ФОРМИРОВАНИЕ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
И.У. Гаджибалаева
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Анализируются результаты проведенного опроса преподавателей колледжей, представлена интерпретация статистических данных по проблеме формирования у слабоуспевающих студентов колледжа интереса к учению.
Ключевые слова: интерес к учению, мотивация, учебная деятельность, студенты колледжа.
Проблема формирования интереса к учению у молодежи является актуальной проблемой образования. «Учение является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях» [1. С. 190]. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что существует проблема негативного отношения студентов к учению. В данной публикации мы представили материалы опроса преподавателей колледжей, проведенного с целью изучения современной практики формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению. Нами были опрошены 115 преподавателей колледжей. Преподавателям был задан ряд вопросов, определяющих их отношение к учету и реализации факторов, обеспечивающих эффективное формирование у слабоуспевающих студентов колледжей интереса к учению. Большинство педагогов отметили значимость следующих факторов: способность педагога осуществлять мотивацию учебной деятельности студентов (71,5%), эффективная организация учебного процесса (70,4%), профессиональная компетентность преподавателя (70,1%), сотрудничество со студентами (67,5%), благоприятный морально-психологический климат в коллективе (58,4%), организация внеаудиторной деятельности студентов по учебной дисциплине (57,5%), интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий по учебной дисциплине (56,8%).
Мотивация как одна из функций управления образовательным процессом становится ведущим фактором, обеспечивающим педагогу успех в развитии интереса к учению. Мотивация учебной деятельности слабоуспевающих студентов — процесс сложный, и его реализация требует от преподавателя знания личностных особенностей студентов, их ведущих потребностей в обучении, а также умений использовать методы и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности для развития у них интереса к учению. Для успешного формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению весьма важно быть готовым педагогически обоснованно мотивировать студентов.
В качестве значимого фактора формирования у слабоуспевающего студента интереса к учению педагоги назвали эффективную организацию учебного про-
Гаджибалаева И.У. Формирование интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа...
цесса (70,4%). Выступая основной функцией управления, организация учебного процесса обеспечивает успех обучения в целом. Преподаватели отмечают, что эффективная, научно обоснованная организация учебного процесса обеспечивает как минимум удачную «стартовую площадку» для формирования у слабоуспевающего студента интереса к учению. Качество организации учебного процесса предполагает четкие действия преподавателя, ориентированные на реализацию поставленных педагогических целей. А если одной из целей является формирование у студента интереса к учению, то содержание материала, отобранного педагогом для достижения этой цели в совокупности с оптимально выбранными методами, средствами и формами учебной работы реально обеспечивает успех преподавателю.
На эффективность формирования интереса к учению у слабоуспевающих студентов влияет профессиональная компетентность педагога (70,1%). Профессиональная компетентность педагога включает и способность педагога к мотивации учебной деятельности студентов, и стимулирование сотрудничества с будущими специалистами, и эффективную организацию учебного процесса. И все же педагоги, отмечая различные составляющие профессиональной компетентности, наиболее значимые в деле формирования у молодых людей интереса к учению, выделили целостную подготовку преподавателя, обеспечивающую эффективность осуществления исследуемого нами процесса. «Студенчество рассматривает преподавателя прежде всего как человека, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности, самостоятельного, имеющего собственное ми-ровидение и гражданскую позицию, хорошо ориентирующегося в изменяющемся социуме, не уклоняющегося от оказания помощи молодым людям в решении проблем личного и общественного характера. Именно такого педагога признает студенческая молодежь в качестве своего наставника и партнера в формальном и неформальном взаимодействии» [2. С. 88]. Действительно, профессионализм преподавателя позволяет решить глобальные и локальные проблемы, возникающие при развитии у слабоуспевающих студентов интереса к учению. Здесь в полной мере важно влияние педагога, как личности и профессионала. Преподаватель оказывает большое влияние на развитие у слабоуспевающего студента интереса к учению, так как студент испытывает потребность в общении с эрудированным, профессионально компетентным педагогом, имеющим богатый социальный и профессиональный опыт, к вступлению с ним как формальное, так и в неформальное взаимодействие во время аудиторных и внеаудиторных занятий.
В числе важных факторов для формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению названо позитивное взаимодействие педагога и студентов, переходящее в сотрудничество между ними в учебном процессе (67,5%). В современном среднем профессиональном образовательном учреждении невозможно достичь успеха в подготовке специалистов, не развивая партнерские доверительные отношения педагогов и студентов. Сотрудничество участников образовательного процесса позволяет снять психологическое напряжение с субъектов совместной деятельности. Сотрудничество преподавателя и студента в учебном процессе позволяет реально осуществлять личностно ориентированный подход, включая студента в увлекательную совместную работу. Сотрудничество в учебной деятель-
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 5
ности представляет резерв для успешного развития интереса к учению у будущего специалиста. В сотрудничестве с преподавателем слабоуспевающие студенты постигают значимость научных знаний в жизни и будущей профессиональной деятельности. Дружеский и деловой контакт с преподавателем позволяет обнаружить практически значимую стороны учения.
Эффективная организация учебного процесса предполагает успешную реализацию основных педагогических принципов, в том числе принципов демократизации учебно-познавательной деятельности, гуманизации отношений между педагогом и студентами, интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной работы, индивидуализации и дифференциации обучения студентов. Успешная реализация данных принципов, как считают преподаватели, активизирует процесс формирования интереса у слабоуспевающих студентов к учению, так как стимулирует развитие всех сфер личности, обеспечивая развитие интеллекта, воли, чувств.
Некоторые преподаватели вуза явно недооценивают значимость благоприятного психологического климата в учебной группе как важного фактора формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению (58,4%). Однако благоприятная психологическая атмосфера в группе создает предпосылки для постижения сущности учения. Только в условиях психологического комфорта в учебном процессе и преподаватель, и студенты могут осуществлять реальное эффективное сотрудничество, через которое, развивается интерес к учению.
Значимость организации внеаудиторных занятий по учебной дисциплине как фактора формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению отметили 57,5% преподавателей колледжа. Включенные во внеаудиторную деятельность слабоуспевающие студенты не только осваивают учебный материал в неформальной обстановке, расширяя и углубляя знания по предмету, но изменяют отношение к учению в целом, обнаруживая для себя возможности «новых открытий», практического применения получаемых знаний для решения собственных практических задач. Во внеаудиторной деятельности слабоуспевающие студенты получают возможность тесно взаимодействовать с преподавателем и с успевающими студентами. Это стимулирует развитие у слабоуспевающих студентов эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности, ответственности и самодисциплине, потребности в самосовершенствовании. Считаем, что многие педагоги не используют внеаудиторную работу по учебной дисциплине для формирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению из-за большой учебной нагрузки и отсутствия желания и умений организовывать данную работу с этой категорией студентов.
Недостаточно внимания уделяют педагоги при формировании у слабоуспевающих студентов интереса к учению интеграцию аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности (56,8%). Именно внеаудиторная работа создает предпосылки для активной самостоятельной деятельности студентов. Большое количество групповых, массовых и индивидуальных форм внеаудиторных занятий создает возможности их вариативного использования педагогом для оптимального отбора содержания учебного материала, выбора методов и средств обучения, осуществ-
Гаджибалаева И.У. Формирование интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа...
ления полноценной совместной творческой деятельности преподавателя и студентов при проведении учебно-исследовательской, познавательной и прикладной деятельности. Все это стимулирует у слабоуспевающего студента потребность в самообразовании и самовоспитании. Взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности при педагогически обоснованном подходе к организации учебного процесса позволяет успешно стимулировать у студентов интерес к учению.
В ряду значимых для эффективной работы по формированию у слабоуспевающих студентов интереса к учению факторов преподаватели отметили также успешное планирование учебной работы (54,7%), систематический контроль учебной деятельности (54,3%), увлеченность педагога своей дисциплиной (52,7%).
Анализ результатов, полученных в ходе опроса преподавателей колледжей, дает возможность представить состояние современной практики реализации различных факторов, позволяющих осуществлять формирование у слабоуспевающих студентов интереса к учению. Результаты опроса позволяют определить пути и средства корректировки деятельности педагогов по использованию указанных факторов для обеспечения эффективного формирования у слабоуспевающих студентов колледжа интереса к учению.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.
[2] Казаренков В.И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 3.
DEVELOPING INTEREST IN STUDYING IN LOW PERFORMING COLLEGE STUDENTS: ANALYSIS OF MODERN TEACHING PRACTICE
I.U. Gajibalayeva
The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198
The results of the survey conducted among the teachers of colleges are analyzed and the interpretation of the statistical data on the problem of developing the interest in studying in low performing students of college is submitted in the article.
Key words: interest in studying, college students, motivation, learning activities.