Научная статья на тему 'Некоторые аспекты активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка'

Некоторые аспекты активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / EDUCATIONAL TASK DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Т.И., Подколзина М.Ю.

В статье приводится краткий анализ исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; рассматриваются теоретические положения, которые могут послужить основанием для эффективного формирования учителем мотивации младших школьников к изучению иностранного языка, их познавательной активности, креативности, рефлексии, метапредметных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY INTENSIFICATION OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASS

The article provides a brief analysis of the study of the problem of enhancing learning and cognitive activities of students; it deals with the theoretical position that can serve as a basis for the effective formation of a teacher''s motivation ofjunior pupils to studying of a foreign language, their cognitive activity, creativity, reflection, and interdisciplinary skills.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка»

УДК 378.14 СМАГИНА Т.И.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры романской филологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. E-mail: smagina.tat@mail.ru ПОДКОЛЗИНА М.Ю.

магистрант, 2 курс заочного обучения направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Образование в области иностранного языка и иноязычной культуры», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: podkolzinamaria1994@mail.ru

UDС 378.14

SMAGINA T.I.

Candidate of pedagogical science, assistant professor of the department of Roman Philology, Orel State University E-mail: smagina.tat@mail.ru PODKOLZINA M.Y.

Graduate student, 2 year distance learning, 44.04.01 specializing in "Pedagogical education", profile "Education in the field of foreign language and foreign culture", Orel State University E-mail: podkolzinamaria1994@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

SOME ASPECTS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY INTENSIFICATION OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASS

В статье приводится краткий анализ исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; рассматриваются теоретические положения, которые могут послужить основанием для эффективного формирования учителем мотивации младших школьников к изучению иностранного языка, их познавательной активности, креативности, рефлексии, метапредметных умений.

Ключевые слова: младший школьник, иностранный язык, деятельностный подход, учебная задача, развитие, дидактическая игра.

The article provides a brief analysis of the study of the problem of enhancing learning and cognitive activities of students; it deals with the theoretical position that can serve as a basis for the effective formation of a teacher's motivation ofjunior pupils to studying of a foreign language, their cognitive activity, creativity, reflection, and interdisciplinary skills.

Keywords: Junior high school student, foreign language, activity approach, educational task development, didactic game.

ФГОС начального общего образования среди основных требований к результатам обучения предъявляет следующие: личностное и познавательное развитие детей, освоение ими метапредметных умений, т.е. способов деятельности, формирование умения учиться самостоятельно с опорой на собственную рефлексию, креативность. Предметные результаты (знания, умения, навыки по предмету) предусматривают приобретение ребенком опыта деятельности по получению нового знания.

Следовательно, обучение иностранному языку в начальной школе должно быть ориентировано на личность ученика как субъекта деятельности, а процесс обучения необходимо строить как процесс его личностного развития.

Известно, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для личностного становления ребенка и его развития средствами иностранного языка в эффективно организованной учебно-познавательной деятельности. В связи с этим перед учителем встает вопрос о необходимости активизации познавательной деятельности учащихся на уроке с целью развития их коммуникативных умений, интеллектуальной активности, способности к творческой деятельности.

Краткий анализ проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся в историографическом аспекте показывает, что вопрос о всестороннем развитии детей философы, педагоги, психологи связывают с их активной игровой деятельностью.

Развивающая игровая деятельность, построенная на умственных и практических действиях, была предметом науч-

ных исследований на протяжении всей истории педагогики. Своими корнями проблема уходит к мыслителям античного мира и продолжает разрабатываться в настоящее время.

Изучение трудов А.Н. Джуринского, А.И. Пискунова и др. [2, 4] позволило выделить некоторые важные положения.

Так Демокрит считал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Платон стоял у истоков рождения идеи игрового обучения, принципа воспитывающего обучения и разностороннего воспитания. Аристотель призывал заниматься ранним воспитанием и развитием детей посредством игровой деятельности. Считал, что истинное знание достигается благодаря деятельности ума.

Многие идеи философов и педагогов разных времен нашли отражение в современных концепциях в педагогике и психологии. Например, концепция всестороннего развития детей, построенная на принципах развития их «умственных сил» (Мишель Монтень); развитие в процессе воспитания интеллекта, воли детей, их познавательных способностей (Ян Амос Коменский); необходимость в развитии у ребенка способности к рефлексии (Иоганн Генрих Песталоцци); развитие детской творческой активности, мыслительных способностей (А. Дистервег); создание дидактической системы, направленной на развитие умственных сил учащихся, их познавательной самостоятельности (К. Д. Ушинский); признание того, что активные методы обучения способствуют развитию самостоятельного мышления ребенка (В. П. Вахтеров).

В наследии Л.С. Выготского вопросы, связанные с всесторонним изучением игры, занимают значительное место.

© Смагина Т.И., Подколзина М.Ю. © Smagina T.I., Podkolzina M.Y.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

Говоря о ценности игры для ребенка Л.С. Выготский отмечает: «<...> уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы» [1, с. 89].

Анализируя особенности игры, Л.С. Выготский подчеркивает, что «она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, где этого затруднения нет, там <.. > нет мышления» [1, с. 92]. И далее: «<...> игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности <...>» [1, с. 93].

Д.Б. Эльконин, подчеркивая важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка, отмечает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций» [5, с. 329].

Проблеме игровой деятельности и, в частности, активизации учебно-познавательной деятельности средствами дидактической игры посвящено значительное количество научных работ.

Игра рассматривается как средство воспитания и развития школьников (О.С. Газман, В. А. Крутецкий, М.Н. Скаткин), метод, создающий мотивацию учения (Ю.К. Бабанский, Р.И. Пассов, Г.И. Щукина), средство активизации учебного процесса (В.М. Кларин). Рассмотрено формирование коммуникативных умений в процессе дидактической игры у младших школьников (Л.Р. Мунирова). Исследованы теоретические основы проблемы активности, в частности, виды познавательной активности и ее структура (А.М. Матюшкин), динамика развития творческой познавательной активности (Д. Б. Богоявленская), взаимосвязь познавательной активности и отношения к познавательной деятельности (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина).

Сущность познавательной рефлексии, возрастная специфика ее проявления исследовались в работах Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, М.В. Кларина, В. А. Петровского, Г.А. Цукерман.

Вопрос активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся средствами дидактической игры стал предметом исследования, в основном, применительно к средней и старшей ступеням школьного образования, а также к высшему образованию.

Однако, в научно-педагогической литературе аспект активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка посредством использования потенциала дидактической игры остается пока не в полной мере разработанным. Поэтому исследование данной проблемы, и, в том числе, в контексте требований современных образовательных стандартов, является актуальным.

Принцип активности в обучении имеет особое значение, поскольку согласно Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову и др. обучение и развитие носят деятельност-ный характер. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

В качестве ориентира для построения учебной деятельности младших школьников следует, по нашему мнению, опираться на следующие положения деятельностного подхода: о внутреннем единстве процессов усвоения знаний, умственных и практических действий; о присвоении знания на основе элементов поиска; о творчестве как об активности, т.е. о раз-

витии творчества в процессе познавательной деятельности.

Усвоение содержания предмета «иностранный язык» детьми в учебно-познавательной деятельности в значительной степени отличается от приобретения ими знаний при традиционном обучении, т.к. учебная деятельность, основывающаяся на положениях деятельностного подхода, должна быть организована как развивающее обучение. Одной из задач учителя становится обучение младших школьников способам учебной деятельности, что возможно только при таком сотрудничестве учителя с детьми, которое будет характеризоваться высокой степенью познавательной активности детей, чутким управлением их деятельностью со стороны педагога, и, значит, единством цели и результата учебного и обучающего взаимодействия.

В связи с этим перед учителем иностранного языка для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников встает ряд совершенно новых задач, решение которых, по нашему мнению, будет эффективным при учете следующих положений:

• педагогическое взаимодействие на уроке должно быть направлено на развитие творческой познавательной активности за счет обогащения эмоциональной сферы ребенка, что способствует формированию мотивации к изучению предмета;

• усвоение содержания предмета должно быть организовано учителем на основе использования таких методов и приемов, которые требуют от младших школьников активной мыслительной деятельности, формируют умения сравнивать, обобщать, что способствует развитию познавательной активности;

• нахождение совместно с детьми таких нестандартных способов решения учебной задачи, которые требуют гибкости и мобильности способов действий, перехода к творческой деятельности, способствует формированию метапредметных умений;

• постепенное увеличение доли самостоятельности младших школьников в процессе решения новых учебных задач за счет переноса усвоенных способов действий способствует приобретению ими опыта деятельности по получению нового знания, формированию умения учиться самостоятельно;

• формирование у детей умения осознавать свои действия и полученные результаты в процессе решения ими задачи способствует развитию их собственной рефлексии.

Итак, главная цель активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка - формирование их познавательной активности, заинтересованного отношения к самой познавательной деятельности, креативности, рефлексии, метапредметных умений.

Исследование данной проблемы показало, что в науке существует большое количество классификаций методов активизации познавательной деятельности обучающихся, так, например, классификация по источникам передачи и характеру восприятия информации, по характеру взаимной деятельности учителя и ученика, по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и ученика и др.

Классификация методов по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая) представляется наиболее эффективной, т.к. опора на виды деятельности позволяет использовать все уровни усвоения знаний путем применения активных методов обучения: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к творческо-поисковой.

При этом проблема эффективности обучения должна решаться на основе содержательного анализа процесса обучения как средства передачи учащимся различных элементов содержания образования. По мнению М.В. Кларина, с позиций целостной общедидактической концепции, результат обуче-

ния не должен исчерпываться совокупностью репродуктивно усваиваемых знаний, навыков и умений, но предполагает формирование опыта поисковой деятельности и эмоциональной воспитанности [3].

Безусловно, для обучения иностранному языку целесообразно избрать такую форму совместной учебной деятельности, которая для младших школьников значима в силу их возрастных особенностей, знакома и привычна для них, в осуществлении которой у них есть индивидуальный и совместный опыт участия. Из всего разнообразия форм, методов, приемов, средств обучения, целесообразен и возможен выбор таких из них, которые в учебных ситуациях стимулируют активность, самостоятельность и креативность обучающихся. Дидактическая игра представляется одной из таких форм обучения, которую можно рассматривать и как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке иностранного языка.

Тенденция перехода от информативных технологий обучения к активным формам, включающим элементы про-блемности, исследовательского поиска, создающим условия

для повышения интереса ребенка к предмету, развития его креативности в процессе добывания знаний обусловлена требованиями ФГОС НОО, основным из которых является формирование у младших школьников общих способов деятельности, или универсальных учебных действий.

Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: усвоение содержания образования на уроке иностранного языка в начальной школе, осуществляемое в логике деятельностного подхода посредством активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, приводит не только к эффективному усвоению языкового материала, но и к развитию творческой познавательной активности ребенка в целом. Дидактическая игра, построенная на постановке и решении учебной задачи, способствует созданию мотивации к изучению предмета школьником, формированию и развитию его поисковой активности, рефлексии, общих способов деятельности.

Безусловно данная проблема в силу своей актуальности требует дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум: Инфра-М, 1998. 267 с.

3. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. 1984. № 4. С. 117-122 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1629&binn_rubrik_pl_articles=125

4. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений. 2-е изд. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. 509 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

References

1. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology / Edited by V. V. Davydov. Moscow: Pedagogika-Press, 1999. 536 p

2. DzhurinskyA.N. The history of foreign pedagogy. Moscow: Forum: Infra-M, 1998. 267 p.

3. Klarin M.V. The Development of «educational technology» and problems of the theory of education // Soviet pedagogy. 1984. No. 4. P. 117-122 [Electronic resource]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1629&binn_rubrik_pl_articles=125

4. Piskunov A.I. History of pedagogics and education. From the origin of education in primitive society until the late twentieth century: textbook for pedagogical institutions. 2-nd edition. Ed. by A. I. Piskunov. M.: Sphere, 2001. 509 p.

5. Elkonin D.B. Psychology of the game. - 2nd ed. M.: Humanitarian ed. center VLADOS, 1999. 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.