPnELdnNS (accessed 12 October 2020). (in English)

2. Chelysheva, I.V., Mikhaleva, G.V. (2020). Content Analysis of University Students' Interethnic Tolerance Reflected in Russian and English-Language Media Education of the PostSoviet Period (1992-2000). International Journal of Media and Information Literacy, 5 (1): 1530. (in English)

3. Goodman, S. (2003). Teaching Youth Media: A Critical Guide to Literacy, Video Production, and Social Change. New York: Teachers College Press, 144 p. (in English)

4. Goodman, S. (2018). It's Not About Grit: Trauma, Inequity, and the Power of Transformative Teaching. NY: Teachers College Press, 208 p. (in English)

5. Levitskaya, A.A. (2015). Modern media criticism in the USA: foregrounding of educational component. Distance and Virtual Learning, 5(95): 83-103. (in Russian)

6. Levitskaya, A.A., Serdyukov R.V. (2010). American scientific and educational centres in a field of media pedagogy: Comparative analysis. Distance and Virtual Learning, 10: 63-89. (in Russian)

7. Mihailidis, P., Thevenin, B. (2013). Participatory Democracy. Media Literacy as a Core Competency for Engaged Citizenship in Participatory Democracy. American Behavioural Scientist, 57(11). Available at: https://doi.org/10.1177%2F0002764213489015 (accessed 12 October 2020). (in English)

8. Mikhaleva, G.V. (2019). Genesis of the problem of educating interethnic tolerance in English-speaking countries. Pedagogics. Scientific theoretical journal of the Russian Academy of Education, 8 (83): 120-127. (in Russian)

9. Programme of the Conference "Media and Information Literacy: Educational Strategies for the Prevention of Violent Extremism". UNAOC's Media and Information Literacy program and United Nations Academic Impact's "Unlearning Intolerance" program. February 9, 2017. Available at: https://www.unaoc.org/wp-content/uploads/mil_9feb-v1-3.pdf (accessed 12 October 2020). (in English)

10. Wilson, C. Grizzle, A., Tuazon, R., Akyempong, K., Cheung, C.K. (2011). Media and Information Literacy Curriculum for Teachers. UNESCO: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Paris: UNESCO, 192 p. (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.