Sh.R. Yuldasheva Activation of Cognitive Independence
of Professional College Students in Foreign Language Communication
Theoretical conditions are analyzed, and the materials of experimental validation of a complex of pedagogical conditions providing activation of professional college students' cognitive independence at teaching a foreign language are sited. Methods of students' cognitive independence activation are presented.
Key words and word-combinations: cognitive independence, cognitive independence activation, the formation of creative personality.
Анализируются теоретические условия и приводятся материалы экспериментального обоснования комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной самостоятельности учащихся профессионального колледжа при обучении иностранному языжу. Представлена методика активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа.
Ключевые слова и словосочетания: познавательная самостоятельность, активизация познавательной самостоятельности, формирование творческой личности.
УДК 377.5+371.3 ББК 74.57+74.202
Ш.Р. Юлдашева
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
^Современные государства, стремящиеся участвовать в мировой конкуренции, ставят перед собой задачу обеспечить как можно более высокий уровень развития науки, техники и технологий, в том числе путем установления и эффективной работы национальных систем образования [1].
В Республике Узбекистан разработаны и в 1997 г. утверждены законы «Об образовании» [2] и «О Национальной программе по подготовке кадров» [3]. Осуществленное на их основе коренное реформирование системы образования призвано обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих актуальным требованиям.
В связи с переходом к новой парадигме образования особую значимость приобретают проблемы повышения качества образовательного процесса, а сформулированные в основополагающих документах новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Очевидно, что качество современного образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Это отно-
128 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
сится и к системе среднего специального профессионального образования, призванной решать задачи подготовки младших специалистов.
Однако современная система профессиональной подготовки будущего младшего специалиста недостаточно учитывает сложившиеся актуальные требования [4], что подтверждается авторским анализом особенностей организации и содержания обучения в профессиональных колледжах, а также данными, полученными в результате проведенного констатирующего эксперимента.
При формировании профессиональных знаний, умений и навыков ставится задача развития у выпускников системы среднего специального профессионального образования способности адаптироваться к изменениям технологий и условий организации труда. В процессе обучения у будущих специалистов вырабатывается ориентация на дальнейшее повышение собственной профессиональной компетентности. Качественная профессиональная подготовка преподносится как гарантия, фактор социальной защиты человека в условиях рыночной экономики и стремительных перемен, происходящих сегодня во всех сферах жизни общества.
Составной частью профессиональной подготовки специалистов в современных условиях считается коммуникативная компетентность, в том числе иноязычная. Активное международное сотрудничество, расширяющаяся практика обмена опытом, технологиями, специалистами актуализируют проблему подготовки младших специалистов, способных для решения профессиональных задач пользоваться иностранным языком как средством общения. Сегодня владение не только навыками работы на компьютере, но и навыками иноязычного общения становится показателем профессионализма младшего специалиста в любой сфере трудовой деятельности. От уровня сформированности навыков иноязычной коммуникации в значительной степени зависит успешность деловых контактов отечественных предприятий с зарубежными партнерами [5, с. 2-7].
Указанные обстоятельства послужили основанием теоретического осмысления и экспериментальной проверки комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной самостоятельности учащихся колледжа при их обучении иностранному языку.
Основополагающим понятием проведенного нами исследования являлась категория деятельности, определяемая как процесс взаимодействия человека (субъекта) и окружающей действительности (объекта), в котором изменяются и преобразуются обе участвующие в процессе стороны. Тем не менее сущность деятельности заключается в преобразовании объективной реальности, а целью процесса познания является постижение истины. Следовательно, истина выступает причинной основой познавательной деятельности субъекта. В результате процесса познания, направленного на обнаружение истины как самоцели познавательной деятельности, происходит формирование и развитие сознания субъекта познания, то есть человека (личности), осуществляющего данный вид деятельности.
Познавательная самостоятельность, формирующаяся на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности, причем в этом ценном для личности обучаемого качестве происходит взаимное обогащение мотивов учения - потребностей, интересов, стремлений и способов самостоятельного отыскания истины [6-8].
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 129
На основе выделенного комплекса педагогических условий разработана методика активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа, эффективность которой подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы. Итоги проведенного исследования имеют практическую значимость, так как разработанная методика активизации познавательной самостоятельности учащихся оказывает позитивное влияние на эффективность профессиональной подготовки младших специалистов. Предложенные преподавателям иностранного языка методические рекомендации по активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа могут быть использованы в практике их работы.
Основной целью работы являлась практическая проверка реализации комплекса педагогических условий как приоритетного компонента модели активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа. Задачи опытно-экспериментальной работы определялись непосредственно целью и гипотезой исследования, направленных на проверку правильности определения путей и средств активизации познавательной самостоятельности учащихся при обучении иностранному языку. Основными задачами стали: разработка программы экспериментального исследования, представляющей собой расширенный, логически обоснованный план исследования, содержаний методики эксперимента; выбор и обоснование методов исследования, определение критериев оценки экспериментальной работы; проверка эффективности гипотезы; отражение меры и степени эффективности предлагаемого комплекса педагогических условий в конкретных результатах обучения.
Формирующий этап эксперимента подтвердил, что активизация познавательной самостоятельности учащихся колледжа происходит более успешно при реализации следующего комплекса педагогических условий:
а) обучение учащихся иноязычному общению имеет профессиональную направленность и осуществляется в рамках коммуникативного подхода;
б) в процессе обучения учащиеся выполняют индивидуальные коммуникативные задания;
в) при обучении иностранному языку используются информационные технологии.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что определенные педагогические условия являются необходимыми и достаточными для активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа, а разработанная на их основе методика эффективна. Однако анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных выявил недостаточную подготовленность учащихся колледжа к осуществлению познавательной деятельности самостоятельно.
На завершающей стадии эксперимента количество учащихся с высоким уровнем мотивации возросло в 2,04 раза, со средним уровнем мотивации в познавательной деятельности - в 1,07 раза; количество же учащихся с низким уровнем мотивации уменьшилось в 1,22 раза. Очевидно, что наблюдается перемещение учащихся с низкого уровня мотивации на средний и со среднего - на высокий.
Как показал формирующий этап эксперимента, в различных студенческих группах рост числа учащихся с высоким уровнем мотивации происходил неравномерно: в одной группе их количество увеличилось в три раза (прирост соста-
130 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
вил 8,33%); в другой - в два раза (прирост - 3,84%). Важно отметить, что в третьей группе количество учащихся с высоким уровнем мотивации познавательной деятельности на момент окончания эксперимента не изменилось, тогда как в четвертой - уменьшилось в два раза.
Разница в изменении числа учащихся со средним уровнем мотивации в познавательной деятельности отмечена и в ходе формирующего эксперимента. Количество учащихся, имеющих средний уровень мотивации, в одной группе увеличилось в 1,15 раза (прирост составил 7,41%), в другой - в 1,07 раза (прирост - 3,84%). В третьей группе количество учащихся со средним уровнем мотивации в познавательной деятельности не изменилось. В группе, где в два раза уменьшилось число учащихся с высоким уровнем мотивации в познавательной деятельности, количество учащихся со средним уровнем увеличилось в 1,15 раза, а прирост составил 7,41%.
Сокращение количества учащихся с низким уровнем мотивации в познавательной деятельности во время формирующего эксперимента происходило приблизительно в одинаковых темпах и масштабах во всех исследуемых студенческих группах.
Таким образом, основной вывод по результатам эксперимента заключается в том, что учащиеся колледжа не в полной мере подготовлены к осуществлению познавательной деятельности самостоятельно, без специальных усилий со стороны преподавательского состава. В рамках профессиональной подготовки процесс активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа в сложившихся условиях осуществляется недостаточно продуктивно. Исходный уровень познавательной самостоятельности учащихся в учреждениях среднего специального профессионального образования низок.
В связи с этим предложена система критериев и признаков для выявления уровней сформированности навыков самостоятельности в познавательной деятельности и ее мотивации. Каждый элемент этой системы посредством показателей можно представить количественно, придав тем самым им статус параметров. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что установленные педагогические условия являются необходимыми и достаточными для активизации познавательной самостоятельности учащихся колледжа, а разработанная на их основе методика - эффективна. Проведение регулярных теоретико-экспериментальных исследований проблемы активизации познавательной самостоятельности учащихся профессионального колледжа будет не только способствовать развитию педагогической теории и практики, но и повышению эффективности подготовки высококлассных конкурентоспособных младших специалистов.
Библиографический список
1. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров: достижение и результат независимости. Ташкент, 2001.
2. Об образовании: Закон Республики Узбекистан от 29 авг. 1997 г. № 464-1. Ташкент, 1997.
3. О Национальной программе по подготовке кадров: Закон Республики Узбекистан от 29 авг. 1997 г. Ташкент, 1997.
4. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / под ред. С.Д. Шадрикова. Саратов, 1989.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 131
5. Бим И.Л. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащегося к концу базового курса обучения. М.,1995.
6. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
7. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
8. Беляков В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск, 1995.
S.V. Polyanskaya Formation of Clusters in Health Care as a Necessary Condition of Health Institutions Innovative Development
The features of the formation of clusters on the basis of public health institutions in terms of innovative development of the domestic economy are considered. The proposal to create clusters combining service and innovative functions is substantiated.
Key words and word-combinations: cluster, innovation, healthcare, public health services.
Рассмотрены особенности формирования кластеров на базе учреждений здравоохранения в условиях инновационного развития отечественной экономики. Обосновано предложение по созданию кластеров, сочетающих в себе сервисное и инновационное предназначение.
Ключевые слова и словосочетания: кластер, инновации, здравоохранение, медицинское обслуживание
УДК 61 4.1/.2 ББК 51.1(2)
C.B. Полянская
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Q
Ч^дравоохранение является ключевой отраслью социальной сферы, обеспечивающей здоровье нации, повышение качества жизни населения. Его развитие в современных условиях представляется возможным только на основе модернизации существующей материально-технической базы медицинских учреждений. В условиях активного перехода России на инновационный путь развития экономики в целом становится актуальным поиск способов создания инноваций и их последующей реализации в медицине. В Кон-цепции-2020 подчеркивается, что для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), эффективная система подготовки медицинских кадров и квалифицированных специа-
132
2011 • ВЕСТНИК ПАГС