УДК 371.321
Лучникова Елена Валерьевна
учитель высшей категории, аспирант кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
МАОУ «Гимназия № 5» г. Перми, Пермь, Россия 614060, г. Пермь, ул. Ким, д. 90 e-mail: alisaflower@yandex
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
Elena V. Luchnikova
Teacher of the Highest Category, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian-Pedagogical University
Municipal autonomous educational institution «Gymnasium № 5»
of the City of Perm 90, st. Kim, Perm, Russia 614060, e-mail: alisaflower@yandex
THE FORMATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN
THE MODERN LESSON
Аннотация. Рассматривается познавательная активность в результате активной деятельности учащихся при взаимном сотрудничестве с учителем в современной структуре урока. Автором была использована методика Г.И. Щукиной по выявлению познавательной активности учащихся, представлены данные начальной стадии педагогического эксперимента.
Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся, современный урок, навыки.
Abstract. The article deals with the cognitive activity as a result, of the active activities of students with mutual cooperation with the teacher in the modern structure of the lesson. The author used the method of G.I. Shchukina to identify students' cognitive activity, presents data from the initial stage of the pedagogical experiment.
Key words: cognitive activity, students, lesson structure, skills.
На сегодняшний день современные образовательные стандарты требуют от учащихся не только определенных навыков и умений, но и других характеристик, таких как сформированность познавательных способностей, познавательной активности.
© Лучникова Е.В., 2018
Формирование познавательной активности учащихся - педагогическая проблема, которая актуальна в ходе изучения учебных предметов в школьной программе. Развитие познавательной активности - одна из ключевых задач учителя-предметника.
В соответствии со словарным определением, познавательная активность -это деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [3, с. 5].
По мнению А.К. Марковой, познавательная активность - это вид активного отношения к учению как к познанию, где имеет место наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов и т.д. [7, с. 49].
Ф.И. Харламов соотносит познавательную активность с интенсивной аналитической мыслительной деятельностью учащихся в процессе изучения ими окружающего мира и овладения системой научных знаний [8, с. 31].
Более подробно описывает познавательную активность Т.И. Шамова, рассматривая е! не просто как деятельностное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением на основе нравственно-волевых усилий к достижению учебно-познавательной цели [9, с. 5].
Согласно вышеизложенным мнениям, можно сформулировать понятие познавательной активности как педагогический феномен и рассматривать с двух сторон:
- как процесс проявления самости учащегося в виде самоорганизации и самостоятельности;
- как результат деятельности, изначально спроектированной и организованной учителем для формирования познавательной активности учащегося.
Насколько актуально обращение к категории «познавательная активность» в современной школе, реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)?
В стандарте говорится о том, что необходимо формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности и это будет являться личностным результатом.
К метапредметным результатам относится следующее: самостоятельно планировать учебную деятельность, сотрудничать с педагогами и сверстниками, использовать коммуникативные, познавательные действия и выстраивать индивидуальную траекторию развития. К предметным результатам относятся следующие требования: формирование научного типа мышления, владение ключевыми понятиями, методами и приемами, осваивать умения, виды деятельности по получению новых знаний по предмету и дальнейшее применение этих знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях. Обратим внимание, что совокупность обозначенных результатов являются характеристиками познавательной активности, которая может быть
рассмотрена в качестве обобщенного результата современного образовательного процесса.
Условием формирования познавательной активности учащегося является, в первую очередь, его учебная деятельность в процессе современного урока, таким образом организованная активность учащегося при разнообразных условиях, чтобы она перешла в его собственную. Специально организованные условия на уроке позволяют формировать у учащихся новые навыки и умения: умение сотрудничать, работать в команде, публично выступать, представляя свой результат деятельности во время работы на современном уроке, аргументированно отвечать на вопросы, возникшие в ходе презентации.
Современный ученик на выходе из школы был и обучен и обладал мягкими навыками, а именно; уметь аргументировать, отстаивать свою позицию, креативно мыслить, вырабатывать навыки исследования, умение решать проблемы, адаптивность к изменениям и управление несколькими задачами одновременно. Эти навыки нужны в современном мире для того, чтобы находить решения в широком многообразии задач, а также выполнять одновременно не одну, а несколько задач. Для лучшего освоения этих навыков необходимы условия, в которых становится возможным развиваться и совершенствовать полученные навыки.
Для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов или в целом познавательной активности, формирования мягких навыков важно совершенствовать структуру урока.
Под структурой урока понимается механизм построения и расположения дидактического материала, а также последовательную организацию различных видов учебной деятельности учащихся. Структура урока - это совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся организации начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление [3, с. 92].
По мнению Я.А. Коменского занятие было поделено на три ступени (три этапа): ступень чувственного - «живое впечатление»; ступень пояснения; ступень упражнения - практического закрепления [5, с. 354]. Именно такой была логика построения серии уроков по одной теме или одного из уроков -комплексного. Мысли выдающегося дидакта до сих пор актуальны и дают импульс для дальнейшего анализа структуры уроков в практике современности.
В научных трудах проф. Г.Д. Кирилловой о структуре урока, прослеживается мысль, что она как лакмусовая бумажка, обнаруживает как достижения, так и слабые места в общей теории современного урока, основные тенденции его внедрения в образовательный процесс. В структурном построении урока достигается единство формы и сущности выполняемой работы. Основными компонентами урока в единстве должны выступать: содержание учебного материала, методы и способы организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся [4, с. 6].
Современный урок - это урок совместной деятельности учителя и ученика. В традиционных уроках деятельности учителя всегда больше, чем
ученика. На наш взгляд, для развития познавательной активности необходимо проводить нетрадиционные уроки. К нетрадиционным урокам мы относим те современные уроки, где учащиеся себя проявляют активно в разных видах деятельности.
Одним из направлений, способствующих достижению современного образовательного результата, может выступить индивидуализация процесса обучения.
Как отмечают исследователи, по статистике только 10 % современных школ осуществляют модель обучения по индивидуальному учебному плану и это является перспективой развития современного образования. Для этого необходимо создавать среду, как в образовательном пространстве школы, так и на уроках. На сегодняшний день можно встретить немало интересных решений, позволяющих обеспечить индивидуальный подход в образовательном пространстве [6, с. 25].
Создавая в образовательной среде условия выбора познавательной деятельности, педагог формирует образовательный маршрут на уроке, целью которого является развитие интеллектуальной активности и формирование новых навыков учащихся.
Н.К. Бутер считает, что индивидуальный образовательный маршрут - это письменно зафиксированный проект движения ученика в определенном цикле уроков [1, с. 6]. Современный урок с использованием образовательных маршрутов, по мнению Н.К. Бутер, необходимо строить иначе, таким образом, чтобы учащийся мог продвигаться и видеть свое продвижение, мог выразить свои учебные предпочтения и делать свой выбор в рамках урока.
Сформирована ли познавательная активность у учащихся основной школы и можно ли повысить уровень сформированности познавательной активности средствами современного урока?
На основе анализа исследований молодых ученых была определена методика, с помощью которой мы смогли собрать и обработать данные [2, с. 176]: карта экспертной оценки Г.И. Щукиной по определению уровня познавательной активности [10, с. 116]. Были определены уровни познавательной активности учащихся - низкий, средний, высокий уровень.
Был проведен анализ уровня познавательной активности учащихся параллели 5-х классов по шкале от 0 до 2, где 0 - это низкий уровень познавательной активности, 1 - средний уровень познавательной активности, 2 -высокий уровень познавательной активности.
В качестве экспериментальной площадки эмпирического исследования были выбраны Средняя общеобразовательная школа № 47, в исследование включились 122 учащихся 5-х классов и Гимназия № 5 г. Перми (86 учащихся 5-х классов).
В результате анализа были выявлены следующие данные: в Гимназии № 5 высокий уровень зафиксирован у 22 учащихся (25,58 % от общего количества участников исследования), у 45 (52,32 %) - средний, у 19 (22,09 %) - низкий уровень познавательной активности.
В средней общеобразовательной школе № 47 были получены следующие данные: 29 (23,77 %) учащихся проявляют высокий уровень познавательной активности, 65 (53,28 %) - средний, 28 (22,95 %) - низкий уровень познавательной активности.
В отличие от средней общеобразовательной школы, в гимназии встретилось незначительно большее количество пятиклассников с высоким уровнем познавательной активности; в целом, результаты существенно не отличаются.
Нам представляется важным развитие у учащихся умения выстраивать индивидуальные образовательные маршруты на уроке начиная с 5-го класса для того, чтобы к 9-му классу они могли бы более свободно и уверенно делать свой образовательный выбор, проявляя, таким образом, познавательную активность.
Автором был проведен пилотный эксперимент на уроке географии при изучении раздела «Природа Земли», который включал в себя несколько тем: Возникновение Земли, Внутреннее строение Земли, Землетрясения и вулканы, Путешествие по материкам, Вода на Земле. Учащимся был предложен выбор из 12 видов учебных заданий: они могли заниматься той деятельностью, которой они хотели бы заняться в рамках урока.
Необходимо отметить, что в 5-м классе изучение географии носит ознакомительный характер, ученики поверхностно знакомятся с предметом.
В результате работы получилось следующее: многие выбрали, что попроще. Только 2-3 человека из каждого класса, а это была параллель пятых классов, выбрали деятельность, которая была связана с академическими знаниями по предмету, а именно: изучение карты и поиск на ней объектов (необходимо было найти действующие вулканы, водные объекты, материки на карте). Они погрузились в изучение с использованием дополнительных источников (ресурсы интернет) и в итоге могли не только рассказать строение вулкана, но и привести примеры, где они расположены в каких частях света, где какой вулкан извергался, сколько было жертв, т.е. и с применением справочных фактических данных.
Остальные выбрали более простые задания - зарисовать и объяснить, или создать макет вулкана, и уже на следующий урок не помнили, какое строение имеет вулкан. Вместе с тем, все учащиеся отметили, что им нравится учиться так.
По итогам пилотного эксперимента в Гимназии № 5 наблюдалось повышение количества учащихся с высоким уровнем познавательной активности. Три ученика со средним уровнем познавательной активности перешли на высокий уровень познавательной активности, их стало 25 человек (29,07 %). Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем познавательной активности, у этих учащихся уровень повысился до среднего, таким образом, получилось следующее: средний уровень продемонстрировали 46 (53,48 %) учащихся, низкий уровень - 15 (17,45 %) учащихся.
В средней общеобразовательной школе № 47 также наблюдались изменения среди учащихся. Учащихся с низким уровнем познавательной активности стало меньше - 24 (19,67 %), у пятерых учащихся увеличился
уровень со среднего до высокого, их стало 34 (27,87 %), учащихся со средним уровнем стало 64 (52,46 %).
На основании проведенного пилотного эксперимента можно сделать следующие выводы:
1) познавательная активность учащихся, перешедших в основную школу, имеет недостаточно высокий уровень;
2) формирование познавательной активности на современном уроке имеет важнейшее значение;
3) создание вариативной среды во время урока позволяет учащимся выработать навык выбора, что является важным результатом образовательного процесса в современных условиях;
4) работа учащихся в группах по выбранной деятельности позволяет формировать у учащихся новые навыки, соответствующие вызовам времени.
Для лучшего освоения навыков и умений, характеризующих познавательную активность (уметь аргументировать, отстаивать свою позицию, креативно мыслить, проводить исследования, решать проблемы, проявлять адаптивность к изменениям, осуществлять управление несколькими задачами одновременно) необходимы особые условия: важно создавать вариативную среду и помогать учащимся проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут как в образовательном пространстве школы, так и на современных уроках.
Список литературы
1. Бутер Н.К. Индивидуальный образовательный маршрут в изучении предмета как средство формирования и развития универсальных учебных действий // Пермский педагогический журнал. - 2018. - № 9. - С. 5-10.
2. Доронина Н.Н., Чернова О.А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2018. - № 4. - С. 176-178. - URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 05.02.2018).
3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. - М.: Просвещение, 1980. - С. 6-7.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров. А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2005. - 176 с.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / под ред. проф. А.А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.
6. Косолапова Л.А. Индивидуализация как педагогическая проблема: поиски и решения // Непрерывное образование. - 2018. - № 1 (23). - С. 23-27.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
8. Харламов Ф.И. Как активизировать учение школьников (Дидактические очерки). - Минск: Нар. Асвета, 1975. - 208 с.
9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979.