ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 159.9 (378)
В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова
Российский университет дружбы народов
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ
НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В статье рассматривается проблема формирования у студентов интереса к учению во внеаудиторной деятельности; раскрывается значимость внеаудиторной работы как фактора развития интереса к учебно-познавательной деятельности у студентов; выделяются условия, обеспечивающие эффективность использования внеаудиторных занятий для стимулирования у студентов интереса к учению. Отмечается, что важное место в системе внеаудиторной деятельности студентов обретает формирование опыта организации трудовой, в том числе интеллектуальной деятельности. При этом практика высшей школы подтверждает необходимость целевой подготовки будущего специалиста к научной организации собственного труда как значимого элемента в развитии у студента интереса к учению. Напротив, отсутствие опыта организации умственной деятельности у студента приводит к утрате интереса как к учебной, так и к другим видам деятельности. В этом плане подчеркивается стимулирующая роль внеаудиторной работы, в частности в отношении формирования у студентов творческой активности и самодеятельности, развития интереса к учению посредством развития интеллектуальной и волевой сфер личности, систематичности выполнения учебной работы студентами, использования эмоционального компонента.
Ключевые слова: высшая школа, внеаудиторные занятия, интерес, учебная деятельность, студенты.
V. I. Kazarenkov, T. B. Kazarenkova
Russian University of Friendship of Peoples
CONFORMATION OF STUDENTS' LEARNING SAVOR AT EXTRACURRICULAR STUDIES
The problem of conformation of students' learning savor during out-of-class studies is considered in the article. The value of extracurricular work as a factor of students' savor development to learning and cognitive activity is demonstrated. Some conditions that provide the effectiveness of out-of-class studies using to generate the students' savor to learning. It is shown the important position of out-of-class activity in experience of professional and intellectual job formation. Herewith, the higher education practice confirms the necessity of target preparing of students for scientific organization of their own work as a high value component of interest in learning development. In versa, absence of mental activity organization leads to loss of such interest. This allows to stress the stimulating role of out-of-class work. In particular, this concerns student creativity forming, the development of intellectual and strong will of a person, systematization of learning work of students, and using of emotional component.
Key words: higher education, out-of-class studies, savor, learning, student.
Введение. Интенсивное развитие современного общества требует от высшей школы новых концепций и подходов к подготовке специалиста. Подготовка специалиста XXI в. ориентирует руководство и преподавателей высшей школы на поиск новых теорий и технологий обучения, воспитания и развития студента. Это значимый элемент подготовки современного специалиста в высшей школе. Необходимым же элементом в подготовке квалифицированного, эрудированного, обладающего высокой культурой и гуманистическим
мировоззрением специалиста является развитие у него устойчивого интереса к учению, познанию окружающего мира во всем его многообразии.
Формирование у студентов интереса к учению возможно лишь на основе строгой продуманной системы учебно-воспитательной работы. Элементами данной системы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. Для вариативной творческой организации обучения и воспитания студента необходимо полнее использовать потенциалы внеаудиторной деятельности. Анализ научной литературы и состояние практики обучения учащейся молодежи показал, что внеаудиторная работа может являться значимым фактором в формировании у студентов интереса к учению. Формирование у студентов интереса к учению связано с развитием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности студента. Во внеаудиторной работе создаются оптимальные условия для развития этих сфер личности студента.
Внеаудиторные занятия способствуют развитию у студентов готовности к освоению не только общеобразовательных и профессиональных знаний и способов учебно-познавательной деятельности, но и опыта социального взаимодействия, самообразования. Во внеаудиторной работе у студентов формируется первоначальный интерес к познанию и учению. Освоение студентом исторического и культурного наследия позволяет студенту обнаружить ценность образования в достижении успеха в профессиональной деятельности и личностном развитии [1-4].
Студенческая молодежь не довольствуется только формальными каналами получения знаний и умений: она ориентирована на качественное неформальное сотрудничество с педагогом, в котором преподаватель мастерски делегирует ей полномочия активного субъекта совместной работы. Именно в таком взаимодействии возможно профессиональное совершенствование молодых людей, раскрытие их творческих резервов, формирование социального опыта. Такое взаимодействие стимулирует у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности, учебному труду, учению. Во внеаудиторной работе создаются условия для реализации данного положения.
Основная часть. Развитие у студентов интереса к учению возможно, если они включены в систему деловых отношений с преподавателями и своими коллегами-студентами. Внеаудиторная работа обеспечивает творческое взаимодействие всех участников педагогического процесса. Развитие у будущего специалиста интереса к учению на внеаудиторных занятиях обеспечивается посредством использования вариативных планов и программ, в которых наряду с учебной информацией используются авторские «открытия» преподавателя, осуществляющего научную работу и привлекающего к ней талантливую студенческую молодежь. Но не только новые профессиональные знания и умения, приобретенные студентом во внеаудиторной работе, стимулируют у будущего специалиста интерес к учению. Важное место в системе внеаудиторной деятельности студентов обретает формирование опыта организации трудовой, в том числе интеллектуальной деятельности. Умственный труд предполагает освоение молодым человеком не только предметных знаний и умений, но знаний и способов организации научно-исследовательской, учебно-познавательной и производственной деятельности. Практика высшей школы подтверждает необходимость целевой подготовки будущего специалиста к научной организации собственного труда как значимого элемента в развитии у студента интереса к учению. Отсутствие опыта организации умственной деятельности у студента приводит к утрате интереса как к учебной, так и к другим видам деятельности.
Стимулирование у студентов познавательных и учебных интересов во внеаудиторной работе возможно при целенаправленном использовании различных форм организации внеаудиторной деятельности. Многие формы внеаудиторной деятельности способствуют формированию у студентов творческой активности и самодеятельности. Студенты на внеаудиторных занятиях становятся активными субъектами учебно-познавательной деятельности.
Разнообразие форм внеаудиторных занятий позволяет преподавателям осуществлять их выбор для оптимизации процесса развития у студентов интереса к учению. Внеаудиторная работа предоставляет педагогам уникальные возможности для интеграции формальных нормативных учебных заданий и неформальных заданий студентам. Выполнение формальных учебных домашних заданий требует от студента учебных навыков, которые он может освоить в кружке или творческом объединении. Расширение и углубление содержания материала учебных заданий во внеаудиторной работе стимулирует у студентов творческую активность и интерес к учебно-познавательной деятельности. Внеаудиторная работа имеет значительные резервы для продуктивной познавательной деятельности студентов, начавшейся на учебных занятиях. Взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных занятий стимулирует у студента интерес к освоению новых знаний и способов деятельности, опыта творческой деятельности. Студент нередко включается во внеаудиторную работу, обнаруживая связь таковой с учебной аудиторной работой.
Внеаудиторные занятия создают условия для развития интереса к учению посредством развития интеллектуальной и волевой сфер личности. Развитие волевых качеств у студента обеспечивает устойчивость его учебно-познавательной деятельности. Педагогу во внеаудиторной работе предоставляется возможность изменять продолжительность самостоятельной деятельности студентов, постепенно стимулируя у них произвольную активность, обеспечивая необходимые условия для развития устойчивого интереса к учению.
Внеаудиторная работа имеет значительные резервы в организации систематичности выполнения учебной работы студентами. Студенты могут проявлять активность и инициативу, но, как правило, их действия зависят от настроения. Ситуативность включения студентов в учебную деятельность не позволяет в полной мере прочувствовать ее значимость, приобрести к ней интерес. Только организация систематической познавательной деятельности студентов стимулирует у них интерес к учению. Во внеаудиторной работе преподавателю целесообразно создавать условия для систематической познавательной деятельности студентов. Внеаудиторная работа позволяет педагогу при планировании включать материал, стимулирующий у студентов интерес к познанию, учению.
Во внеаудиторной работе создаются уникальные возможности для использования эмоционального компонента внеаудиторной работы в развитии у студентов интереса к учению. Формирование у студента интереса к учению характеризуется такими признаками эмоционального характера, как эмоциональное реагирование на учебно-познавательную деятельность; эмоциональное состояние, сопровождающее учебный процесс; эмоциональное поведение в процессе обучения; эмоциональная устойчивость позитивного настроения во время обучения; эмоциональная реакция личности на отвлечения окружающих людей от учебно-познавательной деятельности; наличие позитивных эмоций в учебно-познавательной деятельности. Во внеаудиторной работе имеется достаточно средств для успешного развития эмоциональной сферы личности студента, необходимого для полноценного формирования у студентов интереса к учению. При организации внеаудиторной деятельности закладываются основы эмоциональной составляющей занятий студентов. Содержание и процесс внеаудиторной работы студента должен обеспечивать развитие его эмоциональной сферы. Студенту под руководством педагога и самостоятельно предлагается осваивать материал, раскрывающий гармонию мира и человеческих отношений. Не только содержание внеаудиторных занятий позволяет развивать эмоциональную сферу студента. Интересная, привлекательная совместная и самостоятельная внеаудиторная деятельность стимулирует у студента интерес к познанию окружающего мира и учебному процессу, который способствует систематическому пополнению знаний и умений студента и обеспечивает реализацию познания мира. Разнообразные методы работы, знакомство с новым оборудованием, научной, справочной литературой позволяет интенсивно формировать у
студентов позитивное эмоциональное отношение к совместной с педагогом учебно-познавательной деятельности.
Во внеаудиторной работе студент включается в различные виды дружеских и деловых отношений в позитивном эмоционально-психологическом пространстве. В процессе развития интереса к учению у студентов целесообразно эффективное использование индивидуальных учебных творческих заданий. Их выполнение на аудиторных и внеаудиторных занятиях, в домашних условиях стимулирует позитивное эмоциональное реагирования студента на учебно-познавательную деятельность. Исследовательские, познавательные и прикладные задания изменяют эмоциональное поведение студентов, улучшают их настроение, обеспечивая продолжительность и устойчивость эмоционального настроя на учебную работу.
Во внеаудиторной работе студенты имеют возможность выбора форм занятий и активного взаимодействия с преподавателями и успешно обучающимися студентами. Особое значение для формирования у студентов интереса к учению играет интеграция формального и неформального взаимодействия всех участников внеаудиторной работы. «Самое интересное содержание, самые прогрессивные технологии не могут существенно повысить качество образования, если педагогическое взаимодействие малоэффективно. Педагогическое взаимодействие продуктивно, если педагог, используя свои личностные потенции и профессионализм, превращает его в целенаправленную совместную со студентами творческую жизнедеятельность, если последние становятся реальными субъектами всех видов и форм таковой» [5]. Творческое взаимодействие преподавателей и студентов активизирует процесс формирования у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности. В процессе неформального взаимодействия с преподавателями студент приобретает рациональные способы организации учебно-познавательной деятельности, в частности, способы подготовки к учебной работе, способы организации рабочего места, способы поэтапного осуществления умственных трудовых операций, способы восстановления своих физических и психоэмоциональных ресурсов.
Заключение. Во внеаудиторной работе у студента развивается интерес к учению посредством появляющегося интереса к самообразованию. «Самообразование представляет процесс работы над собой, процесс самосовершенствования. Будущий специалист может осознать самообразовательную деятельность как личностную и социальную ценность в процессе взаимодействия с педагогами, предоставляющими ему такие виды деятельности, которые обеспечивают оценку результатов его самообразовательной работы. Осознанность студентом ценности этой работы активизирует его духовные силы, стимулирует потребность в приобретении необходимых для самообразования знаний и умений, развивает интерес к познавательной и исследовательской работе, готовность к творчеству и самотворчеству» [2]. Студент, включенный во внеаудиторную познавательную деятельность, обретает способность оценивать свободное время и целенаправленно использовать его. Студент приобретает навыки планирования и организации домашней учебной работы. Возможность участия в планировании внеаудиторных занятий развивает у студентов потребность в планировании деятельности по приобретению новых знаний и умений. Самостоятельная подготовка студента стимулируется педагогом. В ходе планирования и организации внеаудиторных занятий развивается активность и самостоятельность студента, что отражается на увеличении его внимания к учению. Педагог не только разъясняет студенту алгоритмы самостоятельной работы, но оценивает его организаторские способности, стимулируя у него потребность в самоуправлении определенными видами внеаудиторной деятельности.
Научно обоснованная и эффективно организованная преподавателем внеаудиторная работа стимулирует развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности студента и успешное формирование у него интереса к учебно-познавательной деятельности.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 264 с.
2. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 106-111.
3. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Университетское образование: внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам. М.: Изд-во РУДН, 2014. 167 с.
4. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28-37.
5. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Технология и искусство педагогического взаимодействия // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 265-269.
References
1. Andreev V. I. Pedagogica vysshey shkoly. Innovatsionno-prognosticheskiy kurs [Pedagogic of higher school. Innovative prognostic course]. Kazan: Cener of Innovative Technology, 2006. 264 p.
2. Kazarenkov V. I., Kazarenkova T. B. Self education in the system of specialists prepearing at higher school. Vestnik RUDN. Seria: Pedagogica i psihologija [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2012, no. 2, pp. 106-112 (In Russian).
3. Kazarenkov V. I., Kazarenkova T. B. Universitetskoe obrazovanie: vneauditornye zanjatija sudentov po uchebnym predmetam [University education. Out-of-class student studies of program disciplines]. Moscow, RUDN Publ., 2014. 167 p.
4. Kudinov S. I., Krupnov A. I. System model of self realization of personality. Vestnik RUDN. Seria: Pedagogica i psihologija [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2008, no. 1, pp. 28-37 (In Russian).
5. Kazarenkov V. I., Kazarenkova T. B. Technology and art of pedagogical interaction. Vestnik RUDN. Seria: Pedagogica i psihologija [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2004, no. 2, pp. 265-269 (In Russian).
Информация об авторах
Казаренков Вячеслав Ильич - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии. Российский университет дружбы народов (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, Российская Федерация). Е-mail: [email protected].
Казаренкова Татьяна Борисовна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры сравнительной образовательной политики. Российский университет дружбы народов (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, Российская Федерация). Е-mail: [email protected].
Information about the authors
Kazarenkov Vyacheslav Ilich - DSc (Pedagogics), Professor, Professor of the Department of Social and Differential Pedagogic. Russian University of Friendship of Peoples (6, Miklukho-Maklay str., 117198, Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Kazarenkova Tatiana Borisovna - PhD (Sociology), Assistant Professor, the Department of Comparative Educational Policy. Russian University of Friendship of Peoples (6, Miklukho-Maklay str., 117198, Moscow, Russian Federation). Е-mail: [email protected].
Поступила 08.05.2017