Научная статья на тему 'Развитие у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе'

Развитие у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРЕС СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / HIGHER EDUCATION / INTEREST OF STUDENTS TO SELF-EDUCATION / OUT-OF-CLASS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарылгапова Д. М.

В статье анализируется состояние вузовской практики по формированию у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарылгапова Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of higher school practice of developing in students the interest in selfeducation in the course of extra-curricular activities

The publication analyzes the conditions of high school practice of developing the students' interest in self-education in the course of extra-curricular activities.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе»

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К САМООБРАЗОВАНИЮ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

Д.М. Жарылгапова

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется состояние вузовской практики по формированию у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе.

Ключевые слова: высшее образование, интерес студентов к самообразованию, внеаудиторная работа.

В связи с быстрым обновлением научно-технических знаний, с социальными изменениями все более очевидной становится необходимость самообразования. Будущий специалист не может получить в вузе весь объем знаний, необходимых ему в профессиональной деятельности, так как содержание образования и технологии обучения отстают от темпов развития науки и производства. Таким образом, все более очевидной становится необходимость перехода от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь» [2].

На пороге XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Она выходит за рамки традиционного различия между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Она является ответом на вызов, которой бросает нам мир, в котором изменения происходят очень быстро [4].

Для достижения высокого уровня научно-практической подготовки специалистов необходимо решить две главные проблемы: 1) обеспечить студентам возможность получения глубоких фундаментальных знаний и 2) сформировать устойчивый интерес будущего специалиста к самообразованию, обеспечивающий развитие творческих способностей студентов и его потребности в самореализации.

Внеаудиторная работа — работа многофункциональная как в педагогическом и психологическом аспектах, так и в практическом. Прежде всего внеаудиторная работа создает объективные условия для широкого неформального взаимодействия преподавателей и студентов, а также позволяет использовать многообразие форм совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса (преподавателей, студентов, деятелей науки и культуры и других лиц, включенных в этот процесс). Внеаудиторная работа включает практические занятия, научно-производственную практику (производственную по специальности), научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС).

Для изучения и анализа состояния практики развития у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе нами использовались следующие методы педагогического исследования: метод опроса преподавателей (анкети-

рование, беседы); метод изучения вузовской документации; метод изучения творческого опыта преподавателей; наблюдения и др.

В результате комплексного изучения данного вопроса был получен материал, позволяющий сделать определенные выводы. Рассмотрим результаты анкетирования 110 преподавателей высших учебных заведений.

По результатам анкетирования 98 преподавателей (89% от общего числа респондентов), считают целесообразным проводить внеаудиторную работу со студентами, только 12 преподавателей (11%) затрудняются ответить на этот вопрос. Многие преподаватели в беседе с нами подтвердили значимость данной работы для решения различных педагогических задач, в том числе и для развития у студентов интереса к самообразованию. Большинство педагогов — 39 человек (35,5%) — используют внеаудиторную работу для формирования интереса к изучаемой дисциплине, считая, что эта работа органически дополняет аудиторные занятия и может формировать интерес к изучаемой дисциплине, так как на занятиях не удается в полной мере раскрыть многочисленные вопросы. Многие педагоги используют внеаудиторную работу для развития, углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Не в полной мере педагоги используют позитивные организационно-управленческие условия внеаудиторной работы для формирования у студентов интереса к самообразованию. Всего 13 педагогов (11,8%) данную проблему ставят в качестве ведущей (это отражается в постановке основной цели). Несмотря на это, 97 участников опроса (88%) считают, что внеаудиторная работа способствует успеху в решении данной проблемы. Отметим, что в беседах с нами педагоги подтвердили направленность внеаудиторной работы на развитие интереса у студентов к самообразованию в совокупности с решением ряда других педагогических задач. Во внеаудиторной работе открываются большие возможности для формирования у студентов интереса к самообразованию. Важно, чтобы педагоги вели целенаправленную подготовку студентов к осуществлению данного процесса. В подавляющем большинстве (55 человек (50%)) преподаватели ведут таковую, но лишь 34 преподавателя (31%) систематически, а 21 преподаватель (19%) совсем не осуществляют.

В педагогической теории и практике определено, что интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий позволяет не только интенсивно использовать внеаудиторную работу как компонент педагогической системы, но получать качественно иные результаты благодаря использованию различных видов связей между этими компонентами [1]. Почти 78 преподавателей (71%) оценивают значимость интеграции аудиторной и внеаудиторной работы студентов для повышения эффективности формирования у студентов интереса к самообразованию. Взаимосвязь указанных видов работы позволяет более продуктивно использовать результаты внеаудиторной работы, оценивая наилучшие достижения студентов, которые, как правило, зависят от творческой, познавательной активности и самостоятельности студентов. Более того, перспектива оценки результатов самостоятельного внеаудиторного учебно-познавательного труда студентов повышает у них мотивацию внеаудиторных занятий и фактически стимулирует у них развитие интереса к самообразованию. Многообразие форм внеаудиторной работы студентов позволяет

рассчитывать на вариативное использование таковых для повышения эффективности работы по развитию у студентов интереса к самообразованию.

Как показывают результаты опроса, педагоги широко используют все разнообразие форм внеаудиторных занятий. Однако в большей мере для решения этой задачи используются групповые формы — научные кружки, общества студентов 35 (31,8%), печать 44 (40%), а также индивидуальная исследовательская деятельность 33 (30%). Групповые формы более предпочтительны, так как отличаются большей целенаправленностью и цикличностью проведения, а также позволяют систематически взаимодействовать со студентами, что дает возможность эффективно реализовать потенциал внеаудиторных занятий при планировании, организации, мотивации студентов и регулярном контроле их деятельности. Продуманная внеаудиторная работа, осуществляемая педагогами, позволяет и целенаправленно, и спонтанно стимулировать у студентов интерес к самообразованию.

Важнейшим условием развития творчества студентов является исследовательская деятельность, осуществляемая совместно с преподавателем. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом. Индивидуальная исследовательская деятельность способствует, как показывает педагогическая практика, успешному развитию у студентов интереса к самообразованию [3]. Учитывая значимость внеаудиторной групповой работы для формирования у студентов интереса к самообразованию, мы решили выявить характер проведения этой работы преподавателями. Результаты опроса показали, что большинство из них 61 преподаватель (55,5%) проводит таковую со студентами, причем 38 преподавателей (34,5%) из этого числа проводят занятия в научных кружках и творческих объединениях студентов систематически. Преподаватели, которые данные формы внеаудиторной деятельности игнорируют (11 человек (10%)), ссылаются, как правило, на слабую подготовленность к организации данной работы. Частота проведения указанных выше форм внеаудиторных занятий студентов различна. Но более всего преподаватели встречаются со студентами один раз в две недели (53 человека (48,2%)). Такая частота взаимодействия со студентами, по мнению педагогов оптимальна при решении различных педагогических задач, в том числе для стимулирования у студентов интереса к самообразованию.

Немаловажное значение имеет и продолжительность научных кружков студентов. Результаты опроса педагогов свидетельствуют, что наиболее приемлемыми для педагогов являются занятия продолжительностью 1,5 ч (54 (49%)) и 1 час (25 (22,8%)). Как объясняют данные результаты сами педагоги, именно такое вре-

мя (с учетом реализации индивидуального подхода во внеаудиторной работе и издержек организационного характера) дает возможность продуктивно решать различные педагогические задачи при подготовке студентов к самообразовательной деятельности.

Как показал опрос педагогов, процесс самообразования реально влияет на развитие личности студента.

Личность — это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей. И прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности Развитие личности — это отнюдь не равномерное поступательное движение: в нем есть кризисные периоды и переломные моменты, возможны распад и деградация [3]. Большинство педагогов (92 человека (83,6%)) считают, что самообразовательная деятельность студентов непосредственно влияет на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности студента, на становление и развитие нравственных качеств, формирование мировоззрения и ценностных ориентаций. Влияние самообразовательной деятельности на целостность развития личности растущего человека определяется активным творческим характером таковой, в которой реально задействованы интеллектуальные, духовные, психофизические силы студентов. Но развитая, целостная личность обладает, как утверждает наука и практика, таким системообразующим качеством, как свобода выбора действий, поступков, поведения и деятельности человека. Большинство педагогов (88 человек (80%)) ответили положительно, что свидетельствует о неплохой корреляции в направленности педагогов на развитие личности студента и формировании у него интереса к самообразованию. Вместе с тем 12 педагогов (9%) не обнаруживают связи между процессом самообразования и личностным развитием студента, что вызывает удивление и сожаление, а 10 человек (11%) затруднялись ответить.

Во внеаудиторной работе педагогов встречаются затруднения объективного и субъективного характера. Чаще всего преподаватели отмечают, что они «слабо подготовлены к организации данной работы» (52 человека (47,3%)). Весьма значимыми являются затруднения педагогов из-за недостатка методической литературы по организации внеаудиторной работы — 45 человек (41%).

К ряду значимых затруднений педагоги отнесли и отсутствие должного внимания администрации вуза к внеаудиторной работе (41 человек (37,3%)). Многие педагоги привлекают к внеаудиторной работе выдающихся деятелей науки и культуры, изобретателей и конструкторов. Более всего педагоги осуществляют сотрудничество с выдающимися деятелями науки — 82 человека (74,5%), хотя лишь 33 человека (30%) из них работают систематически. Более половины педагогов успешно осуществляют сотрудничество с выдающимися деятелями культуры (писатели, поэты, художники, артисты и т.д.) — 60 человек (54,6%), в том числе 26 человек (23,6%) развивают это сотрудничество систематически. Также более половины преподавателей вузов — 65 человек (59,2%) включены в совместную внеаудиторную деятельность с изобретателями и конструкторами.

Сотрудничество преподавателей вузов с выдающимися деятелями науки развивается в целом неплохо 92 (83,6%).

Сотрудничество педагогов с указанными специалистами осуществляется в самых разнообразных формах внеаудиторной работы. В совместном творчестве преподавателей с выдающими деятелями науки доминируют групповые 43 (39,1%) и коллективные 33 (30,0%) формы работы. Значительное число (32 человека (29,1%)) сотрудничает с выдающимися деятелями культуры (писатели, поэты, художники, артисты и т.д.) в рамках коллективной и 23 человека (20,9%) групповой внеаудиторной работы. Сотрудничество с выдающимися деятелями науки 42 (38,2%), культуры (писатели, поэты, художники, артисты и т.д.) 38 (34,5%) и встречи с изобретателями и конструкторами (70%) во внеаудиторной работе повышает эффективность формирования у студентов интереса к самообразованию. В большей мере это относится к встречи с изобретателями и конструкторами.

Привлечение студентов к внеаудиторной работе, по данным опроса педагогов вузов, тормозится в большей мере вследствие отсутствия времени у студентов 31 (28,2%) и отрицательного влияния сверстников 24 (21,8%). В меньшей мере причинами, тормозящими привлечение студентов к внеаудиторной деятельности, выступают слабая реклама 7 (6,4%) либо неудачное расписаний занятий 21 (19,1), а 13 (11,8%) указали другие причины. В основном, сложные взаимоотношения преподавателей и студентов возникает из-за плохой организации занятий 14 (12,7%). Отсутствие должной подготовки педагогов в педагогических вузах, а также классических и профильных университетах негативно сказывается в педагогической профессионально-педагогической деятельности, особенно при решении задачи формирования у студентов интереса к самообразованию (отсутствие общих сведений по организации внеаудиторной работы и по организации указанной целевой задачи, недостаточность сведений о внеаудиторной работе со студентами, отсутствие знаний по организации отдельных форм внеаудиторной деятельности и т.д.). Вызывает затруднение и реализация функций планирования 33 (30%) и мотивация студентов 28 (25,5%). Планирование и мотивация студентов имеют большое значение в достижении эффективных результатов во внеаудиторной деятельности. Примерно 21 (19%) реализация ни одной из функций управления внеаудиторной деятельностью при развитии у студентов интереса к самообразованию не вызывает затруднений (надеемся на объективную самооценку педагогов).

Формированию у студентов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе способствует использование системы стимулов. Преподаватели чаще применяют стимулы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, историзм, занимательность), а также стимулы, связанные с характером совместной со студентом деятельности (исследовательские, практические, познавательные работы, творческие задания и др.). Большое значение для успешного развития у будущих специалистов интереса к самообразованию во внеаудиторной работе приобретает сотрудничество педагогов и студентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Казаренков В.И. Самообразование в системе университетской подготовки специалистов // Проблемы современного образования. Вып. 6. — М.: РУДН, МАНПО, 2007.

[2] Пидкасистый Н.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. — 2005. — № 3. — С. 47—53.

[3] Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007.

[4] Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Изд. ЮНЕСКО, 1997.

THE STATE OF HIGHER SCHOOL PRACTICE OF DEVELOPING IN STUDENTS THE INTEREST IN SELE-EDUCATION IN THE COURSE OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

D.M. Zharylgapova

The Chair of Psychology and Pedagogy Russian Peoples' Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The publication analyzes the conditions of high school practice of developing the students' interest in self-education in the course of extra-curricular activities.

Key words: higher education, interest of students to self-education, out-of-class work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.