ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Юри Прокоп
Кафедра педагогики
Карлов Университет Ovocn М, 5, Praha, Чешская Республика, 116 36
Т.Б. Казаренкова
Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены педагогические основания организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. Отражены положения, характеризующие значимость целенаправленного развития данных занятий для успешной социализации, профессионализации и самореализации личности в системе университетского образования. Актуализация внеаудиторной работы обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в российском государстве и обществе и, соответственно, в системе высшего образования. На основе анализа научной литературы и состояния практики подготовки специалиста в высшей школе выделены основные факторы актуализации данной работы студенческой молодежи (социальный; социально-педагогический; социально-психологический; педагогический; психологический) и раскрыта сущность каждого из них. Дана краткая характеристика принципов, целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы на внеаудиторных занятиях студентов по учебным предметам, подчеркнута значимость оптимального отбора содержания материала, выбора методов, средств и форм внеаудиторной работы, интеграции внеаудиторной и аудиторной работы студентов, индивидуализации и дифференциации их обучения и воспитания во внеаудиторной деятельности. Показана роль преподавателя в развитии личности студента во внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова: университетская подготовка, студенты, внеаудиторная работа по учебным предметам, внеаудиторные занятия
Внеаудиторную работу по учебному предмету наряду с аудиторной можно рассматривать как компонент системы подготовки специалиста в высшей школе. Нами выделены основные факторы актуализации данной работы со студенческой молодежью — социальный; социально-педагогический; социально-психологический; педагогический; психологический.
Социальный фактор. Студенческая молодежь нередко по тем или иным причинам пополняет ряды асоциальных группировок. Как правило, таковыми являются молодые люди, теряющие ценностные и смысловые ориентиры, не имеющие возможности удовлетворить свои индивидуальные потребности в микро- и мезо-социуме. Внеаудиторная работа, обладая значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, ориентирующаяся на студенческую изобретательность, импровизацию, фантазию, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности молодых людей, «уводит» их от криминальной среды, увлекает личностно и социально значимыми делами, стимулирует у них интерес к жизни во всех ее проявлениях.
Социально-педагогический фактор. Высшая школа может функционировать и развиваться как социально открытая педагогическая система, если она взаимосвязана с социальной средой. Высшая школа объективно не может решить проблемы образования, воспитания и развития молодежи в изоляции [1; 3]. Преподавателям требуются соратники в лице специалистов различных сфер науки, искусства, производства. Высшая школа при всем желании не сможет создать материально-техническую базу, соответствующую стандартам социального и научно-технического прогресса, обеспечивающую качественное обучение студенческой молодежи, их разносторонние интересы и потребности, позволяющую внедрять гибкие вариативные педагогические технологии, оперативно изменять образовательные профили. Региональные особенности образования также возможно учесть и реализовать в полной мере только через систему внеаудиторной деятельности, развивающейся на основе интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий, курсов, программ. Кроме того, взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных занятий обеспечивает развитие личностного компонента содержания образования, так как создаются реальные условия для учета интересов, потребностей, способностей молодых людей в университетском образовательном пространстве.
Социально-психологический фактор. Каждый молодой человек испытывает потребность в социальной адаптации. Студенты не могут ограничиваться взаимодействием только со своими университетскими товарищами, преподавателями. Юноши и девушки ощущают жизненную необходимость в установлении дружеских и деловых отношений со специалистами профильных направлений. Во внеаудиторной работе эта потребность удовлетворяется. Различные виды внеаудиторных занятий успешно проводят специалисты различных организаций.
Педагогический фактор. Нормативные учебные программы, реализуемые на аудиторных занятиях, недостаточно обеспечивают реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания студентов. Аудиторные занятия при всех их достоинствах не всегда могут обеспечить неформальные отношения педагогов и студентов, стимулировать их эффективное сотрудничество, не позволяют в полной мере проявить инициативу и самодеятельность юношей и девушек, а преподавателю — творчески использовать огромный арсенал методов воспитания и развития студента. Интеграция внеаудиторных занятий с аудиторными обеспечивает педагога многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворить познавательные и коммуникативные потребности студентов. «Самое интересное содержание, самые прогрессив-
ные технологии не могут существенно повысить качество образования, если педагогическое взаимодействие малоэффективно. Педагогическое взаимодействие продуктивно, если педагог, используя свои личностные потенции и профессионализм, превращает его в целенаправленную совместную со студентами творческую жизнедеятельность, если последние становятся реальными субъектами всех видов и форм таковой» [6. С. 265]. Во внеаудиторной деятельности студенты получают возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные умения и навыки, в том числе исследовательские и прикладные, конструктивные и познавательные, получить от педагога квалифицированную помощь в интересующей области науки, литературы, искусства. Внеаудиторные занятия стимулируют развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности молодого человека.
Психологический фактор. Современный студент активно ведет поиски смысла жизни [3]. Он проверяет свои силы — интеллектуальные, физические, духовные. Проверка ведется широким фронтом, в основном в неформальной деятельности и общении. К сожалению, в этом возрасте у некоторых студентов обнаруживается негативное отношение к окружающим людям, обществу, иногда, потеря смысла жизни. Утрату смысла можно преодолеть только самому индивиду [11]. Но создать условия успеха, помочь человеку обрести уверенность в своих силах, сформировать у него потребность в творческом стиле жизнедеятельности могут и обязаны педагоги. Во внеаудиторной работе студенты надеются на успех, на компенсацию неудач в учении, в общении со сверстниками. Они стремятся найти пути к самоуважению и любви, к окружающему их природно-социальному миру, способы и средства самопознания и самореализации [5; 7; 8]. Внеаудиторные занятия создают условия для индивидуализации обучения и воспитания студентов.
Основными принципами организации внеаудиторных занятий студентов по учебным предметам являются: демократизация жизнедеятельности студентов; гуманизация отношений между участниками педагогического процесса; оптимизация учебно-воспитательной работы; интеграция внеаудиторных и аудиторных занятий; индивидуализация и дифференциация обучения, воспитания и развития студентов.
Обучение и воспитание студентов целесообразно осуществлять посредством субъект-субъектного взаимодействия. Студент должен являться соучастником внеаудиторной деятельности. Включенный в продуктивную общественно и лич-ностно значимую деятельность студент совершенствует себя как личность. Делегируя студенту роль субъекта внеаудиторной работы, педагог стремится передать ему знания и способы, позволяющие юношам и девушкам осуществлять управленческие функции [5].
Гуманизация отношений между участниками педагогического процесса реально связана с демократизацией внеаудиторной деятельности студентов. Целенаправленное развитие у студентов уважения к себе, к окружающим, любви к природе изменяет их отношения со сверстниками и взрослыми, стабилизирует сотворчество с педагогом, изменяет атмосферу внеаудиторной работы. Работа становится привлекательной для юношей и девушек, когда они ощущают взаи-
модоверие и уважение, расширяют и углубляют деловые контакты со взрослыми, пополняют в общении с ними арсенал способов совместной деятельности. Внеаудиторная работа строится на основе неформального взаимодействия преподавателя и студентов. «Студенчество рассматривает преподавателя прежде всего как человека, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности, самостоятельного, имеющего собственное мировидение и гражданскую позицию, хорошо ориентирующегося в изменяющемся социуме не уклоняющегося от оказания помощи молодым людям в решении их проблем личного и общественного характера. Именно такого педагога признает студенческая молодежь в качестве своего наставника и партнера в формальном и неформальном взаимодействии» [3. С. 88]. Внеаудиторные занятия являются прекрасным «индикатором» профессиональной подготовки и мастерства педагога, его личностных качеств.
Для успешной реализации принципа оптимизации учебно-воспитательной деятельности преподаватель должен чувствовать педагогическую ситуацию, знать индивидуальные особенности студента [2; 9]. Педагогически обоснованная цель, отобранное содержание материала для внеаудиторных занятий, выбранные методы и формы работы с молодыми людьми возможны, если педагог владеет методикой оптимального выбора, ведет целенаправленный поиск наилучшего для конкретных условий варианта проведения занятий при минимально необходимых затратах времени и усилий педагога и студентов.
Значимость интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий определяется не только учебными целями, но созданием развивающего пространства, обеспечивающего успешную профессионализацию, социализацию и самореализацию личности студента [5; 7].
Внеаудиторная учебно-познавательная деятельность потенциально может выступать необходимым условием формирования личности студента, достаточным же условием является индивидуальное творчество человека. Вариативная совместная деятельность студентов и педагогов, осуществляемая на основе интеграции университетского основного и дополнительного образования в различных видах (учебно-познавательная, научно-исследовательская, производственная) и формах (лекции, практические аудиторные и внеаудиторные занятия, кружковые занятия и др.) деятельности создает реальные условия не только для обучения, но для воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Не всякая внеаудиторная деятельность способствует этому. Во внеаудиторной работе необходима направленность взаимодействия студента и педагога не только на решение познавательных и профессиональных задач, но и на решение задач нравственного содержания (текущих и перспективных). Нравственная задача является индивидуальной творческой задачей. Эта задача не разрешается автоматически. Студенту во внеаудиторной деятельности требуется реализовать индивидуальное моральное творчество, обнаруживая при этом личную и общечеловеческую значимость нравственных поступков.
Содержание внеаудиторной работы студентов по учебным предметам многоаспектно. Содержание внеаудиторной деятельности студентов опирается как на учебный план высшей школы и содержание высшего образования по отдельным
учебным дисциплинам, так и на творческие самодеятельные программы внеаудиторной работы (кружков, творческих объединений и т.п.), составленные в содружестве со студентами. Содержание внеаудиторных занятий по учебным предметам (отраженное в программах, планах кружков и т.п.) определяется поставленными педагогическими целями и задачами. В программах и планах содержатся основным направления внеаудиторной деятельности по учебным предметам: углубление знаний и развития способов практической деятельности студентов; расширение кругозора студентов; формирование у них способов творческой деятельности; коррекция учебно-познавательных знаний и умений и т.п. В содержании внеаудиторной работы отражаются, также, профилирование и специализация учебных курсов. В программах и планах внеаудиторной работы учитываются индивидуальные интересы, потребности, способности и возможности студентов. Основными видами внеаудиторной деятельности студентов по учебным предметам являются: учебно-познавательная, научно-исследовательская, производственная, культурно-познавательная, физкультурно-оздоровительная.
Во внеаудиторной работе по учебным предметам используется многообразие методов обучения и воспитания. Наряду с традиционными педагогическими методами во внеаудиторной работе по учебным предметам целесообразно использовать методы, активизирующие познавательные и творческие силы студентов, а именно: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, методы «круглого стола», методы «мозговой атаки», индивидуальные практикумы. Каждый из перечисленных методов требует от педагога знания методики их использования. Во внеаудиторной работе, ориентирующейся на субъект-субъектное взаимодействие, особую ценность представляют методы активного погружения студентов в организуемую деятельность, а также, сотрудничества и сотворчества студенческой молодежи и педагогов. Выбор педагогических методов осуществляется преподавателем и зависит от контингента студентов, целей и содержания планируемой работы, профессиональной подготовки преподавателя и его личностных качеств, материально-технической базы, наличия времени и т.д.
Значительные резервы внеаудиторных занятий в развитии, обучении и воспитании студентов качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. В качестве основных компонентов системы внеаудиторных занятий по учебным предметам можно выделить множество форм данных занятий, классифицированных нами по основным признакам:
— по характеру основных педагогических целей;
— направлению деятельности;
— количественному охвату студентов: массовые; групповые; индивидуальные; по временным показателям;
— характеру познавательной деятельности;
— контингенту студентов;
— характеру содержания занятий.
Данная классификация позволяет преподавателю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеаудиторных занятий.
Практика высшей школы и значительный педагогический опыт авторов данной публикации показывают, что научно и методически обоснованная организация внеаудиторных занятий по учебным предметам повышает качество профессионализации, социализации студента, создает условия для успешного развития личности молодого человека и эффективной реализации его творческого потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
[1] АндреевВ.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
[2] Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
[3] Казаренков В.И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 3. С. 87—91.
[4] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2009. № 2. С. 73—77.
[5] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам: монография. М.: Изд-во РУДН, 2014.
[6] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Технология и искусство педагогического взаимодействия // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 265—269.
[7] Казаренков В.И., Прокоп П., Казаренкова Т.Б Университетское образование: внеаудиторные занятия студентов по учебным дисциплинам // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2015. № 2. С. 67—77.
[8] КудиновС.И., КрупновА.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28—37.
[9] Новикова И.А. Индивидуально-типологический подход к исследованию черт личности: Монография. Москва: РИО МГУДТ, 2013. 113 с.
[10] Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.
[11] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
EXTRACURRICULAR CLASSES FOR STUDENTS IN ACADEMIC SUBJECTS (ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ASPECTS)
V.I. Kazarenkov
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
Juri Prokop
Faculty of Education Charles University in Prague Ovocn str., 5, Prague, Czech Republic, 116 36
T.B. Kazarenkova
The Chair of Comparative Educational Policy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article presents the pedagogical foundations of organizing the extracurricular activities of the students in various academic disciplines. The content of the article reflects the situation characterizing the importance of the purposeful development of these activities for the successful socialization, professionalization and self-realization in the system of university education. The actualization of extracurricular work is determined by the socio-economic changes taking place in the Russian state and society, and thus in higher education. Drawing on the analysis of the scientific literature and the state of practice of the specialist training in high school we have identified the main factors of actualization of these activities of students (social, socio-educational, socio-psychological, pedagogical, psychological) and revealed the essence of each of those. This publication submits a brief description of the principles, goals, objectives, contents, methods, means and forms of organization of educational work on extracurricular classes of students on academic subjects, it also stresses the importance of optimal selection of the content of the material, the choice of methods, means and forms of extracurricular work, integrating extracurricular and classroom work of students, individualization and differentiation of their education and training in extracurricular activities. The article shows the role of the teacher in the development of the student's individuality in extracurricular activities.
Key words: university education, students, extracurricular work on academic subjects, extracurricular classes
REFERENCES
[1] Andreev VI. Pedagogika vysshej shkoly: Innovacionno-prognosticheskij kurs [Higher School Pedagogy. Innovative predictive course]. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2006.
[2] Babanskij Ju.K. Izbrannye Pedagogicheskie Trudy [Selected Pedagogical Works]. Moskow: Pedagogika, 1989.
[3] Kazarenkov V.I. Missiya pedagoga vysshej shkoly kak uchenogo, nastavnika, cheloveka [The mission of the higher school teacher as a scholar, a mentor, a person]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2008, no 3, pp. 87—91.
[4] Kazarenkov V.I. Tselostnost universitetskoj podgotovki specialista [The integrity ofthe university specialist training]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2009, no 2, pp. 73—77.
[5] Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Vneauditornye zanjatija studentovpo uchebnym predmetam [Extracurricular classes of students on academic subjects]: monograph. Moskow: RUDN, 2014.
[6] Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Tehnologija i iskusstvo pedagogicheskogo vzaimodejstvija [Technology and art of pedagogical interaction]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2004, no 2, pp. 265—269.
[7] Kazarenkov V.I., Prokop P., Kazarenkova T.B. Universitetskoe obrazovanie: vneauditornye zanjatija studentov po uchebnym disciplinam [University education: extracurricular training of students in various academic disciplines]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [ Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2015, no 2, pp. 67— 77.
[8] Kudinov S.I., Krupnov A.I. Sistemnaja model samorealizacii lichnosti [System model of personality self-realization]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2008, no 1, pp. 28—37.
BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсuхомгu.n, 2015, № 4
[9] Novikova I.A. Individualno-tipologicheskijpodkhod k issledovaniju chert lichnosti [Individually-typological approach to the study of personality traits]: Monograph. Moscow: RIO MSUDT, 2013, 113 pp.
[ 10] Okon V. Vvedenie v obschuju didaktiku [Introduction to the general didactics]. Moskow: Vysshaja schkola, 1990.
[11] Frankl V. Chelovek vpoiskah smysla [Man in Search for Meaning]. Moskow: Progress, 1990.