по мере выполнения задания зачеркиваются и очень хорошо видна сделанная работа. Также сразу понятно, что не выполнено, выясняем причины, таким образом, школьники активно занимаются самоорганизацией.
Знакомясь с компьютером при выполнении заданий ШТБЬ, первоклассник не просто осваивает компьютерные технологии. Все задания, выполняемые им, нацелены на создание маленьких проектов, связанных с его жизнью в местном сообществе — в классе, школе, во дворе, в городе. Работа на компьютере в паре позволяет первокласснику сделать первые шаги к сотрудничеству. На наш взгляд, интеграция информационных технологий и методических приемов на уроках поможет нам достичь главной цели начального образования — сформировать желание и умение учиться.
Список использованных источников
1. Программа ЮТЕЬ «Путь к успеху». Книга для учителя: метод. материалы. 2006.
2. Программа ЮТЕЬ «Путь к успеху». Книга для ученика: метод. материалы. 2006.
Е. А. Дубникова
Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Йошкар-Ола
Активизация познавательной деятельности младших школьников
С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья знакомит с видами работы учителя начальных классов по активизации познавательной активности учащихся младших классов с применением информационных технологий.
Сделать серьезные занятия для ребенка увлекательными — вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский
В начальных классах очень важно заинтересовать учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей уже на втором году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными.
Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Работа по формированию и развитию познавательного интереса ведется по двум направлениям: учебная и внеурочная.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков у учащихся активизируются восприятие, память, мышление. Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал — и забыл, я увидел — и запомнил»). Облегчение процесса восприятия и запоминания — это основа любой современной презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе позволяет:
1. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств связи.
2. Перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.
3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
4. Проводить уроки на высоком эстетическом уровне.
5. Использовать индивидуальный подход к ученику, используя разноуровневые задания.
ИКТ на уроках позволяет расширить рамки учебника. Разве можно совершить кругосветное путешествие, экскурс в прошлое нашей страны или увидеть разнообразие животных и растений планеты за 40 минут? С использованием современных информационных технологий это возможно.
Нужно отметить, что учителю при использовании компьютера отводится важная роль. Он разрабатывает методические цели урока, составляет его конспект, подбирает дидактический материал, индивидуальные задания. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы на технику, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и использование их на уроках зависят, прежде всего, от изучаемого текущего материала и уровня подготовки обучаемых.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда педагог обращается к внеклассным занятиям. Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися традиционными формами, современная жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование ИКТ позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.
С большим успехом проходят внеклассные мероприятия с применением дидактических игр. У детей загораются глаза, когда учитель говорит: «А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную игру, а в этом нам поможет компьютер».
Игры и игровые ситуации позволяют учащимся проявить максимум находчивости, изобретательности. Включение мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов, музыки дает возможность усилить восприятие и облегчает усвоение преподносимого материала.
Дидактические игры, проведенные с компьютерной поддержкой, имеют ряд преимуществ:
1. Игры, проведенные с ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.
2. Игры могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует их мыслительную деятельность.
3. Игра с использованием ИКТ облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени.
4. Изображение на экране компьютера красивое, яркое, находится в движении. Все это привлекает внимание детей и вызывает интерес к информации.
5. Учащиеся имеют возможность увидеть посредством звукового или светового сигнала на экране правиль -ность ответа. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует количество правильных ответов и может сам оценить свой ответ, что очень важно для учащихся.
Опрос, проводимый среди учащихся, показал, что все респонденты (100 %) ответили, что им нравятся мероприятия и уроки с применением ИКТ.
Учащихся младших классов постепенно нужно привлекать к созданию совместных презентаций как для уроков, так и для внеклассных мероприятий. Результаты можно представить на мероприятиях или на открытых уроках для родителей.
Привлечение учащихся к созданию презентаций позволит научить их грамотно работать с разнообразными носителями информации. Компьютер дает возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствует развитию их интеллекта, расширяет учебную информацию и позволяет изменить качество контроля за деятельностью обучающихся.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Компьютерные технологии способствуют повышению качества знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Список использованных источников
1. Бездетная Т. Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой // Эйдос: интернет-журнал. — 2006. — 1 сент.
2. Язвенко О. А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий. — Ый:/Ле8Йуа1.18ер1етЬег/агйс1е8/516109/
Н. А. Саранова
Малосундыская-Шиндыръяльская ООШ, Республика Марий Эл
Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Проектный метод в школьном образовании — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как учителя, так и учащихся. Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом: научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструирова-