Научная статья на тему 'Формирование текстовой компетенции младших школьников'

Формирование текстовой компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3922
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕКСТ / ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРОЖДЕНИЕ ТЕКСТА / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА / TEXT COMPETENCE / TEXT / TEXT UNDERSTANDING / TEXT ACTIVITY / TEXT CREATING / TEXT REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Степановна

В статье обосновывается актуальность изучения и формирования текстовой компетенции младших школьников, представлена диагностика изучения текстовой компетенции учащихся начального звена. Приведены качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня текстовой компетенции учащихся 2-4 классов лицея №12 Ленинского района г. Красноярска. Между данными по результатам эксперимента произведено сравнение. Выявлены основные характеристики текстовой компетенции учащихся младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of textcompetenceof schoolchildren

The topicality of studying and forming of text competence among little schoolchild is explained, the diagnostics of studying text competence among little schoolchild on the primary stage shown is presented in the article. There are quality and quantity analyses of results of the stating and control stages of the experiment on researching the level of text competence among schoolchild of 2-4 grades of lyceum ¹12 of Leninsky district of the Krasnoyarsk city presented in the article. The comparison between the experiment's results was conducted. The main characteristics of text competence of little schoolchildren were identified.

Текст научной работы на тему «Формирование текстовой компетенции младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текстовая компетенция, текст, текстовая деятельность, понимание текста, порождение текста, воспроизведение текста.

Изучение Концепции модернизации российского образования 2010 года и Стратегии модернизации содержания общего образования приводит к пониманию коренных изменений, происходящих в социально-экономической сфере современного общества, предъявляющего качественно новые требования системе образования. На первый план выходит компетентностная образовательная парадигма, которая выражается в необходимости формирования у школьников ключевых компетенций в учебном процессе.

В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделено формированию метапредметных компетенций. Одной из метапредметных компетенций является текстовая компетенция. Она входит в группу коммуникативных компетенций, а также в группу информационных компетенций, предполагающих владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками и др.; умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное; умение осознанно воспринимать информацию.

Текстовая компетенция трактуется учёными по-разному. В понимании Т.В. Ко-шечкиной «текстовая компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности, необходимых для качественной продуктивной ее реализации» [Кошечкина, 2008, с. 33], И.В. Салосина говорит, что «текстовая компетентность — это обладание компетенциями, определяющими готовность к текстовой деятельности» [Салосина, 2007, с. 55]. Известно, что высокий уровень развития текстовой компетенции школьников гарантирует успешность усвоения материала общеобразовательных дисциплин в процессе обучения. Важность формирования текстовых умений подтверждается тем, что текст является коммуникативной единицей обучения, т. к. учебный процесс происходит в условиях непосредственного речевого общения путем обмена текстами в устной или письменной форме.

Проблемами формирования и совершенствования текстовой деятельности учащихся занимались многие видные учёные (Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, Т А. Ладыженская, О.В. Джежелей и др.). Анализ методических разработок последних лет (С.Ю. Ильина, И.В. Салосина, Л.С. Сало-матина, Т.В. Кошечкина Т.В., Н.Ш. Сайфутдинова, С.Г. Ясинская и др.) позволяет выявить приоритет методик развития устной и письменной речи школьников, тогда как изучению восприятия и понимания текста, а также работе над культурой чтения текста уделяется меньше внимания. Таким образом, актуальность исследования уровня сформированности текстовой компетенции младших школьников обусловлена значимостью текстовой компетентности в учебной деятельности учащихся, социальной потребностью в выпускниках школ со сформированными ключевыми компетентностями. Теоретический анализ научных исследований и образовательной практики, проведенный на констатирующем этапе эксперимента, поз-

волил выявить ряд противоречий, с которыми сталкивается современная система общего начального школьного образования:

— между требованиями Государственного образовательного стандарта общего образования, отражающими необходимость владения младшими школьниками навыками текстовой деятельности, и недостаточностью дидактического и методического сопровождения системы формирования текстовой компетентности младших школьников;

— между потребностью в обладании младшими школьниками основными текстовыми умениями, способностью ориентироваться в глобальном информационном текстовом потоке и недостаточным вниманием к организации процесса формирования умений, связанных с текстовой деятельностью младших школьников;

— между необходимостью совершенствования текстовой компетенции младших школьников и недостаточным количеством заданий и упражнений, используемых в учебных пособиях по изучению русского языка и литературного чтения.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформи-рованности тестовой компетенции младших школьников.

В процессе исследования текстовой компетенции младших школьников нами были использованы эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование; математические методы: статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальную базу исследования составили двенадцать классов общеобразовательного учреждения лицея № 12 города Красноярска. В эксперименте приняли участие 204 учащихся вторых, третьих и четвёртых классов, из них 68 — учащихся вторых классов, 68 — третьих классов и 68 — четвёртых классов.

Исследование проводилось в три этапа (2007-2011).

На поисково-аналитическом этапе (2007-2008) изучались литература по проблеме исследования, анализировались школьные учебники, нормативно-правовые документы, педагогическая практика в области формирования и совершенствования текстовой компетенции младших школьников.

На диагностическом этапе (2008—2010) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности текстовой компетенции младших школьников.

На теоретико-обобщающем этапе (2010—2011) осуществлялись теоретическое обобщение, систематизация и интерпретация экспериментальных данных, формулировались выводы; создавалось методическое пособие «Текстознайка» с программой факультативного курса, тематическим и поурочным планированием.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана диагностика текстовых умений, позволяющая определить эффективность формирования текстовой компетенции младших школьников.

— определены критерии оценки текстовой деятельности младших школьников: способность к беглому выразительному безошибочному чтению; к нахождению верных и неверных утверждений по содержанию текста; озаглавливание текста и абзацев текста; деление текста на абзацы; выделение ключевых слов текста; выбор главного героя; способность пересказывать подробно и близко к тексту без ошибок, не прибегая к посторонней помощи; создание устных и письменных связных, композиционно законченных текстов.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на исследование особенностей восприятия, понимания, репродуцирования и продуцирования устных и письменных текстов учащимися младших классов.

Содержанием исследования текстовой компетенции учащихся являлись модифицированная методика исследования дискурсивного мышления К.Ф. Седова [Седов, 2004] и методика формирования и мониторинга общих умений коммуникации О.В. Запятой [Запятая, 2007].

Учащимся в ходе педагогического эксперимента было предложено двенадцать заданий. Задания, направленные на выявление уровня развития текстовой компетенции младших школьников, были распределены на 4 блока, каждый из которых включал в состав несколько заданий.

Первый блок «Восприятие текста» включал в себя две группы заданий. Задания первой группы были призваны выявить уровень развития навыка чтения (выразительность чтения), задания второй группы — точность и полноту восприятия читаемого текста младшими школьниками. В задании № 1 школьникам предлагалось прочитать незнакомый текст выразительно, скорость чтения при этом не учитывалась. Задание № 2 предполагало после прочтения текста выбрать из предложенных утверждений, касающихся содержания текста, только верные. С помощью данного задания мы изучали уровень осознанности чтения и особенности восприятия текста учащимися младших классов.

Во втором блоке «Понимание текста» учащимся было предложено выполнение шести тестовых заданий открытой формы, направленных на выявление уровня понимания прочитанного текста.

- В задании № 3 стояла задача озаглавить текст.

- В заданиях № 4 и № 5 требовалось определить главного героя рассказа и при этом аргументировать свой выбор в письменной форме.

- Задание № 6 проверяло умение школьников делить текст на законченные смысловые части.

- Задание № 7 заключалось в заглавии частей текста, выделенных школьниками в предыдущем задании.

- В заключительном 8 задании данного блока учащимся предлагалось выделить из первого абзаца текста рассказа ключевые слова и записать их.

Все семь заданий данного блока выполнялись школьниками на материале одного текста повествовательного рассказа.

Задания третьего блока «Воспроизведение текста» направлены на выявление умений устного и письменного продуцирования текстов учащимися. Данный блок заданий включает в себя два задания, одно из которых направлено на устный, а другое на письменный пересказ того же текста. Испытуемые должны были после однократного прослушивания текста пересказать его без предварительного обдумывания. Задания во всех тестах давалось в формулировке «Перескажи». Устный пересказ текста каждого из респондентов записывался на диктофон с целью повторного прослушивания и дальнейшего анализа.

Четвёртый блок заданий «Порождение текста» содержал в себе два задания (№ 11 и 12), целью которых было выявление уровня владения учащимися наиболее сложным умением создавать собственные небольшие по объёму тексты. Для построения текста использовались различные опоры.

- Заданная тема. Данное задание раскрывает умение спонтанно разворачивать замысел (тему) в целостное и связное речевое произведение. Испытуемым предлагалось наименование темы, сформулированное одним предложением: «Дети наряжают ёлку», время, затраченное на написание небольших по объёму рассказов, было ограничено.

- Ключевые слова. Школьникам зачитывались ключевые слова, на основе которых они должны были составить текст. Для создания текста предлагались следующие пять слов: скворец, клетка дверца, свобода, песни. Задания по созданию текстов младшими школьниками осуществлялись письменно.

Качественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, соответствует информации, имеющейся в научной и педагогической литературе об особенностях уровня развития текстовой компетенции учащихся 2—4 классов. Опираясь на анализ материалов констатирующего этапа эксперимента, нам удалось выделить основные характеристики текстовой компетенции учащихся младшего школьного возраста:

— учащиеся младшего школьного возраста испытывают особую трудность в определении идеи текста. Чаще всего выделение идеи текста сводится к передаче основного содержания текста детьми. Неумение определять идею текста обусловливает сложность в делении целого текста на части, их озаглавливании и составлении плана текста;

— в текстовой деятельности учащихся младших классов преобладает стратегия дословного восприятия и передачи текста, отчего страдают полнота и целостность понимания содержания текста, а также качество его пересказа;

— наиболее сложным в освоении учениками начальной школы является механизм порождения собственного текста. Тексты, созданные детьми, отличаются небольшим объёмом и неполнотой раскрытия идеи текста. В таких текстах, как правило, отсутствуют оценочные суждения поступков героев, обнаруживается несовершенство композиции;

— у младших школьников не сформировано умение выделять из текста ключевые слова, что препятствует качественному пересказу и порождению текста по заданным ключевым словам, по плану.

В результате анализа особенностей выполнения учащимися младших классов заданий констатирующего этапа экспериментальной работы были выделены критерии описания уровня сформированности текстовой деятельности: умение выразительного чтения; восприятие и понимание читаемого текста; способность к выявлению темы, идеи, ключевых слов произведения; умение озаглавливать текст, абзацы текста; умение пересказывать и создавать собственный текст.

Анализ качественных особенностей текстовой деятельности младших школьников позволил определить оптимальный уровень текстовой компетенции учащихся 2—4 классов, соответствующий их возрастным психофизиологическим особенностям: умения выразительного, осознанного чтения текста; деления текста на смысловые части и их озаглавливания; умения определения ключевых слов и идеи текста; умения устного и письменного пересказа текста; создания собственного текста.

Количественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, определил деление учащихся 2—4 классов на три группы: с низким, средним и высоким уровнем текстовой компетенции. Количество учащихся с низким уровнем развития текстовой компетенции (21 % второклассников, 27 % третьеклассников и 15 % четвероклассников) указывает на противоречие, существующее между условиями школьного обучения, недостаточностью заданий, направленных на развитие текстовой компетенции в учебных пособиях, и необходимостью формирования эффективной текстовой деятельности как общеучебного навыка. Это противоречие определяет необходимость разработки методики специального обучения, направленного на формирование и развитие текстовой компетенции учащихся младших классов.

Модель формирования текстовой компетенции младших школьников применялась на формирующем этапе экспериментальной работы, которая осуществлялась в МОУ «Лицее № 12» с учащимися, перешедшими в третий, четвёртый и пятый классы в 2009—2010 учебном году. Экспериментальная группа включала в себя 102 ученика вторых (третьих), третьих (четвёртых) и четвёртых (пятых) классов (34 учащихся вторых классов, 34 учащихся третьих классов и 34 четвероклассни-

ка). Сопоставительная группа состояла из 102 школьников 2—4 классов. Обучение по разработанной методике в сопоставительной группе не проводилось.

После проведения занятий факультативного курса «Текстознайка» по русскому языку и чтению в течение двух лет нами был осуществлён контрольный этап экспериментальной работы. На данном этапе осуществлялось исследование уровня развития текстовой компетенции младших школьников экспериментальной и сопоставительной групп. Для реализации контрольного этапа эксперимента нами были использованы задания, применяемые в рамках констатирующего этапа эксперимента, с той только разницей, что были изменён текст для выявления текстовых умений учащихся и тем для сочинения рассказов.

Для обработки результатов контрольного эксперимента нами применялся метод статистического анализа данных. В результате количественного анализа данных, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, были выявлены изменения распределения учащихся экспериментальной группы по группам, отражающим уровень развития текстовой компетенции. Материалы отражены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение учащихся по уровням развития текстовой компетенции (экспериментальная группа)

Группа Количество человек (%)

2 классы 3 классы 4 классы

до обучения после обучения до обучения после обучения до обучения после обучения

Низкий уровень 21 3 27 8 15 5

Средний уровень 68 74 67 75 64 69

Высокий уровень 11 23 6 17 21 26

Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод об изменении распределения учащихся экспериментальной группы по группам, отражающим уровень сформи-рованности текстовой компетенции школьников. Наблюдается общее повышение уровня текстовой компетенции как учащихся третьих (вторых) и четвёртых (третьих) классов, так и учащихся пятых (четвёртых) классов, что свидетельствует об эффективности созданного и внедрённого в обучение факультативного курса «Тек-стознайка».

Качественный анализ результатов контрольного эксперимента, направленного на выявление изменений в развитии текстовой компетенции младших школьников, показал следующее.

Ученики демонстрируют постепенное освоение, формирование и развитие отдельных текстовых умений:

— в результате изучения школьниками методов выразительного чтения они начинают использовать все виды интонирования, их чтение становится ярким, эмоциональным;

— в ходе обучения школьников аналитической текстовой деятельности наблюдается более глубокое понимание содержания текста;

— результатом обучения школьников репродуктивной текстовой деятельности становятся устные и письменные пересказы, отличающиеся полнотой содержания, точностью передачи идеи текста, использованием авторской лексики;

— итогом формирования у школьников продуктивной текстовой деятельности становятся композиционно совершенные тексты школьников с постепенным развитием сюжета и идеи.

Анализ количественных показателей сопоставительной группы учащихся показал несущественные изменения уровня развития текстовой компетенции по сравнению с экспериментальной группой (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням развития текстовой компетенции (сопоставительная группа)

Группа Количество человек (%)

2 классы 3 классы 4 классы

до обучения после обучения до обучения после обучения до обучения после обучения

Низкий уровень 24 23 9 7 24 22

Средний уровень 70 73 74 75 61 59

Высокий уровень 6 4 17 18 15 15

Из табл. 2 видно, что процент учащихся с низким уровнем в группах вторых и третьих классов несущественно уменьшился, а в группе четвёртых классов вырос на 2 %. В группах вторых и третьих классов учащихся со средним уровнем текстовой компетенции стало больше на 3 и 4 % соответственно, лишь в группе четвёртых классов отмечена отрицательная динамика в 2 %. Процент учащихся с высоким уровнем текстовой компетенции остался на прежнем уровне в группе четвёртых классов. В группе вторых классов процент учащихся был отмечен приростом в 1 %, а в группе третьих классов учащихся с высоким уровнем развития текстовой компетенции стало на 2 % меньше по сравнению с данными, отражающими уровень текстовой компетенции до обучения. Анализ выполнения заданий контрольного эксперимента показал отсутствие качественных изменений текстовой деятельности младших школьников.

Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что реализация модели формирования текстовой компетенции, в частности, факультативного курса по русскому языку и чтению «Текстознайка», условиями которого являются расширение речевого опыта учащихся, актуализация творческого потенциала школьников, формирование познавательной активности учащихся и утверждение позитивных мотивов работы с текстами, является эффективным средством формирования текстовой компетенции младших школьников.

Библиографический список

1. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: метод, пособие. Красноярск, 2007. 136 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: Изд-во ВШЭ, 2002.

3. Кошечкина Т.В. Формирование текстовой компетенции учащихся 5—6 классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

4. Салосина И.В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации // Вестник ТГПУ. 2007. Вып. 10. Сер.: Психология.

5. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А.А. Пинского. М., 2001. 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.