Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ТЕАТРАЛИЗАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИП ДИДАКТИКИ / МОТИВАЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарова И.В., Якушев М.В.

В статье рассматриваются возможности использования элементов театрализации в процессе формирования мотивации и познавательной активности обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Указывается, что особую роль в успешном развитии познавательной активности играет единство аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку. Раскрываются методологические основы данной деятельности в контексте полипарадигмального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азарова И.В., Якушев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELEMENTS OF THEATRICALITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF STUDENTS < COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF A POLYPARADIGMATIC APPROACH TO TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

The article considers the possibility of using the elements of theatricalization in the process offormation of motivation and cognitive activity of students in the process of learning a foreign language. It is indicated that a special role in the successful development of cognitive activity is played by the unity of classroom and extracurricular work in a foreign language. The methodological foundations of this activity in the context of the polyparadigmatic approach are revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.016:811]:792 АЗАРОВА И.В.

старший преподаватель кафедры немецкого языка, Институт иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: azarrina@yandex.ru ЯКУШЕВ М.В.

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института иностранных языков, кафедра немецкого языка, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

UDC 378.016:811]:792 ASAROVA I.V.

Senior Lecturer, Institute ofForeign Languages, Department of German Language, Orel State University Е-mail: azarrina@yandex.ru YAKUSHEV M.V.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of the Institute of Foreign Languages, Department of German

Language, Orel State University Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

USING ELEMENTS OF THEATRICALITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF STUDENTS < COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF A POLYPARADIGMATIC APPROACH TO TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

В статье рассматриваются возможности использования элементов театрализации в процессе формирования мотивации и познавательной активности обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Указывается, что особую роль в успешном развитии познавательной активности играет единство аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку. Раскрываются методологические основы данной деятельности в контексте полипарадигмального подхода.

Ключевые слова: метод театрализации, познавательная активность, принцип дидактики, мотивация, внеаудиторная работа,_полипарадигмальный подход.

The article considers the possibility of using the elements of theatricalization in the process offormation of motivation and cognitive activity of students in the process of learning a foreign language. It is indicated that a special role in the successful development of cognitive activity is played by the unity of classroom and extracurricular work in a foreign language. The methodological foundations of this activity in the context of the polyparadigmatic approach are revealed.

Keywords: method of dramatization, cognitive activity, didactics principle, motivation, extracurricular work, polyparadigmatic approach.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена в определенной степени сложившейся ситуацией с изучением немецкого языка в различных образовательных учреждениях г. Орла и Орловской области. Не секрет, что немецкий язык (как и французский) постепенно исчезает из перечня учебных предметов многих школ как первый иностранный язык (ИЯ). Соглашаясь с тем, что данное явление связано с рядом объективных причин, полагаем, что школьники нашего региона все же должны иметь возможность изучать немецкий язык в качестве первого ИЯ.

Введение второго ИЯ в качестве обязательного предмета в школах города и области обнаружило, с одной стороны, острую нехватку учителей немецкого языка, а с другой - энергичный протест со стороны родителей обучающихся. В качестве аргументов приводятся перегруженность детей домашними заданиями, достаточные трудности с освоением первого ИЯ, необходимость обращаться к репетиторам и т.д.

Качественно изменился и контингент студентов отделения немецкого языка Института иностранных языков. Так, например, 90% студентов группы 84 ПГО (т.е. 9 студентов из 10), которые изучают немецкий язык как первый ИЯ, в школе изучали английский язык. Более того,

50 % студентов группы - иностранцы, юноши и девушки из ближнего зарубежья, из Туркмении и Таджикистана, для которых русский также является иностранным языком.

В таких условиях преподавателю приходится сталкиваться с рядом проблем при организации педагогического процесса: не вполне возможно реализовать один из важнейших принципов обучения ИЯ - опору на родной язык обучающихся; сами студенты обнаруживают низкий уровень языковой подготовки, отсутствие языкового опыта и стратегий организации учебной деятельности, демонстрируют искаженные ожидания и неготовность к образовательному процессу в вузе, кропотливой ежедневной работе по освоению иностранного языка. Поэтому перед преподавателем вуза стоит задача сформировать у студентов мотивацию к изучению немецкого языка, вовлечь их в активную деятельность, привить приемы и способы плодотворного и увлеченного занятия иностранным языком.

У коллектива Института иностранных языков есть ряд инструментов для достижения поставленной цели. Один из них - региональная инновационная площадка Департамента образования Орловской области

© Азарова И.В., Якушев М.В. © Asarova I.V., Yakushev M.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

«Повышение готовности школьников к интеграции в поликультурную конкурентную среду в процессе изучения иностранных языков».

Ее основные задачи: расширение сферы действия немецкого/французского языка в учебных планах и внеурочной деятельности общеобразовательных организаций Орловской области, повышение интереса к их изучению в качестве первого (второго) иностранного языка и совершенствование процесса обучения немецкому/ французскому языку. В рамках многоплановых мероприятий, проводимых со школьниками осуществляется их подготовка к продолжению образования в вузе и решение культурно-образовательных задач для интеграции в европейское образовательное пространство. Студенты, в свою очередь, получают возможность провести апробацию новых подходов и идей, приобщиться к творческой профессиональной деятельности.

Более того, учебные планы по реализуемым направлениям подготовки включают в себя модули, обеспечивающие формирование соответствующих компетенций в процессе освоения дисциплин, предусматривающих выполнение индивидуальных и групповых проектов, демонстрацию своих творческих, исследовательских и познавательных способностей как в процессе их выполнения, так и в ходе публичной защиты. Формы таких защит весьма разнообразны: от электронных презентаций и инсценировок до экскурсий / путешествий и панельных дискуссий.

Методологической основой обучения и формирования познавательной активности студентов Института иностранных языков является полипарадигмальный подход, сочетающий в себе ведущие идеи иноязычного образования, успешно зарекомендовавшие себя в процессе обучения иностранным языкам, способные повысить мотивацию обучающихся и успешность освоения предмета.

В первую очередь, это - компетентностная модель образования, ориентированная на развитие общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ключевых компетенций, так называемых гибких навыков, готовящих к жизни, эффективному взаимодействию, продуктивному общению. Структурное представление социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося предопределяет, в свою очередь, использование основных положений коммуникативно-деятельностного подхода, обеспечивающего накопление языкового опыта, формирование умений межкультурного взаимодействия.

Таким образом происходит формирование основной предметной компетенции как способности к восприятию и порождению речевых произведений, в том числе - создание продукта в процессе коллективного творчества и межличностного общения.

Когнитивная концепция связана с системностью, необходимой при усвоении иностранного языка, с познанием окружающего мира на основе мыслительных операций, способности к поиску и выбору когнитивных поведенческих моделей, способов действия в новых обстоятельствах.

Это «готовность индивида к достаточно жестким требованиям современного общества. Когнитивная педагогика позволяет соотносить организацию развития обучающегося и с реализацией его уникальной индивидуальности, и с заранее определенными нормативами

социальной целесообразности, социокультурных предпочтений и перспективами жизни человека.

Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.

Сочетание упомянутых идей позволяет успешно пройти непростой путь социализации, подготовить умелого и мобильного человека, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения. Акцент в обучении переносится на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [9]

Общеизвестно, что учебно-познавательная компетенция является ключевой образовательной компетенцией, поэтому в формировании мотивов и познавательного интереса к изучению любого предмета, в том числе и немецкого языка, большое значение имеет познавательная активность обучающихся. По мнению И.П. Подласого, «познавательная активность является основным принципом процесса учения, проявлением важнейшей закономерности педагогического процесса» [5, с. 287] Некоторые авторы подчеркивают, что «познавательная активность является также важнейшим фактором обучения и оказывает решающее воздействие на глубину, темп и прочность овладения учебным материалом» [3, с.58]. Другие исследователи указывают на то, что «познавательная активность играет основную роль в формировании устойчивых мотивов и познавательного интереса к учению» [2, с. 77 - 78].

Практика работы в вузе, работа в рамках экспериментальной площадки подтверждает, что более успешное формирование познавательной активности обучающихся происходит при соблюдении следующего условия - единства аудиторной и внеаудиторной работы. Что касается внеаудиторной работы, следует отметить, что она открывает для участников педагогического процесса более широкие возможности: нет ограничения в количестве участников; нет ограничения рамками одной группы; нет строго ограничения во времени; есть возможность использования разнообразных форм работы. Хотелось бы остановиться на возможности использования элементов театрализации во внеаудиторной работе со студентами педагогических направлений подготовки.

В последнее время проблемам использования «театральной» и «драматической» педагогики в обучении иностранным языками посвящено множество публикаций, поскольку лежащая в основе данных методов обучения концепция целостного обучения, учитывающая нейрофизиологические и нейропсихологические особенности обучающихся, способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку [1, 4, 6, 7, 8]. В отличие от драматической педагогики, осуществление заданий в рамках которой не предполагает длительной подготовки и репетиций, а действие происходит «здесь и сейчас», театральная педагогика требует наличия сценария с распределением ролей, репетиций, подготовки костюмов и реквизита и, в конечном итоге, наличие зрителей, которые могут принимать участие в действии. [4, с. 126 -

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

127]. Репертуар возможных форм занятий с элементами театральной и драматической педагогики по иностранному языку перечислен в работах таких исследователей, как например, Т.Ю. Афанасьева, Т.Ю. Разуваева, И.А. Соловьева, Т.Ю. Терновых и др. К числу занятий с применением театральных и дарматических приемов следует отнести: этюд, пантомима, инсценировка, ролевая игра, урок-спектакль, урок-мюзикл, театральная игра, игровые тренинги, импровизационный театр и т.д.

В организации внеурочной работы по иностранному языку предпочтение, безусловно, следует отдать различным формам театральной педагогики, обучающие, развивающие и воспитательные возможности которой, не вызывают сомнений. Именно поэтому для проведения традиционного ежегодного профориентационного мероприятия кафедры немецкого языка института иностранных языков «Рождественские традиции Германии» в декабре 2019 года было подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки «Красная Шапочка». Сценарий был прописан таким образом, что абсолютно все студенты были задействованы в представлении. Кроме главных ролей Красная Шапочка, Мама, Волк, Бабушка, Охотники, Рождественский Гусь, Лиса, Цветочек, были придуманы и «коллективные персонажи» - Лес и Гора, которые также имели слова и активно участвовали в действии. По ходу спектакля актерам не только приходилось произносить фразы на немецком языке, но и исполнять немецкие песни, которые были встроены в сюжет повествования: «Tanz, Marichen», «Fuchs, du hast die Gans gestohlen», «Stille Nacht». С учетом того, что немецкий язык студенты начали изучать только в институте, то есть чуть более 3-х месяцев назад, это доставляло им определенные трудности. Но в данном случае персонаж и костюмы-маски помогали преодолеть языковой барьер, так как в случае неудачи ошибался не сам студент, а представляемый им персонаж - Красная Шапочка, Гусь, Цветочек и т.д.

Выступая перед значительной аудиторией (30 - 40 школьников и столько же студентов других курсов института иностранных языков), участники театрализованного представления приобретали навыки и умения, необходимые при работе в школе: умение держаться перед аудиторией и видеть ее; навыки выразительной речи (грамотность, четкость, просодика); навыки устанавливать контакт с детьми, организовывая танцы, игры, викторины и т.д. Кроме того, решалась задача активации у студентов словарного запаса и закрепления грамматических навыков.

Благодаря тому, что в постановке были намеренно допущены ошибки, касающиеся рождественских традиций, по завершении представления зрителям была предложена подготовленная студентами мини викторина на тему «Рождественские традиции Германии», в ходе которой присутствовавшие школьники не только должны были «вычислить» допущенные актерами ошибки, но и продемонстрировать свое знание темы.

Правильный подбор и комбинация приемов как драматической, так и театральной педагогики, грамотное распределение ролей позволяет организовать работу над любым языковым и речевым материалом комплексно -в рамках аудиторной и внеаудиторной работы. В целом отметим, что подготовка и проведение таких мероприятий создает не только благоприятную атмосферу в коллективе, но и условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций, мотивации к изучению иностранного языка и познавательной активности обучающихся.

На инсценировки могут быть приглашены родители и сверстники обучающихся, что существенно повышает эмоциональный фон. Демонстрация творческих способностей, успеха и продвижения в освоении предмета способствуют эмоциональной разгрузке, снятию языковых барьеров, боязни ошибок, страха перед учителем и пр.

Библиографический список

1. Афанасьева ТЮ. Театральная педагогика в обучении иностранному языку. Применение приемов театральной педагогики во внеаудиторной деятельности // Обучение и воспитание: Методики и практика. 2014. №12. С. 8 - 11. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21352457 (дата обращения: 26.02.2019)

2. ИжболдинаГ.Т. Формирование познавательной активности младших школьников // Г.Т. Ижболдина. Наука, образование и культура. 2016. С. 76 - 78. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.07.2020 )

3. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Е.Н. Лекомцева, А.С. Пикин. / Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 57 - 60. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29452466& (дата обращения: 15.07.2020)

4. Нельзина Е.Н., Панина ЕЮ., Луговцева Е. Драматическая и театральная педагогика на уроках иностранного языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2016. №2 - 2. С.125-130. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28341026 (дата обращения: 27.02.2019)

5. ПодласыйИ.П. Педагогика : учебник / И.П. Подласый. М. : Просвещение. 1996. 631 с.

6. Разуваева Т.А., БелоноговаЕ. Театральная педагогика в обучении иностранному языку // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и в вузе: материалы Международной научно-практической конференции (14 мая 2012 года) / Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Амурский гуманитарно-пед. гос. ун-т» ; [редкол.: К.В. Боровикова, Ю.В. Красноперова]. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ 2012. С. 36 - 40. - URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/b9b/razuvaeva_t_a_belonogova_e_teatralnaya_pedagogika_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.pdf (дата обращения: 27.02.2019).

7. Соловьева И. А. Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке // Молодой ученый. 2016. №16. С. 382 - 384. - URL: https://moluch.ru/archive/120/33242/ (дата обращения: 27.02.2019).

8. Терновых Т.Ю. Возможности использования театральной педагогики в обучении иностранным языкам // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение. Материалы III Международной научно-практической конференции (18-19 октября 2018 г., г. Орел, ОГУ имени И.С. Тургенева) Орел, ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. С. 163 - 167.

9. Якушев М.В. Методология и методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 355 - 359

References

1. Afanasieva T. Y. Theatrical pedagogy in teaching a foreign language. The application of techniques of theatre pedagogy in extracurricular activities // Training and education: Methods and practice. 2014. № 12. Pp. 8 - 11. [Electronic resource]. - Mode of access: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21352457

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

2. IzhboldinaG. T. Formation of cognitive activity of younger schoolchildren. - Science, education and culture. 2016. Pp. 76 - 78. [Electronic resource]. - Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov

3. LekomtsevaE. N., PikinA. S. Formation of cognitive activity of a Junior schoolboy / / E. N. Lekomtseva, A. S. Pikin. / Yaroslavl pedagogical Bulletin. 2017. no. 3. Pp. 57 - 60. [Electronic resource]. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=29452466&

4. Nelzina E. N., Panina E. Yu., Lugovtseva E. Dramatic and theatrical pedagogy at foreign language lessons // Bulletin of the Perm state humanitarian and pedagogical University. - Series #1. Psychological and pedagogical Sciences. 2016. № 2 - 2. Pp. 125 - 130. [Electronic resource]. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=28341026

5. PodlasieI. P. Pedagogics: the textbook / I. P. Podlasie. M. : Education. 1996. 631 p.

6. Razuvaeva T. A., Belonogova E. Theatrical pedagogy in teaching a foreign language // Questions of modern linguistics and methods of teaching foreign languages at school and at University: materials of the International scientific and practical conference (may 14, 2012) / Ministry of education and science of Russia, Federal state. budget educational institution of higher professional education. education " Amur humanitarian and pedagogical state. UN-t"; [ed.: K. V. Borovikova, Yu. V. Krasnoperova]. - Komsomolsk-on-Amur: publishing house of Amspgu, 2012. Pp. 36 - 40. [Electronic resource]. - Mode of access:http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/b9b/razuvaeva_t_a_belonogova_e_teatralnaya_ pedagogika_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.pdf

7. Solovyova I. A. Methods of theater pedagogy in teaching communication in English / / Young scientist. 2016. №16. Pp. 382 - 384. [Electronic resource]. - Mode of access: https://moluch.ru/archive/120/33242/

8. Ternovykh T. Y. Possibilities of using theater pedagogy in teaching foreign languages // Language. Culture. Communication: learning and learning. Materials of the III International scientific and practical conference (October 18 - 19, 2018, Orel, I. S. Turgenev OSU) Orel, I.S. Turgenev OSU, 2018. Pp. 163 - 167.

9. Yakushev M. V. Methodology and methodology for evaluating the results of project activities in foreign language education // Scientific notes of the Orel State University. 2019. No. 2 (83). Pp. 355 - 359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.