Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ'

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / УЧЕБНОЕ ПОЗНАНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю. В.

В статье рассматриваются теоретические практические вопросы развитие учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения игре в шахматы. Автором указывается значимость учебно-познавательной деятельности, которая является социально - значимым качеством личности и формируется в деятельности младших школьников. Анализируются несколько направлений в содержании понятия «учебно-познавательная деятельность». Определяются наиболее эффективные приёмы формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на основании проведённого исследования, и наряду с ними стоит игра в шахматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN GAME IN CHESS

In article theoretical practical questions development of educational cognitive activity of younger school students in the course of training in game in chess are considered. The author specifies the importance of educational cognitive activity which is socially - significant quality of the personality and is formed in activity of younger school students. Some directions in the content of the concept "educational cognitive activity" are analyzed. The most effective methods of formation of educational cognitive activity of younger school students on the basis of the conducted research are defined, and along with them there is a game in chess.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»

инвестиционные проекты в мебельной промышленности. Для повышения инвестиционной привлекательности компаниям необходимо подойти более внимательно к вопросу о формировании управленческого учета и открытости бухгалтерской отчетности. Предоставление этой информации целесообразно с точки зрения повышения доверия со стороны пользователей отчетности, т. е. потенциальных инвесторов, контрагентов, кредиторов и даже покупателей. Компаниям из России и Азии для повышения уровня заинтересованности инвесторов, можно заимствовать опыт американских компаний.

Алеева Ю.В., к. пед. н.

доцент кафедра «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В

ШАХМАТЫ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические практические вопросы развитие учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения игре в шахматы. Автором указывается значимость учебно-познавательной деятельности, которая является социально - значимым качеством личности и формируется в деятельности младших школьников. Анализируются несколько направлений в содержании понятия «учебно-познавательная деятельность». Определяются наиболее эффективные приёмы формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на основании проведённого исследования, и наряду с ними стоит игра в шахматы.

Ключевые слова: познание, учебное познание, учебно-познавательная деятельность, познавательная потребность.

Aleeva Yu. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor

associate professor of "Pedagogics" Altai state pedagogical university Russia, Barnaul

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN

GAME IN CHESS

Summary: In article theoretical practical questions development of educational cognitive activity of younger school students in the course of training in game in chess are considered. The author specifies the importance of educational cognitive activity which is socially - significant quality of the personality and is formed in activity of younger school students. Some directions in the content of the concept "educational cognitive activity" are analyzed. The most effective methods of formation of educational cognitive activity of younger school students on the basis of the conducted research are defined, and along with them there is a game in

chess.

Keywords: knowledge, educational knowledge, educational cognitive activity, informative requirement.

В течение многих лет в школе господствовал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором все знания сообщались в готовом виде. Деятельность ученика при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У детей культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось продуктивное или творческое мышление.

Жизнь поставила перед системой образования ответственную задачу: развивать у младшего школьника творческое мышление, готовить его к самостоятельному решению нестандартных проблем.

В некоторых работах ученых педагогов представлен теоретический анализ и практический опыт совершенствования образовательной среды, попытка модернизации и инновации в образовательное пространство детско-юношеских школ. Рассматриваются вопросы в обеспечении развития учреждений дополнительного образования, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения [2].

Важнейшая задача педагогов начальных классов - сформировать у детей учебно-познавательную деятельность. Физическое и психическое самочувствие младших школьников обычно приходит в норму через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким формам работы относится игра. Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми: обучающие; контролирующие; обобщающие [3].

В работах ученых рассматривается развитие познавательной активности личности в процессе проблемного обучения. Раскрывается и обосновывается педагогическая система развития познавательной активности личности, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного [1].

На основе литературы, экспериментов, бесед с педагогами, личных наблюдений можно определить следующие критерии учебно-познавательной деятельности младших школьников: 1. Отсутствие отвлечений от занятий. 2. Сосредоточенность и внимание к основному содержанию занятия.3. Стремление к самостоятельному размышлению. 4. Возникновение у воспитанников вопросов. 5. Нежелание прекращать занятие, сожаление по поводу их окончания. 6. Охотное и активное выполнение задания. 7. Общее оживление в связи с новым материалом на занятии. 8. Желание учащихся самостоятельно проверить на практике, сообщаемые педагогом факты и знания.

С целью выявления уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у младших школьников, выбранных в качестве

экспериментальных и контрольных групп, был проведен констатирующий эксперимент. С помощью следующих методик: 1. Отдельные блоки, базирующиеся на контрольно-ориентировочных тестах. Обобщение данных с каждого компонента учебно-познавательной деятельности позволяет определять уровень развития этого качества. 2. Познавательная задача и её решение. 3. Проблемная ситуация и её решение.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей обеих групп невысокий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности. Такие данные обусловили проведение формирующего эксперимента.

Проведённая работа позволила определить наиболее эффективные приёмы формирования учебно-познавательной деятельности:

1.Использование игровых заданий, упражнения поискового характера и опытов, направленных на развитие у детей конкретных представлений; 2. Применение различных игр, игровых ситуаций; 3. Рассматривание рисунков, выполненных в течение длительного времени; 4. Самостоятельная деятельность учащихся в процессе занятий; 5. Осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Все эти приёмы следует отметить особо, они в наибольшей степени способствуют формированию у младших школьников учебно-познавательной деятельности, и наряду с ними стоит игра в шахматы.

Из всего многообразия шахматного материала нами отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования учебно-познавательной деятельности, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных нами дидактических заданий и мини-игр мы решили сразу несколько задач: занимательный характер учебного материала позволил привить младшим школьникам интерес к шахматам; решение большого количества дидактических заданий и проведение дидактических игр способствовало формированию способности действовать в уме.

Теория П.Я. Гальперина реализовывалась нами с первых же занятий. Для каждой из фигур мы разработали три вида упражнений: 1) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а черные недвижимы, играют роль статистов; ученик учился создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника; 2) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; ребенок следил за полями атакованными фигурами партнера; 3) игра ведется поочередно, как это и принято в шахматах; школьник учитывал лучшие ходы противника и преодолевал его сопротивление.

По нашей системе шахматы первого года обучения планировались таким образом, чтобы не было проигравших детей. Ученик выиграл, педагог проиграл, но и он остался в выигрыше, т.к. научил.

Поэтому можно сделать вывод, что накопление у ребёнка богатого и

разнообразного сенсорного опыта, последовательное развитие основных видов мышления и в целом его учебно-познавательная деятельность определяется педагогическими условиями, в которых он воспитывается, учится и социумом, в котором он живёт.

Использованные источники:

1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. -2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.

2. Попова Н.В., Ельников А.В. Теоретические и практические предпосылки совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). - С. 157-160.

3. Ткаченко М.В., Алеева Ю.В. Роль игры в обучении младших школьников // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании материалы V всероссийской научно-практической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА. - 2013. - С. 207-209.

Бабушкина О.А. студент магистратуры, 2 курс факультет «Государственное управление и местное самоуправление»

Анимица Е.Г. научный руководитель ФГБОУВО «Уральский государственный экономический

университет» Россия, г. Екатеринбург СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается стратегическое планирование в Российской Федерации. Необходимость определения целей, и приоритетов социально-экономического развития страны. Определение путей и способов обеспечения развития экономики страны. Рассматриваются основные документы формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, прогноз социально-экономического развития, комплекс мероприятий по социально-экономическому развитию.

The article deals with strategic planning in the Russian Federation. The need to identify the goals and priorities of socio-economic development of the country. Determination of ways and means to ensure the country's economic development. The basic documents of formation of strategy of socio-economic development of the Russian Federation.

Key words: strategic planning, the forecast of socio-economic development, a complex of measures on socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.