Научная статья на тему 'Педагогические условия активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа'

Педагогические условия активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / MODEL OF ACTIVATION OF CREATIVE COGNITIVE INDEPENDENCE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строгина Елена Васильевна, Пелевин Игорь Юрьевич

Данная статья посвящена созданию модели и методических условий активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа. Использование данной системы позволит решить одну из первостепенных задач современного процесса обучения, а также значительно повысить профессиональную квалификацию выпускников колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVATION OF CREATIVE COGNITIVE INDEPENDENCE OF A COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to creation of the model and methodic conditions of activation of creative cognitive independence of a college students. Use of the present system could allow to solve one of the prime tasks in the modern studying process, as well as significantly increase professional qualifications of the college graduates.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

УДК 37.012.3

Елена Васильевна Строгина,

адвокат, соискатель на звание кандидата педагогических наук, Калининградская областная коллегия адвокатов, Калининград Тел.: 967 351-38-22 Эл. почта: [email protected]

Игорь Юрьевич Пелевин,

Заместитель начальника отдела Управления Экономической Безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) по МВД России по Калининградской области, к.э.н., полковник полиции

Управление Министерство Внутренних Дел

(УМВД) России по Калининградской области

Калининград

Тел.: 967 351-39-33

Эл.почта: [email protected]

Данная статья посвящена созданию модели и методических условий активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа. Использование данной системы позволит решить одну из первостепенных задач современного процесса обучения, а также значительно повысить профессиональную квалификацию выпускников колледжей.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность; самостоятельность; педагогика; модель активизации творческой познавательной самостоятельности; творчество; педагогические исследования.

Elena V. Strogina,

Lawyer, Applicant for a degree in Pedagogy,

Kaliningrad Region College of Advocates

Kaliningrad

Tel.: 967 351-38-22

E-mail: [email protected]

Igor Yu. Pelevin,

Deputy Head of 6th Division of the Authority of Economic Security and Anti-Corruption in the Ministry of Internal Affairs of Russia in Kaliningrad region

PhD in Economics, Colonel of Police

Authority of the Ministry of internal Affairs (MIA)

of Russia in Kaliningrad region

Kaliningrad

Tel.: 967 351-39-33

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVATION OF CREATIVE COGNITIVE INDEPENDENCE OF A COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to creation of the model and methodic conditions of activation of creative cognitive independence of a college students. Use of the present system could allow to solve one of the prime tasks in the modern studying process, as well as significantly increase professional qualifications of the college graduates.

Keywords: Cognitive independence; independence; pedagogics; model of activation of creative cognitive independence; creativity; pedagogical research.

1. Введение

На основе проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что к настоящему времени в колледжах не реализуется эффективная модель активизации творческой познавательной самостоятельности студентов. В подавляющем большинстве случаев не используется комплексная процедура изучения личности обучающихся, слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами организации деятельности педагогов и студентов и достигаемыми результатами.

Полученный в ходе констатирующего эксперимента «снимок» состояния исследуемого объекта послужил основой для поиска такой системы организационных и методических условий, которая обеспечивала бы существенную активизацию творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа.

2. Педагогические условия активизации творческой познавательной самостоятельности

Термин «условие» в словарном значении [2, с. 685] означает обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь; правила, установленные в деятельности. В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций условия определяют как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы или процесса. В нашем представлении педагогическое условие - это не только то, что влияет на систему или процесс, но и то, что служит предпосылкой, основанием их эффективности. Итак, под педагогическими условиями следует понимать нечто самостоятельно существующее.

Наш подход к выделению и обоснованию педагогических условий активизации творческой познавательной самостоятельности студентов колледжа строился на следующих положениях.

1. Динамика процесса активизации творческой познавательной самостоятельности обусловлена переходом возможного в действительное. В каждой личности в любой момент ее развития сосредоточено несколько уровней действительного и возможного. Во-первых, это прежние возможности личности, переросшие в действительность и опережающие «Я - настоящее»; во-вторых, настоящие возможности, готовые к актуализации и отражающие «Я - желаемое»; в-третьих, будущие возможности, зарождающиеся в настоящем и связанные с «Я - идеальным».

2. Процесс активизации творческой познавательной самостоятельности осуществляется через последовательную смену определенных состояний личности и их взаимосвязь:

- осознание обучающихся своих способностей и потенциальных возможностей;

- адекватное проявление способностей и потенциальных возможностей в познавательной деятельности;

- активное владение различными способами и средствами познания.

Педагогические условия активизации творческой познавательной

самостоятельности должны способствовать этим состояниям и выявляться через анализ их смены.

3. Активизация творческой познавательной самостоятельности личности в психологическом плане объясняется также всеобщим принципом детерминизма, т.е. принципом преломления внешнего через внут-

реннее\ «Внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий», -писал С.Л.Рубинштейн [3, с. 57].

Для выполняемого исследования указанная взаимосвязь имеет особое значение, поскольку активность личности является не только объективной ценностью бытия, но и личным достоянием субъекта познания.

4. Теоретическое представление о предмете исследования и данные констатирующего эксперимента дают основание рассматривать условия активизации творческой познавательной самостоятельности как объективные и субъективные. Объективные условия содержат необходимые параметры для постановки и решения конкретной педагогической задачи и, следовательно, являются предпосылкой целепола-гания. Субъективные условия - это условия, обеспечивающие процесс целеполагания, нетрадиционный подход к определению способов активизации познавательной самостоятельности студентов.

3. Условия необходимые для реализации творческой познавательной самостоятельности у студентов колледжа

Краткий теоретический экскурс, связанный с выделением в контексте задач проводимого исследования педагогических условий, позволил сделать вывод о том, что это должно быть не одно, а группа условий.

Первое условие. Предварительное проектирование преподавателем самостоятельной познавательной деятельности студентов, определение ее места в структуре образовательного процесса, уточнение целей и задач осуществления.

Проектирование самостоятельной познавательной деятельности студентов, на наш взгляд, должно включать несколько последовательных этапов: I этап - планово-прогностический; II этап - диагнос-тико-аналитический; III этап - организационно-исполнительский; IV этап - рефлексивно-оценочный.

Охарактеризуем более подробно каждый из выделенных этапов.

I этап. Сначала определяется образовательный результат, которого необходимо достичь. Его выделение происходит с ориентацией на общие цели обучения. В современном профессиональном образовании прогнозируемым результатом является компетентность, формируемая в процессе овладения студентом соответствующими видами деятельности. Следовательно, познавательная самостоятельная деятельность, ведущая к формированию той или иной компетентности, выступает объектом развития.

II этап. На данном этапе преподаватель проводит диагностику сформированности познавательной самостоятельной деятельности у студентов, а также компонентов компетентности. Анализируя полученные результаты, он окончательно определяет объект формирования, точнее, его уровень. Происходит соединение структуры учебного материала и деятельностной структуры. Образовавшаяся при этом новая структура представляет собой совокупность учебных задач, содержанием которых, с одной стороны, выступает учебный материал, подлежащий усвоению студентом, а с другой, - совокупность действий, которыми надо овладеть.

III этап. Данный этап включает в себя несколько последовательно выполняемых шагов:

1-й шаг - перевод объекта формирования из абстрактной (теоретической) формы в конкретную;

2-й шаг - принятие учебной задачи студентом.

3-шаг - взаимодействие студента с объектом формирования во внешней и внутренней плоскости.

4-й шаг - рефлексия процесса и результата.

IV этап. На данном этапе происходит рефлексивная оценка своей деятельности самими студентами, в результате которой они начинают ощущать свою возможность и готовность к осуществлению учебной самостоятельной деятельности на новом уровне - творческом.

Второе условие. Насыщение образовательного процесса в колледже разнообразными видами самостоятельной познавательной

деятельности (по образцу, реконструктивные, эвристические, творческие) в рамках как аудиторных, так и внеаудиторных занятий с учетом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала.

Самостоятельные работы «по образцу» требуют переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Они выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных преподавателем и апробированных студентами при выполнении предыдущих заданий.

Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа выполнения заданий в аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию, сходны с работами первого вида. Однако для их выполнения требуется знание способов выполнения задания из смежных учебных дисциплин. Поэтому все действия студента при выполнении заданий «по образцу» служат только основой формирования опыта познавательной самостоятельности. Этот опыт начинает формироваться только тогда, когда студент выполняет уже реконструктивные самостоятельные работы - на перенос известного способа с некоторой модификацией в необычную внутрипредметную или межпредметную проблемную ситуацию.

Как видим, самостоятельные работы этих видов содержат в себе познавательные задачи, по условиям которых студентам необходимо: а) анализировать необычные для них ситуации; б) выявлять характерные признаки учебных проблем; в) искать способы решения этих проблем; г) выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения. Все эти действия не являются для студента очевидными и потому указанные виды самостоятельных работ требуют для своего решения установления не только отдельных функциональных связей в ранее усвоенных знаниях и методах их при-

менения, но и их структуру в целом. Таким образом, выполнение этих работ стимулирует студентов применять усвоенные ранее знания, что делает их более глубокими.

Еще более высокий уровень познавательной самостоятельности студенты будут проявлять при выполнении эвристических самостоятельных работ, требующих переноса нескольких известных способов решения в необычные внутри- и межпредметные проблемные ситуации и их комбинирования.

В данном случае студенты имеют дело с нестандартными задачами, решение которых осуществляется путем их переформулирования. В итоге им удается свести новые задачи к уже известным. В новом способе деятельности методы решения отдельных типов ранее известных задач превращаются в приемы.

Высшей ступенью самостоятельных работ являются внутри- и межпредметные творческие самостоятельные работы. В ходе их выполнения предполагается, что студент в своей познавательной деятельности постепенно освобождается от готовых образцов и сложившихся установок. Чтобы выполнить подобные работы, студентам надо преобразовать и перенести знания и способы решения задач, самостоятельно разработать новые способы решения, определить содержание, цель, план решения.

Творческие самостоятельные работы, построенные с учетом внутри- и межпредметных связей, нацелены на развитие опыта творческой деятельности.

Все перечисленные виды самостоятельной познавательной деятельности включают в себя проблемные ситуации, стимулирующие и ориентирующие студента на поиск теоретического знания различной степени сложности (по принципу нарастания). В этой связи необходимо использование разных способов умственных действий, которыми осуществляется мышление.

Третье условие - организация самостоятельной познавательной деятельности студентов колледжа в интерактивном режиме на основе развивающих технологий обучения:

смыслообразующей; побудительной; избирательной; регуляторной; ориентирующей; созидательной; компенсационной; мировоззренческой. Каждая из них выполняет свои функции, обеспечивая те или иные особенности учебно-познавательной деятельности.

Четвертое условие. Одной из стратегических целей самостоятельной познавательной деятельности является превращение студента в активного субъекта собственного учения, психологически готового и функционально подготовленного в зависимости от своих интересов, способностей, наклонностей и жизненных планов выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание. При этом под субъектнос-тью студента, вслед за другими исследователями (К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Ю.Н. Ку-люткин, С. Л. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, И.С. Якиманская и др.) нами понимается:

- способность занимать в обучении активную аппозицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- способность инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическая готовность составить программу действий по саморазвитию.

Реализация данного условия сопряжена с соблюдением следующих педагогических требований:

1) не подавлять инициативу студентов, поощрять за попытку использовать логический анализ и интуицию;

2) формировать у студентов уверенность в своих силах, стремление к успеху;

3) в максимальной степени опираться на положительные эмоции

(удивления, радости, переживания успеха и т.п.);

4) стимулировать стремление обучающихся к самостоятельному выбору средств решения поставленных перед ним задач;

5) не допускать формирования конформности мышления, бороться с соглашательством;

6) развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию;

7) формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их;

8) чаще использовать задания открытого типа, т.е. когда отсутствует только одно правильное решение;

9) шире применять методы активного обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливает способность к таким открытиям.

Пятое условие - индивидуализация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дифференциации затрат времени на выполнение заданий и использования «стимула трудности».

Практика показывает, что в организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время существуют изъяны, одной из причин которых является их недостаточная индивидуализация.

С введением образовательных стандартов нового поколения проблема индивидуализации обучения приобрела особую актуальность. Условия для ее реализации резко снизились, тогда как дифференциация затрат времени на выполнение заданий из-за снижения уровня управления познавательной деятельностью студентов, напротив увеличилась.

Известно, что и объем, и содержание задания на самостоятельную работу должны соответствовать конкретным дидактическим целям. В то же время любое задание должно учитывать и время, необходимое для его выполнения, и познавательные возможности студента, и достигнутый им уровень развития. От этого прямо зависят и учебная ак-

тивность, и самостоятельность его работы. «Непосильная работа снижает интерес к ней, подрывает веру в собственные силы, но и слишком низкий уровень требований демобилизует усилия студентов» [1, с. 26-31].

Использование «стимула трудности», дифференциация заданий -одни из самых радикальных способов повышения эффективности учебного процесса. Это обеспечивает и учет интересов слабоуспевающих, малоактивных студентов, и развитие способностей наиболее успевающих.

Обеспечить дифференцированный подход к каждому студенту можно двумя способами: 1) дозировать сложность и трудоемкость заданий; 2) дифференцировать дозу помощи студентам при выполнении самостоятельной работы.

Шестое условие касается мо-тивационной основы творческой познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения, для обеспечения которой необходимо:

1) сосредоточение внимания студента на учебной ситуации. Внимание - это способность сосредоточиться на усвоении заданных объектов, - это необходимое условие всех познавательных процессов.

2) осознание смысла предстоящей деятельности. Чтобы студент осознал потребность в каком-то знании, ему необходимо представить его как личностно значимое, как необходимое в данный момент времени и в перспективе. В результате в его сознании возникает представление о предмете потребности. Все это переживается студентом как потребность в конкретном знании. В результате учебная деятельность, которой начинает заниматься студент, определяется не потребностью вообще, а потребностью в познавательной деятельности;

3) осознание потребности в познании. Под влиянием педагогических воздействий он осознает свои потребности и действует, побуж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

даемый значимым в данной ситуации мотивом. В идеальном случае из всех побуждений он выбирает нужные ему мотивы учебной деятельности. И если он осознает необходимость активно овладевать предлагаемыми ему способами действия, он выбирает актуальный мотив и с этого момента активно включается в познавательную деятельность;

4) выработка студентом целей познавательной деятельности. Цель характеризует направленность активности личности, определяет характер отдельных учебных действий. Как только в сознании студента возникло отражение предмета действительности, способного удовлетворить самую значимую для него потребность, он принимает решение действовать, т.е. достичь цели деятельности;

5) стремление к достижению успеха, осознание уверенности в правильности своих действий. Мотивация достижения имеет место там, где деятельность подвергается оценке. Осознавая смысл и значение выполняемой деятельности, студент сопоставляет ее качество с имеющимися нормами и проявляет готовность отвечать за последствия своих действий. Самооценка, ее рефлексия обнажают сущность деятельности, раскрывают ее социальность.

4. Заключение

Итак, формирование и развитие творческой познавательной самостоятельности студентов современного колледжа выступает первостепенной задачей процесса обучения, решение которых зависит от целого ряда условий. Выделяя эти условия, мы ориентировались на следующие закономерности интеллектуального развития личности:

- развитие творческой познавательной самостоятельности должно выступать объективно и субъективно значимой целью, как для преподавателя, так и для студента;

- преподаватель должен владеть приемами управления развитием творческой познавательной самостоятельности студентов, знать критерии оценки уровня их развития, уметь гибко корректировать данный процесс по мере необходимости;

- студент должен четко представлять пути и способы развития у себя необходимых качеств и творческого мышления, постепенно овладевать самооценочными умениями;

- процесс становления и развития творческой познавательной самостоятельности должен идти последовательно - по мере перехода от решения проблемных заданий под руководством педагога к самостоятельному поиску противоречивых ситуаций и их разрешению;

- управление развитием творческой познавательной самостоятельности следует осуществлять через постоянное повышение уровня познавательной трудности;

- результатом обучения должна стать не только развитая способность творчески подходить к решению теоретических проблем, но и будущих задач профессиональной деятельности.

Литература

1. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. 1983. №8. С. 26-31.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. -М., 1988. - С. 567.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -С. 65.

References

1. Nikandrov, N.D. About activation of studying activity// Higher education reporter. 1983. №8. P.26-31

2. Ozhegov, S.I. Russian language dictionary/ under edition of N.Y. Sh-vedovoy. - M., 1988. - P.567.

3. Rubenstein, S.L. Problems of general psychology. - M., 1973. -P. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.