Бибина Ольга Александровна,
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Саранск, РФ
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В статье раскрываются особенности коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Ключевые слова
Фонематический слух, младшие школьники с интеллектуальными нарушениями, коррекционно-
логопедическая работа, дидактические игры.
Bibina Olga A.,
GBOU RM «Saransk comprehensive school for children with disabilities»
Saransk, Russia
DEVELOPMENT OF PHONEMIC HEARING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract
The article reveals the features of correctional speech therapy work on the development of phonemic hearing in younger schoolchildren with intellectual disabilities through didactic games and game exercises.
Keywords
Phonemic hearing, younger schoolchildren with intellectual disabilities, correctional speech therapy work, didactic games.
Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя и овладением звуковой системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи.
Современные исследования (В. И. Бельтюков, Н. С. Жукова, Т. А. Ткаченко и др.) доказывают, что фонематический слух лежит в основе овладения звуковой системой речи, формирования связной речи, усвоения грамматического строя родного языка. Фонематическое восприятие представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерно системное недоразвитие речи, которое проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. У школьников отмечается низкий уровень развития фонематического слуха, они в основном не готовы воспроизводить слова сложной слоговой конструкции, у них невелико количество эталонов, накопленных в слухоречевом анализаторе, позволяющих адекватно воспринимать звучащее слово, сравнивать с имеющимися, дифференцировать и воспроизводить. Причиной этого является слабость условных связей между
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
двигательным и речеслуховым анализаторами, неумение ребенка ощущать свою артикуляцию, контролировать её, слушая, произносимое им самим и другими. Кроме того у школьников отмечается патологическое своеобразие всех сторон психофизического развития: мотивационно-потребностной, социально-личностной, моторно-двигательной; эмоционально-волевой сферы, а также когнитивных процессов - восприятия, мышления, деятельности, поведения.
Исследователи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.) подчеркивают, что актуальность проблемы развития фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна. С одной стороны, это связано с тем, что развитие фонематического слуха положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С другой стороны, недостатки фонематического развития негативно сказываются на процессе овладения школьниками с интеллектуальными нарушениями представлений о звуковом составе языка, препятствуют усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
В исследованиях Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, В.И. Селиверстова, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и др. показана целесообразность использования дидактических игр в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию речи школьников с интеллектуальными нарушениями вообще и развитию фонематического слуха в частности. В процессе игры создаются благоприятные условия для проектирования, контроля и регулирования процесса формирования фонематического слуха у детей. Развивается интерес к содержанию логопедического занятия. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность детей, способствуют эффективной работе по устранению речевых
Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями осуществляется нами по следующим направлениям: 1. Развитие слухового внимания и памяти. 2. Развитие простых форм фонематического анализа. 3. Развитие сложных форм фонематического анализа. 4. Развитие фонематического синтеза. 5. Развитие фонематических представлений. 6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе индивидуальных и групповых логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. На индивидуальных логопедических занятиях для каждого ребенка определяется содержание логопедической работы. Коррекционный процесс при этом требует длительных упражнений с многократным повторением, если материал не усваивается ребенком, то проходится повторять упражнения предыдущего этапа. Дидактические игры при этом позволяют разнообразить коррекционно-логопедический процесс, сделать его более увлекательным, снять однотипность многократных повторений. Игры и игровые упражнения, которые используются на занятиях, вносят в деятельность детей дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраиваются представления о звуке, слоге, слове; задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, живые звуки и т. п.). Ко многим предлагаемым на занятиях играм используется наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируя их прошлый опыт. Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли на эмоциональную сферу детей, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры
головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.
Специально разработанные и подобранные дидактические игры, занимательные упражнения позволяют не только развивать фонематический слух, но и индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его речевых, умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
Для успешного развития фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями в ходе коррекционно-логопедической работы предполагается создание специальных условий, а именно, обучение осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: играх, продуктивной деятельности; соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающий индивидуально ориентированное обучение с учетом особенностей и способностей конкретного ребенка; структурная простота знаний и умений, их повторяемость; самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе, которая достигается за счет включения в процесс обучения дидактических словесных, подвижных игр, заданий и упражнений.
Таким образом, если при развитии фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями использовать дидактические игры и занимательные задания, специально разработанные и подобранные упражнения, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям детей, то это позволит активизировать познавательную деятельность школьников, и будет способствовать эффективной работе по развитию фонематического слуха и развитию речи в целом. Список использованной литературы:
1. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 2010. - 176 с.
2. Жукова, Н. С. Логопедия: Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 223 с.
4. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-34.
5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с интеллектуальными нарушениями и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
© Бибина О.А., 2022
Виноградова Дарья Александровна,
Череповецкий государственный университет,
г. Череповец, РФ
Научный руководитель: Поникарова Валентина Николаевна
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью проведения коррекционной