Научная статья на тему 'Самообразование студентов в контексте непрерывного образования'

Самообразование студентов в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / университетское образование и самообразование студентов / подготовка специалистов / интеграция / авторские про-граммы / continuous education / university education and self-education of stu-dents / specialist training / integration / author programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна

В статье раскрыты проблемы функционирования и развития самообразования в контексте непрерывного образования. Определена значимость самообразования как средства профессиональной подготовки и самосовершенствования личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the problems of functioning and developing self-education in the context continuous education. The importance of self-education as a means of vocational training and self-improvement of the future specialist s personality is determined in the publication.

Текст научной работы на тему «Самообразование студентов в контексте непрерывного образования»

САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Казаренков Т. Б. Казаренкова

В статье раскрыты проблемы функционирования и развития самообразования в контексте непрерывного образования. Определена значимость самообразования как средства профессиональной подготовки и самосовершенствования личности будущего специалиста.

The article discloses the problems of functioning and developing self-education in the context continuous education. The importance of self-education as a means of vocational training and self-improvement of the future specialist s personality is determined in the publication.

Ключевые слова: непрерывное образование, университетское образование и самообразование студентов, подготовка специалистов, интеграция, авторские программы.

Key words: continuous education, university education and self-education of students, specialist training, integration, author programs.

Интенсивно обновляющийся социум требует систематического обновления всех видов ресурсов человека. И в то же время сам человек ориентирован на творческое преобразование окружающего мира и самосовершенствование [1; 3; 5; 6]. Непрерывное образование становится неотъемлемым атрибутом человека. В этих условиях особое место занимает высшая школа, где тесно интегрированы наука и образование, обеспечивающие устойчивое развитие общества и личности [2; 4; 5; 7]. Высшая школа в условиях обновляющегося российского общества решает ряд стратегических задач: (а) профессионализацию (подготовка профессионально компетентных людей, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и способами деятельности); (б) социализацию молодежи; (в) развитие у нее опыта самореализации (освоение человеком творческого стиля жизнедеятельности). Решение таковых становится возможным только при включении студентов в самообразовательную деятельность [1; 2].

Взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, но на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность студентов становится важнейшим компонентом системы университетской подготовки специалистов. Эта взаимосвязь ориентирует будущего специалиста не только на освоение знаний и умений в своей профессиональной области, но и на формирование опыта творческой деятельности, а также, опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему природно-социальному миру, на развитие навыков управления собой. Самообразование выступает средством самосовершенствования молодого человека, поскольку способствует развитию различных сфер личности: интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной и др. Для реализации механизмов самообразования необходимо соответствующее образовательное пространство. Создание данного пространства, в

328

котором реализуется самообразовательная деятельность будущих специалистов, является важной задачей высшей школы.

Исследование проблемы самообразования студенческой молодежи ведется в разных областях науки: философии, социологии, педагогике, психологии, частных дидактиках. Практика самообразования студентов современного вуза показывает как позитивные, так и негативные стороны осуществления данного процесса будущими специалистами. Нередко самостоятельная деятельность студентов рассматривается педагогом не как компонент системы подготовки специалиста, а как одна из форм обучения студентов, ориентированная не на развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании, а на выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий. Однако самостоятельная работа - лишь составляющая самообразования. К сожалению, самообразование чаще всего рассматривается преподавателями только с позиции интеллектуального труда (как занятия «интеллектуалов»), как средство развития только интеллектуальной сферы. Но самообразование имеет значительный потенциал для развития как интеллектуальной, так волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, моральных качеств человека. «В современных условиях университетские выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами и просчитывать последствия принимаемых решений» [1]. И самообразование обладает большим ресурсом для совершенствования профессиональной подготовки специалиста и развития его личности.

Практика высшего образования показывает, что преподаватели многих вузов не осуществляют целенаправленную систематическую интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности, слабо реализуют интеграционные потенциалы научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности вузовской молодежи. У будущих специалистов слабо развивается потребность в целостном восприятии научного знания, возможности использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного поиска и экспериментальной работы. Значительные интегративные резервы интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности имеется у авторских курсов, которые обеспечивают студентов новейшими знаниями в изучаемых областях науки. Большое значение имеет чтение авторских курсов на факультетах непрофильных специальностей. Курс «Искусство человеческого взаимодействия» активно изучается на экономическом факультете Российского университета дружбы народов. Он ориентирован на раскрытие будущим специалистам теоретико-методологических и технологических основ проблемы человеческого взаимодействия. Курс интегрирует отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические, психологические и психотерапевтические теоретические и прикладные знания. Курс может рассматриваться также как практико-ориентированный.

Процесс интеграции самообразования и образования по нормативным и авторским учебным курсам педагогу целесообразно осуществлять в следующей последовательности: (1) определить степень готовности студентов к самообразовательной деятельности, (2) выявить уровень развития навыков

329

научной организации умственного труда; (3) выявить возможности содержания учебного курса, читаемого преподавателем в контексте развития у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; (4) составить программу включения студентов в систематическую самообразовательную деятельность в аудиторной и внеаудиторной работе с учетом степени готовности студента к самообразовательной деятельности и уровня развития у него навыков научной организации умственного труда; (5) предоставить студентам возможность изложить результаты самообразовательной деятельности в различных формах аудиторной и внеаудиторной работы; (6) определить способы оценки и контроля самообразовательной деятельности студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по нормативным и авторским учебным курсам.

Обучение будущих специалистов поиску необходимой информации позволяет успешно интегрировать образовательную деятельность студента в вузе с самообразовательной деятельностью, которая может осуществляться как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Вне вуза у студента появляется возможность не только осуществлять самообразование (дома, на работе), но и применять результаты самообразования, оценивая таковые в практической деятельности.

Среди причин снижающих уровень развития самообразования у студентов можно выделить социальные (большая занятость преподавателей высшей школы, перегрузка студентов работами, обеспечивающими минимальный или нормальный прожиточный минимум, а также для многих оплату обучения в высшей школе, жизнь молодой семьи, помощь родителям); педагогические (отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе, недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов); психологические (слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию), управленческие (отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе начиная с кафедры).

Взаимосвязь образования и самообразования позволяет качественно изменить стратегию и тактику планирования, организации и контроля университетской подготовки специалистов, развивать у студентов потребность в самообразовании в контексте непрерывного образования человека, качественно решать стратегические задачи высшей школы.

Список литературы

1. Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестн. РУДН. Сер. « Психология и педагогика». - 2009. - № 2. - С. 73-77.

2. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестн. РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - М.: РУДН. - №2. -2012. - С. 106-111.

3. Кларк Б. Р Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Степкиной; Нац. исслед. университет «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом «Высшей школы экономики», 2011. - 312 с. (Теория и практика образования).

330

4. Лобанов Н. А. На пути к профессиональному самообразованию // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й международной конференции: в 2-х ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образо-ваня. - Вып. 12. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Ч. 1. - С. 37-40.

5. Садовничий В.А. Наука в университетах сегодня // Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в ХХ! веке: материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф., МГУ им. М.В.Ломоносова, 23-24 апр. 2010 г. / ред. кол. В.А.Садовничий и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 2011. - С. 37-46.

6. Филиппов В.М. Четыре ступени интернационализации: управление процессами интернационализации высшего образования на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях // Высшее образование сегодня. - 2010. - №6. - С. 4-8.

7. Фрумин И. Д., Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Рос. образование: тенденции и вызовы. - М., 2009. - С. 155-189.

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.