Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ КЛАССЫ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ШАХМАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Тихонова Ирина Владимировна, Сальникова Елена Анатольевна

В настоящее время дети, имеющие различные нарушения слуха, имеют достаточно большое представительство среди других нозологических групп. Снижение или потеря слуха у детей сопровождается дефицитом внимания, которое определяет возможности развития познавательной деятельности, что создает психолого-педагогические трудности в их обучении и воспитании. Развитие познавательной сферы слабослышащих и глухих детей является неотъемлемым условием их нормального развития, эффективной образовательной деятельности и успешной социализации. Игровая деятельность является эффективным средством развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности. Одним из средств этой группы, отличающимся большим ресурсным потенциалом в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста, является игра в шахматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Тихонова Ирина Владимировна, Сальникова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE POTENTIAL OF CHESS GAME IN DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN HEARING IMPAIRED AND DEAF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Currently, children with various hearing disorders have a fairly large representation among other nosological groups. The reduction or loss of hearing in children is accompanied by a lack of attention, which determines the possibilities for the development of cognitive activity, which creates psychological and pedagogical difficulties in their education and upbringing. The development of the cognitive sphere of hearing impaired and deaf children is an indispensable condition for their normal development, effective educational activities and successful socialization. Game activity is an effective means of developing school-significant psychological and psychophysiological functions of students, intensifying their cognitive abilities, and fostering a steady interest in intellectual activity. One of the means of this group, which has great resource potential in the development of the cognitive sphere of children of primary school age, is the game of chess.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] // В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 2016. - 281 с.

4. Зайцева О.О. Сочинение в начальной школе. - 2001. - №6. - С. 28-35

5. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Изд. Либроком 2014. - 248 с.

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор Шестаков Михаил Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Сальникова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация. В настоящее время дети, имеющие различные нарушения слуха, имеют достаточно большое представительство среди других нозологических групп. Снижение или потеря слуха у детей сопровождается дефицитом внимания, которое определяет возможности развития познавательной деятельности, что создает психолого-педагогические трудности в их обучении и воспитании. Развитие познавательной сферы слабослышащих и глухих детей является неотъемлемым условием их нормального развития, эффективной образовательной деятельности и успешной социализации. Игровая деятельность является эффективным средством развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности. Одним из средств этой группы, отличающимся большим ресурсным потенциалом в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста, является игра в шахматы.

Ключевые слова: школьники, младшие классы, нарушение слуха, познавательные процессы, шахматы.

Annotation. Currently, children with various hearing disorders have a fairly large representation among other nosological groups. The reduction or loss of hearing in children is accompanied by a lack of attention, which determines the possibilities for the development of cognitive activity, which creates psychological and pedagogical difficulties in their education and upbringing. The development of the cognitive sphere of hearing impaired and deaf children is an indispensable condition for their normal development, effective educational activities and successful socialization. Game activity is an effective means of developing school-significant psychological and psychophysiological functions of students, intensifying their cognitive abilities, and fostering a steady interest in intellectual activity. One of the means of this group, which has great resource potential in the development of the cognitive sphere of children of primary school age, is the game of chess.

Keywords: schoolchildren, junior classes, hearing impairment, cognitive processes, chess.

Введение. Возраст детей, обучающихся в младших классах, считается специалистами наиболее благоприятным периодом естественного и направленного формирования и развития основ осознанного рефлексивного поведения, а также воспитания типологических характеристик рефлексии. Важность этого возрастного периода в онтогенезе связана еще и с созданием фундаментальных основ социального поведения человека, возможностей его успешного самоопределения и самореализации в социуме [6].

Способность обучающегося уточнять уровень и содержание своих знаний, а также правильно оценивать собственные действия являются продуктом его познавательной деятельности, результатом рефлексивного поведения. Без самостоятельного выявления собственных ошибок, причинно-следственных связей их возникновения становится проблематичным, а порой и невозможным достижение основной целевой установки в любом виде деятельности [1].

Когда речь идет о детях с нарушениями слуха, необходимо иметь ввиду, что поражение соответствующих органов, отвечающих за восприятие звуковой информации, снижает функциональные возможности нервной системы, приводящие в последующем к определенным нарушениям процесса умственного развития, развития речи, развития аналитико-синтетического мышления [10].

При этом подобное отставание в развитии мышления у данного контингента детей становится очевидным во всех его компонентах. Это проявляется и в ухудшение вербальной стороны мыслительных процессов, и в существенном отставании словесно-логического мышления, и в запаздывании формирования умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, и в дефиците мотивационного компонента, и в низкой познавательной активности [2].

Следовательно, целенаправленное развитие познавательной сферы слабослышащих и глухих детей является необходимым условием их нормального развития, эффективной образовательной деятельности и успешной социализации [11, 12].

Изложение основного материала статьи. Для определения характера влияния показателей развития познавательной сферы слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста на успешность их образовательной деятельности был проведен корреляционный анализ между двумя соответствующими группами показателей у школьников третьих классов специальной школы., которые адаптировались к оценке их знаний по учебным предметам на основе 5-бальной системы, и накопивших за это время определенный объем знаний.

Результаты корреляционного анализа между показателями развития познавательной сферы данного контингента детей и их успеваемости по учебным предметам позволил установить следующие закономерности:

- показатели уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха практически не связаны (г=0,020-0,098; р>0,05) с их успеваемостью по таким учебным предметам, как «Изобразительное искусство», «Математика», «Развитие речи», «Формирование грамматического строя речи», «Чтение»;

- показатели уровня развития внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха практически не связаны (г=0,020-0,151; p>0,05) с ихуспеваемостью по таким учебным предметам, как «Изобразительное искусство», «Математика», «Развитие речи», «Формирование грамматического строя речи», «Чтение»;

- показатели уровня развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеют статистически достоверные положительные корреляционные связи с успеваемостью по учебным предметам: «Развитие речи» (г=-0,312; p<0,05) и «Чтение» (г=-0,314; p<0,05), тогда как с успеваемостью этих школьников по изобразительному искусству, математике и формированию грамматического строя речи статистически достоверных взаимосвязей не обнаружено (г=0,53-0,94; p>0,05);

- показатели уровня развития аналитико-синтетического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеют статистически достоверные положительные корреляционные связи с успеваемостью этих учащихся по учебным предметам: «Изобразительное искусство» (г=0,361; p<0,05), «Математика» (г=0,384; p<0,01), «Развитие речи» (г=0,731; p<0,01), «Формирование грамматического строя речи» (г=0,434; p<0,01), «Чтение» (г=0,646; p<0,01).

По мнению специалистов, достаточно эффективным средством развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста являются игры, задания игрового характера и т.п. Во время игр у детей формируется навык концентрировать внимание, который переносится на другие виды их деятельности, включая учебную [4, 8].

Представители отечественной педагогики и психологии уже давно установили явную зависимость между деятельностью детей, происходящей в игровой форме, и темпами их умственного развития. Это связывается с тем, что игровая деятельность положительно влияет на онтогенетическое развитие ребенка и создает тем самым зону ближайшего развития умственных действий [3].

В связи с этим представляется очевидным, что игры, игровая деятельность, задания в игровой форме у детей младшего школьного возраста должны рассматриваться в качестве основного, базового средства развития умственной деятельности ребенка, которая необходима ему для успешного освоения новых знаний.

Специалисты подчеркивают, что для начальной школы игра является одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней [7].

Одним из средств этой группы, отличающимся большим ресурсным потенциалом в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста является игра в шахматы [5, 9].

Опрос квалифицированных педагогов-тренеров, которые обучают игре в шахматы слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста, показал, что в своей работе они применяют исключительно уже существующие официальные программы, разработанные для здоровых учащихся начальных классов школы, адаптируя их к особенностям контингента с отклонениями в состоянии здоровья по слуху.

Проведенный этими экспертами контент-анализ существующих программ и сопоставление, представленных в них целевых установок и основных задач, отведенного на освоение объема часов и сроков реализации, основных элементов содержания и методического сопровождения позволил им установить, что каждая из рассмотренных учебных программ в большей или меньшей степени располагает определенным числом предпосылок к использованию в работе со слабослышащими и глухими детьми младшего школьного возраста.

В итоге эксперты отмечают, что по общему суммарному числу коэффициента соответствия наибольшим количеством предпосылок к использованию для начального обучения игре в шахматы слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста располагают три программы: «Шахматы - школе» (коэффициент соответствия - 0,87), «Шахматы в начальной школе» (коэффициент соответствия - 0,69), «Шахматы» (коэффициент соответствия - 0,59).

Экспериментальная проверка эффективности развития познавательной сферы у слабослышащих и глухих детей первых классов специальной школы путем включения в состав учебных предметов обучение игре в шахматы в форме факультативных занятий два раза в неделю по одному часу выявила, что к окончанию пятого месяца педагогического эксперимента показатели точности внимания у младших школьников с нарушениями слуха статистически достоверно улучшились, как и его продуктивность (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей познавательной сферы у слабослышащих и глухих детей первых классов специальной (коррекционной) школы в процессе обучения

Показатели познавательной сферы Этапы обследования Достоверность различий по ^критерию Стьюдента

До эксперимента После эксперимента

Точность внимания, ус.ед. 0,64±0,02 0,73±0,02 1=3,19; р<0,01

Продуктивность внимания, ус.ед. 8,20±0,30 7,05±0,20 1=3,15; р<0,01

Аналитико-синтетическое мышление, с. 47,87±2,37 43,38±2,07 1=1,43; р>0,05

Наглядно-образное мышление, баллы 23,52±0,42 26,88±0,41 1=5,71; р<0,001

Образная память, баллы 5,69±0,18 6,69±0,15 1=4,33; р<0,001

При этом прирост показателя точности внимания за этот период у них составил 14,1%, а продуктивности внимания - 14,0%.

Обучение игре в шахматы в дополнение к программному составу учебных предметов в процессе педагогического эксперимента положительно сказалось на улучшении показателей уровня развития наглядно-образного мышления и образной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. При этом у данной нозологической группы младших школьников прирост соответствующих показателей составил - 14,3% и 17,6%.

Выявленные статистически достоверные изменения показателей познавательной сферы у слабослышащих и глухих дутей младшего школьного возраста, обучавшихся игре в шахматы, согласуются с основными положениями, сформулированными специалистами, которыми было установлено, что эффективность игровой деятельности шахматистов наиболее тесно связана с уровнем развития памяти, внимания, мышления и других психических процессов.

Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют конкретизировать ресурсный потенциал игры в шахматы в аспекте развития у слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста таких показателей познавательной сферы, как точность и продуктивность внимания, наглядно-образное и аналитико-синтетическое мышление, образная память.

При этом к психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность процесса развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, относятся:

- обеспечение необходимой слухо-речевой среды;

- развитие рефлексии как способности к самостоятельному выявлению ошибок и установлению их причин во время игры в шахматы;

- моделирование и конструирование учебного шахматного материала на основе деятельностного и дифференцированного подходов к обучаемым;

- создание благоприятной развивающей игровой среды, воздействующей на интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы детей;

- ориентация на достижение успеха;

- удовлетворение особых образовательных потребностей данного контингента детей;

- использование дидактических игр для активизации познавательных процессов;

- учет собственно психофизиологического и психолого-педагогического данного контингента младших школьников.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

2. Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха: монография. - М.: Спутник, 2009. - 247 с.

3. Буров А.В., Калинин В.Е., Березина Л.А. Игровая среда как показатель физической и умственной работоспособности учащихся младшего школьного возраста // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 6. - С. 113-116.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№6. - С. 62-76.

5. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: авторев. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 24 с.

6. Сподаренко Е.В. Педагогические условия формирования социальной рефлексии младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 24 с.

7. Степанова O.A., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. - М.: Творческий центр, 2003. - 96 с.

8. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 1998. - 24 с.

9. Шеронов В.В. Развитие интеллектуальной сферы детей с нарушением слуха на основе обучения игре в шахматы / В.В. Шеронов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - № 4 (24). -С. 104-108.

10. Шматко Н.Д. Интегративное обучение детей с нарушенным слухом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - Вып. 3. - С. 146-157.

11. Щурова Ю.Е. Динамика интеллектуального развития слабослышащих школьников от младшего школьного к подростковому возрасту: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 24 с.

12. Яхнина Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих учащихся младших классов // Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2005. - С. 69-105.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Алексеева Марина Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Егорушина Мария Геннадьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы познания окружающего мира детей с отклонениями в развитии. В частности, рассматриваются концепции, позволяющие обозначить основные подходы к пониманию данной проблематики. В рамках научной статьи дана характеристика не только образовательных программ, но и развитие навыков социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: окружающий мир, адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья.

An^tatton. The article analyzes the problem of cognition of the world around children with developmental disabilities. In particular, the concepts that allow us to identify the main approaches to understanding this problem are considered. The scientific article describes not only educational programs, but also the development of skills for social adaptation of people with disabilities.

Keyword: the world around us, adaptation, children with disabilities.

Введение. Одним из важных этапов формирования личности ребенка является дошкольный возраст. Мир, который открывается перед глазами ребенка, очень велик и огромен. Дошкольники проявляют большой интерес к живой и неодушевленной природе, начинают закладывать основы морали. На основе приобретенного опыта дошкольники развивают свои устремления и предпочтения, хотят прикоснуться ко всему, приблизиться, открыть для себя. Воображение ребенка, его знание окружающего мира позволяют ему расширять границы собственного детского опыта и, как следствие, когнитивное развитие ребенка позволяет ему самореализоваться и выразить себя. Заботливое отношение к окружающему миру заложено в душе ребенка только в том случае, если дошкольник видит примеры внимания и заботы обо всем окружающем каждый день со стороны взрослых [1].

Именно развитие познавательной сферы ребенка становится важным на данном этапе обучения, что отмечается в педагогической теории и практике в качестве приоритетного направления, поскольку именно в этом возрасте познавательный интерес ребенка к окружающей его природе, его наблюдательность и любопытство могут быть использованы для расширения познавательного кругозора ребенка и развития его эрудиции.

Возрастная детская психология содержит очень разностороннюю информацию о состоянии и динамике развития когнитивного интереса у дошкольников. Таким образом, проблема особенностей развития познавательной сферы ребенка, создания условий, которые эффективно повлияли бы на формирование и развитие познавательной деятельности дошкольников и их подготовку к школьному обучению, уже много лет является одной из приоритетных областей педагогических и психологических исследований. К изучению данной проблемы обращались многие психологи и педагоги прошлого, как зарубежные (Д. Брунер, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие), так и отечественные (В.П. Бехтеров, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Е.И. Конради и другие).

Ведущие психологи нашего времени изучили несколько аспектов в области проблемы когнитивного развития дошкольников: особенности проявления когнитивной потребности у дошкольников (Д.Б. Богоявленская, Б.С. Юркевич), формирование когнитивных интересов у детей разного возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Н.Н. Поддяков, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, А.И. Сорокина и другие), процесс развития детей (Л.Ф. Захаревич, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, Н. Бабич, Н.Б. Шумакова, А.И. Сорокина), возрастная специфика проявления познания у дошкольников (В.Г. Иванов, Д.Б. Головикова, Г. Лямина). Вышеупомянутые исследователи различают среди дошкольников спектр компонентов формирования когнитивных отношений с окружающей средой, где они подчеркивают, что наиболее важными качествами являются когнитивный интерес и когнитивная деятельность.

Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Е.И. Щербаков, Г.И. Щукина отметили следующие условия для формирования и развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста: внимание, индивидуальные особенности ребенка, выбор методов и форм работы с детьми, а также соотношение должного и своевременного познавательного интереса с предметом, их стимулирование и развитие во всех областях деятельности ребенка.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. В этот возрастной период ребенок совершает качественный скачок в своем развитии, в том числе и в умственном развитии. В начале дошкольного периода сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, восприятие субъекта, активная речь. В процессе действия с предметами ребенок понимает обращенную к нему речь, уже накопил определенный опыт, обогатил словарный запас. Благодаря этим достижениям начинается активное развитие окружающего мира, и в процессе этого развития дошкольник развивает восприятие и формирует интерес ко всему окружающему [2].

Важность формирования интереса в познании окружающего мира, в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития памяти, мышления, внимания, способствует развитию речи, воображения. Эти процессы в начальной школе будут занимать лидирующие позиции, особенно в логическом мышлении, поскольку мышление будет обрабатывать всю информацию, полученную благодаря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.