Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
СХЕМА ТЕЛА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Дарья Александровна

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью проведения коррекционной работы по формированию представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Целью нашего исследования является выявление особенностей представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; экспериментальный метод (констатирующий эксперимент); количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Результаты изучения показали, что большинство детей в изучаемой группе имеют средний уровень сформированности представлений о схеме тела. Они ориентируются на собственном теле лишь до некоторой степени: могут назвать некоторые части тела, недостаточно различают направления. Вербализация у них развита частично. В целом, представления о схеме тела носят фрагментарный характер. Основными особенностями представлений о схеме тела у детей изучаемой группы назвать такие, как дефекты координатных представлений, нарушения структурно-топологических представлений, хаотичная стратегия пространственной деятельности. Дети затрудняются в вербализации как отдельных частей тела, так и направлений, связанных с образом тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF IDEAS ABOUT THE BODY SCHEME IN HIGH SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The relevance of this problem is determined by the need for correctional work on the formation of ideas about the body scheme in older preschool children with intellectual disabilities. The purpose of our study is to identify the features of the ideas about the body scheme in older preschool children with intellectual disabilities. To solve the tasks and verify the initial positions, the following methods were used: analysis of the literature on the research problem; experimental method (ascertaining experiment); quantitative and qualitative analysis of experimental data. The results of the study showed that most of the children in the study group have an average level of formation of ideas about the body scheme. They are guided by their own body only to some extent: they can name some parts of the body, they do not distinguish directions enough. Their verbalization is partially developed. In general, the ideas about the body scheme are fragmentary. The main features of the representations of the body scheme in children of the studied group are such as defects in coordinate representations, violations of structural and topological representations, chaotic strategy of spatial activity. Children find it difficult to verbalize both individual body parts and directions related to body image.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА»

головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Специально разработанные и подобранные дидактические игры, занимательные упражнения позволяют не только развивать фонематический слух, но и индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его речевых, умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

Для успешного развития фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями в ходе коррекционно-логопедической работы предполагается создание специальных условий, а именно, обучение осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: играх, продуктивной деятельности; соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающий индивидуально ориентированное обучение с учетом особенностей и способностей конкретного ребенка; структурная простота знаний и умений, их повторяемость; самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе, которая достигается за счет включения в процесс обучения дидактических словесных, подвижных игр, заданий и упражнений.

Таким образом, если при развитии фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями использовать дидактические игры и занимательные задания, специально разработанные и подобранные упражнения, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям детей, то это позволит активизировать познавательную деятельность школьников, и будет способствовать эффективной работе по развитию фонематического слуха и развитию речи в целом. Список использованной литературы:

1. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 2010. - 176 с.

2. Жукова, Н. С. Логопедия: Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.

3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 223 с.

4. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-34.

5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с интеллектуальными нарушениями и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.

© Бибина О.А., 2022

Виноградова Дарья Александровна,

Череповецкий государственный университет,

г. Череповец, РФ

Научный руководитель: Поникарова Валентина Николаевна

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью проведения коррекционной

работы по формированию представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Целью нашего исследования является выявление особенностей представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; экспериментальный метод (констатирующий эксперимент); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Результаты изучения показали, что большинство детей в изучаемой группе имеют средний уровень сформированности представлений о схеме тела. Они ориентируются на собственном теле лишь до некоторой степени: могут назвать некоторые части тела, недостаточно различают направления. Вербализация у них развита частично. В целом, представления о схеме тела носят фрагментарный характер.

Основными особенностями представлений о схеме тела у детей изучаемой группы назвать такие, как дефекты координатных представлений, нарушения структурно-топологических представлений, хаотичная стратегия пространственной деятельности. Дети затрудняются в вербализации как отдельных частей тела, так и направлений, связанных с образом тела.

Ключевые слова

Схема тела, представления, нарушения интеллекта, старший дошкольный возраст,

экспериментальное исследование, диагностические методики, уровни сформированности

представлений о схеме тела.

Vinogradova Darya A.,

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

RESEARCH OF IDEAS ABOUT THE BODY SCHEME IN HIGH SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Abstract

The relevance of this problem is determined by the need for correctional work on the formation of ideas about the body scheme in older preschool children with intellectual disabilities.

The purpose of our study is to identify the features of the ideas about the body scheme in older preschool children with intellectual disabilities.

To solve the tasks and verify the initial positions, the following methods were used: analysis of the literature on the research problem; experimental method (ascertaining experiment); quantitative and qualitative analysis of experimental data.

The results of the study showed that most of the children in the study group have an average level of formation of ideas about the body scheme. They are guided by their own body only to some extent: they can name some parts of the body, they do not distinguish directions enough. Their verbalization is partially developed. In general, the ideas about the body scheme are fragmentary.

The main features of the representations of the body scheme in children of the studied group are such as defects in coordinate representations, violations of structural and topological representations, chaotic strategy of spatial activity. Children find it difficult to verbalize both individual body parts and directions related to body image.

Keywords

Body schema, representations, intellectual disabilities, senior preschool age, experimental research, diagnostic techniques, levels of formation of ideas about the body schema.

Схема тела - это конструируемое головным мозгом представление о собственном теле и его частях. Изучением данного феномена впервые начали заниматься неврологи, наблюдавшие за пациентами с повреждениями головного мозга, с невротипическими и шизотипическими расстройствами. Основы учения о схеме тела были заложены учёными Г. Хэдом и Г. Холмсом в 1911 году [1].

Исключительная значимость для полноценного психического развития ребёнка, своевременного формирования представлений о схеме тела, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и с развитием специфических познавательных навыков и умений представлена в работах L. Cardinali, C. Brozzoli, S. Fisher, M. L. Simmel, S. Sontag, М.В. Вовчик-Блакитной, Л.А. Пепик, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- положения отечественной педагогики и психологии о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.);

- положения об общих закономерностях психического развития детей с нормотипическим и отклоняющимся онтогенезом (Л.С. Выготский, В. И. Лубовский, Н.Я. Семаго и др.);

- положения о комплексном подходе к проблеме формирования представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (И. М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Е.В. Заика, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго, А. П. Щербак и др.).

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 131» г. Череповца в марте-мае 2021 года. В эксперименте принимали участие 10 детей с различной степенью умственной отсталости. Исследование проходило в группе № 12 («Колокольчик»).

Для изучения особенностей представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта нами были подобраны и модифицированы следующие методики:

1. Методики на уточнение схемы собственного тела, указание местоположения предметов в пространстве относительно себя (включающие 7 заданий) [6].

2. Методики на обследование пространственных представлений о собственном теле (включающие 3 задания) [2].

3. Методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребёнка» [5].

С целью унификации системы оценок все задания оцениваются по следующим параметрам: выполнил задание; выполнил задание частично; не выполнил задание.

Нами были предложены обобщенные критерии оценки представлений о схеме тела:

Высокий уровень: ребёнок в целом ориентируется на собственном теле, может назвать отдельные части тела, достаточно чётко различает направления вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад. Может вербализовать названия отдельных частей тела и пространственные направления. Представления о схеме тела носят целостный и обобщенный характер.

Средний уровень: ребёнок до некоторой степени ориентируется на собственном теле, может назвать отдельные части тела, недостаточно различает направления вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад. Может частично вербализовать названия отдельных частей тела и пространственные направления. Представления о схеме тела носят преимущественно фрагментарный характер.

Низкий уровень: ребёнок не ориентируется на собственном теле, не может назвать отдельные

части тела, не различает основные направления вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад. Представления о схеме тела представления практически не сформированы.

В ходе проведённого исследования нами были получены следующие результаты. Большинство воспитанников (5 чел.) выполнили задания из серии частично. Самая распространённая ошибка -различение правой и левой сторон.

Среди испытуемых лишь один ребёнок выполнил все задания безошибочно. Дошкольник различает понятия «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперёд-назад»; ориентируется в частях собственного тела и тела другого человека, а также на листе бумаги; может определить местоположение предметов в пространстве относительно себя.

По результатам второй серии (методик на обследование пространственных представлений о собственном теле) двое воспитанников хорошо ориентируются в частях собственного лица; различают такие части тела, как плечи, шея, колени; могут определить положение рук относительно собственного тела.

Большая часть детей (6 чел.) справились лишь с некоторыми заданиями. Самой распространённой трудностью стало различение запястья и ладони (дети путаются в названных частях тела).

Двое из обследуемых не справились ни с одним из предложенных заданий.

Результаты третьей серии показали следующие результаты.

Первый уровень методики предполагал выполнение заданий перед зеркалом с закрытыми глазами, что и повлияло на результаты данной серии: большинство детей не ориентируются в частях тела без опоры на зрение. Выполнить некоторые задания с закрытыми глазами без прощупывания частей тела удалось только одному дошкольнику, с закрытыми глазами с прощупыванием частей тела - двум дошкольникам.

Трое из группы не справились ни с одним из заданий.

Обобщённые результаты проведённого исследования показывают, что лишь один ребенок из группы имеет достаточно высокий уровень развития представлений о схеме тела: хорошая ориентировка на собственном теле и его частях, оперирование понятиями, обозначающими направления (вправо-влево, вверх-вниз, вперёд-назад), достаточно развитый уровень вербализации отдельных частей тела и пространственных направлений. У ребенка отмечается целостный характер представлений о схеме тела. Диагноз: легкая умственная отсталость.

Большая часть детей (6 чел.) ориентируются на собственном теле лишь до некоторой степени: они могут назвать некоторые части тела, недостаточно различают направления. Вербализация у них развита частично. В целом, представления о схеме тела носят фрагментарный характер. Диагноз: легкая и умеренная умственная отсталость.

Среди обследуемых три ребенка не ориентируются на собственном теле, не могут назвать части тела, не различают направления вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад. Представления о схеме тела у них не сформированы. Диагноз: умеренная умственная отсталость.

Таким образом, проведённый на базе дошкольного образовательного учреждения констатирующий эксперимент позволил сделать вывод о том, что большая часть дошкольников с нарушениями интеллекта имеют особенности представлений о схеме тела, которые характеризуются неполнотой, неточностью, недифференцированностью, недостаточным обобщением, сложностями вербализации понятий, отражающих схему тела и соответствующие пространственные направления.

Имеются определенные корреляции с глубиной нарушения интеллекта: чем более выражены нарушения интеллекта, тем больше трудностей дети испытывают в освоении схемы тела.

В целом для изучаемой группы лучше всего сформирован первый уровень структурной

организации схемы тела: уровень чувствительного восприятия, тогда как остальные уровни находятся на стадии формирования. Это свидетельствует о значительном отставании от уровня нормотипического развития.

Перспектива исследования предполагает разработку содержания коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В содержание планируется внести занятия, включающие различные игры и упражнения, которыми могут руководствоваться педагоги при проведении коррекционной работы. Значение игры для познавательного и личностного развития ребенка подчёркивал ещё сам А. Н. Леонтьев [4].

Перспектива дальнейшего исследования также предполагает разработку методических рекомендаций по формированию представлений о схеме тела у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта для педагогов и специалистов. Список использованной литературы:

1. Body consciousness / Seymour Fisher. - London: Calder & Boyars, 1973. - XIV, 176 с.

2. Горяйнова Н.А. Коррекционно-развивающая программа по формированию пространственных представлений (на основе программы Н.Я. Семаго) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sch51uz.mskobr.ru/users_files/goryainova_n/files/%20формирования%20пространственных%20 представлений^^

3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агентство, 1997., Винниченко Н. Л. Сетевое взаимодействие в реализации программ воспитания и социализации школьников. Научно-педагогическое обозрение. № 2. 2013.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

5. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007.— 112 с.

6. Сюрин,С.Н. «Психолого-педагогическая коррекционно развивающая программа «Движение вверх»»: учебно-методическое пособие/ С.Н. Сюрин, Е.В. Жданович, Н.И. Макарова — М.: ООО «Авиакнига», 2018. — 100 с.

© Виноградова Д.А., 2022

Морозова Дарья Александровна, Титова Ольга Александровна

г. Тула, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ

Аннотация

Актуальность работы обуславливается тем, что, исходя из анализа современных УМК по иностранному языку, расширению активного и пассивного словаря учащихся уделяется крайне мало внимания. Целью нашего исследования являлось рассмотреть требования ФГОС к формированию лексического навыка и предложить конкретные пути расширения словаря учащихся на примере аутентичной статьи из блога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.