Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Марианна Афанасьевна, Бугаева Ая Петровна

В статье представлены формирования ключевых компетенций младших школьников. С целью выявления уровня сформированности ключевых компетенций были применены диагностические методики и выявлен уровень сформированности ключевых компетенций учеников на констатирующем этапе исследования. Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH PROJECT ACTIVITIES

The article presents the formation of key competencies of primary school students. In order to identify the level of formation of key competencies, diagnostic techniques were applied and the level of formation of key competencies of students at the ascertaining stage of the study was revealed. The key competencies of younger schoolchildren include formed organizational (the ability to organize their activities), intellectual (the ability to think effectively and work with information), evaluative (the ability to make their own choices in the world of thoughts, feelings and values and respond.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371

магистрант Большакова Марианна Афанасьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Бугаева Ая Петровна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены формирования ключевых компетенций младших школьников. С целью выявления уровня сформированности ключевых компетенций были применены диагностические методики и выявлен уровень сформированности ключевых компетенций учеников на констатирующем этапе исследования. Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

Ключевые слова: ключевые компетенции, проектная деятельность, компетенция, компетентностный подход, констатирующий этап.

Annotation. The article presents the formation of key competencies of primary school students. In order to identify the level of formation of key competencies, diagnostic techniques were applied and the level of formation of key competencies of students at the ascertaining stage of the study was revealed. The key competencies of younger schoolchildren include formed organizational (the ability to organize their activities), intellectual (the ability to think effectively and work with information), evaluative (the ability to make their own choices in the world of thoughts, feelings and values and respond.

Keywords: key competencies, project activity, competence, competence approach, ascertaining stage.

Введение. В данное время на этапе развития образования основные требования к выпускнику начальной школы сместились от предметных знаний и умений к его социальной компетентности, представляющей собой весь комплекс ключевых компетенций. Для формирования и развития ключевых компетенций младших школьников в процессе выполнения проектов располагает значительными возможностями, среди которых необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень значимости, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе выполнения проектов, направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.

Широкий спектр ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, правовой, здоровьесбережения и др.) целесообразно формировать средствами всех учебных предметов. Однако каждый из них в этом отношении обладает различным дидактическим потенциалом и имеет свою специфику.

Теоретической базой при написании данной работы являются как исследования педагогов по данной теме, так и собственный опыт педагогической практики. А также будут использованы в некоторых этапах исследования Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, А.М. Гаврилина и Е.Н. Землянской, Ждон Дью и др. уделявших, большое внимание изучению и систематизации огромного числа современных новаторских методик преподавания, в том числе и проектной деятельности.

Для определении состава ключевых компетенций будем брать за основу классификацию ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: общекультурная компетенция, социально-трудовая компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, ценностно-смысловая компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция личностного самосовершенствовании.

Объект исследования: процесс формирования и развития ключевых компетенции младших школьников посредством выполнения проектных работ.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования и развития ключевых компетенций младших школьников в начальной школе.

Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития ключевых компетенций младших школьников посредством проектной деятельностью в начальной школе.

Гипотеза исследования: формирование и развитие ключевых компетенции младших школьников посредством проектной деятельностью будет протекать наиболее эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:

- учитываются возрастные, психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся начальных классов;

- применяются общепедагогические принципы: непрерывность, контроль, системность, доступность, результативность обучения;

- разработана единая структура поэтапного выполнения проектных работ по формированию ключевых компетенции младших школьников.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы и состояния поставленной проблемы выявить особенности формирования ключевых компетенции младших школьников посредством проектной деятельностью.

2. Продумать систему работы учащихся по формированию ключевых компетенций при организации проектной деятельности.

3. Разработать систему для успешного выполнения творческих проектов в начальной школе.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию ключевых компетенций младших школьников посредством проектной деятельности.

Методологической основой исследования являются в области формирования ключевых компетенций младших школьников при выполнении проектной деятельности А.В. Хуторского, В.А. Болотова, В.В. Серикова, Т.В. Борисова, Т.Г. Васильева и др.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- констатирующий эксперимент;

- проведение педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость исследования: состоит в теоретическом обосновании создания последовательности поэтапного выполнения проектной деятельности в формировании ключевых компетенций младших школьников в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Практической значимостью исследования является, что полученные результаты исследования можно использовать в работе с младшими школьниками в формировании и для развития ключевых компетенций при выполнении проектной деятельностью в начальной школе.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОБУ «СОШ №30 им. В.И. Кузьмина» г. Якутска. В качестве респондентов в экспериментальной группе выступили младшие школьники, обучающиеся в 4 «г» классе. В работе участвовало 30 обучающихся (13 девочек и 17 мальчиков).

Для формирования и развития ключевых компетенций младших школьников в процессе выполнения математических проектов располагает значительными возможностями, среди которых необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень значимости, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения проектов, направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.

В настоящее время начальная школа оказалась в центре противоречий, связанных с ожиданиями общества новых образовательных результатов и недостаточной разработанностью научно-методических основ их достижения младшими школьниками. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), начальная школа призвана сформировать целостную систему универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), «обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели [2].

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце окончания начальной школы учащиеся 4 класса должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат [3].

Для того, чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения (ценностно-смысловые компетенции, учебно-познавательные компетенции, социокультурные компетенции, коммуникативные компетенции, информационные компетенции, природоведческие и здоровьесберегающие компетенции) [1].

В педагогике накоплены определённые научные предпосылки решения проблемы формирования ключевых компетенции младших школьников, указывающие на то, что образовательный процесс, направленный на овладение учебной, в том числе и коммуникативной деятельностью, будет способствовать гармонизации развития личности. Теоретической базой при написании данной работы являются как исследования педагогов по данной теме, так и собственный опыт педагогической практики. А также будут использованы в некоторых этапах исследования Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, А.М. Гаврилина и Е.Н. Землянской уделявших, большое внимание изучению и систематизации огромного числа современных новаторских методик преподавания, в том числе и проектной деятельности.

Для достижения качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования [5].

В качестве респондентов в экспериментальной группе выступили младшие школьники, обучающиеся в 4 «г» классе, где я сама являюсь классным руководителем. В работе участвовало 30 обучающихся (13 девочек и 17 мальчиков).

С целью определения уровня сформированности и развития ключевых компетенций младших школьников (выпускников начальной школы) были применены следующие диагностические методики: - методика Г.Ю. Ксензовой "Шкала выраженности учебно-познавательного интереса" (учебно-познавательные компетенции); методика А.Н. Рябиноной "Нахождение схем к задачам" (ценностно-смысловые компетенции); тест В.Ф. Ряховского "Оценка уровня общительности" (коммуникативная компетенции).

Для того, чтобы определить уровень сформированности и развития ключевых компетенций каждого ученика на констатирующем этапе была проведена методика Г.Ю. Ксензово "Шкала выраженности учебно-познавательного интереса.

На констатирующем этапе эксперимента - учащиеся 4 «Г» класса. (1 группа 15 учащихся - экспериментальная; 2 группа 15 учащихся - контрольная)

Методика Г.Ю. Ксензовой "Шкала выраженности учебно-познавательного интереса" (учебно-познавательные компетенции).

Цель: определение уровня сформированности и развития учебно-познавательной компетенции младших школьников.

Данная методика представляет шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю нужно необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (отсутствие интереса, реакция на новизну, любопытство, ситуативный учебный интерес, устойчивый учебно познавательный интерес, обобщенный учебно-познавательный интерес) [6].

По итогам методики в экспериментальной группе выявлено: у 27% учащихся высокий уровень учебно-познавательно компетенции, 33% имеют удовлетворительный уровень. А также у 27% учащихся низкий показатель и у 13% несформированность учебно - познавательного интереса.

В контрольной группе: у 33% учащихся высокий уровень учебно-познавательно компетенции, 40% имеют удовлетворительный уровень. А также у 20% учащихся низкий показатель и у 7% несформированность учебно-познавательного интереса.

Методика "Нахождение схем к задачам" по А.Н. Рябинкиной (ценностно-смысловые).

Цель: определение уровня ценностно-смысловых компетенций младших школьников.

Для этого ученикам было предложено найти соответствующую схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами. Предлагаются следующие задачи.

Следующая методика - методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского (коммуникативные компетенции).

Цель: выявление уровня коммуникативных компетенций младших школьников.

Тест содержит 20 вопросов, ответы на которые позволяют описывать типичное или предпочитаемое поведение респондента в различных по сложности и эмоциональной насыщенности ситуациях коммуникации. Допускается 2 варианта ответов, оцениваемых в балльной системе: «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Полученные баллы по 20 пунктам суммируются, максимально возможное количество баллов по этому тесту - 20 баллов, минимальное - 0 баллов. Выделяются 3 уровня: низкий, средний и высокий [6].

Таким образом, по итогам теста «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского определили следующие уровни коммуникации со сверстниками. В экспериментальной группе с высоким уровнем коммуникации выявлено 22% ученика, 66% учеников имеют средний уровень коммуникативных способностей и 11% респондент имеет низкий уровень общительности.

В контрольной группе у 22% детей имеют высокий уровень умения выразить и отобразить в речи существенные ориентиры, 62% детей показали средний уровень, 16% детей низкий уровень.

По итогам анализа выполненных методик и наблюдения были определены уровни сформированности ключевых компетенций экспериментальной и контрольной группы.

Выводы. В ходе констатирующего эксперимента по теме исследования выявлено, что 27% детей экспериментальной группы и 33% учащихся контрольной группы имеют высокий уровень учебно-познавательной компетенции, 33% учащихся экспериментальной и 40% контрольной группы удовлетворительный уровень, и 27% экспериментальной и 20% контрольной группы имеют низкий уровень. Несформированность учебно-познавательного интереса 13% у экспериментальной группы и 7% в контрольной группе. Ценностно-смысловые компетенции в экспериментальной группе у 34% учащихся высокий уровень, 36% учащихся имеют средний уровень. И 40% учащихся, по результатам которых можно сказать, что имеют низкий уровень. В контрольной группе, у 39% детей высокий уровень, 45% детей показали средний уровень, и 26% учащихся показали низкий уровень, так как не справились с заданием. А также выявили уровень коммуникативных компетенций. В экспериментальной группе с высоким уровнем коммуникации выявлено 22% ученика, 66% учеников имеют средний уровень коммуникативных способностей и 11% респондент имеет низкий уровень общительности. В контрольной группе у 22% детей имеют высокий уровень умения выразить и отобразить в речи существенные ориентиры, 62% детей показали средний уровень, 16% детей низкий уровень.

Литература:

1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.

2. Болотов В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. -№ 10.2003. - С. 26.

3. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестник ТГПУ. - 2011. - №2. - С. 68-71.

4. Иванов Д.А. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в учебном процессе // Школьное планирование. - 2008. - №5. - С. 75-76.

5. Елпатова О.И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся // Химия в школе. - 2008. - №7. - С. 20.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 152.

7. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64

Pedagogy

UDC 378

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Bondar Elena Alexandrovna

Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhova (Belgorod); doctor of Pedagogical Sciences, Professor Samosenkova Tatyana Vladimirovna

Belgorod State National Research University (Belgorod)

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR FOREIGN CITIZENS IS THE KEY TO SUCCESSFUL INTEGRATION INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RUSSIAN UNIVERSITY

Annotation. The article dwells on the issues of "entry" of foreign citizens into new ethno-cultural interactions with the surrounding social environment and ethno-cultural interpersonal interactions during the period of study at the preparatory faculty. According to the authors, the necessary conditions, interpersonal relationships between the subjects of the educational process and the space of various types of activities necessary for the socialization of the individual are developed in the socio-cultural environment. They determine the overcoming of difficulties arising during the adaptation period. The inclusion of foreign citizens in the socio-cultural educational environment of the Russian university is directly related to the peculiarities of this environment, pedagogical conditions for the formation of adaptive readiness during pre-university preparation for the development of educational programs at the university.

Keywords: socio-cultural environment, educational environment, foreign citizens, adaptation, microenvironment, cooperation. Аннотация. В статье рассматриваются вопросы «вхождения» иностранных граждан в новые этнокультурные взаимодействия с окружающей социальной средой и этнокультурные межличностные взаимодействия в период обучения на подготовительном факультете. Именно в социокультурной среде, по мнению авторов, вырабатываются необходимые условия, межличностные взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации личности, которые предопределяют преодоление возникающих в период адаптации трудностей. Включение иностранных граждан в социокультурную образовательную среду российского вуза напрямую связано с особенностями этой среды, педагогическими условиями формирования адаптационной готовности в период довузовской подготовки к освоению образовательных программ в вузе.

Ключевые слова: социокультурная среда, образовательная среда, иностранные граждане, адаптация, микросреда, сотрудничество.

The concept "environment" is understood as an environment in the most general sense. In psychology, this term is used to characterize what opposes a person in the surrounding world. In pedagogy, the environment is understood as a specially created

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.