научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
Коненкова Любовь Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических наук ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Сергеева Пелагея Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности
обучающихся на уроках музыки
Аннотация. Статья посвящена малоисследованной проблеме формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки. Авторы представляют результаты исследования по реализации программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.
Ключевые слова: познавательная деятельность, индивидуальный стиль познавательной деятельности, универсальные учебные действия.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В условиях стремительного роста объёма информации и постоянного обновления научных сведений становится невозможным хранение в сознании всего массива жизненно и профессионально значимой информации, что вызывает необходимость подготовки выпускников, готовых грамотно работать с информацией, находить пути рационального решения проблем, возникающих в реальной действительности, самостоятельно работать над своим развитием и совершенствованием, готовых к непрерывному образованию.
Одной из современных глобальных образовательных тенденций является ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности, поэтому важной целью обучения становится формирование умений самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, постоянно обновлять и пополнять имеющийся запас знаний, используя продуктивные приёмы поиска и переработки информации.
Выделим две особенности познавательной деятельности. Первая особенность заключается в индивидуальном характере познания. Следовательно, в соответствии с гуманистической образовательной парадигмой, зафиксированной в новом Законе Российской Федерации «Об образовании», учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на обеспечение максимального психологического комфорта в познавательной деятельности обучающихся и условий для их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Необходим индивидуальный подход, включающий оказание помощи в становлении субъектности и развитии индивидуальности.
Вторая особенность заключается в сложной организации познавательной деятельности, которая требует от субъекта, осуществляющего деятельность, использования адекватной системы методов, средств и разнообразия операционных возможностей. Н. А. Менчинская указывает, что «каждому ребенку присущи индивидуальные способы познания мира. Их изучение имеет большое значение для педагогической науки, так как познавательная деятельность является основным видом деятельности школьника, а научить детей учиться, сформировать у них умения осуществлять познавательную деятельность самостоятельно является одной из главных задач педагога» [1]. Успеха в про-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
цессе решения определённых познавательных задач школьник может достичь при условии, если он использует сильные стороны своей индивидуальности, компенсируя её слабые стороны. Этому способствует сформированный у обучающегося индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД), который также позволяет личности стать более успешной, является важным условием развития ее индивидуальности и сохранения здоровья школьника, снижая уровень утомляемости, тревожности.
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности начинается в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности, развиваются произвольность, анализ, внутренний план действий, рефлексия и саморегуляция, осваиваются приёмы познания.
Особенности организации процесса познания и освоения обучающимися приёмов познавательной деятельности в учебном процессе рассматривали многие педагоги и психологи: В. А. Беликов, П. П. Блонский, A. К. Громцева, В. В. Давыдов и др. Но ответ на вопрос о том, как осуществить формирование единообразных познавательных приёмов у школьников с учётом их индивидуального своеобразия, развить индивидуальный стиль познавательной деятельности в условиях массовой школы, требует уточнения. В работах Я. А. Коменского, З. И. Калмыковой, А. А. Кирсанова, и других раскрываются значение и механизмы индивидуализации обучения. Проблемы развития индивидуальности и субъектности обучающихся рассматриваются в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, В. В. Давыдова, А. В. Либина, В. С. Мерлина и др. Теория индивидуального стиля деятельности и его формирования разрабатывалась В. С. Мерлиным, М. Р. Щукиным, О. С. Самбикиной и другими учёными в основном в рамках общей, дифференциальной и педагогической психологии.
Изучение формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки в педагогике ранее специально не проводилось, недостаточно разработаны понятийный аппарат и теория формирования стиля, а также методика формирования стиля познавательной деятельности младших школьников и способы оценки уровня его сформированности. Анализ литературы и деятельности образовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью развития индивидуальности, индивидуального стиля деятельности школьника и недостаточной разработанностью теоретических вопросов формирования индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки;
- между тенденцией гуманизации образования, стремлением педагогов обеспечить построение индивидуальных способов познания обучающихся и малой разработанностью приёмов, позволяющих осуществить формирование индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки.
Указанные противоречия обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки».
Для каждого обучающегося характерен индивидуальный стиль познавательной деятельности. По определению В. А. Рожиной, «под индивидуальным стилем познавательной деятельности следует понимать систему индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, культурными ценностями, самим собой, опытом познания и деятельности и т. д.)» [2].
В структуре индивидуального стиля познавательной деятельности В. С. Мерли-ным выделены три компонента:
1. Субъективный (особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции).
пи пи
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
2. Операциональный (система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки).
3. Результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности) [3].
Психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление) являются необходимыми аспектами в формировании индивидуального стиля познавательной деятельности. О. С. Самбикина обращает наше внимание на то, что все процессы познания направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Совокупность ощущений формирует чувственный состав предметных образов реальности. Ощущения дают первичную информацию о предмете [4]. Восприятие, по мнению Э. А. Бараз, есть целостное чувственное отображение предмета в единстве его чувственных образов. Восприятие не только даёт целостный образ, но и осуществляет ориентацию человека в мире. Оно тесно связано с мышлением, памятью, вниманием и воображением. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления. Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Воображение характеризуется как способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими [5]. В широком смысле всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением. Память же можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Мышление же представляет собой опосредованное или обобщенное отражение действительности окружающего нас мира [6].
Для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся необходима целенаправленная систематическая работа педагога совместно с учителями, родителями, обучающимися. Также, прежде всего, необходима специальная подготовка самих учителей по данной проблеме. Для этих целей разработчики программ предлагают использовать различные методические приемы, направленные на просвещение учителей; это может быть анкетирование или интервьюирование для выявления профессиональной направленности педагога, проектирование уроков, мероприятий по формированию ИСПД, ознакомление с особенностями организации работы и др. Работа с обучающимися может состоять в организации системы занятий по формированию ИСПД. Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний, лекций, индивидуальных консультаций.
Наше экспериментальное исследование содержало три основных этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент по изучению уровня развития школьной мотивации; развития у обучающихся познавательных умений: анализа, планирования, синтеза; уровня развития познавательных способностей: памяти, мышления, внимания, воображения. Второй этап предполагал реализацию разработанной нами программы по формированию ИСПД обучающихся третьих классов на уроках музыки. Третий этап основывался на выявлении результативности программы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Майкопа. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 34 человек. 3 «А» составил экспериментальную группу (ЭГ), 3 «Б» - контрольную группу (КГ) по 17 человек в каждой.
Для диагностики мотивационной направленности детей были проведены: анализ музыкально-интонационных данных, мини-сочинение в игровой форме, опросни-
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
ки, анкетирование. Выявилось, что у детей экспериментальной и контрольной групп наиболее ярко были выражены такие качества, как интерес к художественному исполнению песен, желание инсценировать (ритмом, игрой на инструментах, мимикой, пантомимой), импровизировать голосом, а стремление к спору (дискуссиям), активности обнаружения общих проблемных вопросов в формировании сюжетной линии, логике построения песни почти отсутствовало.
Для исследования уровня развития школьной мотивации нами была выбрана методика Н. Г. Лускановой «Уровень школьной мотивации», для определения уровня развития познавательных умений были использованы следующие методики: методика «Полоска» Л. И. Аршавиной, определяющая уровень сформированности теоретических действий анализа, методика «Найди фигуру» Л. И. Аршавиной для определения уровня сформированности теоретических действий планирования, методика «Анаграммы» А. З. Зака, определяющая уровень сформированности познавательного умения - рефлексии.
Для определения уровня познавательных способностей мы использовали такие методики: методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» А. Г. Лу-рия, методика «Сравнение понятий» - выявление уровня развития мышления, методика «Изучение произвольности внимания» - выявление уровня развития внимания, методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко - выявление уровня воображения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в ЭГ высокий уровень индивидуального стиля познавательной деятельности имеют 24% обучающихся, средний уровень - 41%, низкий - 35%, в КГ высокий уровень имеют 29% обучающихся, средний уровень - 36%, низкий - 35%. На заключительном этапе эксперимента были применены те же методики, что и на констатирующем этапе.
Нами были выделены критерии сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности детей младшего школьного возраста:
- положительная школьная мотивация;
- развитие познавательных умений: анализа, синтеза, планирования, рефлексии;
- развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, воображения.
На основе данных критериев нами была разработана программа по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки. Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков. Отсутствие достижений, низкие школьные результаты связаны со многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики. Для того чтобы учебная деятельность детей на уроках музыки была более успешной, и была разработана программа.
Содержательный компонент программы предполагает формирование у учащихся определенных умений: а) по поиску и передаче певческой информации; б) владению различными способами познавательной деятельности в раскрытии художественного образа; в) владению вербальными коммуникациями; г) планированию своих действий, выражающихся в творческих процедурах; д) составлению последовательности наглядно-смысловых знаков, передающих правильность раскрытия художественного образа; е) использованию дедуктивных и индуктивных методов познания многообразных аспектов бытия; ж) анализированию художественных образов; з) переходу из одной образной
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
ситуации в другую, преобразующую своим «Я»; и) интерпретации (нахождении основных точек опоры в раскрытии художественного образа); к) импровизации.
Данная программа состоит из трех разделов.
Раздел № 1. Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках музыки
Музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом. Чтобы способствовать формированию ИСПД, организуется такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего обучающемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за её результаты.
Предлагаемые занятия построены таким образом, что в их основу положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Музыкальный материал подобран с яркими художественными образами, связанными с жизненными явлениями, воздействующими на эмоции детей, развивающими художественно-мотивационную сферу - чувства, эмоционально-ценностное отношение к миру через художественно-музыкальные образы, и учебно-познавательную сферу - устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения создавались психологические условия, возбуждающие у детей многогранные эмоции, способствующие формированию положительного отношения к учебе. Свобода мысли, самопроявление, самоорганизация создаются атмосферой доброжелательности, творческим энтузиазмом, позицией нравственного самосовершенствования учителя. Деятельность индивида, как пишут многие ученые, является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением, а есть результат рефлексии. От совместных поисков, от общения с товарищами, от преодоления трудностей у ребёнка возникает чувство удовлетворения, которое побуждает и формирует стремление к дальнейшему совершенствованию своих способностей по усвоению программного материала.
Раздел № 2. Формирование познавательных умений: анализа, планирования, рефлексии
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, планирования и рефлексии своей деятельности, что обеспечивается прежде всего через формирование познавательных универсальных учебных действий.
Мелодия - это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т. е. с помощью звуков. Таким образом, знаково-символические универсальные учебные действия являются основными для предмета «Музыка». Основная идея произведения понимается с помощью анализа мелодии произведения, его интонации. Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия планирования, выделения существенного, а затем и рефлексии в процессе приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры - народного, профессионального музыкального творчества.
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
Опираясь на концепции об обучении операциям мышления - анализу и синтезу (Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская и др.), мы предполагали формирование у детей умения мысленно разлагать музыкальный материал по принципу формообразования на составные части в двух направлениях: по горизонтали (куплетная форма, структура) и по вертикали (ритмический рисунок, темп, тембр, лад и т. д.). При прослушивании музыкального материала предполагалась ориентация детей на концентрирование внимания поочередно на всех составляющих его элементах, обращая внимание на самостоятельный процесс разделения музыкальной ткани на элементы, сообщая детям, что этот мыслительный процесс называется анализом и что, пользуясь им, человек может познать всё вокруг себя. Чтобы дети поняли, что этим методом можно пользоваться везде и всюду, анализу подвергались предметы, качество различных голосов, музыкальные инструменты и т. д.
Использование элементов анализа и синтеза в работе с детьми объяснялось стремлением внушить детям, что мир вокруг нас не замыкается на конкретном музыкальном творчестве, а методы, применяемые на занятиях музыки, можно использовать как «ключик», открывающий двери в другие области человеческого знания и практики, и что человек, умеющий пользоваться этими методами, может самостоятельно осваивать новые формы деятельности и творчества, что пользоваться методом анализа - значит стать первооткрывателем истин для самого себя, значит уметь выделять существенные стороны объекта. На новом музыкальном материале учащиеся побуждались из цельной музыкальной канвы самостоятельно выделять то ритм, то смысл слова, то особенности лада, то интонационно-тесситурные элементы. На этом основывались и проводимые нами разнохарактерные музыкальные игры, где ставились познавательные проблемные задачи.
Уроки музыки способствовали формированию умений самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности; планирования собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; музицирования на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов. Таким образом, музыкально-аналитическая деятельность, наряду с исполнительской (вокально-хоровой), становилась приоритетной.
Формирование такой мыслительной операции, как синтез, проводилось также в игровой форме. Давался набор различных ритмических структур, элементов, различных стихотворных текстов. Задание: подобрать соответствующие друг другу пары - музыкальный ритм и стих. Проводились также игры, в которых необходимо сочинить музыку на заданный стих, поменять слова в песне на другие, изменить ритм песни, темп, тембр и т. д.
Развитие умений планирования собственных действий осуществлялось в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций, музицирования на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов. Например, в процессе работы учащимся предлагалось задание: «Поделись с нами своими дальнейшими планами, расскажи свой замысел, свое представление, воображение о том, как должна звучать песня в твоем исполнении». Детьми осуществлялось и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности, а также при организации проектно-исследовательской деятельности.
Формирование умений владения формами рефлексии осуществлялось при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
жанров, стилей, эпох, оценивания собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера происходило в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании.
Раздел № 3. Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления
Программа формирования ИСПД на уроках музыки представляет комплекс занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом, что обеспечивает развитие как познавательных потребностей, так и их психических качеств, являющихся необходимым условием формирования ИСПД.
В основе развития познавательных способностей лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Основное время на занятиях отведено самостоятельному выполнению детьми логически-поисковых заданий, благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: действовать самостоятельно, принимать решения.
Данный раздел создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Процессуально-методический аспект формирования ИСПД у обучающихся предполагал следующие виды деятельности учителя: организаторскую, диагностическую, информационно-объяснительную, коммуникативно-стимулирующую, анали-тико-оценочную, исследовательско-творческую.
В содержании уроков предусматривались внешние и внутренние действия учащихся: предметные (пение); перцептивные (слушание, наблюдение и др.); символические, связанные с использованием речи; мнемические (запоминание материала, воображение и др.); интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.); самоконтроль, самооценка, анализ и оценка результатов деятельности.
В качестве одной из теоретических основ организации обучения на уроках музыки служила теория проблемного обучения (И. Я. Лернер, А. И. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), ориентирующая на систематическое и целенаправленное включение обучаемых в решение проблемных вопросов, проблемных ситуаций, проблемных задач, что приводит к формированию как творческих способностей, так и познавательных, развитию познавательных умений.
Если такие методы, как информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, организуют восприятие и воспроизведение музыкального репертуара, т. е. рецептивное и репродуктивное мышление, то функцию творческого мышления, способность чувствовать красоту, колорит песни, эмоционально-образное переживание реализуют методы проблемного изложения (например, сопоставление разнообразия тембральных красок при исполнении одного и того же произведения) и частично-поисковый метод (через эвристические беседы).
При структурировании проблемных задач мы опирались на формулу З. К. Ме-ретуковой, имеющую следующую структуру:
- ФУ (формулирование условия);
- ФВ (формулирование вопроса);
- ОПР (организация поиска решения).
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
В процессе изложения информационного материала педагог стремится выстроить диалог с учениками. Для такого учителя характерен творческий и эмоционально-ценностный стиль обучения (Н. В. Бордовская). Творческому стилю обучения присущи следующие линии поведения учителя:
- умение поставить творческие проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий, явлений;
- стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Активный поиск решения познавательных задач средствами музыкальной художественной выразительности, предложенный учителем, приобретает продуктивный характер, активизирует мышление, пробуждает интерес к познанию.
Кроме того, дети включались в решение таких заданий, как сравнивать все элементы одной песни с другой: ритмическую структуру, текст, аккомпанементы, высоту звуков, певческую атаку звука с различной подачей певческого стиля, певческой манеры (народной, академической, бытовой). При этом объяснялось, что всем явлениям, процессам, предметам действительности присущи признаки сходства и различия, а мыслительная операция, как определяющая эти признаки, называется сравнением. Для лучшего осознания предлагался алгоритм (последовательных шагов) для сравнения:
а) выяснить, можно ли сравнивать и какие признаки являются основой для сравнения;
б) сформировать признаки двух объектов;
в) найти сходные и отличительные признаки, выделив самые существенные;
г) оформить выводы и сравнения.
На этапе упражнений тренировалось внимание детей на сравнении тембров, ритма, целых песен, движений.
Разрабатывая процессуально-методический аспект программы, мы определяли не только пути и способы усвоения программного материала, но и способы организации развивающей учебной деятельности, направленной на восприятие, понимание, анализ художественного образа, на образное сравнение.
Основными формами работы уроках музыки по реализации программы являлись: фронтальная, групповая, индивидуальная. Активно использовалась самостоятельная работа на занятиях и домашняя самостоятельная работа. На занятиях применяли следующие формы работы учащихся: мозговая атака, игра, диалог, дискуссия, интерпретация, импровизация, декламация и др.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация кружков, детских музыкальных коллективов и др. Программа таких занятий может предусматривать проведение занятий в различных формах: групповой, индивидуальной.
После проведения формирующего эксперимента в ЭГ были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности ИСПД повысился с 24% до 47% и, соответственно, понизился низкий уровень с 35% до 12%, в контрольной же группе таких изменений не наблюдалось. Для того чтобы достоверно установить, оказалась ли программа результативной, мы применяли знаковый критерий для выявления тенденции изменения уровня сформированности индивидуального стиля
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm
научно-методический электронный журнал
Коченкова Л. П., Сергеева П. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14253
УДК 001
познавательной деятельности младших школьников. Нами было выявлено статистически значимое повышение результативности после реализации программы.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. После проведения формирующего эксперимента уровень формирования ИСПД младших школьников экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень значительно вырос, в то время как у детей контрольной группы остался без изменений. Формирующий эксперимент оказал позитивное влияние на стилеобразование у учащихся экспериментального класса, с которыми проводилась систематическая работа на уроках музыки по формированию ИСПД.
Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что разработанная нами программа по формированию ИСПД у обучающихся является эффективной.
Ссылки на источники
1. Менчинская Н. А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. - М.: Педагогика, 2009. - С. 123.
2. Рожина В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С. 56.
3. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 2010. - 254 с.
4. Самбикина О. С. Индивидуальный стиль учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол.
наук. - Пермь, 2009. - 20 с.
5. Бараз Э. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2009. - 19 с.
6. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан A. M. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. за-
вед. / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 464 с.
Lubov Kochenkova, ISSN 2304 120Х
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of Pedagogy and Educational Sciences Adyghe State University, Maikop [email protected] Pelagia Sergeeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of Music and performing disciplines Adyghe State University, Maikop
Formation of individual style of cognitive activity of students at music lessons Abstract. The article is devoted to the little-studied problem of formation of the individual style of the cognitive activity of students at music lessons. The authors present the results of studies on the implementation of the program of formation of the individual style of informative activity of younger students in music lessons. Key words: cognitive activity, individual style of cognitive activity, universal learning activities.
References
1. Menchinskaja, N. A. (2009) “Psihologicheskie voprosy analiza razvivajushhego jeffekta obuchenija”, in Voprosy organizacii i metodov issledovanija znanij, umenij i navykov uchashhihsja, Pedagogika, Moscow, p. 123 (in Russian).
2. Rozhina, V. A. (2011) “Formirovanie individual'nogo stilja poznavatel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'ni-kov”, Nachal'naja shkola, № 12, p. 56 (in Russian).
3. Merlin, V. S. (2010) Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti, Prosveshhenie, Moscow, 254 p.
4. Sambikina, O. S. (2009) Individual'nyj stil' uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. kand. psi-hol. nauk, Perm', 20 p. (in Russian).
5. Baraz, Je. A. (2009) Formirovanie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v processe lichnostno-orientirovannogo vzaimodejstvija uchastnikov obuchenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk, Cheljabinsk, 19 p. (in Russian).
6. Dubrovina, I. V. (ed.), Danilova, E. E. & Prihozhan A. M. (2009) Psihologija: Uchebnik dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij, Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow, 464 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
pu Q fu
977230412014209
http://e-koncept.ru/2014/14257.htm