Научная статья на тему 'Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза'

Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYNERGISTIC APPROACH / ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS / SOCIALIZATION OF FOREIGN STUDENTS / TEACHING ENGLISH / PEDAGOGICAL INSTITUTE / CLASSROOM ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Салтыкова Мария Владимировна, Максимова Марина Владимировна

Проблема и цель. Предварительный анализ научных исследований выявил противоречие между объективной необходимостью совершенствования процесса адаптации и социализации иностранных студентов педагогического вуза и недостаточностью теоретико-методических оснований по реализации образовательно-воспитательного процесса в разноуровневых поликультурных группах. Цель статьи -определить особенности применения синергетического подхода в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза. Методология. В качестве методологического обоснования авторского исследования рассматривается синергетический подход. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических методов по анализу отечественной и зарубежной педагогической теории; таких общенаучных методов, как классификация, сравнение и обобщение; экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария и математико-статистической обработки. Для экспериментальной части исследования разработаны уровневые характеристики показателей процесса адаптации и социализации иностранных студентов по различным выборкам студентов с применением нормального распределения Гаусса. Результаты. Авторами обосновано применение синергетического подхода к реализации образовательно-воспитательного процесса иностранных студентов. Основная суть которого заключается в реализации четко систематизированной групповой аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной деятельности с помощью тьютора по изучению английского языка в целенаправленно изменяющихся по составу, разноуровневых по адаптационным и социализированным характеристикам группах иностранных студентов. Экспериментально обоснована эффективность реализации синергетического подхода для адаптации и социализации иностранных студентов через формирование способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия и готовности к активному взаимодействию с участниками образовательно-воспитательного процесса. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения синергетического подхода для эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности иностранных студентов в аудиторном и внеаудиторном форматах в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Представленный авторский практический опыт может быть использован при построении профессионального мультикультурного пространства в других образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Салтыкова Мария Владимировна, Максимова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A synergistic approach to the promotion of foreign students' socialization and adaptation to the educational environment of higher educational institutions

Introduction. The study focuses on providing conceptual theoretical and methodological frameworks for educational process in multi-level multicultural groups. The purpose of the research is to reveal the peculiarities of adopting a synergetic approach to the promotion of adaptation and socialization of foreign students to the educational process of the university. Materials and Methods. A synergistic approach is undertaken for the research purposes. In order to solve the research problems, the authors employed a complex of complementary theoretical methods including the analysis of Russian and foreign educational theory, general scientific methods such as classification, comparison and generalization; experimental methods based on diagnostic tools and mathematical and statistical data-processing. Level characteristics of the indicators of foreign students' adaptation and socialization were developed for different samples of students using a normal (Gaussian) distribution. Results. The authors substantiated the use of a synergistic approach to the instruction of foreign students. The main essence of utilizing this approach is in organizing strictly systematized group classroom activities guided by a teacher of English and extracurricular activities provided by a tutor in purposefully changing in composition groups of foreign students, demonstrating different levels of adaptation and socialization. The effectiveness of the implementation of a synergistic approach to the process of adaptation and socialization of foreign students is experimentally proved through the development of teamwork skills, ability to tolerate social, cultural and personal differences and readiness for active interaction with the participants of the educational process. Conclusions. The findings indicate the need to introduce a synergistic approach for effective instruction of foreign students in classroom and extracurricular formats in methodological, content and organizational aspects. Authors' practical experience presented in the article can be used by other higher educational institutions for developing a professional multicultural environment.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза»

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© Р. С. Наговицын, М. В. Салтыкова, М. В. Максимова

DOI: 10.15293/2226-3365.1806.01

УДК 378+147+34

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА*

Р. С. Наговицын, М. В. Салтыкова, М. В. Максимова (Глазов, Россия)

Проблема и цель. Предварительный анализ научных исследований выявил противоречие между объективной необходимостью совершенствования процесса адаптации и социализации иностранных студентов педагогического вуза и недостаточностью теоретико-методических оснований по реализации образовательно-воспитательного процесса в разноуровневых поликультурных группах. Цель статьи -определить особенности применения синергетического подхода в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза.

Методология. В качестве методологического обоснования авторского исследования рассматривается синергетический подход. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических методов по анализу отечественной и зарубежной педагогической теории; таких общенаучных методов, как классификация, сравнение и обобщение; экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария и математико-статистической обработки. Для экспериментальной части исследования разработаны уровневые характеристики показателей процесса адаптации и социализации иностранных студентов по различным выборкам студентов с применением нормального распределения Гаусса.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Удмуртской Республики, грант «Адаптация иностранных студентов в поликультурной среде Удмуртской Республики» № 17-16-18011-ОГН.

Наговицын Роман Сергеевич - доктор педагогических наук, доцент, декан факультета педагогического и художественного образования, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко. E-mail: gto18@mail.ru

Салтыкова Мария Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и удмуртской филологии, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко. E-mail: mary-alex77@yandex.ru

Максимова Марина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и удмуртской филологии, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко. E-mail: marimax78@yandex.ru

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

7

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365

Результаты. Авторами обосновано применение синергетического подхода к реализации образовательно-воспитательного процесса иностранных студентов. Основная суть которого заключается в реализации четко систематизированной групповой аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной деятельности с помощью тьютора по изучению английского языка в целенаправленно изменяющихся по составу, разноуровневых по адаптационным и социализированным характеристикам группах иностранных студентов. Экспериментально обоснована эффективность реализации синергетического подхода для адаптации и социализации иностранных студентов через формирование способности работать в команде, толе-рантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия и готовности к активному взаимодействию с участниками образовательно-воспитательного процесса.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения синергетического подхода для эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности иностранных студентов в аудиторном и внеаудиторном форматах в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Представленный авторский практический опыт может быть использован при построении профессионального мультикультурного пространства в других образовательных организациях.

Ключевые слова: синергетический подход; адаптация; социализация иностранных студентов; обучение английскому языку; педагогический вуз; аудиторная и внеаудиторная деятельность.

Постановка проблемы

Отличительной особенностью современных российских высших учебных заведений является растущее число иностранных студентов [1]. Поступление в вуз и образование этой категории студентов является определенным показателем статуса университета, института или факультета [4]. Качество российского высшего образования и условия обучения соответствуют потребностям иностранных абитуриентов при выборе образовательной траектории [21]. В связи с этим вопрос адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу в поликультурной среде становится ключом к организации эффективной профессиональной подготовки [12; 23].

Адаптация является одним из наиболее значительных и характерных явлений общественной жизни XXI в. Это естественный процесс, элемент, связанный с международной мобильностью студентов [32; 35]. Иностранные студенты, являющиеся представителями разных культур и имеющие различные ценности и традиции, часто имеют низкий уровень © 2011-2018 Вестник НГПУ

осведомленности о политической, экономической и социальной жизни России [21], а также о нормах, обычаях, традициях и культуре народа, об образе жизни в стране и системе высшего образования [12]. В свою очередь, социализация - это интегративный процесс вступления личности в структуру общества, с помощью овладения им общественными правилами, ценностями, ориентациями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества [19]. С одной стороны, обучающийся воспринимает социальный опыт, с другой - активно развивает отношения и связи [6]. Выполняя разнообразные ролевые функции, он преобразует окружающее общество и себя. В процессе командной деятельности в обществе ключевой выступает социализация, позволяющая студенту стать участником социальных групп и коллективов [33].

Школьник - будущий студент по своей природе имеет социальную сущность, которая подвержена процессу непрерывной адаптации на протяжении всей его жизни. Высокий уровень социализации и ее эффективность зависят от жизненной активности самой личности,

Все права защищены

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

умения результативно управлять своей деятельностью [16]. Этот процесс часто встречается, когда жизненные обстоятельства являются стимулом деятельности индивида. Многие из них сталкиваются с проблемой интернационализации, необходимостью общения с людьми разных социальных, этнических, национальных норм [14; 20]. Именно поэтому становится необходимым обеспечить комфортные условия жизни и обучения в новой социальной среде. Совместное обучение студентов в мультикультурной группе имеет ряд преимуществ [32]. Прежде всего это возможность формирования межкультурного взаимодействия представителей разных культур, узнать больше о других этнических группах, их культуре и обычаях, создать благоприятные условия труда и дух взаимопонимания и сотрудничества [27; 29].

Актуальность данного исследования подтверждается требованиями к результатам освоения программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». В частности, необходимостью формирования общекультурных компетенций студентов - будущих учителей: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) и способностью работать в команде, то-лерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5). А также положением об обязательности включения на всех профилях подготовки по педагогическим направлениям изучения иностранного языка.

В свою очередь, проблема повышения доступности и эффективности обучения в поликультурных группах через совершенствование процесса адаптации и социализации иностранных студентов с помощью различных подходов к изучению иностранного языка является актуальной для педагогических вузов.

Ее решение требует междисциплинарного подхода и синергии учебной и внеучебной деятельности [5; 15; 30], интеграции современных педагогических, психологических и лингвистических знаний [2; 9; 11; 24], применения инновационных технологий в подготовке учителя [3; 10; 13]; реализации принципов муль-тикультурализма, интеграции и синергии [15; 19; 28]. Необходимо организовать обучение таким образом, чтобы одновременно вовлечь всех обучающихся, учитывая их индивидуальные познавательные интересы и эмоциональный настрой с помощью тьюторов и наставничества сверстников [18; 22; 31; 34]. И принимать во внимание уровень сформированности их коммуникативной компетенции как взаимосвязи навыков, позволяющих реализовать межкультурное взаимодействие на определенном языке [7; 25; 26; 33; 36].

Предварительный анализ научных исследований по заявленной проблеме исследования выявил, что в сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречия:

- между объективной необходимостью модернизации профессиональной подготовки иностранных студентов педагогического вуза и недостаточностью теоретико-методических оснований по реализации образовательно-воспитательного процесса в разноуровневых поликультурных группах;

- между осознанием администрацией вузов необходимости адаптации и социализации иностранных студентов для повышения эффективности их обучения и отсутствием необходимых социально-педагогических условий их формирования;

- между широким спектром научных изысканий по совершенствованию адаптации и социализации иностранных студентов и недостаточной разработанностью особенностей

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

9

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

и внедрения синергетического подхода, используемого в преподавании учебного предмета «Английский язык» как самого трудоемкого в учебном плане из базовых дисциплин на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Цель статьи - обосновать использование синергетического подхода в обучении английскому языку и доказать эффективность его влияния на процесс адаптации и социализации иностранных студентов педагогического вуза.

Методология исследования

В качестве методологического обоснования авторского исследования рассматривается синергетический подход, реализация которого во взаимосвязи с системным, компетентност-ным, деятельностным, личностно-ориентиро-ванным и инновационным подходами обеспечивает более высокий качественный уровень через систематизацию формирования комплекса адаптационных и социальных характеристик, включающих способность подготовить и реализовывать командную образовательную деятельность студента. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических методов по анализу отечественной и зарубежной педагогической теории, практики и опыта в области внедрения инноваций; общенаучных методов: классификация, моделирование, сравнение, сопоставление и обобщение; экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария, математико-стати-стической обработки и экспертных оценок.

Методологическая основа предоставила нам теоретико-практическую базу и идеи, способствующие созданию целенаправленной деятельности по адаптации и социализации иностранных студентов. Синергетический подход

был предложен как подходящий способ овладения языковой компетенцией иностранных обучающихся в учебное и внеучебное время. Через развитие языковых навыков его систематизированное применение содействует адаптации и социализации иностранных студентов в новой культурной среде.

Внедрение синергетического подхода ориентировано на реализацию командно-групповой работы студентов во взаимодополняемой системе «учебная - внеучебная деятельность» с целью формирования таких ключевых общекультурных компетенций, как коммуникабельность, лидерство, командное взаимодействие, умение анализировать в короткие сроки большой объем информации, оценивать, синтезировать и принимать решения. Этот подход предполагает:

- систематическую поэтапную корректировку групповой и командной деятельности от текущего уровня адаптации и социализации иностранного студента;

- групповая деятельность реализуется только в разноуровневых командах, где должны быть студенты высокого, среднего и низкого уровней адаптации и социализации;

- совместное активное обсуждение межкультурных, национальных и иных тематических направлений в аудитории и вне аудитории на основе дискуссии под руководством преподавателя и тьютора.

Отличительной особенностью подхода является методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий в объективной оценке и самооценке благодаря используемым интерактивным методам в рамках занятий по английскому языку и системно и целенаправленно реализуемой рефлексии.

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

10

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таким образом, в исследовании обобщены идеи применения инноваций в профессиональной подготовке будущих педагогов, и выявлен синергетический подход к обучению иностранных студентов, основная суть которого заключается в реализации четко систематизированной групповой аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной образовательно-воспитательной деятельности с помощью тьютора по изучению английского языка в постоянно меняющихся по составу, разноуровневых по адаптационным и социализированным характеристикам группах иностранных студентов.

Организация исследования. Для экспериментального обоснования эффективности реализации синергетического подхода в образовательно-воспитательном процессе иностранных студентов высшего учебного заведения в течение 2016-2018 гг. нами проведена исследовательская работа. Определены для исследования 32 студента первых курсов (на 1 сентября 2016 г.) по направлению «Педагогическое образование» (п = 32). Все студенты приехали для обучения в вуз из других стран (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан). В экспериментальной группе (ЭГ), состоящей из 16 студентов из трех разных академических групп, преподавателем применялся синергети-ческий метод на учебном предмете «Английский язык» и вне аудиторной самостоятельной деятельности с помощью тьютора, отвечающего за реализацию внеучебной деятельности иностранных студентов. Следует особо подчеркнуть, что профессиональная подготовка студентов в рамках данной дисциплины была реализована в течение четырех семестров по 2 зачетные единицы в каждом. Представленный учебный предмет является самым большим по трудоемкости (8 зачетных единиц) в

учебном плане из базовых дисциплин, которые изучают все студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование».

В контрольной группе (КГ), состоящей из 16 студентов из четырех разных академических групп, на учебном занятии «Английский язык» в течение экспериментального периода применялись методы согласно рабочей программы дисциплины, утвержденной на соответствующей профильной кафедре.

Результаты исследования

На основе экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария по проверке социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) был реализован мониторинг на предварительном срезе (сентябрь - октябрь 2016 г.) и контрольном срезе (июнь - июль 2018 г.). Диагностика включала опросник, состоящий из 101 вопроса, на которые респондентам необходимо было ответить. На основе анализа ответов были определены 4 мониторинговых показателя: общий уровень адаптации, эмоциональный комфорт в социуме, самовосприятие и принятие других в образовательно-воспитательном пространстве вуза. Определены уровни по каждому показателю: высокий, средний, низкий [8]. На предварительном срезе уровни определялись, исходя из анализа медианных результатов анкетирования всех студентов вуза первого курса, которые пожелали участвовать в эксперименте (п = 317). На контрольном - этих же студентов, но уже второго курса, которые пожелали продолжить участие в эксперименте (п = 294). В итоге были выявлены значения по уровням и различным выборкам респондентов с применением нормального распределения Гаусса (табл. 1).

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

11

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица 1

Результаты уровневых показателей на предварительном и контрольном срезах

по различным выборкам студентов

Table 1

The results of the level indicators in the preliminary and control sections for different samples of students

Срез Предварительный срез Контрольный срез

Показа- Адапта- Эмоциональ- Самопри- Принятие Адапта- Эмоциональ- Самопри- Принятие

тель ция ный комфорт нятие других ция ный комфорт нятие других

Выборка По общей выборке (n = 317) По общей выборке (n = 294)

Высокий >75 >86 >88 >90 >82 >88 >80 >91

Средний 53-75 50-86 58-88 62-90 73-82 57-88 51-80 66-91

Низкий <53 <50 <58 <62 <73 <57 <51 <66

Выборка По выборке только иностранных студентов (n = 32)

Высокий >67 >70 >89 >87 >87 >89 >93 >88

Средний 49-67 41-70 68-89 61-87 77-87 59-89 72-93 62-88

Низкий <49 <41 <68 <61 <77 <59 <72 <62

В исследовании предложены характери- в социуме, самовосприятие и принятие других

стики уровней по каждому показателю : общий в образовательно-воспитательном простран-

уровень адаптации, эмоциональный комфорт стве вуза (табл. 2).

Таблица 2

Уровневые характеристики показателей формирования социализации и адаптации иностранных студентов

Table 2

Level characteristics of indicators of the formation of socialization and adaptation of foreign students

Показатель Адаптация Эмоциональный комфорт Самопринятие Принятие других

Высокий Высокий уровень приспособления человека к экзистенции в обществе в соответствии с требованиями этого социума Высокая степень детерминированности в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям Высокая самооценка индивида и степень удовлетворённости личности своими характеристиками Высокая потребность личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности

Средний Низкая или средняя приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с собственными потребностями, мотивами и интересами Низкая или средняя степень определённости к проявлению эмоций к социальной действительности Низкое или средне самоутвержден-ность индивида и степень удовлетворённости личности своими качествами и способностями Низкая или средняя потребность личности в коммуникации и к реализации групповой деятельности

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

12

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Низкий Проявляется незре- Неуверенность, Высокая степень Уход личности от

лость личности, дис- подавленность, неудовлетворённо- взаимодействия с

гармония в сфере при- вялость к окружа- сти индивида сво- группой, от ко-

нятия решения, не- ющей социальной ими личностными мандной и соци-

успешность попыток действительности чертами альной деятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализовать какие- ности

либо цели в обществе

Результаты диагностического исследования представлены по общей выборке респондентов на предварительном и контрольном срезах (рис. 1-4).

10 8 6 4 2 0

Предварительный (КГ)

Предварительный (ЭГ)

Контрольный (КГ)

Контрольный (ЭГ)

Рис. 1. Результаты анкетирования респондентов КГ и ЭГ по выявлению общего уровня адаптации на предварительном и контрольном срезах Fig. 1. The results of the survey of respondents from the CG and the EG to identify common the level of adaptation in the preliminary and control sections

10 8 6 4 2 0

Предварительный (КГ) Предварительный (ЭГ) Контрольный (КГ)

Контрольный (ЭГ)

Рис. 2. Результаты анкетирования респондентов КГ и ЭГ по определению эмоционального комфорта в социуме на предварительном и контрольном срезах Fig. 2. The results of the survey respondents CG and EG by definition emotional comfort in society in the preliminary and control sections

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

10 8 6 4 2 0

Предварительный (КГ)

Предварительный (ЭГ)

Контрольный (КГ)

Контрольный (ЭГ)

Рис. 3. Результаты анкетирования респондентов КГ и ЭГ по выявлению уровня самопринятия на предварительном и контрольном срезах Fig. 3. The results of the survey of respondents from the CG and the EG to identify the level of self-acceptance in the preliminary and control sections

10 8 6 4 2 0

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Предварительный (КГ)

Предварительный (ЭГ)

Контрольный (КГ)

Контрольный (ЭГ)

Рис. 4. Результаты анкетирования респондентов КГ и ЭГ по определению уровня принятия других в образовательно-воспитательном пространстве вуза на предварительном и контрольном срезах Fig. 4. The results of the survey respondents CG and EG on determining the level of acceptance of others in educational the space of the university on the preliminary and control sections

Для организации экспериментального исследования был использован метод математической статистики, который применялся для количественного анализа экспериментальных данных. Для сравнения распределений испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в контексте математико-стати-стической обработки результатов педагогических исследований нами был использован Х2. Выбор данного критерия для математико-ста-тистической обработки обусловлен следующими характеристиками:

- позволяет сравнивать распределения частот (количество проявлений) независимо от того, распределены они нормально или нет, а также независимо от разного количества респондентов в КГ и ЭГ;

- применение критерия возможно, когда результаты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по состоянию изучаемого свойства, признака распределяются более чем на две категории (класса), в нашем случае - на уровни (высокий, средний и низкий);

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- допускает перевод баллов, полученных в результате диагностик сформированности физической культуры по компонентам и показателям, в уровни (высокий, средний, низкий), позволяет строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням, а также доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше или меньше.

Проведенный математико-статистиче-ский анализ по Х (прир = 0,05) показал:

- не значимую достоверность различий между ЭГ и КГ по всем показателям на предварительном срезе, что подтверждает правильный выбор статистически одинаковых групп для исследовательской работы;

- математически-значимую достоверность различий по всем показателям «Адаптация», «Эмоциональный комфорт», «Самопринятие», «Принятие других» между ЭГ и КГ на контрольном срезе, однако по последним двум показателям выявлен пограничный уровень значимости.

Это в свою очередь побудило нас для определения достоверности результатов по достижению цели исследования на перерасчет данных предварительного и контрольного срезов не по общей выборке, а по выборке только иностранных студентов по всем четырем показателям. В результате было получено подтверждение о достоверности различий в значениях ЭГ и КГ по всем показателям, кроме характеристики «Самопринятие».

Таким образом, на основе полученных математико-статистических данных проведенного эксперимента и сравнительного исследования между значениями в фокус-группах выявлено:

- реализация синергетического подхода в учебной и внеучебной деятельности по изучению английского языка в большей степени содействует формированию в иностранных

студентах способности приспосабливаться к существованию в социуме в соответствии с требованиями этого общества адаптироваться к жизнедеятельности в соответствии с собственными потребностями, мотивами и интересами;

- в меньшей степени предложенный подход воздействует на способность у будущих учителей, приехавших из других стран, эффективно диагностировать своё эмоциональное отношение к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям, а также формировать уверенность в педагогической деятельности в окружающей социальной действительности;

- незначительное положительное влияние внедрение авторской разработки оказывает на потребность иностранных студентов в коммуникации, взаимодействии, совместной образовательно-воспитательной деятельности;

- для формирования адаптационной и социальной характеристики как наличие самооценки индивида и степень удовлетворённости личности своими личностными и профессиональными способностями и качествами применение синергетического подхода не оказало ни положительного, ни отрицательного воздействия, что в свою очередь показало необходимость использования для формирования этих свойств личности других подходов в организации образовательно-воспитательного процесса.

Заключение

Апробация по внедрению синергетиче-ского подхода в обучении английскому языку, направленная на повышения уровня адаптации и социализации иностранных студентов педагогического вуза, подтвердила его эффективность по следующим показателям: адаптация, эмоциональный комфорт в социуме и

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

15

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

принятие других. Применение синергетиче- иностранных студентов позволит выйти на бо-

ского подхода на учебном предмете «Англий- лее высокий качественный уровень професси-

ский язык» в аудиторном и внеаудиторном ональной подготовки учителей. Полученные

форматах особенно актуально для совершен- результаты свидетельствуют о необходимости

ствования системы современного образования внедрения синергетического подхода для эф-

в мультикультурной среде. В частности, для фективности реализации образовательно-вос-

работы в команде, формирования толерантно- питательного процесса в методологическом,

сти в принятии социальных, культурных и содержательном и организационном аспектах.

личностных различий, а также готовности Представленный авторский практический

иностранных студентов к взаимодействию с опыт может быть использован при построении

участниками образовательного процесса. профессионального пространства в образова-

Практическая значимость исследования со- тельных организациях.

стоит в том, что использование синергетиче-ского подхода для адаптации и социализации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бикбова Л. Н., Ригина Н. А. Мотивация иностранных студентов ближнего зарубежья при выборе российского вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. -Т. 9, № 1 (35). - С. 152-156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216815

2. Данилова О. А., Сомкин А. А., Мешков В. М. Проблема мотивации и методы ее повышения у студентов неязыковых направлений подготовки при обучении иностранным языкам // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 1. - С. 73-81. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.082.020.201601.073-081

3. Загвязинский В. И. О ведущих ориентирах подготовки педагогических кадров в университете // Педагогика. - 2016. - № 9. - С. 77-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28100033

4. Земцов С. П., Еремкин В. А., Баринова В. А. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. - 2015. - № 4. - С. 201-233. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-201-233

5. Змеёва Т. Е. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: от самостоятельной работы к творческой деятельности // Педагогика. - 2018. - № 7. - С. 82-90. URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=35303027

6. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я. Профессиональное становление будущего учителя в социокультурной среде университета // Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 78-83. URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=32856662

7. Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 46-53. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053

8. Крючков К. С., Орлов А. Б. «Триада Роджерса»: качества личности или коммуникативные процессы? // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 78-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32751773

9. Макарова Е. А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 3. - С. 551-568. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.092.022.201803.551-568

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

16

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

10. Наговицын Р. С., Мирошниченко А. А., Сенатор С. Ю. Реализация мобильной педагогики в непрерывном образовании учителей физической культуры // Интеграция образования. -2018. - Т. 22, № 1. - С. 107-119. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119

11. Наговицын Р. С., Тутолмин А. В., Максимов Ю. Г., Волков П. Б. Технология реализации непрерывного физкультурного образования (колледж-вуз) на примере профессиональной подготовки по профилям «Физическая культура» и «Английский язык» // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 21-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330536

12. Романенко Н. М. Особенности кросс-культурной адаптации иностранных студентов (на примере МГИМО) // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 63-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32676184

13. Саранцев Г. И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 2. - С. 211219. DOI: http://doi.org/10.15507/1991- 9468.083.020.201602.211-219

14. Смолянинова О. Г., Попова Ю. В. Развитие этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде // Педагогика. - 2017. - № 10. - С. 50-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32619760

15. Успенская Е. А., Пасько Ю. В. Синергия учебного и внеучебного пространства как способ оптимизации преподавания иностранного языка // Педагогика. - 2016. - № 10. - С. 60-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28100011

16. Щебланова Е. И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 16-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752586

17. Щербаков Р. Н. Синергетический подход в школьном обучении // Педагогика. - 2016. -№ 4. - С. 3-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26193005

18. Ansuategui F. J. A., Miravet L. M. Emotional and cognitive effects of peer tutoring among secondary school mathematics students // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. - 2017. - Vol. 48, Issue 8. - P. 1185-1205. DOI: http://doi.org/10.1080/0020739X.2017.1342284

19. Дуглас Д. Международный Беркли: дискуссии о роли иностранных студентов в американском университете - вчера и сегодня // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 76-108. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-76-108

20. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. - 2017. - № 45 (4). - P. 520-545. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239516670994

21. Gromov A. D. The academic mobility of foreign students in Russia // Russian Education and Society. - 2017. - № 59 (1-2). - P. 21-37. DOI: http://doi.org/10.1080/10609393.2017.1392799

22. Mustafa G. M. M. Learning with each other: Peer learning as an Academic Culture among Graduate Students in Education // American Journal of Educational Research. - 2017. -Vol. 5, Issue 9. - P. 944-951. DOI: http://doi.org/10.12691/education-5-9-3 URL: http://www.sciepub.com/EDUCATION/abstract/8097

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Nagovitsyn R. S., Chigovskaya-Nazarova Ya. A., Miroshnichenko A. A., Senator S. Y. The realization of the system programme "Health saving education" in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - № 7 (1). - P. 137-149. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2018.L137

24. Nagovitsyn R. S., Senator S. Y., Maximova E. B., Neverova N. V., Sokolnikova E. I. Continuous professional education of teachers of physical education with the additional qualification in the

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

17

2018, том 8, № 6

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

field of foreign languages on the basis of competency-based approach // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - 17 Supplement issue 4. - P. 2170-2178. DOI: http://doi.org/10.7752/jpes.2017.s4224

25. Odag O., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. - 2016. - Vol. 20 (2). - P. 118-139. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315315587105

26. Parks E. Communicative criticality and savoir se reconnaitre: emerging new competencies of criticality and intercultural communicative competence // Language and Intercultural Communication. - 2018. - Vol. 18 (1). - P. 107-124. DOI: http://doi.org/10.1080/14708477.2017.1401691

27. Perraton H. Foreign students in the twentieth century: a comparative study of patterns and policies in Britain, France, Russia and the United States // Policy Reviews in Higher Education. - 2017. -Vol. 1 (2). - P. 161-186. DOI: http://doi.org/10.1080/23322969.2017.1303788

28. Ponomarenko L. N., Zlobina I. S., Galitskih E. O., Rublyova O. S. Formation of the foreign language discursive competence of pedagogical faculties students in the process of intercultural dialogue // European Journal of Contemporary Education. - 2017. - № 6 (1). - P. 89-99. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2017.L89

29. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration // Globalisation, Societies and Education. - 2018. - Vol. 16 (3). - P. 283294. DOI: http://doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721

30. Schenker T. Fostering foreign language skills through an extracurricular drama project // The Language Learning Journal. - 2017. - Published online. DOI: http://doi.org/10.1080/09571736.2017.1406532

31. Song Ya., Loewenstein G., Shi Ya. Heterogeneous effects of peer tutoring: Evidence from Rural Chinese Middle Schools // Research in Economics. - 2018. - Vol. 72, Issue 1. - P. 33-48. DOI: http://doi.org/10.1016Zj.rie.2017.05.002

32. Tarasova A. N. Acculturation and Psychological Adjustment of Foreign Students (the Experience of Elabuga Institute of Kazan Federal University) // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2017. - Vol. 237. - P. 1173-1178. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.175

33. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. -2012. - Vol. 30 (4). - P. 414-424. https://doi.org/10.1177/0734282912449447

34. Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of peer tutoring on the Academic Achievement of Students in the Subject of Biology at Secondary Level // Education Sciences. - 2018. - Vol. 8 (3). -P. 112. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8030112

35. Vershinina A., Kurbanov A., Panich N. Foreign Students in the Soviet Union and Modern Russia: Problems of Adaptation and Communication // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2016. - Vol. 236. - P. 295-300. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.032

36. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2018. - Vol. 49 (3). - P. 488-514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

18

2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1806.01

Roman Sergeevich Nagovitsyn

Doctor of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Dean, Faculty of Pedagogical and Art Education, Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4471-0875 E-mail: gto18@mail.ru Maria Vladimirovna Saltykova

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Foreign Languages and Udmurt Philology, Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8225-5175 E-mail: mary-alex77@yandex.ru Marina Vladimirovna Maksimova

Candidate of Philology Sciences, Head,

Department of Foreign Languages and Udmurt Philology,

Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5019-7142

E-mail: marimax78@yandex.ru

A synergistic approach to the promotion of foreign students' socialization and adaptation to the educational environment of higher educational institutions

Introduction. The study focuses on providing conceptual theoretical and methodological frameworks for educational process in multi-level multicultural groups. The purpose of the research is to reveal the peculiarities of adopting a synergetic approach to the promotion of adaptation and socialization offoreign students to the educational process of the university.

Materials and Methods. A synergistic approach is undertaken for the research purposes.

In order to solve the research problems, the authors employed a complex of complementary theoretical methods including the analysis of Russian and foreign educational theory, general scientific methods such as classification, comparison and generalization; experimental methods based on diagnostic tools and mathematical and statistical data-processing. Level characteristics of the indicators of foreign students' adaptation and socialization were developed for different samples of students using a normal (Gaussian) distribution.

Results. The authors substantiated the use of a synergistic approach to the instruction offoreign students. The main essence of utilizing this approach is in organizing strictly systematized group classroom activities guided by a teacher of English and extracurricular activities provided by a tutor in purposefully changing in composition groups of foreign students, demonstrating different levels of adaptation and socialization. The effectiveness of the implementation of a synergistic approach to the process of adaptation and socialization of foreign students is experimentally proved through the development of teamwork skills, ability to tolerate social, cultural and personal differences and readiness for active interaction with the participants of the educational process.

Conclusions. The findings indicate the need to introduce a synergistic approach for effective instruction offoreign students in classroom and extracurricular formats in methodological, content and

© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved

Abstract

19

2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

organizational aspects. Authors' practical experience presented in the article can be used by other

higher educational institutions for developing a professional multicultural environment.

Keywords

Synergistic approach; Adaptation of foreign students; Socialization of foreign students; Teaching

English; Pedagogical institute; Classroom activities; Extracurricular activities.

Acknowledgements

The study was financial support of Russian Foundation for Basic Research and the Ministry of

Education and Science of the Udmurt Republic (No. 17-16-18011-OGN).

REFERENCES

1. Bikbova L. N., Rigina N. A. Motivation of foreign students from near abroad when choosing the Russian higher educational establishment. Modern Higher School: Innovative Aspect, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 152-156. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216815

2. Danilova O. A., Somkin A. A., Meshkov V. M. The problem of motivation and methods of its increase at students of not language training direction in teaching foreign language. Integration of Education, 2016, vol. 20 (1), pp. 73-81. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.082.020.201601.073-081

3. Zagvyazinsky V. I. About the leading reference points of preparation of a pedagogical personnel at university. Pedagogy, 2016, no. 9, pp. 77-83. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28100033

4. Zemtsov S., Eremkin V., Barinova V. Factors of Attractiveness of the leading Russian universities overview of literature and econometric analysis of the leading universities. Educational Studies. Moscow, 2015, no. 4, pp. 201-233. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-201-233

5. Zmeeva T. E. Teaching and learning English in a non-linguistic higher education institution: from independent work towards creative activity. Pedagogy, 2018, no. 7, pp. 82-90. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=35303027

6. Elkina O. Ju., Lozovan L. Ya. Professional formation of the future teacher in the sociocultural environment of the university. Pedagogy, 2018, no. 4, pp. 78-83. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=32856662

7. Isakova A. A. Retrospective analysis of communicative competence development. Integration of Education, 2017, vol. 21 (1), pp. 46-53. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053

8. Kryuchkov K. S., Orlov A. B. "Rogers' triad": personal qualities or communicative processes? Voprosy Psychologii, 2018, no. 1, pp. 78-89. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32751773

9. Makarova E. A. Teaching foreign language speaking skills through peer-tutoring. Integration of Education, 2018, vol. 22 (3), pp. 551-568. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.092.022.201803.551-568

10. Nagovitsyn R. S., Miroshnichenko A. A., Senator S. Yu. Implementation of mobile pedagogy during continuous education of physical culture teachers. Integration of Education, 2018, vol. 22 (1), pp. 107-119. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119

11. Nagovitsyn R. S., Tutolmin A. V., Maksimov Y. G., Volkov P. B. Continuous college-to-university physical education technology: Case study of physical education and English language disciplines.

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Theory and Practice of Physical Culture, 2018, no. 2, pp. 21-23. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330536

12. Romanenko N. M. Peculiarities of cross-cultural adaptation of foreign students (on the example of MGIMO). Pedagogy, 2018, no. 3, pp. 63-73. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32676184

13. Sarantsev G. I. Harmonisation of training bachelor's degree students in academic programme "Pedagogical education". Integration of Education, 2016, vol. 20 (2), pp. 211-219. (In Russian) DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.211-219

14. Smolyaninova O. G., Popova Ju. V. Development of ethnic tolerance of students in a multicultural educational environment. Pedagogy, 2017, no. 10, pp. 50-55. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32619760

15. Uspenskaya E. A., Pasko U. V. Synergy academic and extracurricular space as a way to optimize the teaching of a foreign language. Pedagogy, 2016, no. 10, pp. 60-66. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2810001

16. Shcheblanova E. I. Psychological features of school adaptation of intellectually gifted adolescents. Voprosy Psychologii, 2017, no. 3, pp. 16-27. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752586

17. Scherbakov R. N. Synergetic approach in school training. Pedagogy, 2016, no. 4, pp. 3-11. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26193005

18. Ansuategui F. J. A., Miravet L. M. Emotional and cognitive effects of peer tutoring among secondary school mathematics students. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology, 2017, vol. 48, issue 8, pp. 1185-1205. DOI: http://doi.org/10.1080/0020739X.2017.1342284

19. Douglass J. International berkeley: Past and current debates on the role of international students in an American University. Educational Studies. Moscow, 2015, no. 2, pp. 76-108. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-76-108

20. Elboubekri A. The intercultural communicative competence and digital education. Journal of Educational Technology Systems, 2017, vol. 45 (4), pp. 520-545. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239516670994

21. Gromov A. D. The academic mobility of foreign students in Russia. Russian Education and Society, 2017, no. 59 (1-2), pp. 21-37. DOI: http://doi.org/10.1080/10609393.2017.1392799

22. Mustafa G. M. M. Learning with each other: Peer learning as an academic culture among graduate students in education. American Journal of Educational Research, 2017, vol. 5, issue 9, pp. 944951. DOI: 10.12691/education-5-9-3 URL: http://www.sciepub.com/EDUCATION/abstract/8097

23. Nagovitsyn R. S., Chigovskaya-Nazarova Ya. A., Miroshnichenko A. A., Senator S. Y. The realization of the system programme "Health saving education" in the pedagogical university. European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (1), pp. 137-149. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2018.L137

24. Nagovitsyn R. S., Senator S. Y., Maximova E. B., Neverova N. V., Sokolnikova E. I. Continuous professional education of teachers of physical education with the additional qualification in the field of foreign languages on the basis of competency-based approach. Journal of Physical Education and Sport, 2017, 17 Supplement issue 4, pp. 2170-2178. DOI: http://doi.org/10.7752/jpes.2017.s4224

25. Odag O., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of intercultural competence according to undergraduate students at an international university in Germany. Journal of Studies in

© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved

21

2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

International Education, 2016, vol. 20 (2), pp. 118-139. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315315587105

26. Parks E. Communicative criticality and savoir se reconnaitre: Emerging new competencies of criticality and intercultural communicative competence. Language and Intercultural Communication, 2018, vol. 18 (1), pp. 107-124. DOI: http://doi.org/10.1080/14708477.2017.1401691

27. Perraton H. Foreign students in the twentieth century: a comparative study of patterns and policies in Britain, France, Russia and the United States. Policy Reviews in Higher Education, 2017, vol. 1 (2), pp. 161-186. DOI: http://doi.org/10.1080/23322969.2017.1303788

28. Ponomarenko L. N., Zlobina I. S., Galitskih E. O., Rublyova O. S. Formation of the foreign language discursive competence of pedagogical faculties students in the process of intercultural dialogue. European Journal of Contemporary Education, 2017, vol. 6 (1), pp. 89-99. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2017.L89

29. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education, 2018, vol. 16 (3), pp. 283-294. DOI: http://doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721

30. Schenker T. Fostering foreign language skills through an extracurricular drama project. Language Learning Journal, 2017, published online. DOI: http://doi.org/10.1080/09571736.2017.1406532

31. Song Ya., Loewenstein G., Shi Ya. Heterogeneous effects of peer tutoring: Evidence from Rural Chinese Middle Schools. Research in Economics, 2018, vol. 72, issue 1, pp. 33-48. DOI: http://doi.org/10.1016/j.rie.2017.05.002

32. Tarasova A. N. Acculturation and psychological adjustment of foreign students (the experience of Elabuga Institute of Kazan Federal University). Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2017, vol. 237, pp. 1173-1178. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2017.02.175

33. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional intelligence, communication competence, and student perceptions of team social cohesion. Journal of Psychoeducational Assessment, 2012, vol. 30 (4), pp. 414-424. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282912449447

34. Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of peer tutoring on the academic achievement of students in the subject of biology at secondary level. Education Sciences, 2018, vol. 8 (3), pp. 112. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8030112

35. Vershinina A., Kurbanov A., Panich N. Foreign students in the Soviet Union and modern Russia: Problems of adaptation and communication. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 236, pp. 295-300. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.032

36. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural competence by international experiences? An investigation of the impact of educational stays abroad on intercultural competence and its facets. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2018, vol. 49 (3), pp. 488-514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721

2018 Accepted: 06 November 2018 Published: 31 December 2018

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

Submitted: 30 September

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.