Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа как фактор формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности'

Внеаудиторная работа как фактор формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ИНТЕРЕС / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ СТУДЕНТЫ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / INTEREST / EDUCATIONALLY-COGNITIVE ACTIVITY / STUDENTS WITH POOR ACADEMIC PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Гаджибалаева Индира Утцумиевна

Рассматривается проблема формирования у студентов интереса к учению во внеаудиторной деятельности; раскрывается значимость внеаудиторной работы как фактора развития интереса к учебно-познавательной деятельности у слабоуспевающих студентов колледжа; выделяются условия, обеспечивающие эффективность использования внеаудиторных занятий для стимулирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Гаджибалаева Индира Утцумиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular Activity as Factor Forming Interest in Educationally-Cognitive Activity in Students with Poor Academic Performance

In the article the problem of forming an interest in learning in students through the extracurricular activity is considered; the importance of the extracurricular activity as a factor of the development of the interest in educationally-cognitive activity in the college students with poor academic performance is revealed; the conditions providing the efficiency of using the extracurricular activity for the stimulation of the interest in learning in students with poor academic performance are accentuated.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа как фактор формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности»

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.И. Казаренков, И.У. Гаджибалаева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривается проблема формирования у студентов интереса к учению во внеаудиторной деятельности; раскрывается значимость внеаудиторной работы как фактора развития интереса к учебно-познавательной деятельности у слабоуспевающих студентов колледжа; выделяются условия, обеспечивающие эффективность использования внеаудиторных занятий для стимулирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, интерес, учебно-познавательная деятельность, слабоуспевающие студенты.

Развитие у студентов интереса к учению возможно лишь на основе строгой продуманной системы учебно-воспитательной работы. Элементами данной системы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и студентами определенного контингента в рамках отведенного времени. Эти занятия включены учебное расписание. К аудиторным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным дисциплинам. Аудиторные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Для вариативной творческой организации обучения и воспитания студента необходимо полнее использовать потенциалы внеаудиторной деятельности. Анализ научной литературы и состояние практики обучения учащейся молодежи показал, что внеаудиторная работа может являться значимым фактором в формировании у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности.

Исследователи отмечают, что формирование у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности связано с развитием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности студента. Во внеаудиторной работе создаются условия для развития этих сфер личности слабоуспевающего студента.

Внеаудиторные занятия позволяют формировать у слабоуспевающих студентов готовность к учебно-познавательной деятельности. Под руководством педагога и самостоятельно они осваивают новые знания и способы учения. Во внеаудиторной работе у слабоуспевающих студентов формируется первоначальный интерес к познанию и учению. Освоение студентом исторического и культурного наследия позволяет студенту обнаружить ценность образования в достижении успеха в профессиональной деятельности и личностном развитии.

Стимулирование у слабоуспевающих студентов познавательных и учебных интересов во внеаудиторной работе возможно при целенаправленном использовании различных форм организации внеаудиторной деятельности. Многие формы внеаудиторной деятельности способствуют формированию у слабоуспевающих студентов творческой активности и самодеятельности. Студенты на внеаудиторных занятиях становятся активными субъектами учебно-познавательной деятельности. Разнообразие форм внеаудиторных занятий позволяет преподавателям осуществлять их выбор для оптимизации процесса развития у слабоуспевающих студентов интереса к учению. Внеаудиторная работа предоставляет педагогам уникальные возможности для интеграции формальных нормативных учебных заданий и неформальных заданий слабоуспевающим студентам. Выполнение формальных учебных домашних заданий требует от студента учебных навыков, которые он может освоить в кружке или творческом объединении. Расширение и углубление содержания материала учебных заданий во внеаудиторной работе стимулирует творческую активность и интерес к учебно-познавательной деятельности. Внеаудиторная работа имеет значительные резервы для продуктивной познавательной деятельности слабоуспевающих студентов, начавшейся на учебных занятиях. Взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных занятий стимулирует у слабоуспевающего студента потребность в освоении новых знаний и умений, в том числе, в рациональной организации учебного труда студента. Слабоуспевающий студент нередко, включаясь во внеаудиторную работу, обнаруживает связь таковой с учебной (аудиторной).

Внеаудиторные занятия создают условия не только для развития интеллектуальной сферы личности, но и волевой сферы личности. Развитие волевых качеств у слабоуспевающего студента обеспечивает устойчивость его учебно-познавательной работы, развивает у него потребность в самосовершенствовании. В процессе самосовершенствования молодому человеку требуется проявлять усилия. Преподаватели во внеаудиторной работе, особенно в групповых ее формах, на циклически повторяющихся занятиях для развития волевой сферы слабоуспевающего студента могут подбирать задания, требующие проявления волевых усилий и контроля за процессом и результатами учебного труда студента. Педагогу во внеаудиторной работе предоставляется возможность изменять продолжительность самостоятельной деятельности слабоуспевающих студентов, постепенно стимулируя у них произвольную активность, развивать умения саморегуляции волевых состояний.

Внеаудиторная работа имеет значительные резервы в организации систематичности выполнения учебной работы слабоуспевающими студентами. Такие студенты могут проявлять активность и инициативу, но, как правило, их действия зависят от настроения. Ситуативность включения слабоуспевающих студентов в учебную деятельность не позволяет в полной мере прочувствовать ее значимость, развить к ней интерес. Только организация систематической познавательной деятельности слабоуспевающих студентов обеспечивает формирование у них интереса к учению. Во внеаудиторной работе преподавателю целесообразно создавать

КазаренковВ.И., ГаджибалаеваИ.У. Внеаудиторная работа как фактор формирования.

условия для систематической познавательной деятельности слабоуспевающих студентов. Внеаудиторная работа позволяет педагогу при планировании включать материал, стимулирующий у слабоуспевающих студентов интерес к познанию, учению. Целенаправленный характер занятий по формированию у слабоуспевающих студентов интереса к учению, ориентирует преподавателя на обучение слабоуспевающих студентов навыкам учебного труда.

Во внеаудиторной работе создаются уникальные возможности для развития эмоциональной сферы у слабоуспевающих студентов. Формирование у слабоуспевающего студента интереса к учению характеризуется следующими признаками эмоционального характера: эмоциональное реагирование на учебно-познавательную деятельность; эмоциональное состояние, сопровождающее учебный процесс; эмоциональное поведение в процессе обучения; эмоциональная устойчивость позитивного настроения во время обучения; эмоциональная реакция личности на отвлечения окружающих людей от учебно-познавательной деятельности; возможность эмоционального заражения собственной самообразовательной деятельностью; наличие позитивных эмоций в период самообразования. Во внеаудиторной работе имеется достаточно средств для успешного развития эмоциональной сферы личности студента, что необходимо для полноценного формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности. При организации учебно-воспитательной внеаудиторной деятельности закладываются основы эмоциональной составляющей занятий студентов. Содержание и процесс внеаудиторной работы слабоуспевающего студента должны обеспечивать развитие его эмоциональной сферы. Слабоуспевающему студенту под руководством педагога и самостоятельно предлагается осваивать материал, раскрывающий гармонию мира и человеческих отношений. Не только содержание внеаудиторных занятий позволяет развивать эмоциональную сферу слабоуспевающего студента. Интересная, привлекательная совместная и самостоятельная внеаудиторная деятельность стимулирует у слабоуспевающего студента интерес к познанию окружающего мира и учебному процессу, который способствует систематическому пополнению знаний и умений студента и обеспечивает реализацию познания мира. Разнообразные методы работы, знакомство с новым оборудованием, научной, справочной литературой позволяет интенсивно формировать у слабоуспевающих студентов позитивное эмоциональное отношение к совместной с педагогом учебно-познавательной деятельности. Развитие эмоциональной сферы во внеаудиторной работе осуществляется также в процессе контроля и оценки результатов деятельности слабоуспевающих студентов. Сочетание оценки педагога с самооценкой слабоуспевающих студентов, контроля и самоконтроля обеспечивает активное эмоциональное включение во внеаудиторную работу студента, создает условия для позитивного эмоционального настроя на учебно-познавательную деятельность, обеспечивает устойчивость и систематичность эмоционального реагирования на учебный процесс.

Во внеаудиторной работе слабоуспевающий студент включается в различные виды дружеских и деловых отношений в позитивном эмоционально-психологическом пространстве.

В процессе развития интереса к учению у слабоуспевающих студентов целесообразно эффективное использование индивидуальных учебных творческих заданий. Их выполнение на аудиторных и внеаудиторных занятиях, в домашних условиях стимулирует позитивное эмоциональное реагирования студента на учебно-познавательную деятельность. Исследовательские, познавательные и прикладные задания изменяют эмоциональное поведение слабоуспевающих студентов, улучшают их настроение, обеспечивая продолжительность и устойчивость эмоционального настроя на учебную работу.

Во внеаудиторной работе развиваются эмоциональные потенциалы слабоуспевающих студентов, обеспечивающие значительное эмоциональное влияние их на окружающих. Слабоуспевающий студент, включенный во внеаудиторную деятельность, эмоционально «заражает» однокурсников своей увлеченностью учебной дисциплиной, учебной деятельностью.

Во внеаудиторной работе слабоуспевающие студенты имеют возможность выбора форм занятий и активного взаимодействия с преподавателями и успешно обучающимися студентами. Особое значение для формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению играет интеграция формального и неформального взаимодействия всех участников внеаудиторной работы. «Самое интересное содержание, самые прогрессивные технологии не могут существенно повысить качество образования, если педагогическое взаимодействие малоэффективно. Педагогическое взаимодействие продуктивно, если педагог, используя свои личностные потенции и профессионализм, превращает его в целенаправленную совместную со студентами творческую жизнедеятельность, если последние становятся реальными субъектами всех видов и форм таковой» [1. С. 265]. Творческое взаимодействие преподавателей и студентов активизирует процесс формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности. В процессе неформального взаимодействия с преподавателями слабоуспевающий студент приобретает рациональные способы организации учебно-познавательной деятельности, в частности, способы подготовки к учебной работе, способы организации рабочего места, способы поэтапного осуществления умственных трудовых операций, способы восстановления своих физических и психоэмоциональных ресурсов. Во внеаудиторной работе слабоуспевающий студент овладевает знаниями и способами саморегуляции эмоциональных состояний. Во внеаудиторной работе педагог развивает со студентами данной группы не только формальные, но и доверительные дружеские отношения. Позитивное эмоциональное реагирование на учебно-познавательную деятельность формируется во внеаудиторной работе в процессе объективной публичной оценке работы слабоуспевающих студентов. Индивидуальная деятельность студента постепенно становится объектом самооценки. Это стимулирует у слабоуспевающих студентов интерес к учебно-познавательной деятельности и саморазвитию.

Во внеаудиторной работе у слабоуспевающего студента развивается интерес к учению посредством появляющегося интереса к самообразованию. «Самообразование представляет процесс работы над собой, процесс самосовершенствования.

КазаренковВ.И., ГаджибалаеваИ.У. Внеаудиторная работа как фактор формирования..

Будущий специалист может осознать самообразовательную деятельность как личностную и социальную ценность в процессе взаимодействия с педагогами, предоставляющими ему такие виды деятельности, которые обеспечивают оценку результатов его самообразовательной работы. Осознанность студентом ценности этой работы активизирует его духовные силы, стимулирует потребность в приобретении необходимых для самообразования знаний и умений, развивает интерес к познавательной и исследовательской работе, готовность к творчеству и самотворчеству» [2. С. 109]. Слабоуспевающий студент, включенный во внеаудиторную познавательную деятельность, обретает способность оценивать свободное время и целенаправленно использовать его. Студент приобретает навыки планирования и организации домашней учебной работы. Возможность участия в планировании внеаудиторных занятий развивает у слабоуспевающих студентов потребность в планировании деятельности по приобретению новых знаний и умений. Самостоятельная подготовка слабоуспевающего студента стимулируется педагогом. В ходе планирования и организации внеаудиторных занятий развивается активность и самостоятельность слабоуспевающего студента, что отражается на увеличении его внимания к учению. Педагог не только разъясняет слабоуспевающему студенту алгоритмы самостоятельной работы, но оценивает его организаторские способности, стимулируя у него потребность в самоуправлении определенными видами внеаудиторной деятельности. Во внеаудиторной работе преподавателю удается эффективнее развивать у слабоуспевающего студента навыки рациональной организации учебного труда.

Важную роль в формировании у слабоуспевающих студентов интереса к учению играет развитие навыков контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Во внеаудиторной работе создаются благоприятные условия для освоения студентом знаний и умений контроля и самоконтроля как функции процессов управления. На внеаудиторных занятиях студент успешно осваивает навыки управления и самоуправления. Включение слабоуспевающего студента в активную организаторскую деятельность стимулирует развитие у него знаний и навыков по самоорганизации своего учебного труда. Эффективное освоение студентом всех управленческих знаний и навыков во внеаудиторной деятельности, стимулирует у него уверенность в своих силах, позитивную направленность на учебно-познавательную деятельность, активирует его готовность к учению и самообразованию.

Научно обоснованная и эффективно организованная преподавателем внеаудиторная работа стимулирует развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности слабоуспевающего студента и способствует успешному формированию у него интереса к учебно-познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Технология и искусство педагогического взаимодействия // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2004 — № 2. — С. 265—269. [Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Tekhnologiya i iskusstvo pedagogicheskogo vzaimodej-stviya // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2004. — N 2. — S. 265—269.]

[2] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 2. — С. 106—111. [Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Samoobrazovanie v sisteme podgo-tovki specialistov v visshej shkole // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2012. — N 2. — S. 106—111.]

EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS FACTOR FORMING INTEREST IN EDUCATIONALLY-COGNITIVE ACTIVITY IN STUDENTS WITH POOR ACADEMIC PERFORMANCE

V.I. Kazarenkov, I.U. Gadzhibalaeva

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the problem of forming an interest in learning in students through the extracurricular activity is considered; the importance of the extracurricular activity as a factor of the development of the interest in educationally-cognitive activity in the college students with poor academic performance is revealed; the conditions providing the efficiency of using the extracurricular activity for the stimulation of the interest in learning in students with poor academic performance are accentuated.

Key words: extracurricular activity, interest, educationally-cognitive activity, students with poor academic performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.