которой в 2 раза больше удельного веса ржи, пуз соответственно был равен 3 пудам.
Для средневекового Пскова основной единицей измерения сыпучих тел была зобница, делившаяся на 2 позобенья и 4 четвертки. В источниках зобница встречается с начала XIV века. Данные летописей о ценах на хлеб до и после реформы, увеличившей вес зобницы, позволяют установить, что новая зобница соответствовала 1,5 старой. Новая зобница содержала 14 пудов ржи, следовательно, старая - 9 и 1/3 пуда.
Равенство новой зобницы 14 пудам позволяет предполагать, что термином «зобница» в Пскове называлась общерусская кадь. Для XII-XV вв., помимо рассмотренных мер, характерно обилие чисто бытовых, приблизительных единиц измерения сыпучих тел, таких, как, например, горсть (пригоршня), блюдо, горшок, ведро, чаша, мешок, воз и др. Выяснить реальное содержание этих мер невозможно в силу самой их природы.Как и для предыдущего периода, сведения письменных источников о мерах жидкостей очень скудны. Основными мерами остаются бочка и ведро, но появляются и новые - насадка и корец. Лучше других изучены новгородские меры. Писцовые книги XV века позволяют вывести равенство бочки 10 ведрам, или 4 насадкам (1 насадка= 2,5 ведра).
На настоящее время наиболее известна коллекция С.Т. Жукова, которая посвящена мерам объема сыпучих тел [7]. В данной коллекции представлены жестяные хлебные меры: получетверик, четверик, полугарнец, латунный получетверик, лубяные меры и многое другое.
Таким образом, несмотря на отсутствие практического применения, названия русских мер продолжают использоваться во фразеологических оборотах и исторических исследованиях. Список использованной литературы:
1. Кошевая И. П.. Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 416 с.
2. Мишин В.М. Метрология. Стандартизация. Сертификация: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления / Архипов А.В., Зекунов А.Г., Курилов П.Г.; Под ред. Мишин В.М. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с.
3. Shurygin V.Y., Sabirova F.M. Particularities of blended leaming implementation in teaching physics by means of LMS Moodle // Espacios. - 2017. - V. 38, № 40. - P. 39. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384039.html (дата обращения: 11.05.2018).
4. Krasnova L.A., Shurygin, V.Y. Development of teachers' information competency in higher education institution // Astra Salvensis. - 2017. - V. 5, № 10. - P. 307-314.
5. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 3 (20). - С. 200-203.
6. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 1 (18). - С. 172-174.
7. Якутин Ю. В. Русская мера. - М: "Экономическая газета", 2011. - 632 с.
© Нуреева А.А., Мешкова А.А., 2018
УДК37
О. В. Сафонова
студентка 1 курса ДВФУ, г. Владивосток, РФ Е-mail: Oksanochka-ivanova. [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены
результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников, проведенного в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 8 города Владивостока».
Ключевые слова:
познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.
Проблема познавательной активности - важнейшая проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего давно пытались и пытаются ответить на такой вопрос как: Что нужно сделать, чтобы ребенок хотел учиться?
ФГОС нового поколения перед обществом и школой, как одним из важнейших его институтов, ставят задачу воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных, в том числе и нестандартных ситуациях. Изменения, происходящие сегодня в педагогической практике школ, ориентированы на открытое государственно-общественное взаимодействие школы, гуманизацию взаимоотношений участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их законных представителей - родителей), индивидуализацию и дифференциацию обучения на основе развития познавательного интереса учащихся, позволяющего выпускнику уже в школе реализовывать собственные цели, осуществить свой дальнейший жизненный выбор. Сегодня необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса -интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательной активности учащихся.
МБОУ «ООШ № 8» города Владивостока, как и все наше общество, ищет пути обновления содержания образования, изменения уклада школьной жизни, поэтому особую актуальность для нас имеет идея развития познавательной активности у обучающихся. Современное общество требует от выпускника не только знаний, умения самостоятельно их добывать и осваивать, но еще и умения с наибольшей пользой для себя распорядиться ими в жизни. Поэтому особую дидактическую ценность для учащихся нашей школы будет иметь их урочная деятельность, способствующая развитию познавательной активности. Особенность нашей образовательной организации заключается в том, что это основная общеобразовательная школа, в которой обучается 92 учащихся, и обучает их педагогический коллектив из 10 учителей, включая директора. Отсутствие необходимых условий для развития детей привело к снижению интеллектуального уровня обучающихся, возрастанию пассивности в учебно-познавательной деятельности; низком уровне проявления самостоятельности учащихся в учебно - воспитательном процессе. Возникла потребность у учащихся и учителей в организации соответствующей организации учебного процесса удовлетворяющих их запросы.
Не секрет, что на современном этапе развития российская система как общего, так и высшего образования переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с требованиями государства. При этом учет индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса. В связи с этим отмечается, что больше внимания уделяется проблеме развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. уровень её решения на этом возрастном этапе определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Исходя из проблемного поля, тема нашего научного исследования, о котором коротко будет рассказано в данной статье, звучит как: "Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения"
Объектом исследования является познавательная активность младших школьников.
Предметом исследования мы определили методы и приёмы развития познавательной активности в процессе обучения младших школьников.
Цель проекта: выявить и охарактеризовать методы и приёмы развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия "познавательная активность".
2. Рассмотреть условия развития познавательной активности.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. Провести исследовательскую работу по развитию познавательной активности младших школьников.
5. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы развитию познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [1, с. 67, 2, с. 91].
Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с.45].
Она выделяет: «репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активности, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся». [5, с.46] Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения.
Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность.[4, с. 112]
В этих классификациях учащиеся, всегда демонстрирует активность (разного уровня) в процессе получения знаний. А так как учащиеся имеют разную степень включенности в процессе получения знаний, нельзя пренебрегать позицией того школьника, который изредка, но принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.
Исходя из вышесказанного, выдвигается еще один подход к познавательной активности. Где выделяется: нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением; ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъективная позиция школьника [4, с. 56].
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно-активный, а с него на активно-исполнительский. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «Камчатке».
Основная задача учителя состояла и состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать те способы действий, которые позволят ему максимально реализовать себя, исходя из своей индивидуальной сущности. Только тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
По мере дальнейшей работы все яснее понимали: необходимо изменить место ученика в образовательном процессе. Из позиции объекта педагогический устремлений учителей, ребенок должен перейти в позицию субъекта собственного образования. Создать условия для развития личности ребенка -значит сделать обучение субъектным.
Условия субъектного обучения таковы:
1. Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защита, умение слушать и слышать партнера готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера;
2. Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание;
3. Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;
4. Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения
цели;
5. Самооценка собственной деятельности по достижению результата.[3, с.73].
Для того чтобы выявить уровнь развития познавательной активности у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «ООШ № 8» города Владивостока.
В исследование были включены обучающиеся 2, 3, 4 классов в количестве 46 человек.
Исследование состояло из трех этапов, первый этап - констатирующий, где была проведена начальная диагностика уровня познавательной активности младших школьников исследуемых классов. Второй этап -формирующий, на данном этапе учителями начальных классов была проведена работа по повышению уровня познавательной активности на уроках. И третий - это контрольный этап, на котором была организованна повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 2, 3, 4 классов, а так же произведен анализ полученных результатов.
Нами использовались методы наблюдения, индивидуальные беседы с обучающимися, анкетирование, для выявления уровня познавательной активности. Задача учителей- с нашей точки зрения - как раз и заключалась в том, чтобы постепенно, последовательно, используя специальные педагогические способы, инструменты, методики, создавать условия для развития познавательной активности. А она выражается в том, числе в принятии на себя ответственности за свое образование.
Проведенный нами анализ показал, что уровень познавательной активности младших школьников исследуемых классов является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.
На формирующем этапе, целью которого было: развитие познавательной активности младших школьников. Сроки проведения формирующего этапа - с начала марта по конец апреля 2018 года.
В ходе формирующего этапа в классах с целью повышения уровня познавательной активности нами были проведены уроки занимательного и познавательного характера, на которых проводились различные виды работ (индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, группах), нестандартные уроки, уроки с применением ИКТ. Эта работа в общем сводится к следующему: во - первых, мы учим ребенка делать выбор, во - вторых, осознанно относиться к тому, что он и все мы делаем. На это в частности направлена система коллективных игровых методов в рамках целостной жизнедеятельности обучающихся. В - третьих, начали работу с рефлексивными способностями детей.
После проведения формирующего этапа исследования, была проведена контрольная проверка детей исследуемых классов. В данных классах проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе.
Анализ анкет второго этапа показал, что уровень познавательной активности стал выше. Таким образом, процент обучающихся с высоким уровнем познавательной активности повысился на 22,1%, со средним уровнем стало на 10,2% больше. Учащиеся с низким уровнем отсутствуют.
Итак, ребенок не только «присваивает» содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта; сам регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии ее процесса и ее результатов; хочет и имеет возможность регулировать образовательный процесс. Причем
делает это сознательно и целенаправленно, имея личностный интерес. Иначе говоря, ученик осознает и понимает, зачем ему то, то что он изучает, и как это влияет на его соотношение с миром, на его мир.
Далеко не всегда у нас это получалось. Тем не менее: мы не работаем с детьми на уровне «это нужно в жизни» или «без этого ты не поступишь в вуз». Развитие познавательной активности дает нашему ученику двигаться к осознанию своего образа, собственных и образовательных целей, научиться выстраивать свое образование по индивидуальной траектории.
Следствием этого исследования говорит о том, что применяемые нами методы и приёмы на формирующем этапе эффективны для развития познавательной активности младших школьников.
Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников исследуемых классов можно сделать вывод о том, что проведение исследовательской работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику, следовательно мы планируем продолжать работу по развитию познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Список использованной литературы:
1.Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского Государственного Университета. - Л., 1959.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 712с.
3. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. - С. 185-190.
4. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников.- М.; Педагогика, 1982г.
5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. -С.123
©О. В. Сафонова, 2018
УДК 372.8
Д.И. Хабибуллина
Студентка 5 курса БФ БашГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] А.Р. Бодулева канд.филол.наук БФ БашГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Данная статья посвящена использованию средств массовой информации в обучении английскому языку в школе. Подчёркивается важность использования СМИ, приводятся приемы реализации учебного процесса на основе средств массовой информации. Также приводятся примеры работы с материалами СМИ на уроке английского языка.