Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию'

Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1344
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER SCHOOL / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНТЕРЕС К САМООБРАЗОВАНИЮ / INTEREST TO SELF-EDUCATION / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна, Литвинов Александр Викторович

В статье представлены аналитические результаты исследования проблемы формирования у студентов вуза интереса к самообразованию в системе аудиторных и внеаудиторных занятий. Раскрыта значимость внеаудиторной работы по учебным дисциплинам в системе подготовки специалиста в высшей школе. Определены основные позиции, характеризующие внеаудиторную работу в качестве важного фактора формирования у студентов интереса к самообразованию. Выявлено, что в процессе внеаудиторной работы формируется начальная готовность студента к самообразованию. Цели, задачи, содержание и формы внеаудиторных занятий позволяют широко использовать различные виды самостоятельных работ. В процессе внеаудиторных занятий студенты под руководством преподавателя и самостоятельно осваивают не только новые знания и умения в различных областях науки и культуры, но и способы самостоятельной деятельности. Показано, что педагогически продуманная организация внеаудиторной работы стимулирует у студента формирование интереса к самообразованию на основе развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, а также управленческих знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна, Литвинов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR WORK AS A FACTOR OF HEIGHTENING STUDENTS' INTEREST TO SELF-EDUCATION

The article shows analytical results of the research in the field of heightening students' interest to self-education in a system of classroom-based and extracurricular classes in higher school. The significance of extracurricular classes in higher school in an expert preparation system is shown. Main elements which characterize the extracurricular work as an important factor of heightening students' interest to self-education are outlined. The authors found out that extracurricular classes help students to prepare for selfeducation. Purposes, tasks, contents and forms of extracurricular classes make it possible to widely use various types of unsupervised work. In the course of extracurricular classes students (under the guidance of a professor and one their own) master not only new skills and knowledge in various fields of science and culture but also ways of independent activities. On the basis of the research the authors drew a conclusion that pedagogically substantiated organization of extracurricular classes heightens students' interest to self-education on the basis of development of intellectual, volitional and emotional traits, as well as management skills and knowledge.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию»

УДК 378; 159.99

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К САМООБРАЗОВАНИЮ

Казаренков Вячеслав Ильич — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и дифференциальной политики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6; Москва, Россия; e-mail: vikprof2003@yandex.ru

Казаренкова Татьяна Борисовна — кандидат социологических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6; Москва, Россия; e-mail: tatyanabk@yandex.ru

Литвинов Александр Викторович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка экономического факультета Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6; Москва, Россия; e-mail: alisal01@yandex.ru

РЕЗЮМЕ

В статье представлены аналитические результаты исследования проблемы формирования у студентов вуза интереса к самообразованию в системе аудиторных и внеаудиторных занятий. Раскрыта значимость внеаудиторной работы по учебным дисциплинам в системе подготовки специалиста в высшей школе. Определены основные позиции, характеризующие внеаудиторную работу в качестве важного фактора формирования у студентов интереса к самообразованию. Выявлено, что в процессе внеаудиторной работы формируется начальная готовность студента к самообразованию. Цели, задачи, содержание и формы внеаудиторных занятий позволяют широко использовать различные виды самостоятельных работ. В процессе внеаудиторных занятий студенты под руководством преподавателя и самостоятельно осваивают не только новые знания и умения в различных областях науки и культуры, но и способы самостоятельной деятельности. Показано, что педагогически продуманная организация внеаудиторной работы стимулирует у студента формирование интереса к самообразованию на основе развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной

сфер личности, а также управленческих знаний и умений.

Ключевые слова: вуз, студенты, интерес к самообразованию, внеаудиторная работа.

ВВЕДЕНИЕ

Успешное формирование у студентов интереса к самообразованию возможно лишь на основе строгой продуманной системы учебно-воспитательной работы [4-8; 13].

Элементами данной системы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторными занятиями считаются занятия, осуществляемые в рамках отведённого времени при определённом контингенте студентов. Эти занятия включены в учебное расписание. Структурные единицы аудиторных занятий — лекция, семинар, практическое занятие.

К аудиторным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Аудиторные занятия обеспечивают чёткое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Однако эти занятия имеют ограниченные возможности: для вариативной

творческой организации обучения, воспитания и развития личности студента; создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности преподавателей и студентов; учёта личностных особенностей преподавателей и студентов; реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания студентов, их эффективной социальной адаптации; развития партнёрских взаимоотношений преподавателей и студентов в совместной деятельности.

Успешная реализация перечисленных выше позиций возможна и во внеаудиторной работе. Внеаудиторные занятия могут проводиться как в самом вузе, так и вне его.

На основе анализа научной литературы и практической деятельности вузов мы установили, что внеаудиторная работа может являться значимым фактором в развитии у студентов интереса к самообразованию [1—11; 14].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большинство исследователей отмечают, что формирование у студента интереса к самообразованию коррелирует с развитием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер его личности, а также с развитием знаний и способов организационно-управленческого характера [1; 3-8; 12].

Внеаудиторная работа имеет большой резерв в создании условий для развития названных сфер личности студента и его управленческих начал.

Цели, задачи, содержание и формы внеаудиторных занятий позволяют широко использовать различные виды самостоятельных работ. Студенты под руководством преподавателей самостоятельно осваивают не только новые знания и умения в различных областях науки и культуры, но и способы самостоятельной деятельности.

В процессе педагогически продуманных внеаудиторных занятий у студентов развивается интерес к познанию. Готовность студента к самостоятельной деятельности формируется и в связи с освоением им историко-культурного наследия, показывающего роль самообразования в достижении профессионального мастерства, социального признания, гармонии и совершенства [4-8].

Различные формы организации внеаудиторной работы, методы обучения, воспитания и развития, используемые преподавателями, стимулируют у студентов развитие направленности на освоение знаний и умений по самообразованию. Во время этой работы студенты имеют интенсивное и неформальное взаимодействие с преподавателем.

В практике организации внеаудиторной работы большинство её форм ориентирует преподавателей на развитие соревнований, в том числе требующих самостоятельной подготовки (выставки студенческого творчества, познавательные игры, конкурсы, викторины и т.п.).

Большинство форм внеаудиторной деятельности стимулирует у студентов творческую активность в самообразовании, поскольку они не могут оставать-

ся статистами во внеаудиторной работе. Их самостоятельная деятельность только сначала строится по шаблону, образцу. В дальнейшем характер деятельности и общения в различных формах внеаудиторных занятий обеспечивает условия для динамичного обновления освоенных детьми знаний и умений по самообразованию [7-11].

Многие студенты ведут активный поиск путей, способов и средств совершенствования процесса самообразования. Разнообразие форм внеаудиторных занятий позволяет им апробировать и внедрять таковые в практику своей самообразовательной деятельности (особенно успешно это осуществляется в групповой циклически проводимой внеаудиторной работе, где преподаватель может создать условия для систематического поиска путей, способов и средств совершенствования процесса самообразования, а также выступать консультантом).

Во внеаудиторной работе создаются уникальные условия для выполнения студентами формальных нормативных учебных заданий, а также неформальных заданий (нередко разрабатываемых совместно преподавателями и студентами) в их взаимосвязи. Выполнение домашних заданий требует от студента самообразовательных навыков, которые он может освоить в научном кружке или творческом объединении. Расширение и углубление содержания материала учебных заданий во внеаудиторной работе нередко трансформируется в неформальную творческую деятельность студента, в которой самопроизвольно формируется интерес к самообразованию, а также потребность в развитии данного процесса и переносе его на освоение глубокого пласта человеческих знаний и опыта.

Внеаудиторная работа имеет значительные резервы для реализации познавательной деятельности студентов, начавшейся в их учебной деятельности. Взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных занятий стимулирует потребности студента в освоении знаний и умений по осуществлению рациональной и самостоятельной работы. Нередко студент включается во внеаудиторную деятельность, обнаруживая её связь с учебной. Он видит возможность не только улучшить качество учебной работы, но и приобрести знания и навыки по самообразованию.

Внеаудиторные занятия создают условия для стимулирования развития интеллектуальной сферы личности и способствуют развитию её волевых качеств, обеспечивающих также пробуждение интереса к самообразованию и самовоспитанию.

В процессе самообразования человеку требуется проявлять усилия. Во внеаудиторной работе, особенно в её групповых формах, на циклических повторяющихся занятиях возможно целенаправленное развитие волевых усилий. Преподаватели могут подбирать задания (как индивидуальные, так совместные с другими студентами), требующие проявления воли, и контролировать их результативность. Групповые и другие формы внеаудиторной работы обеспечивают постепенность выполнения студентом такого рода заданий, а также публичную оценку его волевых усилий однокурсниками и преподавателями.

В процессе внеаудиторной работы преподавателю предоставляется возможность варьировать продолжительность самостоятельной деятельности студентов, постепенно совершенствуя их навыки и стимулируя у них потребность проявления активности, саморегуляции волевых состояний.

Не менее значимым моментом является ресурс внеаудиторной работы в организации систематичности самообразовательной деятельности студентов. Студенты могут проявлять активность во многих видах деятельности, но, как правило, их действия спонтанны, зависят от настроения.

Ситуативность включения студентов в самообразовательную деятельность не позволяет в полной мере почувствовать её значимость, приобрести к ней интерес. Только организация систематической деятельности студентов по самообразованию обеспечивает формирование у них интереса к данной деятельности. Во внеаудиторной работе преподаватель имеет возможность создавать условия для систематического самообразования студентов, особенно в кружковой работе.

Внеаудиторная работа позволяет преподавателю при планировании занятий включать в них материал, стимулирующий интерес не только к познанию, но и к самообразованию. Целенаправленный характер занятий по развитию у студентов интереса к самообразованию ориентирует преподавателей на обучение их навыкам самопрограммирования, принятие на себя обязательств по выполнению различного рода заданий, в том числе и заданий, связанных с самообразованием.

Во внеаудиторной работе создаются уникальные возможности для развития эмоциональной сферы студента. Развитие интереса студентов к самообразованию может характеризоваться следующими признаками: эмоциональное реагирование на самообразовательную деятельность сопровождающее процесс самообразования; эмоциональное поведение в процессе самообразования; эмоциональная устойчивость позитивного настроения в период самообразования; эмоциональная реакция на уклонение окружающих людей от самообразовательной деятельности; эмоциональное заражение сверстников собственной самообразовательной деятельностью; наличие позитивных эмоций в самообразовательный период. Во внеаудиторной работе есть достаточное количество средств для успешного развития позиций, характеризующих процесс формирования у студентов интереса к самообразованию.

Уже в содержательно-целевом компоненте организации учебно-воспитательной внеаудиторной деятельности закладываются основы эмоциональной составляющей занятий студентов.

В целях и содержании материала отображается значимость эмоциональной фоновой окраски внеаудиторной работы студентов. Материал, который осваивает каждый студент в процессе внеаудиторной деятельности, обеспечивает развитие его эмоциональной сферы. Эмоциональность получаемого студентами материала связана с яркими историческими страничками, которые знакомят студента с важней-

шими открытиями, изобретениями, а также с биографиями выдающихся учёных, конструкторов, деятелей искусства. Студенту — как под руководством преподавателей, так и самостоятельно — предлагается осваивать материал, раскрывающий гармонию мира, человеческих отношений.

Эмоциональную сферу студента позволяет развивать не только содержание внеаудиторных занятий. Интересная, привлекательная самостоятельная деятельность под руководством преподавателей вузов и работников научных и производственных центров позволяет использовать весь арсенал методов, средств и форм учебно-воспитательной внеаудиторной работы. Теоретические и практические методы работы, знакомство с новыми приборами, оборудованием, научной, справочной и художественной литературой, описывающей различные научные и производственные объекты, позволяет интенсивно развивать у студентов позитивное эмоциональное отношение к совместной работе с преподавателями и однокурсниками, а также к самостоятельной образовательной деятельности.

Не менее значимыми в развитии эмоциональной сферы во внеаудиторной работе являются контроль и оценка результатов деятельности студента. Широкие возможности сочетания оценки преподавателя с самооценкой студента, контроля и самоконтроля обеспечивают активное эмоциональное включение студента во внеаудиторную работу, создают условия для позитивного эмоционального настроя на самостоятельную деятельность, обеспечивают устойчивость и систематичность эмоционального реагирования на процесс самообразования.

Многообразие форм внеаудиторных занятий позволяет осуществлять включение студента в различные виды дружеских и деловых отношений, сопровождающихся позитивным эмоциональным фоном, благоприятной комфортной психологической атмосферой [4-6; 10].

Организация внеаудиторной работы по формированию у студентов интереса к самообразованию предполагает использование значительного количества индивидуальных самостоятельных творческих заданий. Их выполнение в вузе и в домашних условиях стимулирует у студента развитие позитивного эмоционального реагирования на деятельность, связанную с самообразованием, приносит ему радость, удовлетворение.

Исследовательские, конструкторские, познавательные и прикладные задания изменяют эмоциональное поведение студентов, повышают их настроение, обеспечивая продолжительность и устойчивость эмоционального настроя на самообразовательную деятельность.

Позитивный эмоциональный фон аудиторной и внеаудиторной работы стимулирует у них формирование отрицательной реакции на отвлечение от самообразовательной деятельности.

Во внеаудиторной работе развиваются эмоциональные потенциалы студентов, обеспечивающие их значительное эмоциональное влияние на сверстников. Нередко студент, включённый во внеаудиторную

деятельность, эмоционально заражает однокурсников своей увлечённостью самообразованием и стимулирует у них интерес к данному процессу.

Внеаудиторная работа предоставляет студентам возможность добросовестного выбора форм занятий и широкую палитру взаимодействия с преподавателями и сверстниками. Во внеаудиторной работе студент интенсивно общается с преподавателем. Оптимально развиваются его контакты с приглашёнными к сотрудничеству учёными. Широта и глубина отношений студентов с преподавателями и сверстниками во время подготовки и проведения различных форм внеаудиторных занятий не только в вузе, но и в домашних условиях стимулирует развитие у них эмоциональной составляющей интереса к самообразованию.

Большое значение для развития у студентов интереса к самообразованию играет интеграция формального и неформального взаимодействия с указанными выше субъектами внеаудиторной работы. В сфере формальных и неформальных отношений развёртывается сотворчество взрослых и молодых людей, ориентированное на формирование у студентов интереса к самостоятельной познавательной деятельности. Преподаватели и учёные стимулируют у студентов интерес к самообразовательной деятельности, передают им свои знания и умения, необходимые для успеха в этой деятельности.

Постепенное освоение студентами знаний и умений, требуемых для эффективного самообразования (вначале под руководством преподавателей, а в дальнейшем самостоятельно), стимулирует интерес к данному процессу. В процессе неформального взаимодействия с преподавателями и представителями научных и производственных центров студент осваивает рациональные способы организации самостоятельной деятельности, в частности такие, как способы подготовки к самостоятельной работе, организации рабочего места, поэтапного осуществления умственных и трудовых операций, восстановления физических и психоэмоциональных сил. В процессе сотворчества с преподавателями и представителями научных и производственных центров студент овладевает начальными знаниями и способами профилактики стрессовых состояний.

В сотрудничестве с преподавателями развивается интерес к самостоятельному приобретению знаний посредством систематической работы с учебной, научной, справочной литературой, которая необходима для решения текущих учебно-познавательных проблем. Это повышает эффективность процесса самообразования и рациональной организации умственного труда.

Особую роль в развитии позитивного эмоционального отношения к самообразовательной деятельности играют оценка и самооценка результативности данной деятельности. Во внеаудиторной работе создаются условия, при которых преподаватели могут выстраивать со студентами не только неформальные отношения при подготовке и проведении массовых или кружковых занятий, но и доверительные дружеские и партнёрские отношения при оценке

самостоятельной работы студента, а также результатов самообразования студентов. Общение с глазу на глаз позволяет преподавателю проявить единство требовательности и уважения к юноше и девушке, показав позитивные и негативные стороны их внеаудиторной самостоятельной деятельности, вскрыв причины возникновения сложностей в процессе самообразования, раскрыв пути, способы и средства этого процесса.

Позитивное эмоциональное реагирование на самообразовательную деятельность формируется во внеаудиторной работе и при публичной оценке выполненных и представленных на выставку творческих работ. Самодельные конструкции, творческие работы, как правило, привлекают внимание руководства факультета и способствуют высокой оценке самостоятельного труда студента. Кроме того, учёные, преподаватели и специалисты различных областей науки и техники обеспечивают критический, но доброжелательный анализ сильных и слабых сторон творческой работы и процесса самостоятельного творчества.

Самообразование как индивидуальная деятельность студента постепенно становится объектом самооценки. Самооценка чаще всего приводит студента к формированию устойчивого интереса к собственной самостоятельной деятельности, раскрывает сложные пути и стратегии самотворчества, выявляет жизненную и профессиональную ценность самообразования и закрепляется в эмоционально позитивном состоянии в постсамообразовательный период.

Внеаудиторная работа стимулирует динамику признаков управленческого характера развития интереса у студентов к самообразованию: использование свободного времени на самообразование; планирование самообразования как компонента собственной жизнедеятельности; проявление внимания к организации рабочего места; мотивация к самообразовательной деятельности; использование основ рациональной организации умственного труда в самообразовательной деятельности; осуществление контроля и самоконтроля в процессе самообразования.

Посредством как содержания, так и технологии осуществления внеаудиторные занятия способствуют развитию у студентов не только навыков организации процесса самостоятельной деятельности, но и оценки роли свободного времени и использования его для самообразования. Наряду с планированием самообразовательной деятельности студент учится осуществлять тактическое и стратегическое планирование своей жизнедеятельности. При реализации этой управленческой функции студент обнаруживает ценность свободного времени, обеспечивающего ему личностное развитие благодаря чтению дополнительной литературы, посещению выставок, просмотру спектаклей, а также самоанализу своих действий. Во внеаудиторной работе студент, включённый в организуемую преподавателем научную работу, обретает способность оценивать своё свободное время и целенаправлен-

но использовать его для самообразования. Вместе с постижением значимости этого времени в жизни человека у студента развивается потребность использовать его для самообразования систематически и продуктивно.

Участвуя в многообразных внеаудиторных мероприятиях, студент объективно оценивает важность планирования самообразования как источника дополнительных знаний и умений, обеспечивающих его интеллектуальное развитие, а также развитие ориентации и выбора в социальной и профессиональной среде.

Студент в сотворчестве с преподавателем в неформальном взаимодействии обретает навык планирования самообразования как компонента собственной жизнедеятельности, что стимулирует у него интерес к данному процессу в целом, а также к содержанию и технологиям самообразования. Он обнаруживает, что планирование обеспечивает целенаправленную продуктивную самообразовательную деятельность, способствует коррекции этой деятельности на различных этапах её моделирования и организации.

Преподаватель, готовящий совместно со студентом внеаудиторную деятельность, как правило, подключает студента к планированию, объясняя ему целесообразность учёта его потребностей в отборе содержания материала для занятий, в выборе методов, средств и форм их осуществления. Такая стратегия преподавателей стимулирует у студентов интерес как к совместной деятельности с ними, так и к самообразованию, обеспечивающему студентам возможность вносить собственные проекты будущих занятий при планировании всей внеаудиторной работы. Возможность участия в планировании внеаудиторных занятий интенсивно развивает у студента потребность в планировании своей самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний в области планируемых мероприятий и в области самообразования. Самостоятельная подготовка студента управляется преподавателем и может представлять собой как параллельный процесс и часть целостного процесса организации внеаудиторной работы.

В ходе планирования и организации внеаудиторных занятий развиваются активность и самостоятельность студента, что отражается на увеличении его внимания не только к планированию, но и организации процесса самообразования. Студент ведёт активный поиск необходимой литературы, а также тренирует навыки организации самостоятельной деятельности путём выполнения заданных преподавателем целевых индивидуальных заданий для планирования и организации различных форм внеаудиторной работы, осваивая при этом рекомендуемые преподавателем знания по рациональной организации собственного труда, в частности учебно-познавательного, исследовательского, конструкторского характера. Преподаватель не только разъясняет студенту алгоритмы самостоятельной работы, но и оценивает его организаторские способности, стимулируя у него потребность как в управлении, так и в самоуправлении

определёнными видами внеаудиторной деятельности (в частности, при подготовке предметных вечеров, спектаклей, экскурсий и т.п.).

Во внеаудиторной работе преподавателю удаётся эффективно развивать у студента навыки рациональной организации своего рабочего места, осуществляя весте с ним подготовку рабочего стола, приборов и оборудования для выполнения заданий познавательного, исследовательского, конструкторского, прикладного характера. Во внеаудиторной работе (особенно в научных кружках физико-технического, естественно-научного профиля) от организации рабочего места нередко зависит результативность учебно-познавательной, исследовательской или конструкторской деятельности студента. Рационально расставленные приборы и принадлежности, необходимая литература позволяют студенту повысить качество внеаудиторного труда, что обеспечит студенту получение позитивной оценки организации его труда со стороны преподавателей и однокурсников.

Важную роль в формировании у студента интереса к самообразованию играет развитие навыков контроля и самоконтроля самообразовательной деятельности. Во внеаудиторной работе создаются благоприятные условия для освоения студентом знаний и умений контроля и самоконтроля как функции процессов управления и самоуправления. Данная работа посредством разнообразных организационных форм — массовых, групповых, индивидуальных — предоставляет студенту возможность участвовать в управлении, соуправлении и самоуправлении внеаудиторной деятельностью на различных её этапах. Включая студентов в активную управленческую деятельность, преподаватель стимулирует развитие у него знаний и навыков различных видов контроля и самоконтроля. Студент, освоивший во внеаудиторной деятельности всё многообразие видов контроля и самоконтроля, их содержательный и процессуальный компоненты, не только приобретает опыт реализации этой функции, но и осуществляет творческий перенос этих процессов в условия самообразования.

На внеаудиторных занятиях освоение студентом содержания контролирующей деятельности и способов контроля и самоконтроля происходит достаточно успешно в силу интенсивного внимания преподавателей к данным процессам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное освоение студентом всех управленческих функций во внеаудиторной деятельности, в том числе самообразовательной, стимулирует у него уверенность в своих силах, направленность на умственный творческий труд, активизирует его готовность к самообразовательной деятельности, а также интеллектуальные волевые потенциалы, позитивно влияющие на процесс формирования интереса к самообразованию.

Педагогически продуманная организация внеаудиторной работы стимулирует у студента развитие

готовности к самообразованию на основе развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, а также управленческих знаний и умений посредством включения студента в активную совместную творческую деятельность с преподавателями, работниками научных и производственных центров и однокурсниками, что способствует успешному формированию у студента интереса к самообразованию.

ССЫЛКИ

[1]. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

[2]. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.

[3]. Баранников А.В. Теория и практика самообразования учащихся: Дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2002.

[4]. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «Природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика».— 2003.— № 1. — С. 211-223.

[5]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. — С. 063-076.

[6]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология.— 2011. № 3. — С. 5-12.

[7]. Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика».— 2009. № 2. — С. 73-77.

[8]. Казаренков В.И., Жарътгапова Д.М., Есаян Р.С. Формирование у студентов и школьников интереса к самообразованию: Монография. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2011.

[9]. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Университетское образование: внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам: Монография. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2014.

[10]. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика».— 2012. № 2. — С. 106-111.

[11]. Казаренков В.И., Прокоп Ю., Казаренкова Т.Б. Внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам (организационно-педагогический аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика».— 2015. № 4. — С. 85-92.

[12]. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика».— 2008. № 1. — С. 28-37.

[13]. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. — М.: Логос, 2005.

[14]. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дис. ... канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1995.

EXTRACURRICULAR WORK AS A FACTOR OF HEIGHTENING STUDENTS' INTEREST TO SELF-EDUCATION

Vyacheslav I. Kazarenkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social and Differential Politics, Peoples' Friendship University of Russia, 6 ul. Miklukho-Maklaya, Moscow 117198, Russia; e-mail: vikprof2003@yandex.ru

Tatyana B. Kazarenkova, Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Department of Comparative Educational Politics, Peoples' Friendship University of Russia, 6 ul. Miklukho-Maklaya, Moscow 117198, Russia; e-mail: tatyanabk@yan-dex.ru

Alexander V. Litvinov, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Foreign Language Department of the Faculty of Economics, Peoples' Friendship University of Russia, 6 Miklukho-Maklaya ul., Moscow, 117198 Russia

ABSTRACT

The article shows analytical results of the research in the field of heightening students' interest to self-education in a system of classroom-based and extracurricular classes in higher school. The significance of extracurricular classes in higher school in an expert preparation system is shown. Main elements which characterize the extracurricular work as an important factor of heightening students' interest to self-education are outlined. The authors found out that extracurricular classes help students to prepare for self-education. Purposes, tasks, contents and forms of extracurricular classes make it possible to widely use various types of unsupervised work. In the course of extracurricular classes students (under the guidance of a professor and one their own) master not only new skills and knowledge in various fields of science and culture but also ways of independent activities. On the basis of the research the authors drew a conclusion that pedagogically substantiated organization of extracurricular classes heightens students' interest to self-education on the basis of development of intellectual, volitional and emotional traits, as well as management skills and knowledge.

Key words: higher school, students, interest to self-education, extracurricular work.

REFERENCES

[1]. Andreev V.I. Pedagogika vysshej shkoly: Innova-cionno-prognosticheskij kurs — Kazan: Centr innovacionnyh tehnologij, 2006.

[2] Babanskij Ju.K. Izbrannye pedagogicheskie Trudy. — M.: Pedagogika, 1989.

[3]. Barannikov A.V. Teorija i praktika samoobrazovanija uchaschihsja: Dis.. .d-ra ped.nauk. — Moscow, 2002.

[4]. Gagarin A.V K opredeleniju sushhnosti ponjatija «Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja» // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2003. № 1. S. 211-223.

[5]. Gagarin A.V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bystrjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [So-cio-environmental technologies]. 2013. № 1. S. 063-076.

[6]. Derkach A.A. Pol organizacionnoj sredy v stanovle-nii lichnosty professional // Akmeologija. — M.: RANHiGS, 2011, № 3. — S. 5-12.

[7]. Kazarenkov V.I. Celostnost universitetskoj podgot-ovki specialista // Vestnik RUDN/ Serija «Psihologija i peda-gogika». — Moscow, Izd-vo RUDN, 2009.— № 2. — pp.7377]

[8]. Kazarenkov V.l., Garylgapova D.M., Esajan R.S. Formirovanie u studentov I shkolnikov interesa k samoobra-zovaniju: monografija. — Moscow, RUDN, 2011.

[9]. Kazarenkov V.l., Kazarenkova T.B. Universitetskoe obrazovanie: vneauditornye zanjatija studentov po uchebnym predmetam: monografija. — Moscow, Izd-vo RUDN, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10]. Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Samoobra-zovanie v sisteme podgotovki specialistov v vysshej shkole Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». — Moscow, Izd-vo RUDN, 2012.— № 2. — pp.106-111.

[11]. Kazarenkov V.I., Prokop P., Kazarenkova T.B. Vneauditornye zanjatija studentov po uchebnym predmetam (organizacionno-pedagogicheskij aspect) // Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». — Moscow, Izd-vo RUDN, 2015.— № 4. — pp. 85-92.

[12]. KudinovS.I., KrupnovA.I. Sistemnaja model samo-realizacii lichnosti // Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». — Moscow, Izd-vo RUDN, 2008.— № 1. — pp. 2837.

[13]. Upravlenie v vysshej shkoleA opyt, tendencii, per-spektivy /Analiticheskij doklad / rukovoditel avtorskogo koll-ektiva V.M.Filippov. — Moscow, Logos, 2005.

[14]. Shuklina E.A. Sammoobrazovanie kak sociolog-icheskaja problema: Dis...kand. filos. nauk. — Ekaterinburg, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.