Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко М.Н.

В статье обосновано, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении - это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом организационно-педагогических условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной активности как фактору преобразования действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

реализующихся в практической деятельности» [1].

Процесс развития учебно-познавательной компетентности младших школьников представляет собой применение личностно-деятельностной технологии с элементами эвристического обучения. Она не отрицает необходимости «передачи» и «закрепления» знаний, а позволяет использовать их в качестве базы развития личностных характеристик учеников и метапредметных умений при освоении образовательного продукта.

В процессе развития учебно-познавательной компетентности младших школьников особо выделим: инициирование, координацию и контроль данного процесса; поддержку лидерской позиции младших школьников в учебно-познавательном процессе; формирование установки на самореализацию, саморазвитие, самообразование на основе рефлексивной позиции. При этом развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников будет эффективным, если обеспечен ряд условий: формирование учебно-познавательных установок, связанных с усвоением ориентировочных и комплексных форм поведения, направленных на реализацию учебно-познавательной компетентности детей младшего школьного возраста для эффективной их социализации в формате современных социокультурных реалий; обеспечение условий для саморазвития и самореализации детей первой ступени обучения; использование социально-педагогического потенциала школьной среды и, в частности, ученического коллектива; развитие умений учеников начальных классов использовать свои возможности при реализации направленности на самообразование.

В заключении отметим, что развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников является системой мер, которая включает содержание, методы, организационные формы обучения, воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.

Список использованной литературы:

1. Алексеева О.В. Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности// Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-intellektualno (дата обращения: 20.01.2023).

2. Алимасова Д.П. Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 19.01.2023).

© Расколодько Н.И., 2023

УДК 373.31

Тарасенко М.Н.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20, Армавир, РФ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье обосновано, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении — это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно

моделируемых педагогом организационно-педагогических условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной активности как фактору преобразования действительности.

Ключевые слова

организационно-педагогические условия, познавательная активность, младшие школьники, процесс обучения

Познавательная активность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека. Процесс формирования личности сложен и многообразен, развитие познавательной активности - одна из сторон данного процесса.

Наиболее целостное определение понятия «познавательная активность» по отношению к детям младшего школьного возраста, по нашему мнению, дает Э.А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [1, с. 55].

Как справедливо утверждают Е.Н. Лекомцева и А.С. Пикин, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [2].

Образовательные учреждения выступают в качестве феномена познавательной активности подрастающего поколения и не только предоставляют возможность для удовлетворения познавательных потребностей и интересов, но и способствуют самореализации, формированию ценностных ориентаций личности, социального опыта, определению социального статуса и др.

Следует особо отметить, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении - это деятельность по целенаправленному моделированию особых организационно-педагогических условий.

По нашему мнению, организационно-педагогические условия являются системой мер, которая включает следующие компоненты: содержание, методы, организационные формы обучения, воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром участников процесса обучения.

Учитывая специфику процесса развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения в начальной школе, мы выделили в этой связи следующий комплекс организационно-педагогических условий:

1) инициирование, координация и контролирование процесса развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения;

2) поддержка активной позиции детей младшего школьного возраста;

3) формирование установки на самореализацию, саморазвитие, самоактуализацию учеников начальных классов на основе рефлексивной позиции.

Итак, развитие познавательной активности младших школьников в обучении — это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом организационно-педагогических условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к познавательной активности как движущей силе и фактору преобразования действительности.

Таким образом, процесс развития познавательной активности младших школьников в обучении очень сложен и предполагает сознательное и гибкое применение богатого арсенала организационно-педагогических условий. При этом продуктивность обучения в образовательных учреждениях

обеспечивается уровнем проявления познавательной активности его участников. Список использованной литературы:

1. Красновский Э.А. Показатели в образовании// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 5. С. 53-57.

2. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.01.2023).

© Тарасенко М.Н., 2023

УДК 372.881.111.1

Храмушина А.С.

магистрант 3 курса МГПУ г. Саранск, РФ Научный руководитель: Бирюкова О.А.

кандидат филологических наук, кафедры лингвистики и перевода, МГПУ

г. Саранск, РФ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье подробно рассматривается роль игры в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе. На данной ступени обучения закладываются основы коммуникативных умений и навыков, которые в дальнейшем помогут учащимся выйти на более высокий уровень готовности к общению на изучаемом иностранном языке. Авторы приводят инструкцию по внедрению игровых технологий на уроке английского языка и отмечают ее универсальный характер, т. е. возможность изменять содержание, правила, наполнение коммуникативной игры в зависимости от реальных потребностей учащихся.

Ключевые слова

Коммуникативная компетенция, игровые технологии, младшие школьники, иностранный язык, начальная школа

Khramushina A.S.

3-rd year master's student, Mordovian State Pedagogical University

Saransk, Russia Scientific supervisor: Biryukova O.A.

Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of

Linguistics and Translation, Mordovian State Pedagogical University

Saransk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.