Научная статья на тему 'Учимся с Intel — учимся по-новому'

Учимся с Intel — учимся по-новому Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учимся с Intel — учимся по-новому»

возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения. Лицей является членом гимназического союза России. При поддержке фонда образования (г. Санкт-Петербург) проведена видеоконференцсвязь с шестью учебными заведениями России. Организатор видеоконференцсвязи Л. А. Зуева и ее участники дали высокую оценку научно-исследовательской и педагогической деятельности. Было предложено проводить дистанционные уроки по авторской программе через ВКС для учителей истории России.

Список использованных источников

1. БалкановаВ. Н. Русская культура 18 века. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. — 68 с.

2. Балканова В. Н. Из истории технической мысли и прикладной науки России первой половины 18 века (А. К. Нартов): дис. ... канд. ист. наук. — Чебоксары, 2004.

О. В. Глазунова, С. В. Иванова

Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола Учимся с іічтеь — учимся по-новому

В XXI веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель. Ученик «нового поколения» — деятельный и активный, любознательный, мыслящий член общества, проявляющий исследовательский интерес, открытый внешнему миру, умеющий самостоятельно учиться, владеющий навыками самоорганизации и коммуникации. Таков «портрет» школьника, который уже начал учиться по новым ФГОС. Для его обучения учитель использует различные технологии обучения, в том числе рефлексивные, в сегодняшнем мире как никогда актуальны технологии совместной работы учеников. Сегодня ученики имеют доступ к различным источникам информации, кроме этого, в основе обучения лежат межпредметные связи, взаимодействие с окружающим миром и реальной жизнью. Целью учеников является поиск возможно правильных ответов, а учитель является проводником и наблюдателем; он создает возможность для учеников применить полученные навыки для построения нового знания. Ученики заранее знают, как будет оцениваться их труд и имеют множество возможностей для самооценки.

Программа «Учимся с ШТЕЬ» объединяет

элементы традиционного обучения, в центре которого стоит учитель, с элементами подхода XXI века, в центре которого находится ученик. И хотя между этими подходами существуют различия, важно заметить, что методы XXI века могут обогатить традиционные методики обучения. Образовательная программа ГЫТЕЬ помогает учителю глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке к урокам, но и учителям начальных классов.

В 2010-2011 учебном году в нашей республике в программу «Учимся с ГЫТЕЬ» активно влились учителя начальных классов, которые уже начали реализацию новых ФГОС. Сегодня выпускник начальной ступени обучения должен хорошо владеть ИКТ. Работая по программе «Учимся с ГЫТЕЬ», учитель начальных классов получает возможность постепенно приобщить школьников к компьютеру — современному инструменту работы с информацией.

В своей работе на различных уроках учитель начальных классов с успехом может использовать различные методические приемы, предлагаемые технологией ГЫТЕЬ. Так, в начале 1 класса у ребят проходит период адаптации к школе, у каждого он индивидуален. В течение этого периода мы играли в игры на знакомство друг с другом и сплочение класса. Например, мы очень активно использовали игры: «С кем я?», «Атом», «Что изменилось?, «Зеркальное отражение» и другие. При решении учебных проблем мы используем приемы технологии критического мышления, например, «Мозговой штурм»: в течение 3-5 минут нужно было найти ответы на вопросы. Активно используются возможности парной и групповой работы. Умение младшего школьника при обсуждении быть не критиком, а «требовательным другом», позволяет включать активные интерактивные технологии в проведение уроков по различным предметам. Этому мы учимся с 1 класса: в обсуждении высказывание ученика всегда начинается с положительных моментов и, если возможно, этим же заканчиваем. Также учимся задавать правильные, не обидные вопросы, например, а не хотел бы ты..., может лучше было бы... и т. д. Но, в свою очередь, учимся отстаивать, защищать свою работу, доказывать, почему сделано именно так, а не иначе.

С введением новых образовательных стандартов, изменились требования к результату образования: кроме знаний по предмету, ученики должны овладеть и метапредметными действиями, а именно: регулятивными, познавательными, коммуникативными. Одним из таких умений является умение планировать свои действия. И уже с 1 класса мы учимся составлять план своих действий, алгоритмы или шаги, работаем при помощи пошаговых инструкций. Например, в русском языке, еще с уроков письма, мы выполняем 6 шагов списывания предложения или текста. Не так давно добавилась пошаговая инструкция, как записать свои мысли. Кроме этого, мы учимся планировать работу на уроке. Чаще всего это урок математики. Записываем план заданий на доске,

по мере выполнения задания зачеркиваются и очень хорошо видна сделанная работа. Также сразу понятно, что не выполнено, выясняем причины, таким образом, школьники активно занимаются самоорганизацией.

Знакомясь с компьютером при выполнении заданий ШТЕЬ, первоклассник не просто осваивает компьютерные технологии. Все задания, выполняемые им, нацелены на создание маленьких проектов, связанных с его жизнью в местном сообществе — в классе, школе, во дворе, в городе. Работа на компьютере в паре позволяет первокласснику сделать первые шаги к сотрудничеству. На наш взгляд, интеграция информационных технологий и методических приемов на уроках поможет нам достичь главной цели начального образования — сформировать желание и умение учиться.

Список использованных источников

1. Программа ЮТЕЬ «Путь к успеху». Книга для учителя: метод. материалы. 2006.

2. Программа ЮТЕЬ «Путь к успеху». Книга для ученика: метод. материалы. 2006.

Е. А. Дубникова

Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Йошкар-Ола

Активизация познавательной деятельности младших школьников

С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья знакомит с видами работы учителя начальных классов по активизации познавательной активности учащихся младших классов с применением информационных технологий.

Сделать серьезные занятия для ребенка увлекательными — вот задача первоначального обучения.

К. Д. Ушинский

В начальных классах очень важно заинтересовать учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей уже на втором году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными.

Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Работа по формированию и развитию познавательного интереса ведется по двум направлениям: учебная и внеурочная.

Проведение уроков с использованием информационных технологий — это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков у учащихся активизируются восприятие, память, мышление. Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал — и забыл, я увидел — и запомнил»). Облегчение процесса восприятия и запоминания — это основа любой современной презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе позволяет:

1. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств связи.

2. Перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

4. Проводить уроки на высоком эстетическом уровне.

5. Использовать индивидуальный подход к ученику, используя разноуровневые задания.

ИКТ на уроках позволяет расширить рамки учебника. Разве можно совершить кругосветное путешествие, экскурс в прошлое нашей страны или увидеть разнообразие животных и растений планеты за 40 минут? С использованием современных информационных технологий это возможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.