Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ШАХМАТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Тихонова Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос, относящийся к проблеме повышения эффективности процесса развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения на основе использования интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры (шахматы, шашки и др.) признаны специалистами одним из эффективных средств развития познавательных процессов, в том числе и у глухих и слабослышащих школьников младших классов. Овладение этими играми и участие в них стимулирует у детей развитие интеллектуальных способностей по мере повышения игровых знаний. Обучение младших школьников содержанию интеллектуальной игры является педагогическим процессом. Эффективность этого процесса детерминирована педагогическими условиями. Они объективно сопровождают деятельность педагога по его осуществлению и влияют эффективность процесса обучения. Знание состава этих условий и специфики их влияния представляется объективной необходимостью для ведения педагогом образовательной деятельности. В связи с этим в исследовании была поставлена задача по выявлению и систематизации педагогических условий, которые влияют на эффективность процесса начального обучения интеллектуальным играм детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, способствующих реализации ресурсного потенциала этих средств с целью успешного развития познавательных способностей и логического мышления обучающихся. В качестве доступной в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения интеллектуальной игры были выбраны шахматы. В результате исследования был определен и систематизирован состав актуальных педагогических условий. Эти педагогические условия позволяют по возможности максимально реализовать ресурсный потенциал интеллектуальной игры с целью эффективного развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Тихонова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE EDUCATION OF YOUNG STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN INTELLECTUAL GAMES

The article addresses the issue related to the problem of increasing the efficiency of the process of developing the cognitive sphere and intellectual abilities of primary school children with hearing impairments in a special (correctional) educational institution based on the use of intellectual games. Intellectual games (chess, checkers, etc.) are recognized by specialists as one of the effective means of developing cognitive processes, including in deaf and hearing-impaired children of primary school age. Mastering and participating in these games stimulates the development of intellectual abilities in children as game knowledge increases. Teaching younger students the content of the intellectual game is a pedagogical process. The effectiveness of this process is determined by pedagogical conditions. They objectively accompany the teacher's activities in its implementation and affect the effectiveness of the learning process. Knowledge of the composition of these conditions and the specifics of their influence seems to be an objective need for the teacher to conduct educational activities. In this regard, the study set the task of identifying and systematizing pedagogical conditions that affect the effectiveness of the initial learning process for intellectual games of primary school children with hearing impairments, contributing to the realization of the resource potential of these means in order to successfully develop cognitive abilities and logical thinking of students. Chess was chosen as an intellectual game available in a special (correctional) educational institution. As a result of the study, the composition of current pedagogical conditions was determined and systematized. These pedagogical conditions make it possible to realize as much as possible the resource potential of the intellectual game in order to effectively develop cognitive processes and intellectual abilities in primary school children with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ»

Игра «Моя одежда». Предметные картинки по теме одежда: майка, рубашка, брюки, свитер, платье, шорты, юбка, мальчик и девочка. Логопед предлагает ребенку назвать предметы одежды, разложить на две группы - для Кати и для Пети, назвать, что у кого, назвать предметы одежды на себе, используя местоимение «мой, моя, мое, мои»: «Рубашка чья? Моя. Брюки чьи? Мои. Свитер чей? Мой». Постепенно можно подвести ребенка к умению составлять небольшие по структуре предложения: «У Кати платье. У Пети брюки. У меня рубашка».

На сегодняшний день наблюдается недостаточное количество практического материала, который был бы направлен, с одной стороны, на формирование слоговой структуры слова у детей со вторым уровнем речевого развития, с другой стороны, на формирование навыков словоизменения и словообразования.

Основная цель новых дидактических игр - формирование функций словоизменения и словообразования существительных у детей с общим недоразвитием речи с учетом формируемого типа слоговой структуры слова. Последовательность проведения игр определена онтогенезом развития навыков словоизменения и словообразования. Речевой материал в дидактических играх содержит звуки раннего онтогенеза и первый и второй типы слоговой структуры слов (двусложные или трухсложные слова с открытыми слогами). Игры были разработаны и апробированы учителем-логопедом МАДОУ № 61 г. Сыктывкар Т.С. Терентьевой.

Представим некоторые из них.

Дидактическая игра «Где сидит бабочка?» (игра с фонариком) направлена на развитие умений употреблять в речи предлог «на» в форме предложного падежа. Речевой материал: на баке, на доме, на коне, на маке, на иве, на ноге, на мяте, на бите, на дуге. Ход игры: перед ребенком стопкой лежат карточки. Подсвечивая игровые карточки фонариком снизу, ребенок сможет ответить на вопрос взрослого «Где сидит бабочка?» (на ноге, на бите и т.д.) Изображение проявляется благодаря свету фонарика.

Дидактическая игра «У кого больше?» направлена на развитие дифференциации форм множественного числа имен существительных с окончанием на «ы» или «и». Речевой материал: панамы, помады, кабины, ягоды, телеги, макаки, канавы, монеты. Ход игры: участники игры поровну делят карточки между собой, кладут их стопкой изображением вниз. Затем каждый игрок переворачивает свою верхнюю карточку, называет изображенный на ней предмет (один или несколько). Выигрыш забирает тот игрок, у которого на карточке оказалось изображение нескольких предметов. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся в руках одного человека. Взрослый каждый раз побуждает ребенка называть изображенные предметы.

Дидактическая игра «Где монета?» направлена на развитие умений употреблять предлог «в» (форма предложного падежа). Речевой материал: в пакете, в вагоне, в домике, в кабине, в бидоне, в буфете, в канаве, в каюте. Ход игры: перед ребенком стопкой лежат игровые карточки с изображением различных предметов, отдельные детали которых открываются, как окошки. Взрослый спрашивает про каждый предмет: «Монета в ...?» Ребенок открывает «окошко», отвечает на вопрос взрослого (в каюте, в бидоне и т.д.).

Постепенно дети с общим недоразвитием включаются в систематический процесс логопедической работы над развитием всех компонентов речи, их речевые возможности улучшаются, дети переходят на третий уровень речевого развития. У них формируется языковая способность или языковая компетентность.

Выводы. Таким образом, теоретическое обоснование проблемы и практический материал по развитию речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет студентам овладеть навыками применения системного комплексного подхода для формирования общей речевой компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а логопедам дошкольных образовательных организаций актуализировать свои теоретические знания и обогатить свой практический опыт дидактическими играми.

Литература:

1. Балаева, В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их к школе (по методике модельного обучения): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. (733) / Балаева Валерия Ивановна. - Москва, 1968. - 27 с.

2. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / С.Е. Большакова. - М.: А. П. О., 1996. - 28 с.

3. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (Формирование лексики и граммат. строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Москва: РГБ, 2009. - 1 с.

4. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.

5. Шаховская, С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1 / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худнеко. - М., 1992. - 56 с.

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор Шестаков Михаил Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, относящийся к проблеме повышения эффективности процесса развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения на основе использования интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры (шахматы, шашки и др.) признаны специалистами одним из эффективных средств развития познавательных процессов, в том числе и у глухих и слабослышащих школьников младших классов. Овладение этими играми и участие в них стимулирует у детей развитие интеллектуальных способностей по мере повышения игровых знаний. Обучение младших школьников содержанию интеллектуальной игры является педагогическим процессом. Эффективность этого процесса детерминирована педагогическими условиями. Они объективно сопровождают деятельность педагога по его осуществлению и влияют эффективность процесса обучения. Знание состава этих условий и специфики их влияния

представляется объективной необходимостью для ведения педагогом образовательной деятельности. В связи с этим в исследовании была поставлена задача по выявлению и систематизации педагогических условий, которые влияют на эффективность процесса начального обучения интеллектуальным играм детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, способствующих реализации ресурсного потенциала этих средств с целью успешного развития познавательных способностей и логического мышления обучающихся. В качестве доступной в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения интеллектуальной игры были выбраны шахматы. В результате исследования был определен и систематизирован состав актуальных педагогических условий. Эти педагогические условия позволяют по возможности максимально реализовать ресурсный потенциал интеллектуальной игры с целью эффективного развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Ключевые слова: младшие школьники, нарушение слуха, познавательные процессы, шахматы, обучение, педагогические условия.

Annotation. The article addresses the issue related to the problem of increasing the efficiency of the process of developing the cognitive sphere and intellectual abilities of primary school children with hearing impairments in a special (correctional) educational institution based on the use of intellectual games. Intellectual games (chess, checkers, etc.) are recognized by specialists as one of the effective means of developing cognitive processes, including in deaf and hearing-impaired children of primary school age. Mastering and participating in these games stimulates the development of intellectual abilities in children as game knowledge increases. Teaching younger students the content of the intellectual game is a pedagogical process. The effectiveness of this process is determined by pedagogical conditions. They objectively accompany the teacher's activities in its implementation and affect the effectiveness of the learning process. Knowledge of the composition of these conditions and the specifics of their influence seems to be an objective need for the teacher to conduct educational activities. In this regard, the study set the task of identifying and systematizing pedagogical conditions that affect the effectiveness of the initial learning process for intellectual games of primary school children with hearing impairments, contributing to the realization of the resource potential of these means in order to successfully develop cognitive abilities and logical thinking of students. Chess was chosen as an intellectual game available in a special (correctional) educational institution. As a result of the study, the composition of current pedagogical conditions was determined and systematized. These pedagogical conditions make it possible to realize as much as possible the resource potential of the intellectual game in order to effectively develop cognitive processes and intellectual abilities in primary school children with hearing impairments.

Key words: younger students, hearing impairment, cognitive processes, chess, learning, pedagogical conditions.

Введение. Исследованиями специалистов показано, что эффективность образовательного процесса во многом детерминирована педагогическими условиями, которые объективно сопровождают осуществление этой деятельности педагогом. В своем большинстве у специалистов в этой области знаний под педагогическими условиями образовательного процесса принято понимать совокупность мер, форм, средств, методов воздействия и компонентов внешнего окружения, которые влияют на успешность усвоения знаний обучающимися. В связи с этим представляется естественным интерес специалистов к выявлению состава педагогических условий и определению степени их влияния на эффективность достижения цели образовательного процесса [3, 6, 7].

Подобная совокупность компонентов педагогических условий оказывает влияние на образовательный процесс учащихся не только в обычных школах, но и в специальных, в частности коррекционных образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, где кроме традиционных, должны быть созданы и особые с учетом специфики диагноза обучающихся [3, 5, 8].

Рассматривая состав средств, используемых в образовательном процессе школьников данной нозологической группы, специалистами установлено, что одним из эффективных являются интеллектуальные игры, способствующие активизации процесса развития познавательных способностей и логического мышления обучающихся. Эта группа средств в условиях обычного и специального учебного заведения чаще всего представлена абстрактно-логическими играми, в частности шахматами, шашками и другими подобными, в том числе и аналогичными компьютерными [1, 2, 9].

Однако, использование в педагогическом процессе, например, такой интеллектуальной игры как шахматы предполагает наличие обязательного начального этапа для ее эффективного использования с целью развития познавательных способностей, заключающегося в обучении детей минимальному объему знаний по правилам ведения этой игры. При этом, этап начального обучения детей содержанию интеллектуальной игры, как и любой образовательный процесс, детерминирован педагогическими условиями, обеспечивающими успешность решения задачи осуществляемой деятельности [4, 10, 11, 12].

В связи с этим в исследовании была поставлена задача по выявлению и систематизации педагогических условий, которые влияют на эффективность процесса начального обучения интеллектуальным играм детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, способствующих реализации ресурсного потенциала этих средств с целью успешного развития познавательных способностей и логического мышления обучающихся. В качестве доступной в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения интеллектуальной игры были выбраны шахматы.

Изложение основного материала статьи. Решение поставленной в исследовании задачи осуществлялось на основе анализа динамики показателей успеваемости учащихся младших классов с нарушениями слуха по учебным предметам (формирование грамматического строя речи, развитие речи, чтение, математика, изобразительное искусство) и показателей познавательной сферы (точность внимания, аналитико-синтетическое мышление, наглядно-образное мышление, образная память) в период двух лет их обучения интеллектуальной игре на примере шахмат.

В результате исследования установлено, что процесс обучения шахматной игре на начальном этапе подвержен воздействию целого ряда педагогических условий. Эти условия способствуют тому, что по мере освоения содержания игры и осуществления непосредственно самой игровой деятельности у детей с нарушениями слуха активизируются процессы развития познавательных и интеллектуальных способностей.

Анализ выявленных педагогических условий позволил их систематизировать по основанию воздействующего компонента и сформировать из них условные группы, которые представлены: правилами и положениями; направленностью, программным содержанием и построением процесса; средовым окружением; составом средств; методическими особенностями; реализацией личностных потребностей (Рисунок 1).

Рисунок 1. Группы педагогических условий эффективной реализации ресурсного потенциала интеллектуальных игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

В первую группу «Правила и положения» рассматриваемых педагогических условий вошли: адаптированные для глухих и слабослышащих детей общеметодические принципы педагогики и специфические принципы обучения младших школьников данной нозологической группы; использование в процессе обучения всех видов речи в сочетании с визуализацией изучаемого материала; использование элементов корректировки их деятельности, индивидуальной психолого-педагогической помощи, самостоятельного и совместного анализа участия в игре с целью развития рефлексии, конкурсов решения игровых задач; проведение личных и лично-командных турниров на основе использования игрового и соревновательного методов.

Вторая группа педагогических условий «Направленность, программное содержание и построение процесса» представлена: направленностью образовательного процесса на развитие у младших школьников с нарушениями слуха рефлексии в силу сенситивности этого возраста для формирования основ осознанного рефлексивного поведения, являющегося базовой основой развития мышления; обеспечением должным содержанием программного материала и предписанной последовательности его реализации; предварительным определением и составлением учебного материала; активизацией деятельности обучающихся с индивидуальным дифференцированием состава и сложности заданий; учетом зон актуального и ближайшего развития школьника.

В третью группу «Средовое окружение» включены педагогические условия, предусматривающие для данного контингента обучающихся создание должной слухо-речевой и развивающей игровой среды, которая по направленности содержанию должна быть образовательной, а по форму функционирования - игровой. Первое условие обеспечивается за счет организации пребывания младших школьников с нарушениями слуха в среде говорящих детей и общения с ними, без учета степени развития их речи и способности понимать речь говорящих сверстников. Реализация этого условия позволяет активизировать процессы развития у этих детей речи, мышления, формирования познавательной сферы, которые в совокупности способствуют более качественной социальной адаптации таких учащихся. Второе условие может быть обеспечено путем использования игрового метода, включающего игровые и соревновательные элементы в процессе обучения, способствующего активному развитию познавательных процессов и удовлетворению потребности детей как в учении, так и в игре.

Четвертая группа «Состав средств» охватывает педагогические условия, предусматривающие в процессе начального этапа обучения шахматной игре младших школьников с нарушениями слуха: использование совокупности средств общей и специальной педагогики, включающих устную, письменную, дактильную и жестовую речь; комплексирование традиционных средств обучения в виде демонстрационных досок с фигурами, шахматных комплектов и оригинальных интерактивных досок, обучающих компьютерных шахматных программ, персональных компьютеров, включая компьютерные технологии; применение средств повышения познавательной активности и избирательного воздействия на развитие памяти и внимания.

Пятую группу «Методические особенности» составляют педагогические условия, предусматривающие для детей данной нозологической группы: сопровождение устной речи дактилированием, повышающим возможности запоминания изучаемого материала, в условиях фронтальных и групповых форм обучения; относительно частая смена одного вида деятельности на другой при сохранении тематики осваиваемого материала; выделение достаточного времени для повторения и закрепления ранее изученного шахматного материала.

Шестая группа «Реализация личностных потребностей» в совокупности педагогических условий представлена реализацией: целенаправленного формирования познавательного интереса младших школьников к игре вообще и нивелированию через нее незрелости отдельных компонентов их психоэмоциональной сферы; ориентацией на достижение успеха в осуществляемой деятельности; удовлетворение особых образовательных потребностей детей младшего школьного возраста данной нозологической группы.

Выводы. Таким образом, в результате исследования конкретизирован и систематизирован состав актуальных педагогических условий, которые позволяют максимально возможно реализовать ресурсный потенциал интеллектуальных игр, рассмотренный на примере шахмат, с целью эффективного развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. В состав основных педагогических условий в процессе начального обучения младших школьников данной нозологической группы интеллектуальным играм целесообразно включить: реализацию

адаптированных общеметодических принципов педагогики и специфических принципов обучения этого контингента детей; направленность на развитие рефлексии; обеспечение должного содержания программного материала; предварительное моделирование и конструирование учебного материала; активизация деятельности обучающихся и индивидуальное дифференцирование состава и сложности заданий; учет зон актуального и ближайшего развития; создание должной слухо-речевой и игровой среды; использование совокупности средств общей и специальной педагогики с включением дактильной и жестовой речи; комплексирование традиционных и оригинальных, включая компьютерные технологии, средств обучения; применение средств повышения познавательной активности и избирательного воздействия на развитие памяти и внимания; сопровождение устной речи дактилированием; смена одно вида деятельности на другой при сохранении сути осваиваемого материала; целенаправленное формирование познавательного интереса к содержанию игры; целенаправленное формирование потребности в достижении успеха в осуществляемой деятельности; удовлетворение особых образовательных потребностей.

Литература:

1. Вершинин, М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Мершинин Михаил Александрович -Волгоград, 2001. - 24 с.

2. Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: автореферат. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Габбазова Асыл Якуповна. - М., 2005. - 24 с.

3. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Герасимова Светлана Викторовна. - М., 2001. - 24 с.

4. Журавлев, Н.И. Шахматы. Шаг за шагом / Н.И. Журавлев. - М.: «Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2012. - 312 с.

5. Зыкова, Т.С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 31-36.

6. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education - 2012. - № 1. - С. 8-14.

7. Князева, В.В. Педагогика: словарь научных терминов / В.В. Князева - М.: Вузовская книга, 2009. - 872 с.

8. Михайлова, И.В. Технология адаптивного шахматного обучения / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 38-41.

9. Разуваев, Ю.С. Действие в уме - основа основ / Ю.С. Разуваев // Шахматное обозрение. - 2000. - № 9. - С. 49.

10. Скаржинская, Е.Н. Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Скаржинская Елена Николаевна. -Малаховка, 2005. - 24 с.

11. Степанова, О.А. Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками / О.А. Степанова // Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 199-207.

12. Тимофеев, А.А. Уроки шахмат в начальной школе. Опыт и перспективы / А.А. Тимофеев. - М.: ФГОУ Рос АКО АПК, 2003. - 120 с.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Шеховцова Елена Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Гостунская Яна Игоревна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. Проблема формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта является актуальной для современной дефектологической науки и практики. Это обусловлено усилением внимания к вопросам социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются основания необходимости исследования технологии формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Содержится анализ понятий «социальное поведение», «навыки социального поведения». Раскрываются факторы и причины, обуславливающие нарушение поведения у умственно отсталых детей. Проанализированы особенности социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Представлено обоснование специфики работы по формированию навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Выделены факторы, влияющие на формирование навыков социального поведения. Представлены результаты диагностики особенностей социального поведения младших школьников с нарушениями интеллекта. Раскрыты особенности организации и проведения целенаправленной работы по формированию навыков социального поведения умственно отсталых детей. Выделены психолого-педагогические условия работы по формированию навыков социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Сделан вывод о том, что работа по формированию навыков социального поведения должна иметь системный комплексный характер и выступать составляющей учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: навыки социального поведения, формирование навыков социального поведения у детей с нарушениями интеллекта.

Annоtation. The problem of the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities is relevant for modern defectological science and practice. This is due to increased attention to the issues of socialization and social adaptation of children with disabilities. The article discusses the reasons for the need to study the technology of forming social behavior skills in children with intellectual disabilities. The analysis of the concepts "social behavior", "skills of social behavior" is contained. The factors and causes that cause behavioral disorders in mentally retarded children are revealed. The features of the social behavior of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.