Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуменко В.В.

В статье раскрывается необходимость развития познавательной активности, представлены способы ее формирования у младших школьников, выделяется принцип связи обучения с жизнью как важное условие развития познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 378

В.В. Шуменко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается необходимость развития познавательной активности, представлены способы ее формирования у младших школьников, выделяется принцип связи обучения с жизнью как важное условие развития познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники, начальная школа, способы развития, педагогические условия.

Развитие познавательной активности учащихся школ - важный вопрос в современной педагогике, ведь именно познавательная активность - главное условие прочности и глубины знаний ученика и его самостоятельности в учебной деятельности.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности показал, что мнения педагогов и психологов расходятся, и до сих пор не существует единого определения данного термина. Если рассматривать термин с точки зрения вопроса, разбираемого в этой статье, то наиболее близки мнения Т. И. Шамовой и Э. А. Красновского.

Э. А. Красновский определяет познавательную активность так: «Это проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач» [2, 55].

Т. И. Шамова считает познавательную активность отдельным качеством личности, которое отражает отношение учащегося к процессу и содержанию учебы, питает его стремление эффективно овладеть

© Шуменко В.В., 2018.

Научный руководитель: Фалей Марина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Сахалинский государственных университет, Россия.

знаниями и помогает проявить нравственно-волевые усилия для достижения учебно-познавательных целей [6, 36].

Когда преподаватель осознанно и поэтапно работает над развитием познавательной активности своих учеников, он обеспечивает высокий уровень обученности своих учащихся. Такие ученики всегда активны на уроках, могут работать над материалом самостоятельно, стараются глубже познать тему, просят дополнительные задания, а также проявляют желание участвовать в конкурсах и предметных олимпиадах. Работая над вдохновением своего ученика, учитель обеспечивает себя наглядными результатами собственного успеха.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, формируя познавательные интересы ученика, мы строим фундамент его интеллектуальной развитости, которая будет с ним не только на пути обучения и, возможно, научной деятельности, но и во всей жизни в целом.

Необходимость работы над познавательной активностью очевидна, но что может повлиять на ее эффективное развитие? Такими средствами могут являться: предметно-развивающая среда, методы и средства обучения, педагогические условия на уроке, грамотное содержание и последовательность ка-лендарно-тематического планирования (далее - КТП), личность учителя, его стиль общения и заинтересованность в преподаваемой дисциплине. Также сюда можно отнести материальную базу школы, т. к. эстетичное оформление кабинета, его оснащенность современными техническими средствами, новейшими учебными пособиями неоспоримо влияет на качество работы.

Раскроем некоторые из средств развития познавательной активности более подробно:

1) Методы обучения

В методической литературе методы обучения обычно классифицируют по источнику знаний: наглядные (демонстрация пособий, опыты), словесные (рассказ, беседа, лекция, работа с текстом) и практические (лабораторные и практические работы) [5, 298]. Другие классификации подразделяют методы обучения на рецептивные, репродуктивные, исследовательские, эвристические [5, 298-300].

Для развития интереса учащихся к учебному предмету нужно использовать как можно больше разных методов обучения. Именно активные методы обучения обеспечивают разнообразие мыслительной и практической деятельности на уроке. Единой классификации нет: они бывают имитационными (анализ конкретных ситуаций, учебные игры), рейтинговыми, проектными, индивидуальными и групповыми (дискуссии, дебаты, лекция-пресс-конференция);

2) Средства обучения

Для развития познавательной активности применяются такие средства обучения как интегрированные уроки, проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, игровая деятельность, внеурочная деятельность, дополняющая основной курс по предмету;

3) Содержание и последовательность КТП

Содержание обучения должно быть построено по ряду принципов (научность, связь с жизнью, систематичность, последовательность и т.д.) Как показал опыт работы на практике, учащиеся любят сопоставлять полученные знания с реалиями жизни, поэтому связь материала с проблемами современности привлекает внимание учащихся. Ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом [4, 196-198].

Календарно-тематическое планирование (КТП) лучше связывать с интересами возрастной группы учеников, современными темами, временами года, во время которых можно изучить то или иное явление, с национальными праздниками, которые подходят к изучаемой теме - это поможет эффективнее реализовать принцип связи с жизнью и обеспечивает учащимся возможность применить знания на практике;

4) Предметно-развивающая среда

В дошкольном образовании предметно-развивающая среда играет огромную роль в становлении личности, помогает формировать способности, индивидуальность дошкольника.

В начальной школе переход ребенка от игровой деятельности к учебной объясняет сокращение зон, уменьшение количества игрушек в кабинете. Но как показал опыт работы в МБОУ НОШ N021 г. Южно-Сахалинска, при обучении иностранным языкам предметно-развивающая среда является важнейшим фактором развития познавательной активности, и наличие в кабинете внеурочной деятельности по иностранным языкам национальных кукол, настольных игр и других предметов повседневной жизни жителей страны изучаемого языка необходимо для минимально возможно погружения учащихся в культурную среду, которую они изучают.

Учащиеся младшей школы еще не ощущают связи иностранного языка с жизнью, не видят возможностей его применения. Как следствие - неосознанность учащихся на уроке, ощущение и бесцельности, и безрезультатности. Часто ученики не понимают, почему родители и учителя говорят о важности

изучения иностранных языков, ведь перед ними еще не открыты возможности свободных путешествий, международного общения в жизни и Интернете, и, конечно же, им еще рано задумываться об университете и карьере.

Предметно-развивающая среда в кабинете иностранного языка может включать в себя подобранные по возрасту и интересам учащихся уголки: музыкальный уголок с CD и народными инструментами, видео-уголок, мини-библиотеку, словари, народные игрушки, коллекцию дидактических и настольных игр, пластмассовые наборы, познавательный уголок с информацией о животном и растительном мире. Данные уголки создают искусственное погружение учащегося в страну изучаемого языка, дают больше стимулов использовать иностранный язык в речи, облегчают процесс изучения культурных реалий иностранцев. Опять же, можно проследить принцип связи обучения с жизнью. Учащиеся находятся среди предметов и украшений, которые свойственны другой культуре, слышат иностранную речь, используют в играх традиционные игрушки и предметы, которые редко можно встретить в привычной жизни;

5) Педагогические условия

Активизация познавательной активности обеспечивается при определенных условиях, которые учитель должен создать на каждом своем уроке:

- преподаватель интересно организует ввод в новую тему: ученики должны осознать, что нужно узнать, какие задачи им предстоит выполнить, а главное - для чего нужны эти знания;

- необходимо поддерживать динамику на уроках с помощью чередования различных методов обучения и форм организации работы. Не стоит делать несколько игровых или несколько уроков с письменными упражнениями подряд;

- обсуждение с учениками возникающих вопросов по теме урока, использование их предложений, придуманных упражнений - эффективный способ, которые углубляет интерес учеников к предмету, мотивирует их тщательно готовится к урокам и развивает самостоятельность;

- педагог должен эмоционально наполнить занятие, быть увлеченным темой, использовать мимику, жесты и речевые приемы;

- на уроке, особенно в момент актуализации знаний, должно быть исключено поверхностное оценивание учащихся;

- необходимо поощрять и стимулировать акты познавательной активности учеников со стороны педагога;

- на уроке должна царить спокойная и доброжелательная обстановка между учителем и учениками, а также между самими учащимися;

- в конце урока полезно проводить упражнения, развивающие рефлексию, учащиеся могут заполнять специальные карточки, вести мини-дневник, чтобы осознавать значимость достигнутого результата;

- домашнее задание следует организовать так, чтобы реализовывался принцип самостоятельности, а также появлялась возможность применения полученных знаний на практике, в общении с родителями или сверстниками [3].

В заключении, необходимо подчеркнуть, что познавательная активность любого ученика тесно связана с его индивидуальными особенностями (мотивы, цели, установки, интересы и способности) [1, 89]. Невозможно абсолютно незаинтересованного в учебной дисциплине ученика привести на творческий уровень познания, если он сам не склоняется к этому. Учитель должен понимать, что для разных учеников характерна разная интенсивность в активном познании, и это не может быть поводом для субъективной оценки знаний учащихся, занижения отметок и осуждения - уважение мнения и интересов другой личности должно быть первостепенно, это является одним из принципов гуманности.

Степень познавательной активности - это динамический показатель, он всегда будет изменяться, т. к. меняются и сами ученики. В силах педагога - помочь учащимся полюбить процесс учения, не оставаться на нулевом уровне познавательной активности, не испытывая интереса к саморазвитию в принципе.

Библиографический список

1. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 192 с.

2. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.

3. Присяжнюк, Н. А. Педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://mfourok.ru/statya-na-temupedagogicheskie-usloviya-sposobstvuyuschie-formirovaniyu-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-387463.html - Дата обращения: 2.09.2017

4. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для ВУЗов / Селиванов В. С. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

5. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.

ШУМЕНКО ВИКТОРИЯ ВАДИМОВНА - магистрант, Сахалинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.