реализующихся в практической деятельности» [1].
Процесс развития учебно-познавательной компетентности младших школьников представляет собой применение личностно-деятельностной технологии с элементами эвристического обучения. Она не отрицает необходимости «передачи» и «закрепления» знаний, а позволяет использовать их в качестве базы развития личностных характеристик учеников и метапредметных умений при освоении образовательного продукта.
В процессе развития учебно-познавательной компетентности младших школьников особо выделим: инициирование, координацию и контроль данного процесса; поддержку лидерской позиции младших школьников в учебно-познавательном процессе; формирование установки на самореализацию, саморазвитие, самообразование на основе рефлексивной позиции. При этом развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников будет эффективным, если обеспечен ряд условий: формирование учебно-познавательных установок, связанных с усвоением ориентировочных и комплексных форм поведения, направленных на реализацию учебно-познавательной компетентности детей младшего школьного возраста для эффективной их социализации в формате современных социокультурных реалий; обеспечение условий для саморазвития и самореализации детей первой ступени обучения; использование социально-педагогического потенциала школьной среды и, в частности, ученического коллектива; развитие умений учеников начальных классов использовать свои возможности при реализации направленности на самообразование.
В заключении отметим, что развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников является системой мер, которая включает содержание, методы, организационные формы обучения, воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.
Список использованной литературы:
1. Алексеева О.В. Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности// Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-intellektualno (дата обращения: 20.01.2023).
2. Алимасова Д.П. Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 19.01.2023).
© Расколодько Н.И., 2023
УДК 373.31
Тарасенко М.Н.
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20, Армавир, РФ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье обосновано, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении — это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно
моделируемых педагогом организационно-педагогических условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной активности как фактору преобразования действительности.
Ключевые слова
организационно-педагогические условия, познавательная активность, младшие школьники, процесс обучения
Познавательная активность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека. Процесс формирования личности сложен и многообразен, развитие познавательной активности - одна из сторон данного процесса.
Наиболее целостное определение понятия «познавательная активность» по отношению к детям младшего школьного возраста, по нашему мнению, дает Э.А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [1, с. 55].
Как справедливо утверждают Е.Н. Лекомцева и А.С. Пикин, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [2].
Образовательные учреждения выступают в качестве феномена познавательной активности подрастающего поколения и не только предоставляют возможность для удовлетворения познавательных потребностей и интересов, но и способствуют самореализации, формированию ценностных ориентаций личности, социального опыта, определению социального статуса и др.
Следует особо отметить, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении - это деятельность по целенаправленному моделированию особых организационно-педагогических условий.
По нашему мнению, организационно-педагогические условия являются системой мер, которая включает следующие компоненты: содержание, методы, организационные формы обучения, воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром участников процесса обучения.
Учитывая специфику процесса развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения в начальной школе, мы выделили в этой связи следующий комплекс организационно-педагогических условий:
1) инициирование, координация и контролирование процесса развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения;
2) поддержка активной позиции детей младшего школьного возраста;
3) формирование установки на самореализацию, саморазвитие, самоактуализацию учеников начальных классов на основе рефлексивной позиции.
Итак, развитие познавательной активности младших школьников в обучении — это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом организационно-педагогических условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к познавательной активности как движущей силе и фактору преобразования действительности.
Таким образом, процесс развития познавательной активности младших школьников в обучении очень сложен и предполагает сознательное и гибкое применение богатого арсенала организационно-педагогических условий. При этом продуктивность обучения в образовательных учреждениях
обеспечивается уровнем проявления познавательной активности его участников. Список использованной литературы:
1. Красновский Э.А. Показатели в образовании// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 5. С. 53-57.
2. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.01.2023).
© Тарасенко М.Н., 2023
УДК 372.881.111.1
Храмушина А.С.
магистрант 3 курса МГПУ г. Саранск, РФ Научный руководитель: Бирюкова О.А.
кандидат филологических наук, кафедры лингвистики и перевода, МГПУ
г. Саранск, РФ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье подробно рассматривается роль игры в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе. На данной ступени обучения закладываются основы коммуникативных умений и навыков, которые в дальнейшем помогут учащимся выйти на более высокий уровень готовности к общению на изучаемом иностранном языке. Авторы приводят инструкцию по внедрению игровых технологий на уроке английского языка и отмечают ее универсальный характер, т. е. возможность изменять содержание, правила, наполнение коммуникативной игры в зависимости от реальных потребностей учащихся.
Ключевые слова
Коммуникативная компетенция, игровые технологии, младшие школьники, иностранный язык, начальная школа
Khramushina A.S.
3-rd year master's student, Mordovian State Pedagogical University
Saransk, Russia Scientific supervisor: Biryukova O.A.
Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of
Linguistics and Translation, Mordovian State Pedagogical University
Saransk, Russia