Научная статья на тему 'Предупреждение нарушений самостоятельной письменной речи учащихся в системе общего образования'

Предупреждение нарушений самостоятельной письменной речи учащихся в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн Марина Валерьевна

В данной статье показана актуальность проблемы предупреждения нарушений самостоятельной письменной речи учащихся в системе общего образования; приведены некоторые пути решения проблемы на основе развития познавательной активности, формирования познавательных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение нарушений самостоятельной письменной речи учащихся в системе общего образования»

М. В. Найн

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье показана актуальность проблемы предупреждения нарушений самостоятельной письменной речи учащихся в системе общего образования; приведены некоторые пути решения проблемы на основе развития познавательной активности, формирования познавательных интересов.

Ключевые слова: предупреждение нарушений, самостоятельная письменная речь, познавательная активность, познавательный интерес.

Формирование навыков самостоятельной письменной речи учащихся общеобразовательных школ является одной из главных задач по циклу предметов родного языка. Данная проблема стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность нарушений письменной речи, которыми страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность их преодоления.

По данным Л. Г. Парамоновой 55,5 % дошкольников имеют предпосылки нарушений письменной речи; 53 % учащихся вторых классов имеют нарушения письменной речи; 37 % учащихся переходят в среднюю школу с затруднениями в усвоении программы по циклу предметов родного языка; 39 % старшеклассников не владеют навыками самостоятельного письменного высказывания [3. С. 4].

Активный переход к интегративным формам обучения детей с разным уровнем возможностей освоения общеобразовательной программы актуализирует вопрос о разработке научно-методических основ обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого учащегося.

Анализ письменных работ учащихся массовых школ выявил значительные затруднения у учащихся не только имеющих недоразвитие разных компонентов речевой системы (лексических, грамматических, фонетических, фонематических), но и у тех школьников, речь которых соответствует нормативно-возрастным показателям: учащиеся свободно дифференцируют на слух акустически близкие звуки, не имеют дефектов в их произношении, владеют фонематическим анализом и синтезом слов и грамматическими нормами языка в устной речи.

Современная логопедическая теория связывает нарушения письменной речи прежде всего с неполноценностью языковых способностей, которой часто предшествуют какие-либо нарушения речи или ее недоразвитие. Однако логопедами-практиками и свой собственный опыт показывает, что встречаются случаи, когда у учащихся общеобразовательных школ отсутствуют выраженные дефекты устного высказывания, но в силу ряда причин ученик испытывает затруднения в овладении навыками самостоятельного письменного высказывания.

В исследованиях Л. С. Выготского отмечено, что письменная речь это особая система символов и знаков, овладение которой означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка [1. С. 107].

Письмо и письменная речь является основой всего дальнейшего обучения, поэтому трудности в овладении навыками самостоятельной письменной речи нередко оказывают отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации школьников в целом.

Структура процесса овладения навыками письменной речи, предпосылки формирования, трудностях овладения навыками раскрыты в трудах Л. С. Выготского (1935, 1960), Р. Е. Ле-

виной (1940), А. Р. Лурии, М. Е. Хватцевым (1950), О. А. Токаревой (1960), Р. И. Лалаевой (1980), Л. С. Цветковой (1988, 1997), Т. В. Ахутиной (2001), А. Н. Корневым (1997, 2003).

Соблюдение принципа природосообразности требует реализации дифференцированного подхода в обучении школьников составлению письменных текстов: коррекцию трудностей обучения, а также обеспечения возможности продвижения тех школьников, уровень которых выше нормативного.

В системе обучения русскому языку в общеобразовательных школах в основном преобладают репродуктивные виды письменных заданий. На наш взгляд, недостаточное количество упражнений, направленных на формирование самостоятельной письменной речи приводит к трудностям овладения данным навыком.

Обучение учащихся младшего и среднего звена общеобразовательных школ грамотно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка. Основным путем предупреждение нарушений письменной речи является развитие познавательной активности и формирование письменной речи у учащихся общеобразовательных школ как средства коммуникации.

По данным, представленным в исследованиях многих ученых, к концу четвертого класса учащиеся в основном овладевают навыками письма под диктовку. Однако при создании и изложении связного текста обнаруживают ошибки различного генеза.

Как известно из философских источников учение носит деятельностный характер и от качества учения как деятельности личности зависит результат обучения, овладение теми или иными навыками. Активность школьника в учении не только повышает качество его общеобразовательной подготовки, но и способствует формированию познавательной активности личности.

На вопросы формирования и развития познавательной активности обращают внимание в своих трудах такие ученые, как А. М. Андрюхина, Л. И. Анциферова, А. А. Бодалев, И. А. Зазюн, А. А. Леонтьев, Н. П. Паламарчук, А. В. Петровский, Т. И. Шамова.

Одни авторы рассматривают познавательную активность как деятельность, другие как черту личности. Познавательная активность на наш взгляд проявляется в направленности устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

По мнению Т. И. Шамовой познавательная активность - это качество личности, проявляющееся в мобилизации учителем в процессе дидактического общения интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил школьников на достижение конкретных образовательных целей [4. С. 22].

Отмеченное позволяет констатировать, что познавательная активность как качество учебно-познавательной деятельности учащегося является неотъемлемой ее характеристикой, а поиск путей повышения активности учащихся в процессе формирования навыков самостоятельной письменной речи выступает как важная задача теории и педагогической практики.

Как показывает опыт нашей работы, именно познавательная активность является одним из основных средств предупреждения нарушений самостоятельной письменной речи.

Условиями успешного развития познавательной активности в процессе формирования письменной речи учащимися являются:

а) начинать работу с создания сказок (для младших школьников), историй собственного сочинения (учащихся среднего звена), т. е. с личного опыта и наблюдением за процессами и явлениями;

б) в процессе создания письменных высказываний учитель должен давать только те сведения, которые ученик должен усвоить, учитывая наличие тех знаний, которые необходимо закрепить;

в) распределять информацию в соответствии с уровнем сложности;

г) закреплять уже имеющиеся знания по составлению самостоятельного письменного высказывания.

Анализ многих литературных источников, в том числе и зарубежных, показал, что отмечается падение интереса к учению на втором году пребывания в школе. К этому времени новизна положения младшего школьника утрачивается, а новые социальные мотивы учения не успевают сформироваться. Поэтому зная о большом значении мотивации, необходимо создавать мотивы и ставить перед младшими школьниками специфические задачи успешного овладения навыками письменной речи. Одним из способов, как показывает практика, является побуждение составлять самостоятельные письменные высказывания на такую тему, которая является для него интересной и эмоционально значимой.

Достаточно результативными являются такие формы работы, которые могут быть организованы как в рамках работы с подгруппой учащихся, так и с целым классом: составление рассказов по кругу; сочинение сказок; придумывание фантастических историй.

Мотивом к созданию самостоятельных письменных текстов служит познавательный интерес учащихся. Занимательность предъявляемого материала, учет интересов, использование игровых приемов как в младшем, так и в среднем звене общеобразовательной школы является залогом успешного предупреждения нарушений письменной речи.

Ретроспективный анализ исследования проблемы показал возрастающую роль мотивации в учебно-познавательном процессе учащихся общеобразовательных школ не зависимо от уровня потенциальных возможностей каждого. Формирование мотивов заниматься письменной деятельностью является одной из сложных задач этого направления работы педагога.

Мотив является главным источником формирования познавательной активности в процессе создания самостоятельного письменного высказывания, выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

На наш взгляд подлинная основа мотивации познавательной активности в процессе формирования навыков самостоятельной письменной речи состоит в направленности школьника не только на конкретный результат - самостоятельное письменное высказывание, но и на общие способы действия с учебным материалом. Формами проявления мотивов изложения собственных мыслей в письменной форме являются: наличие учебнопознавательного интереса, положительное отношение школьника к учению, общая ориентация мотивов на способы действия, степень их осознанности, действенности.

Мотивы учащихся в овладении навыками самостоятельного письменного высказывания в процессе обучения выглядят примерно следующим образом:

- мотивы, связанные с содержанием учебного предмета (одобрение со стороны учителя, родителей; получение хорошей оценки);

- мотивы, не связанные с содержанием учебного предмета (интерес к данному виду работы; необходимость знаний и умений).

Исследуя формирование мотивации школьников к созданию письменной работы Е. А. Логинова отмечает, что современные психолого-педагогические технологии рекомендуют педагогам создавать на уроках цикла предметов родного языка общую эмоционально положительную атмосферу, снижающую тревожность и устраняющую страх учащегося допустить ошибки, подвергнуться нареканиям или насмешкам [2. С. 56].

В исследованиях многих ученых доказано, что предупреждающая или организующая помощь педагога, ситуация успеха формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей в письме, уверенность в себе, чувство удовлетворения от работы.

Успешность овладения письменной речью во многом определяется активностью познавательной деятельности ребенка, его интересом к письменному языку. У детей более

развивается познавательная инициатива и любопытство в отношении письма. Учителям, логопедам и психологам необходимо поддержать желание ребенка научиться правильно писать и развивать мотивацию к учению. Однако не редко учителя общеобразовательных школ не готовы осуществлять профилактику нарушений письменной речи.

Наш практический опыт показывает, что многие педагоги видят в неудачах ребенка по циклу предметов родного языка негативное отношение к предмету, к учебе, недостаток развития высших психических функций (внимание, память, мышление). При этом учителя начальной школы забывают о том, что процесс передачи знаний, формирование умений и развитие навыков это процесс равного взаимодействия между учителем и учащимся.

Работая совместно с учителем в процессе построения самостоятельного письменного высказывания, у учащихся открываются большие возможности для формирования различных приёмов познавательной активности. Учитель помогает совместно овладеть методами анализа и синтеза, установить причинно-следственные связи, обучает изложению собственных мыслей в письменной форме в направлении от замысла к тексту, фразе, и т. д.

Проблема обучения и развитие познавательной активности младших школьников -одно из старейших психолого-педагогических проблем. Как отметил Д. Б. Эльконин, умственное развитие включает в себя ряд психических процессов [5. С. 86]. Это и развитие наблюдательности и восприятия, и развитие памяти, и развитие мышления, и, наконец, развитие воображения. Как показывают специальные психологические исследования, каждый из этих процессов связан с формированием навыков самостоятельной письменной речи. Однако эта связь не остаётся постоянной на всём протяжении детства: в каждом периоде ведущее значение для развития остальных имеет какой-либо один из процессов. К началу школьного обучения и восприятие, и память прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы интеллектуальное развитие поднялось на более высокую ступень.

Между тем, интеллектуальное развитие требует высокой степени свободы мышления, сомнения в следовании авторитетам, отказе от стереотипных представлений общества, поощрения буйной фантазии детей, их творческих стремлений, развёртывания их индивидуального мировоззрения.

Таким образом, предупреждением отклонений в процессе формирования навыков письменной речи является стимулирование активности школьников в познавательной деятельности. В системе общего образования учителя, логопеды, психологи должны задуматься над теми специфическими приёмами развития познавательной активности, которые характерны для данной области, и постараться сформировать их у школьников.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Антология гуманной педагогики. - М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 222 с.

2. Логинова, Е. А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : Детство-пресс, 2004. - 208 с.

3. Парамонова, Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.

4. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова // Новое в жизни, науке и технике. - 1998. - № 7. - М. : Знание. - 96 с.

5. Эльконин, Д. Б. Психология младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Знание, 1974. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.