Научная статья на тему 'Standardization and validation of methods of detection of dysorthography in general secondary school children'

Standardization and validation of methods of detection of dysorthography in general secondary school children Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ / АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / ДИЗОРФОГРАФИЯ / МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ВАЛИДИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ / ORTHOGRAPHY PRINCIPLES / UNGRAMMATICAL DYSGRAPHIA / DYSORTHOGRAPHY / METHODS OF DYSORTHOGRAPHY IDENTIFICATION / STANDARDIZATION / VALIDATION OF DIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Nazarova Alina Aleksandrovna

The article closely analyzes contemporary techniques of diagnosing dysorthography as well as revealing criteria allowing diagnosing the inability to spell correctly in primary school pupils: quantitative criteria, stability, recurrence and variety of spelling mistakes in pupils’ written works. It argues that “ungrammatical dysgraphia”, distinguished by some specialists, is actually dysorthography as mistakes made by students in weak positions of the word and violating the morphological spelling principle cannot be classified as dysgraphic. The author chose an optimal method to identify dysorthography and differentiate it from dysgraphia on the basis of acquisition of phonemic and orthographic spelling principles. The method has been modified and validated. The author worked out the standards of mastering orthographic principles by students of 1-4 grades indicating that by the beginning of the fourth year of study the number of dysorthographic mistakes in different written works increases both in the group with normal development and in the group of children with dysorthography, compared to the beginning of primary school education. The undertaken study proves that the process of validation of the modified method for identifying dysorthography was carried out successfully. Application of the diagnostic technique allows to identify persistent violations of mastering morphological, traditional, grammatical, lexicological, semantic and syllable-morphemic spelling principles by primary school pupils and it also helps to accurately determine the degree of dysorthography: mild, moderate and severe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Standardization and validation of methods of detection of dysorthography in general secondary school children»

УДК 3 76.37:3 72.45:616.89-008.435.3

ББК Ч457+ Ч426.819=411.2,02-243 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.03

А. А. Назарова A. A. Nazarova Москва, Россия Moscow, Russia

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье подробно анализируются современные приемы выявления дизорфографии, а также критерии, позволяющие выделить нарушение у учащихся начальных классов: количественный критерий, стойкость, повторяемость и разнообразие дизорфографиче-ских ошибок в письменных работах школьников. Доказывается, что «аграм-матическая дисграфия», выделяемая некоторыми специалистами, на самом деле является дизорфографией, так как ошибки, допущенные учащимися в слабой позиции в слове и нарушающие морфологический принцип письма, не могут быть расценены как дисграфические. Автором выбрана оптимальная методика, позволяющая обнаружить дизорфогра-фию и отличить ее от дисграфии на основе усвоения фонематического и орфографических принципов письма. Данная методика была модифицирована, проведена ее валидизация, получены нормативы овладения орфографическими принципами письма учащимися 1—4-х классов, указывающие на то, что к началу четвертого года обучения количество допускаемых дизорфографических ошибок в различных видах письменных работ увеличивается как в норме, так и у детей, имеющих дизорфографию, по сравнению с началом обучения в начальной школе. Проведенное исследование доказывает, что процесс валидизации модифицированной методики выявле-

STANDARDIZATION AND VALIDATION OF METHODS OF DETECTION OF DYSORTHOGRAPHY IN GENERAL SECONDARY SCHOOL CHILDREN

Abstract. The article closely analyzes contemporary techniques of diagnosing dysorthography as well as revealing criteria allowing diagnosing the inability to spell correctly in primary school pupils: quantitative criteria, stability, recurrence and variety of spelling mistakes in pupils' written works. It argues that "ungrammatical dysgraphia", distinguished by some specialists, is actually dysorthography as mistakes made by students in weak positions of the word and violating the morphological spelling principle cannot be classified as dysgraphic. The author chose an optimal method to identify dysorthography and differentiate it from dysgraphia on the basis of acquisition of phonemic and orthographic spelling principles. The method has been modified and validated. The author worked out the standards of mastering orthographic principles by students of 1-4 grades indicating that by the beginning of the fourth year of study the number of dysorthographic mistakes in different written works increases both in the group with normal development and in the group of children with dysorthography, compared to the beginning of primary school education. The undertaken study proves that the process of validation of the modified method for identifying dysorthography was carried out successfully. Application of the diagnostic technique allows to identify

Специальное образование. 2016. № 2

77

ния дизорфографии прошел успешно. Применение диагностической методики позволяет выявить устойчивые нарушения в овладении морфологическим, традиционным, грамматическим, лексикологическим, семантическим и слого-морфемным принципами письма учащимися младших классов, а также точно определить степень выраженности ди-зорфографии: легкую, среднюю и тяже-

persistent violations of mastering morphological, traditional, grammatical , lexicological, semantic and syllable-morphemic spelling principles by primary school pupils and it also helps to accurately determine the degree of dysorthography: mild, moderate and severe.

лую.

Ключевые слова: принципы орфо- Key words orthography principles,

графии; аграмматическая дисграфия; ungrammatical dysgraphia, dysortho-

дизорфография; методика выявления graphy, methods of dysorthography

дизорфографии; стандартизация; валиди- identification, standardization, validation

зация диагностической методики. of diagnostic techniques.

Сведения об авторе: Назарова About the author: Nazarova Alina

Алина Александровна, аспирант, учи- Aleksandrovna, Post-graduate Student,

тель-логопед. Speech Therapist.

Место работы: государственное Place of employment: State Budget

бюджетное учреждение «Городской пси- Institution "Psycho-pedagogical City

холого-педагогический центр», террито- Center (local office

риальное отделение «Ломоносовское», г. "Lomonosovskoye"), Moscow. Москва.

Контактная информация: 119313, Россия, г. Москва, ул. Ленинский проспект, д. 89/2.

E-mail: alina.nazarova@gmail.com

На современном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых.

К одной из наиболее распространенных ее причин на начальном этапе обучения относят нарушение формирования навыка письма — дизорфографию. Термином «дизорфография» обозначается нарушение письма, которое возникает у учащихся начальных классов в результате неусвоения орфографического навыка письма [2; 4; 5; 7; 8; 9; 14; 16]. Выявление дизорфографии происходит с помощью оценки ошибок, допущенных детьми при

выполнении нескольких видов письменных заданий: написания словарных слов, диктанта, изложения, сочинения.

Основным диагностическим критерием дизорфографии принято считать наличие стойких повторяющихся ошибок, нарушающих морфологический и традиционный принципы письма, к которым относится единообразное написание приставок («праснулась» вместо «проснулась»), корней («снижок» вместо «снежок», «скаска» вместо «сказка», «робота» вместо «работа», «жывот» вместо «живот»), суффиксов («белачка» вместо «бе-

© Назарова А. А., 2016

78

Специальное образование. 2016. № 2

лочка») и окончаний («краснами» вместо «красными»).

Количество допускаемых ошибок в письменных работах учащихся, как указывают Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова [9; 15], О. И. Азо-ва [1; 3], условно соотносится с уровнями успешности выполнения задания: «высоким уровнем», «уровнем выше среднего», «средним уровнем», «уровнем ниже среднего», «низким уровнем».

Для слухового диктанта оценка результатов выглядит следующим образом: «высокий уровень — безошибочное написание диктанта; уровень выше среднего — допускаются 2—3 орфографические ошибки, которые самостоятельно школьником замечаются и исправляются; средний уровень — допускается 2—3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления; уровень ниже среднего — допускаются 4—6 орфографических ошибок, значительное количество помарок и исправлений; низкий уровень — письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления» [1, с. 45; 3, с. 27— 28; 9, с. 5; 15, с. 152—153].

Однако деление на уровни и соотнесение их с количеством орфографических ошибок, на наш взгляд, носит формальный характер, так как обследование орфографических навыков названными авторами проводится на разных выборках, а средний популяционный показатель количества ошибок никем не приводится. Данные приемы выявления дизорфо-графии нельзя назвать валидными

методиками, пригодными для обнаружения дизорфографии.

Целью настоящего исследования является стандартизация и ва-лидизация методики выявления ди-зорфографии у школьников начальных классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что методика, имеющая стандартизированную шкалу оценки результатов, позволит оптимизировать процесс обнаружения ди-зорфографии разной степени тяжести у младших школьников; а вали-дизация методики станет надежным инструментом выявления дизорфо-графии у учащихся 1—4-х классов с трудностями овладения орфографическими навыками.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе проходило создание и стандартизация методики выявления дизорфогра-фии у младших школьников. Содержанием второго этапа была ва-лидизация, т. е. проверка способности созданной методики выявлять дизорфографию у обучающихся начальных классов.

Для создания методики была выбрана генеральная совокупность школьников 1-х классов ГОУ ЦО № 556 г. Москвы в количестве 189 человек, у которых на протяжении четырех лет на материале диктантов, списываний с печатных и рукописных текстов непрерывно изучалось формирование навыка письма.

Все дизорфографические ошибки, находящиеся в слабой позиции в слове, были разделены на несколько групп и соотнесены с

Специальное образование. 2016. № 2

79

принципами, на которых базируется орфографически правильное письмо. Кроме ошибок морфологического и традиционного характера, которые традиционно выделяются всеми специалистами, были проанализированы ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа письма (правописание мягкого знака, обознающего категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо «прочь»), и мягкого знака в конце существительных, оканчивающихся на шипящий согласный («рож» вместо «рожь»); ошибки переноса слов со строки на строку, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма («сп-рятался»); ошибки слитного написания слов между собой и со служебными частями речи, обусловленные нарушением формирования лексикологического принципа письма («понебу» вместо «по небу», «онпозвал» вместо «он позвал», «о краска» вместо «окраска»); ошибки в написании заглавной буквы в именах собственных, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма (вася» вместо «Вася»).

Отдельно оценивались ошибки, допущенные на правила, которых дети на момент обследования не изучали («утрений» вместо «утренний», «лакированой» вместо «лакированной»). Созданный перечень ошибок позволил не только обнаружить дизорфографию, но и отличить ее от дисграфии, для которой характерны ошибки в сильной позиции в слове.

Данный подход позволяет доказать, что «аграмматическая дисгра-фия», выделяемая некоторыми специалистами (Е. А. Логинова [10], Е. В. Мазанова [11], Л. Г. Парамонова [12, 13], С. Б. Яковлев [17]), на самом деле является дизорфографи-ей, так как ошибки, допущенные учащимися в слабой позиции в слове и нарушающие морфологический принцип письма, не могут быть расценены как дисграфические.

По результатам проведенных нами экспериментальных исследований в методику выявления ди-зорфографии были включены принципы, подчиненные морфологическому принципу письма: собственно морфологический, традиционный, грамматический, слого-морфемный, лексикологический и семантический, которые, как показали предварительные исследования, были нарушены у обследованных нами детей. К ошибкам слого-морфемного принципа, регламентирующего перенос слов со строки на строку, добавлены часто встречающиеся у школьников ошибки «выхода за поля», связанные с незнанием правил деления слов на слоги, в результате чего при письме происходит выход за границы рабочего пространства.

Ошибки, нарушающие морфологический, традиционный, грамматический, слого-морфемный, лексикологический и семантический принципы письма, выявленные в процессе экспериментального изучения, в количественном аспекте были подвергнуты математической обработке, в процессе которой бы-

80

Специальное образование. 2016. № 2

ли применены статистические параметрические (t-критерий Стью-дента) и непараметрические (U-критерий Манна — Уитни, Mann — Whitney) методы, а также методы описательной статистики.

Это позволило разработать нормативы, характеризующие успешность овладения орфографическим навыком письма, а также определить отклонения в разбросе ошибок, количество которых отражает разную степень выраженности нарушения, и тем самым стандартизировать методику.

Полученные данные представлены в таблице 1. Она наглядно демонстрирует, что в каждом возрастном периоде для каждого вида письменной работы определены средние популяционные показатели овладения орфографическим навыком письма, также выявлены степени выраженности дизорфогра-фии: легкая, средняя и тяжелая. К началу четвертого года обучения количество допускаемых дизорфо-графических ошибок в различных видах письменных работ увеличивается как у детей, соответствующих норме, так и в группах детей, имеющих дизорфографию различной степени выраженности, по сравнению с началом обучения в начальной школе. В таблице 1 видно, что начиная со второго класса среднее количество дизорфографи-ческих ошибок превышает показа-

тель в пять баллов (что соответствует 5 ошибкам).

Такой результат, очевидно, связан с тем, что в анализ включены дополнительные принципы письма, характеризующие успешность овладения орфографическим навыком письма. В итоге представленная таблица позволяет специалисту определить, является ли обнаруженное количество ошибок в письменной работе нормативным показателем усвоения письма или свидетельствует об определенной степени выраженности дизорфографии.

На следующем этапе исследования созданная нами диагностическая методика прошла валидиза-цию [6]. Для данной процедуры были выбраны ГБОУ СОШ № 1215 и ГБОУ СОШ № 197 г. Москвы, на базе которых с помощью разработанной стандартизированной методики у школьников 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов в начале и в конце учебного года нами было проведено подробное обследование орфографического навыка письма, которое выявило дизорфографию различной степени выраженности.

Полученные нами результаты были сопоставлены с результатами обследования логопедов и данными, полученными в ходе опроса школьных учителей, которые подтвердили наличие у всех выявленных нами детей дизорфографии и низкой успеваемости по русскому языку.

Специальное образование. 2016. № 2

81

Таблица 1

Показатели нормативов овладения орфографическим навыком письма учащимися 1—4-х классов

Виды работ Средний попу-ляционный показатель Степени выраженности дизорфографии (кол-во ошибок)

легкая средняя тяжелая

1-й класс (конец обучения)

Диктант 0—3 4 5 6 и более

Списывание с печ. текста 0 1 2 3 и более

Списывание с рук. текста 0 1 2 3 и более

2-й класс (начало обучения)

Диктант 0—3 4 5 6 и более

Списывание с печ. текста 0 1 2 3 и более

Списывание с рук. текста 0 1 2 3 и более

2-й класс (конец обучения)

Диктант 0—8 9—10 11—13 14 и более

Списывание с печ. текста 0—2 3 4 5 и более

Списывание с рук. текста 0—2 3 4 5 и более

3-й класс (начало обучения)

Диктант 0—6 7 8—10 11 и более

Списывание с печ. текста 0—1 2 3 4 и более

Списывание с рук. текста 0—2 3 4 5 и более

3-й класс (конец обучения)

Диктант 0—10 11 12—15 16 и более

Списывание с печ. текста 0—3 4 5 6 и более

Списывание с рук. текста 0—1 2 3 4 и более

4-й класс (начало обучения)

Диктант 0—9 10 11—13 14 и более

Списывание с печ. текста 0—1 2 3 4 и более

Списывание с рук. текста 0—1 2 3 4 и более

82

Специальное образование. 2016. № 2

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Выявление дизорфографии у младших школьников, помимо анализа морфологического и традиционного, должно включать анализ грамматического, лексикологического, семантического и слого-морфемного принципов письма.

2. К критериальным признакам, позволяющим выделить дизорфогра-фию у обучающихся начальных классов, относятся количество, стойкость, повторяемость и наличие всех названных дизорфографических ошибок в письменных работах школьников.

3. Стандартизация методики позволяет определить легкую, среднюю и тяжелую степень выраженности дизорфографии, что оказывается важным для правильного комплектования групп, учитывающего однородность и выраженность дефекта, и эффективного проведения коррекционной работы.

4. Валидизация созданной методики прошла успешно, благодаря чему выявление обучающихся, имеющих дизорфографию, может осуществляться как логопедами, работающими с учащимися начальных классов, так и учителями общих образовательных школ.

Литература

1. Азова, О. И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. — М. : Сфера, 2011.

2. Азова, О. И. Дизорфография : мо-ногр. / О. И. Азова. — М. : Сфера, 2015.

3. Азова, О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией : учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / О. И. Азова ;

под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепо-вой. — М. : РУДН, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Елецкая, О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников: учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015.

5. Елецкая, О. В. Коррекция дизор-фографии у учащихся 5—6 классов : метод. рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Гобачевская. — М. : Школьная пресса, 2003.

6. Иншакова, О. Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О. Б. Иншакова, А. А. Назарова. — М. : Секачев, 2013.

7. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. — СПб. : ИД «МиМ», 1997.

8. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — СПб. : Речь, 2003.

9. Лалаева, Р. И. Выявление дизор-фографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. — СПб. : СПбГУПМ, 1999.

10. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учеб. пособие / Е. А. Логинова ; под ред. Л. С. Волковой. — СПб. : Детство-пресс, 2004.

11. Мазанова, Е. В. Коррекция аграм-матической дисграфии : конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазано-ва. — М. : Гном, 2006.

12. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Детство-пресс, 2006.

13. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дизорфографии у детей / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Союз, 2001.

14. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепо-ва. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

Специальное образование. 2016. № 2

83

15. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников : учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова. — СПб. : КАРО, 2006.

16. Шарипова, Н. Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Н. Ю. Шарипова // Проблемы современного образования. — М. : МПГУ, 2013. — Режим доступа: http ://www.pmedu. ru/index.php/ru.

17. Яковлев, С. Б. Коррекция аграмма-тической дисграфии у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Б. Яковлев // Проблемы комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей : материалы науч.-практ. конф. 2000—2001 гг. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2001.

References

1. Azova, O. I. Diagnostika i korrekt-siya pis'mennoy rechi u mladshikh shkol'-nikov / O. I. Azova. — M. : Sfera, 2011.

2. Azova, O. I. Dizorfografiya : mo-nogr. / O. I. Azova. — M. : Sfera, 2015.

3. Azova, O. I. Obsledovanie mladshikh shkol'nikov s dizorfografiey : ucheb.-metod. posobie. Ch. 1 / O. I. Azova ; pod red. T. V. Volosovets, E. N. Ku-tepovoy. — M. : RUDN, 2007.

4. Eletskaya, O. V. Metodika korrektsii dizorfografii u shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie / O. V. Eletskaya. — M. : FORUM : INFRA-M, 2015.

5. Eletskaya, O. V. Korrektsiya dizor-fografii u uchashchikhsya 5—6 klassov : metod. rekomendatsii i uprazhneniya / O. V. Eletskaya, N. Yu. Gobachevskaya. — M. : Shkol'naya pressa, 2003.

6. Inshakova, O. B. Metodika vyyavle-niya dizorfografii u mladshikh shkol'-nikov / O. B. Inshakova, A. A. Nazaro-va. — M. : Sekachev, 2013.

7. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detey : ucheb.-metod. posobie / A. N. Kornev. — SPb. : ID «MiM», 1997.

8. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detey / A. N. Kornev. — SPb. : Rech', 2003.

9. Lalaeva, R. I. Vyyavlenie dizorfo-grafii u mladshikh shkol'nikov / R. I. Lalaeva, I. V. Prishchepova. — SPb. : SPbGUPM, 1999.

10. Loginova, E. A. Narusheniya pis'ma. Osobennosti ikh proyavleniya i korrektsii u mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhi-cheskogo razvitiya : ucheb. posobie / E. A. Loginova ; pod red. L. S. Volkovoy. — SPb. : Detstvo-press, 2004.

11. Mazanova, E. V. Korrektsiya agram-maticheskoy disgrafii : konspekty zanya-tiy dlya logopedov / E. V. Mazanova. — M. : Gnom, 2006.

12. Paramonova, L. G. Disgrafiya: diagnostika, profilaktika, korrektsiya / L. G. Paramonova. — SPb. : Detstvo-press, 2006.

13. Paramonova, L. G. Preduprezhdenie i ustranenie dizorfografii u detey / L. G. Pa-ramonova. — SPb. : Soyuz, 2001.

14. Prishchepova, I. V. Logopedicheskaya rabota po korrektsii dizorfografii u mladshikh shkol'nikov / I. V. Prishchepova. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2001.

15. Prishchepova, I. V. Dizorfografiya mladshikh shkol'nikov : ucheb.-metod. posobie / I. V. Prishchepova. — SPb. : KARO, 2006.

16. Sharipova, N. Yu. Tipologiya proyavleniya dizorfografii u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly [Elektron-nyy resurs] / N. Yu. Sharipova // Proble-my sovremennogo obrazovaniya. — M. : MPGU, 2013. — Rezhim dostupa: http://www.pmedu.ru/index.php/ru.

17. Yakovlev, S. B. Korrektsiya agram-maticheskoy disgrafii u uchashchikhsya shkoly dlya detey s tyazhelymi naru-sheniyami rechi / S. B. Yakovlev // Prob-lemy kompleksnogo podkhoda v diagnos-tike i korrektsii narusheniy rechi u detey : ma-terialy nauch.-prakt. konf. 2000—2001 gg. / RGPU im. A. I. Gertsena. — SPb., 2001.

84

Специальное образование. 2016. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.