Научная статья на тему 'Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе'

Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / АВТОРСКИЕ КУРСЫ / UNIVERSITY EDUCATION AND SELF-EDUCATION OF STUDENTS / SPECIALIST TRAINING / INTEGRATION / AUTHOR PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна

В статье раскрываются проблемы функционирования и развития самообразования в современной российской высшей школе. Определена значимость самообразования как средства профессиональной подготовки и самосовершенствования личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Education in the System of Specialist Training in the Higher School

The article discloses the problems of functioning and developing self-education in the modern Russian higher school. The importance of self-education as a means of vocational training and self-improvement of the future specialist's personality is determined in the publication.

Текст научной работы на тему «Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В.И. Казаренков

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Т.Б. Казаренкова

Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье раскрываются проблемы функционирования и развития самообразования в современной российской высшей школе. Определена значимость самообразования как средства профессиональной подготовки и самосовершенствования личности будущего специалиста.

Ключевые слова: университетское образование и самообразование студентов, подготовка специалистов, интеграция, авторские курсы.

Динамичное развитие российского государства и общества ориентирует все социальные институты на поиск инновационных способов деятельности. Центральное место в условиях информационного общества занимает высшая школа, где тесно интегрированы наука и образование, обеспечивающие устойчивое развитие государства и личности.

Высшая школа в условиях интенсивно обновляющегося российского общества решает ряд стратегических задач — подготовка профессионально компетентных людей, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и способами деятельности (профессионализация); гармонизация отношений человека с при-родно-социальным миром через освоение современной картины мира, развитие национального самосознания человека, приобретение им базового образования, позволяющего адаптироваться в социуме (социализация молодежи); развитие у молодежи опыта самореализации (освоение человеком творческого стиля жизнедеятельности). Решение данных задач становится возможным только при включении студентов в самообразовательную деятельность.

Взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, но на данном этапе развития информационного социума самообразова-

тельная деятельность студентов становится важнейшим компонентом системы университетской подготовки специалистов. Эта взаимосвязь ориентирует будущего специалиста не только на освоение знаний и умений в своей профессиональной области, но на формирование опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему природно-социальному миру, развитие навыков управления собой.

Самообразование выступает средством самосовершенствования молодого человека, поскольку способствует развитию различных сфер личности — интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной и других. Для реализации механизмов самообразования необходимо соответствующее образовательное пространство. Создание данного пространства, в котором реализуется самообразовательная деятельность будущих специалистов, является важной задачей высшей школы.

Исследование проблемы самообразования студенческой молодежи ведется в разных областях науки — философии, социологии, педагогике, психологии, частных дидактиках. Практика самообразования студентов современного вуза показывает как позитивные, так и негативные стороны осуществления данного процесса будущими специалистами. Нередко самостоятельная деятельность студентов рассматривается педагогом не как компонент системы подготовки специалиста, а как одна из форм обучения студентов, ориентированная не на развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании, а на выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий. Однако самостоятельная работа является лишь составляющей самообразования. К сожалению, самообразование чаще всего рассматривается преподавателями только с позиции интеллектуального труда (как занятия «интеллектуалов»), как средство развития только интеллектуальной сферы. Однако самообразование имеет значительный потенциал для развития как интеллектуальной, так и волевой, эмоциональной и мотивацион-ной сфер личности, моральных качеств человека. «В современных условиях университетские выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами и просчитывать последствия принимаемых решений» [1. С. 40]. Самообразование обладает большим ресурсом для совершенствования профессиональной подготовки специалиста и развития его личности.

Наряду с передачей студентам знаний и умений по учебной дисциплине преподавателю вуза целесообразно систематически развивать у будущих специалистов готовность к самообразованию. Для этого необходимо обучать студенческую молодежь основам научной организации умственного труда, включая вопросы планирования и организации самообразования, контроля самообразовательной деятельности. Освоение студентами учебных знаний и умений в совокупности со знаниями и умениями по управлению самообразовательной деятельностью, с развитием у них опыта самообразования стимулирует у будущих специалистов творческую активность, социальную инициативу и ответственность, т.е. те качества, которые необходимы для успешной профессиональной работы и жизнедеятельности человека.

Осознание молодежью значимости самообразования для личностного развития и карьерного профессионального роста позволяет повышать качество подго-

товки специалистов любого профиля. В системе учебной работы по нормативным учебным программам, а также по программам авторских спецкурсов преподавателю целесообразно осуществлять различные виды и формы внутрипредметной и межпредметной интеграции процессов образования и самообразования. В условиях плановой интеграции данных компонентов университетской подготовки специалистов становится возможным показать студентам ценность самообразовательной деятельности, позволяющей расширять и углублять профессиональные и общеобразовательные знания и умения. Педагог имеет возможность обнаружить и использовать в подготовке специалистов новые функции и свойства интегрируемых компонентов — образования и самообразования. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности позволяет повысить эффективность развития у студента потребности в самообразовании. В условиях интенсивного обновления высшего образования возрастает роль внеаудиторной деятельности студентов, в том числе самообразовательной. При интеграции аудиторной и внеаудиторной работы расширяются и углубляются содержание, формы, методы учебной деятельности, что стимулирует у студентов потребность заниматься самообразованием вне вуза. Интеграция этих видов деятельности создает условия для творческой активности будущих специалистов, стимулирует у них ответственность и трудолюбие, интенсифицирует неформальную совместную учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность педагогов и студентов.

Практика высшего образования показывает, что преподаватели многих вузов не осуществляют целенаправленную систематическую интеграцию данных видов деятельности с аудиторной деятельностью, слабо реализуют интеграционные потенциалы научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности вузовской молодежи. У будущих специалистов слабо развивается потребность в целостном восприятии научного знания, использовании в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного поиска и экспериментальной работы. К аудиторным видам деятельности относятся лекционные, семинарские занятия и часть практических занятий. К внеаудиторной деятельности относят практические занятия, а также различные виды практик (производственные, педагогические и т.п.). Научно-исследовательская деятельность и различные виды самостоятельных творческих заданий, как правило, рассматривают автономно, не включая их в основные виды внеаудиторных занятий студентов или используя их вне связи с аудиторной деятельностью.

Значительными резервами интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности обладают авторские курсы, которые обеспечивают студентов новейшими знаниями в изучаемых областях науки. Авторские курсы, читаемые профессорами и преподавателями, через новизну содержания и способов деятельности, совместную эмоциональную творческую деятельность педагога и студентов активизируют у студентов интерес к самообразовательной деятельности. Данные курсы чаще всего способствуют целостному восприятию студентами картины современной науки. Оперативное применение нового научного материала по профилю специализации позволяет студентам использовать новый материал в учебной и научной работе.

Авторами данной публикации разработаны и успешно внедрены в педагогический процесс ряда российских вузов курсы «Искусство человеческого взаимодействия», «Психотерапевтические аспекты педагогической деятельности», «Социология и педагогика высшего образования», «Технологии эффективного межкультурного взаимодействия», «Саморегуляция эмоциональных состояний». Авторские курсы с интересом приняты студентами и аспирантами, готовящимися к преподавательской деятельности в высшей школе.

Большое значение имеет чтение авторских курсов на факультетах непрофильных специальностей. Так, курс «Искусство человеческого взаимодействия» активно изучается на экономическом факультете Российского университета дружбы народов, а также на музыкально-педагогическом факультете Московского городского педагогического университета. Курс ориентирован на раскрытие теоретико-методологических и технологических основ проблемы человеческого взаимодействия. Курс интегрирует отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические, психологические и психотерапевтические теоретические и прикладные знания. Курс может рассматриваться также как практико-ориентированный; он направлен на усиление социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов посредством стимулирования у них потребности в творческом стиле жизнедеятельности, обеспечивающем самореализацию человека через взаимодействие. Курс предполагает актуализацию знаний и способов деятельности, полученных студентами на занятиях по основным дисциплинам, включенным в учебные программы вузов, направлен на освоение будущими специалистами базовых положений по самопознанию, саморегуляции, самореализации и взаимодействию. Содержание курса включает три раздела: «Мир человеческих взаимодействий», «Эффективное взаимодействие», «Самосовершенствование человека — путь к эффективному взаимодействию». Содержание каждого раздела обеспечивает целевое освоение студентами различных уровней социокультурного феномена, составляющего ядро человеческой жизнедеятельности, и ориентирует будущих специалистов на интенсивную самообразовательную деятельность. Регулярная самообразовательная деятельность студентов и выполнение ими творческих заданий служат основой для успешного освоения ими интегративного содержания курса и развития у них потребности в самообразовании.

Самообразование представляет процесс работы над собой, процесс самосовершенствования. Будущий специалист может осознать самообразовательную деятельность как личностную и социальную ценность в процессе взаимодействия с педагогами, предоставляющими ему такие виды деятельности, которые обеспечивают оценку результатов его самообразовательной работы. Осознание студентом ценности этой работы активизирует его духовные силы, стимулирует потребность в приобретении необходимых для самообразования знания и умений, развивает интерес к познавательной и исследовательской работе, готовность к творчеству и самотворчеству.

Процесс интеграции самообразования и образования по нормативным и авторским учебным курсам педагогу целесообразно осуществлять в определенной последовательности: выявить степень готовности студентов к самообразователь-

ной деятельности, уровень развития навыков научной организации умственного труда; возможности содержания учебного курса, читаемого преподавателем с целью развития у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; составить программу включения студентов в систематическую самообразовательную деятельность в аудиторной и внеаудиторной работе с учетом степени готовности студента к самообразовательной деятельности и уровня развития у него навыков научной организации умственного труда; предоставить студентам возможность изложить результаты самообразовательной деятельности в различных формах аудиторной и внеаудиторной работы; выбрать способы оценки и контроля самообразовательной деятельности студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по нормативным и авторским учебным курсам.

Постижение студентом опыта самообразования в системе университетской подготовки специалистов связано со способностью преподавателя организовать систематическое консультирование молодого человека, которое обеспечивает последнего реальными знаниями и способами работы в библиотеках, в интернет-пространстве. Обучение будущих специалистов поиску необходимой информации позволяет успешно интегрировать образовательную деятельность студента в вузе с самообразовательною деятельностью, которая может осуществляться как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Вне вуза у студента появляется возможность не только осуществлять самообразование (дома, на работе), но и применять результаты самообразования, оценивая таковые в практической деятельности.

Среди причин, снижающих уровень развития самообразования у студентов, можно выделить социальные (большая занятость преподавателей вузов, в том числе работа по совместительству; перегрузка студентов работой, обеспечивающей минимальный или нормальный прожиточный минимум и т.д.); педагогические (отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе; недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов); психологические (слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию); управленческие (отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе).

Рассматривая университетское образование и самообразование студентов как составляющие системы подготовки специалистов, можно говорить об инновационном характере управления данной системой на всех его уровнях. Взаимосвязь образования и самообразования в системе университетской подготовки специалистов позволяет качественно изменить стратегию и тактику планирования, организации и контроля всей системы аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов и качественно решить основные задачи высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник

РУДН. Серия « Психология и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 73—77.

[2] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Университетская подготовка специалиста: единство самоорганизации и управления // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 3—4. — С. 157—161.

[3] Садовничий В.А. Наука в университетах сегодня // Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в ХХ! веке: Материалы III международной научно-практической конференции МГУ им. М.В. Ломоносова 23—24 апреля 2010 г. / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. — М.: Изд-во Московского университета. 2011. — С. 37—46.

[4] Филиппов В.М. Четыре ступени интернационализации: управление процессами интернационализации высшего образования на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 6. — С. 4—8.

[5] Фрумин И.Д., Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Российское образование: тенденции и вызовы. — М., 2009.

SELF-EDUCATION IN THE SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL

V.I. Kazarenkov

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

T.B. Kazarenkova

The Chair of Comparative Educational Policy Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article discloses the problems of functioning and developing self-education in the modern Russian higher school. The importance of self-education as a means of vocational training and self-improvement of the future specialist's personality is determined in the publication.

Key words: university education and self-education of students, specialist training, integration, author programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.