Научная статья на тему 'Целостность университетской подготовки специалиста'

Целостность университетской подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / COMPLETE PREPARATION OF THE FUTURE EXPERT / QUALITY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков В. И.

В статье представлен материал, характеризующий значимость целостной университетской подготовки специалистов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаренков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integral university training of specialists

This material presented in the article fully describes the significance of integral university training of specialists in modern society.

Текст научной работы на тему «Целостность университетской подготовки специалиста»

ЦЕЛОСТНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В.И. Казаренков

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен материал, характеризующий значимость целостной университетской подготовки специалистов в современном обществе.

Ключевые слова: высшее образование, целостная подготовка будущего специалиста, качество высшего образования.

Высшее образование является приоритетной областью, обеспечивающей развитие и независимость государства. Социальный статус высшей школы ориентирует науку и практику на поиск инновационных стратегий обновления содержания и технологий подготовки специалистов.

Высшее образование должно быть ориентировано не только на профессионализацию (подготовку профессионально компетентных людей, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и высокой культурой организации и осуществления профессиональной деятельности) специалистов, но и на их целевую социализацию (гармонизацию отношений человека с природно-социальным миром через освоение современной картины мира, развитие национального самосознания человека, обеспечение условий для приобретения им широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро адаптироваться в социуме), формирование у них опыта самосовершенствования и самореализации (освоении человеком творческого стиля жизнедеятельности). Триединая стратегия высшей школы закладывает основание для фундаментальной подготовки специалиста, обеспечивая универсальность получаемых знаний, умение использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности, а также вырабатывая у него творческий подход к решению профессиональных задач.

Целостность подготовки будущего специалиста в системе высшего образования становится глобальной проблемой подготовки профессионала нового поколения, сочетающего широту взглядов на обустройство социально-природного мира и глубину профессиональной подготовки в определенной области науки, производства, литературы, искусства, обладающего собственным мировидени-ем и устойчивыми гуманистическими убеждениями, направленного не только на профессиональное творчество, но и на жизнетворчество, имеющего потребность в личностном росте и способность к психоэмоциональной саморегуляции.

Подготовка специалиста в университете будет полноценной, если педагог в системе учебной, научной и производственной деятельности реализует ее следующие составляющие: специально предметную (специально научную), социокультурную и общекультурную, педагогическую и психологическую, психофизическую.

Специально предметная (специально научная) подготовка выступает базой профессионализма, но также создает предпосылки для формирования научного

гуманистического мировоззрения, активной социальной и профессиональной позиции, развивает творческие начала и потребности в самосовершенствовании. Социокультурная и общекультурная подготовка обеспечивают ориентировку специалиста-человека в интенсивно обновляющемся мире. Специалист с высшим образованием имеет в современной иерархии не только высокий профессиональный статус, но и высокий социальный статус. Выпускники вуза занимают, как правило, ведущие места в социальной структуре общества, осуществляют управление процессами экономических, политических и социальных преобразований. Данная подготовка позволяет оптимально осуществлять взаимодействие с окружающими людьми в разных ситуациях и на разных уровнях социальной и профессиональной деятельности, а также учитывать изменяющиеся социальные условия при принятии стратегических и тактических решений в различных сферах жизнедеятельности. Интегральное освоение специалистом фундаментальных основ философии, социологии, истории, культурного наследия человечества стимулирует развитие у него целостного мировоззрения, опыта системного жизнетворчества, позволяет сохранить ему высокий личностный и профессиональный рейтинг среди коллег и персонала. Педагогическая подготовка позволяет квалифицированно решать управленческие задачи, в частности, в процессе обучения персонала, в процессе повышения квалификации и переподготовки персонала; каждый выпускник вуза становится руководителем в различных профессиональных и социальных видах деятельности, и ему требуется знание основ теории обучения и воспитания. Психологическая подготовка специалиста создает предпосылки для успешной реализации своих личностных потенциалов, профессиональных замыслов, творческих проектов. Повышая уровень работоспособности и стрессоустойчивости, человек реально расширяет границы социальных, профессиональных и личных возможностей. Психологическая подготовка позволяет специалисту эффективно изучить свои личностные особенности, овладеть умением саморегуляции эмоциональных состояний, успешно изучить личностные качества и профессиональный ресурс своих коллег и персонала, а также продуктивно, используя вышеназванные позиции, выстраивать межличностные и деловые отношения с ними.

К сожалению, современные образовательные стандарты высшей школы не позволяют в полной мере осуществлять качественную педагогическую и психологическую подготовку студентов. Педагогике и психологии, как правило, отводится лишь один семестр (на две дисциплины!) на начальных курсах обучениях в вузе. Краткое знакомство будущих специалистов с основами педагогики и психологии, если и приводит к заинтересованности студентов этими областями знания, то, увы, не развивает у них устойчивую потребность в овладении таковыми, не формирует склонность к самообразованию в этих областях, так как молодые люди на начальном этапе обучения в высшей школе не всегда осознают практическую ценность этих знаний. К тому же большой объем специальной научной информации начинающему студенту весьма сложно осваивать, и он нередко «экономит» на самостоятельном изучении основ психологии и педагогики. Иногда студенты старших курсов (магистранты) и аспиранты, изучая дисциплину «Психология и педагогика высшей школы», обнаруживают явный интерес и практическую профессиональную ценность данных областей знаний и удивляются тому,

что в программах пройденных курсов было мало внимания уделено психологической и педагогической подготовке.

Традиционное разделение задач, стоящих перед вузом, между отдельными кафедрами приводит к автономизации их деятельности в подготовке специалиста, а последнего — к узости профессионального кругозора и низкому уровню социокультурного развития. Социокультурная, педагогическая и психологическая подготовка специалиста считается приоритетным аспектом работы кафедр социально-гуманитарного профиля, педагогики и психологии, а профессиональная — кафедр специально-научных дисциплин. Такое положение не способствует реализации целостной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования. В высшей школе целесообразно находить оптимальные варианты интеграционной деятельности различных кафедр для целостной подготовки специалистов нового поколения.

Целостная подготовка специалиста в университете предполагает интеграцию образования и самообразования студентов. Взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, но на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность студентов становится важнейшим компонентом системы университетской подготовки специалистов.

В университетском образовании существует тенденция к автономизации самостоятельной деятельности студентов, когда преподаватель рассматривает ее не как компонент системы подготовки специалиста, а как одну из форм или видов обучения студентов, часто ориентируясь не на развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании, а на выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий. Самостоятельная работа является составляющей самообразования, но преподаватель высшей школы нередко подменяет самообразование эпизодической самостоятельной деятельностью будущих специалистов по учебным дисциплинам.

В университетской практике самообразование рассматривается только с позиции интеллектуального труда, как средство развития только интеллектуальной сферы. Однако в самообразовании и через самообразование формируется личность, развиваются как интеллектуальная, так и волевая, эмоциональная, мотива-ционная сферы личности, моральные качества человека.

Осознание молодежью значимости самообразования для личностного развития и профессионального роста позволяет повышать качество подготовки специалистов любого профиля. В системе учебной работы по нормативным учебным программам, а также по программам авторских спецкурсов преподавателю целесообразно осуществлять различные виды и формы внутрипредметной и межпредметной интеграции процессов образования и самообразования. В условиях плановой интеграции данных компонентов университетской подготовки специалистов становится возможным показать студентам ценность самообразовательной деятельности позволяющей расширять и углублять профессиональные и общеобразовательные знания и умения. При этом педагог имеет возможность обнаружить и использовать в подготовке специалистов новые функции и свойства интегрируемых компонентов (образования и самообразования).

Среди всего многообразия средств, стимулирующих у студента интерес к самообразованию и потребность в самообразовании, можно выделить интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, позволяя сохранить ядро содержания, форм и методов учебно-познавательных занятий студентов в высшей школе, расширяет и углубляет содержание, формы, методы учебной деятельности и позволяет активно заниматься самообразованием и научной работой вне вуза.

Традиционно к аудиторным видам деятельности относятся лекционные, семинарские занятия и часть практических занятий. К внеаудиторной деятельности относят практические занятия, а также различные виды практик (производственные, педагогические и т.п.). Научно-исследовательская деятельность и различные виды самостоятельных творческих заданий, как правило, рассматривают автономно, не включая их в основные виды внеаудиторных занятий студентов или используя их вне связи с аудиторной деятельностью. Как показывает практика высшего образования, не многие вузы и кафедры осуществляют целенаправленную систематическую интеграцию данных видов деятельности с аудиторной деятельностью. Не все преподаватели вузов осуществляют реальную интеграцию научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности вузовской молодежи, у студентов слабо развивается потребность в целостном восприятии научного знания, возможностей использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного поиска и экспериментальной работы. Особое место и роль в интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности отводится разработанным преподавателями авторским курсам, которые обеспечивают студентов новейшими знаниями в изучаемых областях науки.

Введение в учебные планы вузов авторских курсов необходимо для целостного восприятия молодыми людьми картины современной науки (передаваемая студентам информация по различным социальным, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам не только не формирует таковую, но подчас ограничивает возможности обнаружить указанную целостность). Оперативное применение нового научного материала по профилю специализации позволяет студентам использовать новый материал в учебной и научной работе.

Автором данной публикации разработаны и успешно внедрены в педагогический процесс РУДН курсы «Технологии эффективного межличностного взаимодействия» и «Саморегуляция эмоциональных состояний личности». Курсы с интересом приняты студентами.

Курс «Технологии эффективного межличностного взаимодействия» ориентирован на раскрытие будущим специалистам теоретико-методологических и технологических основ проблемы человеческого взаимодействия. Курс интегрирует отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические, психологические и психотерапевтические теоретические и прикладные знания. Курс может рассматриваться также как практико-ориентированный; он направлен на усиление социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов посредством стимулирования у них потребности в творческом стиле жизнедеятельности, обес-

печивающем самореализацию человека через взаимодействие. Курс предполагает актуализацию знаний и способов деятельности, полученных студентами на занятиях по основным дисциплинам, включенным в учебные программы вузов, направлен на освоение будущими специалистами базовых положений по самопознанию, саморегуляции, самореализации и взаимодействию.

В ряду причин, снижающих уровень развития самообразования как компонента целостной университетской подготовки специалиста, можно выделить следующие:

— социальные — большая занятость преподавателей вузов, в том числе на работе по совместительству; занятость студентов (включая студентов очного отделения) на работе, что позволяет обеспечить минимальный или нормальный прожиточный минимум, а также для многих оплату обучения в вузе;

— педагогические — отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе; недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов;

— психологические — слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию;

— управленческие — отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе (начиная с кафедры).

Целостность подготовки студента в высшей школе позволяет эффективно решать проблему повышения качества высшего образования, обеспечивает будущему специалисту возможность успешно справляться со своими обязанностями профессионала и управленца, стать специалистом, способным видеть главные приоритеты в гуманном отношении к человеку и окружающему природному миру, умеющим эффективно взаимодействовать с ними, обладающим опытом самоорганизации и самореализации; стать центральной фигурой в двадцать первом столетии, обладающей интеллектуальным, духовным, нравственным и физическим ресурсом для решения перспективных социальных и профессиональных задач.

INTEGRAL UNIVERSITY TRAINING OF SPECIALISTS

V.I. Kazarenkov

Department of Social and Differential psychology Russian People's Friendship University

Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This material presented in the article fully describes the significance of integral university training of specialists in modern society.

Key words: higher education, complete preparation of the future expert, quality of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.