Научная статья на тему 'Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время по русскому языку и литературе'

Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время по русскому языку и литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время по русскому языку и литературе»

Нужно отметить, что учителю при использовании компьютера отводится важная роль. Он разрабатывает методические цели урока, составляет его конспект, подбирает дидактический материал, индивидуальные задания. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы на технику, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и использование их на уроках зависят, прежде всего, от изучаемого текущего материала и уровня подготовки обучаемых.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда педагог обращается к внеклассным занятиям. Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися традиционными формами, современная жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование ИКТ позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.

С большим успехом проходят внеклассные мероприятия с применением дидактических игр. У детей загораются глаза, когда учитель говорит: «А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную игру, а в этом нам поможет компьютер».

Игры и игровые ситуации позволяют учащимся проявить максимум находчивости, изобретательности. Включение мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов, музыки дает возможность усилить восприятие и облегчает усвоение преподносимого материала.

Дидактические игры, проведенные с компьютерной поддержкой, имеют ряд преимуществ:

1. Игры, проведенные с ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.

2. Игры могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует их мыслительную деятельность.

3. Игра с использованием ИКТ облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени.

4. Изображение на экране компьютера красивое, яркое, находится в движении. Все это привлекает внимание детей и вызывает интерес к информации.

5. Учащиеся имеют возможность увидеть посредством звукового или светового сигнала на экране правиль -ность ответа. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует количество правильных ответов и может сам оценить свой ответ, что очень важно для учащихся.

Опрос, проводимый среди учащихся, показал, что все респонденты (100 %) ответили, что им нравятся мероприятия и уроки с применением ИКТ.

Учащихся младших классов постепенно нужно привлекать к созданию совместных презентаций как для уроков, так и для внеклассных мероприятий. Результаты можно представить на мероприятиях или на открытых уроках для родителей.

Привлечение учащихся к созданию презентаций позволит научить их грамотно работать с разнообразными носителями информации. Компьютер дает возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствует развитию их интеллекта, расширяет учебную информацию и позволяет изменить качество контроля за деятельностью обучающихся.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Компьютерные технологии способствуют повышению качества знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Список использованных источников

1. Бездетная Т. Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой // Эйдос: интернет-журнал. — 2006. — 1 сент.

2. Язвенко О. А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий. — htti://festival.1september/articles/516109/

Н. А. Саранова

Малосундыская-Шиндыръяльская ООШ, Республика Марий Эл

Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Проектный метод в школьном образовании — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как учителя, так и учащихся. Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом: научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструирова-

нию полученных знаний; научить предвидеть проблемы, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации; приобрести навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. В своей работе мы используем время урока для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта. На уроках русского языка и литературы используются разнообразные типы учебных проектов: по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой); по доминирующему методу (исследовательский, творческий, игровой); по предметным областям (монопредметный, межпредметный, внепредметный); по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный); по территориальности охвата (локальный, телекоммуникационный). Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности, которая помогает реализовать творческий потенциал учащихся.

Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом:

• научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструированию полученных знаний;

• научить предвидеть проблемы, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта;

• сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации;

• приобрести навыки проведения исследований;

• сформировать навыки работы и делового общения в группе;

• сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

В своей деятельности мы используем время урока для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта.

На уроках русского языка и литературы используем разнообразные типы учебных проектов:

• по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);

• по доминирующему методу (исследовательский, творческий, игровой);

• по предметным областям (монопредметный, межпредметный, внепредметный);

• по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

• по территориальности охвата (локальный, телекоммуникационный).

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы), например: при изучении биографии писателей, закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), проверочные в виде тестов, для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы, работа со словарями), при возможности отказа от классноурочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

Ученики готовят проекты, с которыми выступают перед одноклассниками. Проектные работы, выполненные учащимися, используются в качестве учебного материала на уроках и во внеклассной работе по предмету (Проекты «Сочиняем басни»; «Виды сложноподчиненных предложений», «Нравственные искания героев Гоголя в романе «Тарас Бульба», «Юмор в творчестве А. П. Чехова», «Образ Васютки в произведении В. Астафьева».

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр: «Пишем объявление», «Небылицы», «Участвуем в викторинах, диспутах».

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.

Изучение числительных дает возможность использовать тексты, рассказывающие детям об интересных фактах в разные периоды.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Мы считаем применение информационных технологий необходимым

на уроках русского языка, литературы и мотивируем это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Список использованных источников

1. Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. — М.: Пед. о-во России,

2006.

2. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7.

3. ПахомоваН. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.

В. Ф. Петров

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Применение информационно-коммуникационных технологий

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МАРГУ

Одним из основных факторов развития информационно-коммуникационных технологий современного общества является система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей [1]. В силу своих функций система высшего образования, как один из основных компонентов профессиональной подготовленности специалиста новой цивилизации, играет важнейшую роль в формировании информационной культуры личности.

В связи с этим на рубеже в начале XXI века возрастает актуальность исследований проблем изучения и применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Факультет международных отношений как структурное подразделение интегрирован в информационную среду Марийского государственного университета. Он имеет свои специфические особенности, которые в области изучения и применения информационно-коммуникационных технологий определяются следующими обстоятельствами:

- общепрофессиональные образовательные программы ориентированы на изучение гуманитарных наук;

- обучение студентов двум иностранным языкам по всем специальностям и направлениям подготовки;

- применение европейской, балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов параллельно с российской системой;

- использование системы зачетных единиц по типу ECTS (European Credit Transfer System).

Изучение дисциплин и курсов в области информационных технологий на факультете основывается на базе знаний, умений и навыков студентов, приобретенных в общеобразовательных учреждениях. Результаты исследований 2010 и 2011 годов свидетельствуют о разных уровнях подготовки выпускников школ. Предположим, что это связано со следующими основными факторами в организации учебной деятельности общеобразовательных учреждений в области ИКТ:

- различный уровень профессиональной подготовки педагогов образовательной области «Информатика и ИКТ»;

- разноуровневая ИКТ -компетентность педагогов, что создает информационные и социальные барьеры в формировании позитивного мнения о современных информационно-коммуникационных технологиях в образовании;

- различный уровень в материально-технической оснащенности в области ИКТ в общеобразовательных учреждениях;

- наличие экономического барьера у учащихся (не все школьники имеют персональные компьютеры и доступ в Интернет в домашних условиях).

Результаты исследований свидетельствуют, что от уровня приобретенных знаний, умений и навыков в общеобразовательном учреждении зависит адаптация выпускников в учебной деятельности в вузе.

Важную роль в использовании ИКТ отводится учету особенностей факультета и факторов, определяющих основные методы, формы и способы изучения и применения ИКТ в научно-исследовательской и учебной деятельности студентов.

Студенты специальности «Перевод и переводоведение» при проведении исследований в рамках выпускных квалификационных работ по темам, отнесенным к фонетическому анализу слов, изучают и применяют компью-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.