Научная статья на тему 'Педагогические условия по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий'

Педагогические условия по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ИНТЕРЕС / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарылгапова Дина Муратовна, Матыгул Акнур Матыгулович

Статья посвящена проблеме отбора содержания работы преподавателя по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий через учебно-познавательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарылгапова Дина Муратовна, Матыгул Акнур Матыгулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий»

information when sending secret information through communication channels and keeping it in transference devices in encrypted form.

References

1. Nazarbayev N.A. Address by the President from 17th January 2014 called «The Kazakhstan Way: One goal, One Interest and One Future».

2. «The Concept of Information Security of the Republic of Kazakhstan until 2016» was approved by № 174. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan on November 14, 2011.

3. Tulbasova B.K., Omarova S.A., Unaibayeva R.K. Information security and protection of the information. Training and methodology complex. Almaty: Nur-Print, 2012. 115 p.

4. Siranova A.S. Cryptographic methods of protecting information in computer networks: master's thesis prepared for the academic degree of master of science. Kyzylorda: KSU, 2014. 18 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К САМООБРАЗОВАНИЮ В СИСТЕМЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Жарылгапова Д.М.1, Матыгул А.М.2

'Жарылгапова Дина Муратовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель;

Матыгул Акнур Матыгулович — магистрант, кафедра физики и математики, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена проблеме отбора содержания работы преподавателя по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий через учебно-познавательную деятельность.

Ключевые слова: студент, интерес, самообразование, внеаудиторная работа, преподаватель, творческое объединение.

Самообразование как неотъемлемое свойство человека XXI века становится едва ли не самым главным двигателем в жизни каждого общества и мира в целом.

Современные исследователи подчеркивают значимость самообразования для будущих поколений и отмечают важность наличия интереса к нему. Именно формирование интереса к образованию самого себя становится параметром оценки и жизненно необходимым атрибутом современного студента, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост. Для реализации механизмов самообразования требуется соответствующая образовательная среда. Отсюда одной из главных задач высшей школы становится создание среды, обеспечивающей реализацию самообразовательной деятельности субъектов.

Организация внеаудиторной работы с целью формирования у студентов интереса к самообразованию представляет собой сложный и вариативный процесс.

При проведении опытно--экспериментальной работы были применены системный, личностный и деятельностный подходы.

Первый обеспечивал организацию внеаудиторной работы студентов как системы.

Второй - ориентировал на формирование у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий, как компонента целостного развития личности.

Третий - раскрывал возможности включения студентов в различные формы самообразовательной деятельности, обеспечивающие развитие различных сфер личности студента.

Основными принципами организации внеаудиторной работы являются:

- принцип демократизации жизнедеятельности студентов;

- принцип гуманизации отношений между участниками педагогического процесса;

- принцип интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий студентов;

- принцип оптимизации учебно-познавательной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития студентов [6].

В процессе организации внеаудиторной работы со студентами, педагогу необходимо четко ориентироваться на процесс демократизации жизнедеятельности студентов. Студенты стремятся к активной, творческой, самостоятельной деятельности. Внеаудиторные занятия должны стимулировать развитие личности студента, формировать у него качества полноправного гражданина нашего общества, обладающего свободой и ответственностью, возможностями творческого созидания своего бытия и самореализации.

Формирование у студентов интереса к самообразованию невозможно осуществлять посредством субъектно-объектного взаимодействия. Студент желает быть соучастником внеаудиторных занятий. Только включенный в продуктивную, социально и личностно значимую работу студент совершенствует свои качества, приобретает знания и навыки организации и осуществления самообразовательной деятельности.

Преобразование студентом окружающего мира позитивно и интенсивно стимулирует у него интерес к преобразованию себя посредством самообразования и самовоспитания.

Системную организацию внеаудиторной работы мы осуществляли на основе сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента. В практике высшей школы существуют различные варианты такой организации внеаудиторной работы. Творческое объединение было связано с различными формами внеаудиторных занятий и с аудиторными занятиями студентов, и именно такое Творческое объединение является наиболее универсальной и динамичной формой самообразовательной деятельности студентов. Эффективность работы творческого объединения зависит от того, насколько правильно преподаватель определил соответствие содержания работы творческого объединения поставленным целям, насколько учтены им собственные возможности, реальный уровень образованности и общего развития студентов и другие условия.

Управление системой внеаудиторной работы, центром которой является творческое объединение, может осуществляться по-разному, в зависимости от конкретных условий, в которых данная система функционирует и развивается. Важно, чтобы студенты были активными участниками управления системой внеаудиторной работы.

Программа календарно-тематического планирования творческого объединения «Самообразование студентов высшей школы» включает в себя такие темы, как:

• Самообразование в системе непрерывного образования;

• Основы научной организации умственного труда;

• Цели и содержание самообразовательной деятельности студентов - специалистов;

• Формы организации самообразования будущих специалистов;

• Самообразование студентов в системе Интернет;

• Работа студентов в библиотеках;

• Методы и средства самообразования студентов;

• Контроль и самоконтроль самообразовательной деятельности студентов;

• Взаимодействие студента с преподавателем в процессе самообразования;

• Саморегуляция эмоциональных психических состояний как средство повышения эффективности самообразования будущих специалистов;

• Управление самообразовательной деятельностью студентов;

• Организация самообразования студентов на учебных аудиторных занятиях;

• Организация самообразования студентов во внеаудиторной деятельности;

• Организация отдыха как фактор повышения эффективности образования и самообразования студентов [5].

При планировании работы творческого объединения в экспериментальных группах нами учитывалась специфика реализации цели - формирование интереса у студентов к самообразовательной деятельности. В планах экспериментальных групп были представлены целевые занятия, обеспечивающие развитие отдельных признаков интереса студентов к самообразованию.

Внеаудиторные занятия были ориентированы на развитие интеллектуальной сферы личности: формирование готовности студентов к самообразованию; потребность личности в освоении знаниями и умениями необходимыми в самообразовании; стимулирование творческой активности студентов в самообразовании; поиск ими путей, способов, средств совершенствования данного процесса; использование самообразования для выполнения определенных заданий и для тотального освоения человеческих знаний и опыта; обнаружение студентами связи самообразования с учебно -познавательной деятельностью и на развитие данной связи.

Достаточно эффективными, в плане формирования интереса к самообразованию у студентов, являются связи творческого объединения с индивидуальными внеаудиторными формами работы. Исследовательские, познавательные и прикладные внеаудиторные задания стимулировали у студента потребность к самопознанию и интерес к самообразованию.

Список литературы

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, М. «Просвещение», 1985. 144 с.

2. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 368 с.

3. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций, М. «Просвещение», 1984. 496 с.

4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 34.

5. Жарылгапова Д.М., Айдарова Ж.А., Турсыматова О.И., Дильмаханова М.М. Применение деятельностного подхода при организации любого процесса обучения // Наука и Мир. Международный научный журнал. № 5 (9), 2014. Том 3. Издательство «Научное обозрение», 2014 г.

6. ЖарылгаповаД.М., Айдарова Ж.А., Турсыматова О.И., Дильмаханова М.М., Аймырзаева А.Б. Теоретические основы самообразования как педагогическая проблема // International scientific review, 2016. № 2 (12). С. 208-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.