Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / ТЕКСТОВЫЙ ПОДХОД / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INDEPENDENCE / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE METHOD / TEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Светлана Александровна, Арефьева Олеся Викторовна

Цель настоящей статьи - рассмотреть основные виды самостоятельной работы и подходы к определению ее сущности, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, раскрыть основные виды самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленные на усвоение теоретических сведений о русском языке и формирование коммуникативных умений и навыков. Во введении раскрываются цели и задачи самостоятельной работы как средства повышения познавательной активности студентов и развития познавательной самостоятельности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе; рассматривается проблема самостоятельной работы в педагогической традиции и ее актуальность для современного высшего образования; описываются основные виды самостоятельной познавательной деятельности и виды самостоятельной работы, с помощью которых организуется репродуктивная и творческая самостоятельная познавательная деятельность студентов педагогического вуза. В основной части предлагаются материалы и методы в помощь студентам, изучающим русский язык как иностранный. Раскрывается содержание дисциплины «русский язык как иностранный» и особенности ее изучения на основе деятельностного и текстового подходов, предполагающих взаимосвязь аудиторной (контактной) самостоятельной работы под руководством и непосредственном участии преподавателя на учебных занятиях и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, выполняемой без участия преподавателя во внеучебное время, но по его заданию. Особое внимание уделяется видам самостоятельной работы как способам организации определенных видов самостоятельной познавательной деятельности, направленных на развитие и формирование познавательных способностей личности: внимания, памяти, мышления и речи. В помощь студентам предлагаются задания и упражнения для самостоятельной работы и успешного изучения русского языка как иностранного, приводится алгоритм их выполнения, даются вопросы и задания для проверки правильности самостоятельного выполнения заданий и контроля результатов самостоятельной познавательной деятельности. Результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях авторов, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет». В заключение содержатся выводы по результатам настоящего исследования в целом, предлагаются пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьева Светлана Александровна, Арефьева Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STUDY OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The purpose of this article is to consider the main types of independent work and approaches to defining its essence, methods and techniques for organizing independent cognitive activity of students in the process of studying Russian as a foreign language, to reveal the main types of independent cognitive activity of students aimed at assimilating theoretical information about the Russian language and forming communication skills and abilities. The introduction reveals the goals and objectives of independent work as a means of increasing the cognitive activity of students and the development of the cognitive independence of the individual in the process of professional training at a university; the problem of independent work in the pedagogical tradition and its relevance for modern higher education are considered; the main types of independent cognitive activity and types of independent work are described, with the help of which the reproductive and creative independent cognitive activity of students of a pedagogical university is organized. The main part offers materials and methods to help students studying Russian as a foreign language. The content of the discipline “Russian as a foreign language” and the features of its study on the basis of system-activity and textual approaches, implying the relationship of classroom (contact) independent work under the guidance and direct participation of a teacher in classrooms and extracurricular independent work of students, performed in extracurricular time without the participation of a teacher, but according to his instructions are revealed. Particular attention is paid to the types of independent work as ways of organizing certain types of independent cognitive activity aimed at the development and formation of the cognitive abilities of an individual: attention, memory, thinking and speech. To help students, tasks and exercises are offered for independent work and the successful study of Russian as a foreign language, an algorithm for their implementation is given, questions and tasks are given to check the correctness of independent completion of tasks and control the results of independent cognitive activity. The results of the study were reflected in authors’ publications, were reported at international and all-Russian scientific and practical conferences. The article provides information on the approbation and implementation of the research results in the educational process of the Mari State University. The conclusion of the article contains conclusions based on the results of this study as a whole, and suggests ways to enhance the independent cognitive activity of students of a pedagogical university

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 4. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 4. 2020

Педагогические науки Pedagogics

УДК 372.8

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-409-414

Самостоятельная работа студентов

при изучении русского языка как иностранного С. А. Арефьева, О. В. Арефьева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Цель настоящей статьи - рассмотреть основные виды самостоятельной работы и подходы к определению ее сущности, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, раскрыть основные виды самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленные на усвоение теоретических сведений о русском языке и формирование коммуникативных умений и навыков. Во введении раскрываются цели и задачи самостоятельной работы как средства повышения познавательной активности студентов и развития познавательной самостоятельности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе; рассматривается проблема самостоятельной работы в педагогической традиции и ее актуальность для современного высшего образования; описываются основные виды самостоятельной познавательной деятельности и виды самостоятельной работы, с помощью которых организуется репродуктивная и творческая самостоятельная познавательная деятельность студентов педагогического вуза. В основной части предлагаются материалы и методы в помощь студентам, изучающим русский язык как иностранный. Раскрывается содержание дисциплины «русский язык как иностранный» и особенности ее изучения на основе деятельностного и текстового подходов, предполагающих взаимосвязь аудиторной (контактной) самостоятельной работы под руководством и непосредственном участии преподавателя на учебных занятиях и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, выполняемой без участия преподавателя во внеучебное время, но по его заданию. Особое внимание уделяется видам самостоятельной работы как способам организации определенных видов самостоятельной познавательной деятельности, направленных на развитие и формирование познавательных способностей личности: внимания, памяти, мышления и речи. В помощь студентам предлагаются задания и упражнения для самостоятельной работы и успешного изучения русского языка как иностранного, приводится алгоритм их выполнения, даются вопросы и задания для проверки правильности самостоятельного выполнения заданий и контроля результатов самостоятельной познавательной деятельности. Результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях авторов, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет». В заключение содержатся выводы по результатам настоящего исследования в целом, предлагаются пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная познавательная деятельность, познавательная самостоятельность, русский язык как иностранный, коммуникативный метод, текстовый подход

Для цитирования: Арефьева С.А., Арефьева О.В. Самостоятельная работа студентов при изучении русского языка как иностранного // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 409-414. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-409-414

Independent work of students in the study of Russian as a foreign language

S. A. Arefeva, O. V. Arefeva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. The purpose of this article is to consider the main types of independent work and approaches to defining its essence, methods and techniques for organizing independent cognitive activity of students in the process of studying Russian as a foreign language, to reveal the main types of independent cognitive activity of students aimed at assimilating theoretical information about the Russian language and forming communication skills and abilities. The introduction reveals the goals and objectives of independent work as a means of increasing the cognitive activity of students and the development of the cognitive independence of the individual in the process of professional training at a university; the problem of independent work in the pedagogical tradition and its relevance for modern higher education are considered; the main types of independent cognitive activity and types of independent work are described, with the help of which the reproductive and creative independent cognitive activity of students of a pedagogical university is organized. The main part offers materials and methods to help students studying Russian as a foreign language. The content of the discipline "Russian as a foreign language" and the features of its study on the basis of system-activity and textual approaches, implying the relationship of classroom (contact) independent work under the guidance and direct participation of a teacher in classrooms and extracurricular independent work of students, performed in extracurricular time without the participation of a teacher, but according to his instructions are revealed. Particular attention is paid to the types of independent work as ways of organizing certain types of independent cognitive activity aimed at the development and formation of the cognitive abilities of an individual: attention, memory, thinking and speech. To help students, tasks and exercises are offered for independent work and the successful study of Russian as a foreign language, an algorithm for their implementation is given, questions and tasks are given to check the correctness of independent completion of tasks and control the results of independent cognitive activity. The results of the study were reflected in authors' publications, were reported at international and all-Russian scientific and practical conferences. The article provides information on the approbation and implementation of the research results in the educational process of the Mari State University. The conclusion of the article contains conclusions based on the results of this study as a whole, and suggests ways to enhance the independent cognitive activity of students of a pedagogical university.

Keywords: independent work, independent cognitive activity, cognitive independence, Russian as a foreign language, communicative method, textual approach

For citation: Arefeva S.A., Arefeva O. V. Independent work of students in the study of Russian as a foreign language. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 409-414. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-409-414

Введение

Самостоятельная работа студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе является средством развития познавательной самостоятельности личности и повышения познавательной активности в целом. Самостоятельная работа - неотъемлемой часть учебных планов всех направлений подготовки, способствующая формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Проблеме самостоятельной работы посвящена обширная научно-методическая и психолого-педагогическая литература, начиная со времен античности и до наших дней. Традиционно самостоятельную работу ученые-методисты и учите-

ля-практики рассматривают как метод обучения (А. В. Дудников, Е. А. Баринова, А. И. Власенков и др.); ученые-педагоги - как форму учебной деятельности (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, Т. И. Шамова и др.) или «средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность» [7, с. 42].

В настоящем исследовании самостоятельная работа рассматривается как прием обучения, реализующий избранный метод обучения, поскольку сам метод и есть способ, путь организации мыслительной деятельности обучающихся (индуктивный или дедуктивный), выбранный учителем в соответствии с целями, задачами и условиями обучения. Такое понимание метода

обучения содержится в работах профессора А. В. Дудникова, раскрывающих содержание развивающего обучения [5].

При таком подходе к определению понятия «метод» очевидной становится взаимосвязь понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», и абсолютно ясным, что самостоятельная работа является средством организации самостоятельной познавательной деятельности.

Что касается видов самостоятельной работы, то этот вопрос также остается дискуссионным на протяжении многих десятков лет, так как виды самостоятельной работы выделяются на разных основаниях: по источнику получения знаний (Л. П. Федоренко, В. А. Добромыслов и др.), по дидактическому назначению (Б. П. Есипов и др.), по уровню самостоятельности обучающихся (Т. В. Напольнова и др.) и тому подобное.

Для целей обучения в высшей школе представляется более приемлемым выделение видов самостоятельной работы в соответствии с уровнями самостоятельности: от репродуктивной (воспроизводящей) - до продуктивной (творческой). Реконструктивно-вариативные и эвристические самостоятельные работы также занимают определенное место в системе вузовского обучения, особенно при обучении русскому языку, когда используются определенные алгоритмы, образцы рассуждения и образцы анализа языковых единиц, которые применяются для развития не только воспроизводящей самостоятельности, но и поисковой, предшествующей творческой самостоятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности проблемы самостоятельной работы для современного высшего образования, что подтверждается и самой историей самостоятельной работы в педагогической традиции.

Цель статьи - рассмотреть основные виды самостоятельной работы и подходы к определению ее сущности, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, раскрыть основные виды самостоятельной познавательной деятельности студентов во взаимосвязи с видами речевой деятельности, направленные на усвоение теоретических сведений о русском языке и формирование коммуникативных умений и навыков.

Материалы и методы

Дисциплина «Русский язык как иностранный» изучается на филологических факультетах вузов, предназначена для будущих преподавателей русского языка как иностранного и студентов-иностранцев, обучающихся в российских вузах в целях совершенствования коммуникативных умений и навыков, необходимых в практической и профессиональной деятельности на русском языке.

Одной из основных особенностей изучения русского языка как иностранного является большая доля учебной работы как самостоятельной и ее организация на основе деятельностного и текстового подходов, предполагающих взаимосвязь аудиторной (контактной) самостоятельной работы под руководством и при непосредственном участии преподавателя на учебных занятиях и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, выполняемой без участия преподавателя во внеучебное время, но по его заданию. При этом особое внимание уделяется видам самостоятельной работы как способам организации определенных видов самостоятельной познавательной деятельности (репродуктивной, вариативно-реконструктивной, поисковой и продуктивной), направленных на развитие и формирование познавательных способностей личности: внимания, памяти, мышления и речи.

Все виды самостоятельной познавательной деятельности развиваются и совершенствуются в процессе работы с текстом, предполагающей текстовый подход и коммуникативный метод обучения в соответствии с видами речевой деятельности, к которым относятся аудирование, говорение, чтение и письмо.

В процессе работы с текстом на аудиторных занятиях студенты выполняют грамматические упражнения (анализ грамматических признаков и способов образования частей речи и их функционального значения, определение синтаксических отношений и способов выражения условий в предложении) и лексические упражнения (обогащение лексического запаса, выявление и уточнение лексического значения слов, словосочетаний и оборотов речи, используемых в определенных целях и ситуациях общения).

Грамматические и лексические упражнения направлены на формирование навыков говорения (в монологической и диалогической речи), аудирования (понимание и извлечение в процессе слушания коммуникативно важной информации);

чтения (понимание содержания прочитанного в соответствии с его темой и основной мыслью, интерпретация информации, полученной во время чтения) и письма (создание высказывания в соответствии с коммуникативной задачей на основе текста, прослушанного или прочитанного).

Для самостоятельной работы и успешного изучения русского языка как иностранного студентам предлагаются воспроизводящие, реконст-руктивно-вариативные, поисковые (эвристические) и творческие работы с заданиями и упражнениями, подобными выполняемым в процессе аудиторных занятий, приводится алгоритм их выполнения, даются вопросы для проверки правильности самостоятельного выполнения заданий и контроля результатов самостоятельной познавательной деятельности. Все задания согласуются с видами речевой деятельности:

• Аудирование. Определите тему текста. О чем этот текст? Как связана тема с его названием? Считаете ли вы его удачным? Какие варианты названия текста вы можете предложить? Что хотел сказать автор текста? Какова основная мысль текста?

• Говорение (построение монолога и диалога, устное высказывание различных типов речи, пересказ, ответы на вопросы). Составьте монолог на тему «Моя родина», «Наши обычаи и традиции», «Моя семья» и др.; составьте диалог на тему «Знакомство», «Приветствие», «Объясните дорогу...» и др.; постройте текст типа повествования «Мои каникулы», «Экскурсия»; постройте текст типа описания «Моя комната», «Портрет моего друга»; постройте текст типа рассуждения «Для чего мне нужно знать русский язык», «Почему я хочу быть учителем»; перескажите текст, ответьте на вопросы и другое.

• Чтение (учебника, дидактических материалов, учебных текстов и так далее). Прочитайте текст, соблюдая нормы русского литературного языка. Прочитайте слова (словосочетания, предложения), расставьте ударение. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке, чтобы получился текст (работа с деформированным текстом). Прочитайте текст и вставьте на месте пропусков нужные части речи (работа по тексту с дополнительным грамматическим заданием). Прочитайте незавершенный текст, придумайте его продолжение (окончание) и другое.

• Письмо. Комментированное письмо. Списывание, осложненное, неосложненное, выбороч-

ное. Самодиктанты. Составление предложений и целых текстов и так далее.

В целях развития контроля (в том числе тестового) [1] и самоконтроля в процессе самостоятельной работы студентам сообщаются дополнительные сведения о способах решения познавательных задач на основе выполнение общеучебных действий, связанных с изучением русского языка как иностранного с опорой на язык-посредник [6], направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся [8].

Роль преподавателя в самостоятельной работе студентов определяется целями и задачами обучения видам речевой деятельности и носит консультативный характер с последующим контролем самостоятельно выполненных заданий и определением образовательных результатов.

Результаты проведенного исследования

нашли отражение в публикациях авторов [2; 3; 10]; докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного (Москва, 2016); Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 - 4-th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities» (July, 2017, Dubai); Proceedings of INTCESS 2018 5-th International Conference on Education and Social Sciences (February 2018, Istanbul, Turkey); Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева) (Москва, 2018); Abstracts & Proceedings of INTCESS - International Conference on Education and Social Sciences (February, 2019, Dubai; July 2019, Dubai; January , 2020, Dubai ); Русский язык в условиях би- и полилингвизма (Чебоксары : ЧГПУ, 2019); Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук (Йошкар-Ола : МарГУ, 2020); Психологическое знание в контексте современности: теория и практика (Йошкар-Ола : АНО «МОСИ», 2020).

Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет» в процессе работы со студентами направлений подготовки 44.03.01 и 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) программы: Русский язык как иностранный.

Заключение

Самостоятельная работа студентов при изучении русского языка как иностранного выполняет различные функции: служит целям систематизации предметных знаний, умений и навыков, способствует развитию коммуникативной компетенции и всех других компетенций, определенных учебной программой дисциплины.

Результативность самостоятельной работы во многом определяется ведущей ролью преподавателя как организатора самостоятельной работы, разрабатывающего ее содержание, виды и формы.

Список литературы

Пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза при выполнении ими самостоятельной работы связаны с изучением возрастных и психологических особенностей обучающихся, их индивидуальными запросами и способностями. Важным фактором успешности самостоятельной работы также выступает опора на принципы систематичности и последовательности, что предполагает постепенное формирование познавательной самостоятельности от репродуктивной к творческой.

1. Андрюшина Н.П., Макова М.Н. Актуальные проблемы разработки тестовых материалов Второго уровня общего владения русским языком как иностранным // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 2 (831). С. 35-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razrabotki-testovyh-materialov-vtorogo-urovnya-obschego-vladeniya-russkim-yazykom-kak-inostrannym (дата обращения: 01.05.2020).

2. Арефьева С.А. Значение традиций методики преподавания русского языка для обоснования системно-деятельностного подхода в современной методической науке // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: коллективная монография. М., 2016. С. 13-18.

3. Арефьева О.В. Систематизация знаний как самостоятельная деятельность в процессе изучения современного русского литературного языка в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 5-8.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. : Педагогика, 1977. 256 с.

5. Дудников А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения // РЯШ. 1985. С. 34-41.

6. Осинцева-Раевская Е.А. Роль и место родного языка при изучении русского языка как иностранного // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5. С. 96-102. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-rodnogo-yazyka-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 01.04.2020).

7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и и творчества. М. : Педагогика, 1972. 184 с.

8. Савицкая Н.Е. Формирование необходимых компетенций в сознании иностранных учащихся при изучении русского языка как иностранного // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2014. № 5 (169). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-neobhodimyh-kompetentsiy-v-soznanii-inostrannyh-uchaschihsya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 10.06.2020).

9. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М. : Академия, 2007. 384 с.

10. Arefeva S.A., Biryukova N.A., Arefeva O.V., Volkova T.A., Shcheglova N.N. Development of Future Teachers' Communicative Qualities by Means of Studying the Course "Russian Language and Culture of Speech" // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 -7th International Conference on Education and Social Sciences. 20-22 January, 2020. Dubai, UAE. Pp. 1144-1147.

References

1. Andryushina N.P., Makova M.N. Aktual'nye problemy razrabotki testovykh materialov Vtorogo urovnya obshchego vladeni-ya russkim yazykom kak inostrannym [Current problems of designing of test materials of the Second level of general Russian as a foreign language]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Studies, 2019, no. 2 (831), pp. 35-45. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razrabotki-testovyh-materialov-vtorogo-urovnya-obschego-vladeniya-russkim-yazykom-kak-inostrannym (accessed 01.05.2020). (In Russ.).

2. Arefeva S.A. Znachenie traditsii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka dlya obosnovaniya sistemno-deyatel'nostnogo pod-khoda v sovremennoi metodicheskoi nauke [The importance of the traditions of the Russian language teaching methods for the substantiation of the system-activity approach in modern methodological science]. Aktual'nye voprosy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka I russkogo yazyka kak inostrannogo = Topical issues of teaching Russian and Russian as a foreign language: collective monograph. Moscow, 2016, pp. 13-18. (In Russ.).

3. Arefeva S.A. Sistematizatsiya znanii kak samostoyatel'naya deyatel'nost' v protsesse izucheniya sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka v vuze [Systematization of knowledge as an independent activity in the study of modern Russian literary language in high school]. VestnikMariiskogogosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 2, pp. 5-8. (In Russ.).

4. Babanskiy Yu.K. Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of the teaching process]. Moscow, Pedagogy Publ., 1977, 256 p. (In Russ.).

5. Dudnikov A.V. Metody i priemy prepodavaniya russkogo yazyka s tochki zreniya razvivayushchego obucheniya [Methods and techniques of teaching the Russian language from the point of view of developing education]. Russkii yazyk v shkole = Russian language at school, 1985, pp. 34-41. (In Russ.).

6. Osintseva-Raevskaya E.A. Rol' i mesto rodnogo yazyka pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo [The role of native language in learning Russian as a foreign language]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya = IKBFU's Vestnik. Philology, Pedagogy, Psychology, 2014, no. 5, pp. 96-102. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-rodnogo-yazyka-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (accessed 01.04.2020). (In Russ.).

7. Pidkasisty P.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost' uchashchikhsya: Didakticheskii analiz protsessa i struktura vosproizvedeniya i tvorchestva [Independent student activity: Didactic analysis of the process and structure of reproduction and creativity]. Moscow, Pedagogy Publ., 1972, 184 p. (In Russ.).

8. Savitskaya N.E. Formirovanie neobkhodimykh kompetentsii v soznanii inostrannykh uchashchikhsya pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo [Formation of the necessary competencies in the minds of foreign students in the study of Russian as a foreign language]. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, flosofya = Proceedings of BSTU. History. Philosophy, 2014, no. 5 (169). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-neobhodimyh-kompetentsiy-v-soznanii-inostrannyh-uchaschihsya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (accessed 10.06.2020). (In Bel.).

9. Shamova T. I. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, Academy Publ., 2007, 384 p. (In Russ.).

10. Arefeva S.A., Biryukova N.A., Arefeva O.V., Volkova T.A., Shcheglova N.N. Development of Future Teachers' Communicative Qualities by Means of Studying the Course "Russian Language and Culture of Speech". Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 - the 7th International Conference on Education and Social Sciences, 20-22 January, 2020, Dubai, UAE, pp. 1144-1147. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 13.07.2020 г.; принята к публикации 20.10.2020 г.

Submitted 13.07.2020; revised 20.10.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Арефьева Светлана Александровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0527-0662, vikto-arefev@yandex. ги

Арефьева Олеся Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,

arefeva. о. V.@уа. ги

About the authors Svetlana A. Arefeva

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Methods of Teaching Social and Humanitarian Disciplines, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1709-1087,

gbagautdinova@yandex. ru

Olesya V. Arefeva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Methods of Teaching Social and Humanitarian Disciplines, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, arefeva.o.v.@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.