РАЗДЕЛ IX
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.9
Найн Марина Валерьевна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, [email protected], Челябинск
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Nine Maryna Valeryevna
Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the department of Special Pedagogy, Psychology and Subject methods of Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected], Chelyabinsk
THEORY AND PRACTICE OF THE PREVENTION OF WRITING DISTURBANCES IN SCHOOL AGE CHILDREN
В настоящее время в общеобразовательных школах встречается значительная по численности группа учащихся с неявно выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Эти минимальные нарушения долгое время остаются без внимания учителей, психологов, логопедов, родителей. Однако младшие школьники с подобными проблемами часто испытывают затруднения в овладении знаниями по предметам цикла родного языка, навыками письменной речи. Это отмечено в исследованиях А. Н. Корнева [1], Л. Г. Парамоновой [3], Е. Н. Российской [4] и др.
Проблеме профилактики нарушений письменной речи необходимо уделять особое внимание, так как именно пропедевтика является приоритетной задачей предупреждения данных отклонений у детей в начальном звене общеобразовательной школы.
Проблемами профилактики нарушений письменной речи у младших школьников занимались Л. Г. Парамонова, А. Н. Корнев. Вопросы преодоления нарушений письменной речи раскрыты в исследованиях многих логопедов (А. Н. Корнева, Л. В. Лопатиной, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. А. Логиновой, Е. Н. Российской, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной); нейропсихологов Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, А. В. Семенович, А. Л. Сиро-тюк, Л. С. Цветковой.
Письменная речь, по мнению Л. С. Выготского, Н. С. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина, это сложная форма психической деятельности человека, необходимая ему в повседневной жизни, которая включает в себя активное выражение своих мыслей средствами той
или иной письменности, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.
Письмо и чтение, как отмечается в учебном пособии, являются комплексными когнитивными навыками, которые можно развивать при условии, когда взаимодействие функциональных систем, лежащих в основе восприятия, протекает без препятствий. Для овладения письменной речью большое значение имеет взаимодействие слуховой, зрительной, вестибулярной и кинестетической областей восприятия [5, с. 90-91].
Перевод устной речи в письменную большую роль играют память, моторные функции, особенности внимания. Овладение навыками устной речи, умение младших школьников последовательно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме в системе общего образования является одной из главных задач обучения. Этому вопросу в нашем изыскании уделяется значительное внимание [2, с. 43].
Письменная речь включает в себя такие виды работ как изложение и сочинение. В письменных работах такого вида учащемуся проходится решать как орфографические задачи, так и связно, логически выстраивать собственные высказывания. Так, например, Е. Н. Российская в своем исследовании представляет классификацию видов письменной речи: по источнику, степени самостоятельности, по жанру, по стилю деятельности.
Письменные сочинения, как показывает анализ многих публикаций, классифицируются по источникам, основанным:
- на материале непосредственного опыта учащихся - сочинения о пережитом, виденном самими учениками. К данному виду относятся сочинения о прогулках, походах, экскурсиях, на материале труда, наблюдений и т. д.;
- на книжном материале или по рассказам учителя, а также по просмотренному спектаклю, кинофильму, отзывы о прочитанных книгах и т. д.;
- на воображении учащихся - сочинение по одной картине и серии картин. К этому же виду относят и сочинения по опорным словам, по данному началу или концу;
- на материале разных источников - например, сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюдений со сведениями, почерпнутыми из книги.
По степени самостоятельности и методам подготовки младших школьников к письму нами апробированы и используются следующие виды сочинений:
- сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие общеклассной подготовки;
- сочинения индивидуальные, самостоятельные.
По жанру или типам текста сочинения детей подразделяются следующим образом: сочинения-повествования, сочинения-описания, сочине-ния-рассуждения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ...
По стилю изложения текста Е. Н. Российская различает [4, с. 79]:
- эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения: это, в основном, сочинения о различных событиях, описания природы;
- сочинения типа деловой статьи, в которых преобладает стиль, близкий к научному или деловому: планы, отчеты о проделанной работе, объявления и т. д.
Данные, приведенные в ряде публикаций, говорят о том, что у учащихся массовых школ отмечается недостаточная сформированность операций письма, что в последствии ведет к нарушению письменной речи. По мнению исследователей, более подготовленными специалистами для осуществления профилактики нарушений письменной речи являются логопеды, главная задача которых - преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей.
Становится очевидным, что проблему профилактики нарушений письменной речи у младших школьников не удастся решить только силами логопедов. Трудности овладения навыками самостоятельной письменной речи не во всех случаях связаны с неполноценной устной речью и языковых способностей.
Часть учащихся начального звена общеобразовательных школ, как показывает практика, нуждается в восполнении пробелов в развитии какой-либо функции, имеющей важное значение в формировании навыка самостоятельной письменной речи. В систему профилактической работы нами вовлекаются прежде всего учителя начальной школы, воспитатели группы продленного дня, психологи, логопеды, врачи и, конечно же, родители, так как именно они заинтересованы в успешности детей.
Успешность овладения письменной речью во многом определяется активностью познавательной деятельности ребенка, его интересом к письменному языку. Все более развивается их познавательная инициатива и любопытство в отношении письма. Поддержать желание ребенка научиться правильно писать и развивать мотивацию к учению. Однако, не редко учителя общеобразовательных школ не готовы осуществлять профилактику нарушений письменной речи.
Постепенно у детей вырабатывается двигательная формула букв, умение записывать слова в соответствии с правилами правописания. Учащиеся осваивают орфографию, учат правила, овладевают навыками применения правил. Некоторые дети проходят описанные фазы практически без затруднений, у других возникают серьезные затруднения трудности.
Отсутствие своевременной профилактической работы может привести к школьной дезадаптации. Этим термином обозначаются отклонения в учебной деятельности учащегося, проявляющиеся в затруднениях в учении, нарушении дисциплины и конфликтах со сверстниками. Симптомы школьной дезадаптации могут и не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь либо в субъективных переживаниях, либо в форме психогенных нарушений.
Одним из средств профилактики нарушений письменной речи, по нашему мнению, выступает развитие познавательной активности младших школьников, формирование познавательных интересов. Познавательная активность проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности. Формируя познавательный интерес к усвоению закономерностей русского языка, в комплексе развиваются интеллектуальные, эмоциональные и нравственно-волевые процессы [2, с. 44].
Работая совместно с учителем, у учащихся открываются большие возможности для развития познавательной активности в процессе овладения навыками письменной речи, когнитивных процессов (слухо-речевой, зрительной памяти, пространственных представлений, наглядно-действен-ного, наглядно-образного и предметно-логического мышления), устной и письменной речи. В процессе совместного взаимодействия в среде «учитель-ученик» формируется направленность личности ребенка в сторону предметов цикла родного языка, что является основой профилактики нарушений письменной речи.
Известно, что формирование познавательных интересов зависит от условий обучения. В последние годы развития образования существенно изменились условия обучения в связи с созданием новых образовательных учреждений (лицеи, гимназии) и переходом на новые программы.
В нашем изыскании мы пришли к выводу о том, что практика обучения письменной речи в условиях общего образования сводится к овладению образом букв (печатных и прописных), правописанию и пунктуации. При этом младшие школьники не умеют самостоятельно выстроить письменное высказывание после окончания начальной школы.
Понятие «формирование познавательных интересов» психологами А. А. Бодалевым, Л. А. Венгер, Н. А. Менчинской, А. В. Петровским, У. В. Ульенковой и педагогами Н. Г. Морозовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной трактуется по-разному. Нам в большей мере импонирует мнение Г. И. Щукиной, которая под «формированием познавательных интересов» понимает «состояние мобилизации всех психофизиологических систем обучающегося, обеспечивающих эффективное восприятие и выполнение определенных учебно-познавательных действий» [7, с. 89].
Активизация познавательного интереса, как пишет Г. И. Щукина, возникает в процессе эффективного взаимодействия учащихся. В свою очередь, взаимодействие младших школьников возникает в процессе решения ка-кой-либо задачи. С методической точки зрения это особенно важно, так как заставляет организовывать ситуации как деятельность, состоящую из ряда задач общения [7, с. 54].
Постановка познавательной задачи рождает стремление найти ответ у детей на поставленный вопрос. У учащихся возникает положительное отношение к изучаемому материалу и процессу его усвоения по циклу предметов родного языка.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ...
В настоящей работе нами было сформулировано предположение о том, что учебный диалог наиболее эффективно способствует формированию познавательных интересов младших школьников при создании следующих условий:
- вопросы, вынесенные учителем на рассмотрение, подобраны с учетом готовности учащихся класса к диалогу и степени сформированности у них толерантности как качества личности, с учетом опыта диалогического общения, адекватной реакции на неожиданные и неоднозначные суждения;
- учебный процесс включает элементы театрализации, воплощения художественных образов в динамическом действии игровых ситуаций художественно-ролевого типа;
- проблемное диалогическое общение представляет собой целостную систему знаний, вопросов, ситуаций, предполагающую постепенное, последовательное восхождение к большей самостоятельности учащихся;
- учитель ведет систематическое диагностирование готовности учащихся к диалогу, степени их самовыражения, используя наблюдение, анкетирование, создание преднамеренных ситуаций и другие методы исследования (рисунок).
Формы работы в процессе профилактики нарушений письменной речи у младших школьников
Письменная речь младших школьников лучше всего актуализируется и функционирует в условиях словесного творчества (сочинение сказок и историй). Ситуация диалога порождает внутреннюю мотивацию усвоения действий и операций письменной речи, учащийся стремится совершенствовать сочинения как по содержанию, так и по форме [3, с. 58].
Познавательная активность как качество учебно-познавательной деятельности младшего школьника является неотъемлемой ее характеристикой, а поиск путей повышения активности школьников в учении выступает как важная задача педагогической науки и практики [6, с. 23].
Таким образом, профилактика нарушений письменной речи должна осуществляться силами учителей младших классов, логопедами, психологами, родителями уже на первом году обучения по следующим направлениям:
1. Овладение навыками чтения и письма в соответствии с требованиями программы, приобретение определенного объема знаний по циклу предметов родного языка.
2. Расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование познавательных интересов.
3. Развитие внимания, памяти, сукцессивных функций.
4. Формирование учебной направленности, ответственного отношения к учебе, высокие общественные мотивы учения.
Библиографический список
1. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]/ А. Н. Корнев. -СПб.: Речь, 2003.-330 с.
2. Найн, М. В. Продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроке как основа формирования познавательных интересов [Текст]/ М. В. Найн / УралГУФК, 2008.-С. 40-45.
3. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст]/ Л. Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
4. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст]/ Е. Н. Российская. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
5. Трудности в обучении: раннее предупреждение [Текст]: учеб. пособие / Карлхайнц Барт; пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. - М.: Издательство центр «Академия», 2006. - 208 с.
6. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст]/ Т. И. Шамова // Новое в жизни, науке и технике. - № 7. - М.: Знание, - 96 с.
7. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятел ьности школьника [Текст]/ Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1972. - 176 с.