Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ'

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родной край / гражданственность / патриотизм / нравственно-патриотическое сознание / культура / малая родина / национальная культура / этнокультурный компонент / n ativ e l and / citiz enship / p atriotism / mor al and p atriotic consciousn ess / cultur e / sm all hom el and / n ation al cultur e / ethnocultur al compon ent.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Голубь, И.С. Голубь

В статье рассматривается вопрос ценностного отношения к родной земле у детей дошкольного возраста как основа гражданственности и патриотизма. Особый акцент в работе отводится формированию нравственно-патриотического сознания детей, их ознакомлению с национальной культурой и историей родного края. Также авторами рассмотрены работы педагогов и психологов, подчеркивающие необходимость воспитания эмоционально-положительного отношения к родным местам; умение видеть, понимать красоту окружающей действительности. Важнейшей составляющей аксиологического опыта личности является ценностное отношение к родному краю. Следовательно, отношение человека к родной земле – это прямое отражение в его сознании целей и мировоззренческих ориентиров. В педагогической науке рассматриваются во взаимосвязи ценности и ценностные ориентации, являющиеся одним из компонентов, составляющих основу духовного развития личности, ее поведения. Данный материал позволяет сделать вывод о том, что усвоенные, принятые нормы поведения в своем городе (селе, поселке) позволяют детям дошкольного возраста накапливать опыт социальной жизни и приобщаться к миру культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Б. Голубь, И.С. Голубь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS THEIR NATIVE LAND IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article examines the issue of value attitudes towards their native land in preschool children as the basis of civic consciousness and patriotism. A special emphasis in the work is given to the formation of the moral and patriotic consciousness of children and their acquaintance with the national culture and history of their native land. The authors also considered the work of teachers and psychologists who emphasize the need to form the education of an emotionally positive attitude towards the places where a person was born and lives; development of the ability to see and understand the beauty of the surrounding reality. The value attitude towards the native land is the most important component of the axiological experience of an individual. His attitude to native land is a direct reflection in the person’s consciousness of goals and worldview guidelines. In pedagogical science, the values and value orientations themselves are considered in interconnection as one of the constituents of the spiritual development of a growing person, and also an important component of his behavior, attitude to the world around him. The presented material allows to conclude that the basic stage in the formation of a value attitude towards native land in children should be considered as the accumulation of social experience of life in their city (village, township), the assimilation of the norms of behavior and relationships adopted in it, and introduction to the world of its culture.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ»

гических отношений. Ценность музыкального искусства неизбывна, и это вряд ли может попасть под сомнение. На первом месте - личность ученика. Дело ведь не в количестве исполненных или проанализированных учеником произведений, а в его устремленности к высшему, так как творческая личность равновелика классическому (образцовому) музыкальному произведению. Но здесь как раз и состоит большая ответственность педагога: не превратить в руках ученика музыкальное произведение в "потерпевшего". Именно в этих контекстах мы раскрываем содержание второго принципа - постоянный личностный рост педагога, совершенствование педагогических способностей (а не только на уровне музыкального исполнительства), реализация которых способствует формированию воли ученика к творческому развитию и достижению доступного для него на определенном этапе развития личностного и профессионального совершенства. Постоянным качеством музыкальной педагогики выступают развивающаяся личность педагога, положительная динамика организации продуктивного диалога. Третий принцип непосредственно связан с двумя вышеописанными: содержанием музыкального образования является формирование гармоничных отношений с миром, а не только освоение тонкостей исполнения музыкальных произведений. Музыкальное образование, направленное на развитие диалогических отношений человека с миром, актуализирует творческую свободу человека и, опираясь на усилия его духа, способствует формированию целостного характера личности. В целом успешность музыкально-педагогического процесса полностью зависит от уникальных взаимодействий между талантливым педагогом и талантливым учеником посредством реализации их диалогической сущности как субъектов данного процесса. Творческое сознание ученика выражается не в быстром реагировании на замечания педагога, а в его способности к созданию собственной художественно-образной программы как порожденной им формы бытия музыкального произведения. С этого момента начинается само-Бытие обучающегося, его личностная музыкально-исполнительская самобытность.

Особое значение приобретает умение человека вести внутренний диалог, лежащий в основе субъектных отношений. По нашему мнению, музыкальные способности человека как умение слушать и слышать априори есть способности вести диалог с самим собой, а значит, и с миром в целом. Это объясняется не столько физическими свойствами музыкального звука (высотность звучания, ритмическая и интонационная организация музыкального произведения и др.), направляющего человека к тем или иным действиям (уединиться и помечтать; проявить двигательную активность и др.), сколько привнесением такой музыкально-звуковой информации, которая приводит человека в результате смысловой наполненности к реализации своей диалогической сущности.

Распространено мнение, что музыка избавляет человека от одиночества, она есть воздух для души. Исполнение музыки, как ведение человеком диалога с "другим", ставит его в такую интеллектуально-эмоциональную ситуацию вопро-шания, в результате которой он по невидимым каналам получает ответ. Не менее важным оказывается язык молчания (не отчуждения), воспетый в своё время американским мыслителем Иваном Илличем. Музыка молчания как психологическая пауза для осмысления важных вопросов жизни оказывается искусством более

Библиографический список

сложным. В частности, широко известно произведение Джона Койджа "Четыре минуты тридцать три секунды", при исполнении которого симфонический оркестр в полном своём составе буквально замер в молчании согласно обозначенной в названии длительности - четыре минуты тридцать три секунды. Полагается, что уровень развития диалогических способностей людей определяется искусством интеллектуально-духовного молчания, которое, по сути, является интеллектуально-духовной активностью. Целостность личности достигается гармоничным соотношением устремленности человека к миру и в его уединении, иначе говоря - диалогическими отношениями человека с миром (не просто отношением к миру), включая способность человека к диалогу как с самим собой, так и как с другими. В этом, собственно, и состоит смысл духовного творчества, который наиболее четко обнаруживается при понимании диалектики как диалога. Духовное творчество как таковое, музыкальное творчество в частности делает реальным экзистенцирующее присутствие человека в центре мира, при котором всё тайное средствами музыки становится ощутимым, представимым, мыслимым и сообщаемым именно в качестве тайны. Музыкальное образование способствует развитию таких диалогических отношений человека с миром, в результате которых появляется сплав общезначимого и индивидуального.

В национальном проекте «Образование», который начал свою реализацию в 2019 году, поставлены высокие задачи, в явном виде не указывающие на необходимость развития диалогических отношений: во-первых, задача, связанная с конкурентоспособностью российского образования на мировом уровне его осуществления, во-вторых, задача, решение которой направлено на развитие гармоничной личности и поддержание духовно-нравственных ценностей и традиций Российской Федерации [7]. По нашему мнению, и первая, и вторая задачи российского образования имеют отношение к необходимости реализации творческих способностей современным человеком на основе диалогических отношений с миром: в одном случае - между российским образованием и образованием других стран; в другом случае - между современным человеком и социально-культурным миром как таковым, включая отечественные традиции, ценности и смыслы. Диалогизация образования - одна из основных задач на современном этапе его развития. Данный тезис в рамках осмысления национального проекта, по нашему мнению, приобретает явную новизну и может быть конкретизирован на примере музыкального образования, направленного на укрепление социально-творческой атмосферы. Плановые (количественные) показатели музыкального образования не должны ставиться выше его содержательной части, связанной с реализацией творческих способностей обучающихся и педагогов. В этом смысле в рамках национального проекта директивными остаются только сформулированные в нем две задачи. Содержательное наполнение педагогической деятельности происходит не по инструкциям - ее результат оценивается на основе реального включения в деятельность творческих инициатив со стороны педагогов с одновременной их ответственностью за развитие диалогических отношений человека с миром с учетом трех рассмотренных нами в статье уровней: мировоззренческого, профессионально-педагогического, проектно-национально-го (директивного).

1. Духовное творчество как диалог: Историко-философское введение к пониманию субъектности. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013.

2. Кирнарская Д. Психология специальных способностей: Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004.

3. Зимина О.В. Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки. Диссертация... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

4. Мединцев В.А. Субъектное и позиционное моделирование внутренних диалогов. Оновлення змсту, форм та метод/в навчання i виховання в закладах освти. Ривне: РДГУ 2007. Вип. 38: 85 - 89.

5. Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения. Искусство и общение. Ленинград, 1984: 127 - 135.

6. Юлпатова Е.Ю. Сущность диалогического репертуара личности музыканта-исполнителя в условиях диалогизации профессионального музыкального образования. Sciences of Europe. Pedagogical Sciences. 2017; № 13 (13): 38 - 40.

7. Национальный проект «Образование». Available at: https://adu.gov.ru/national-proect/#

References

1. Duhovnoe tvorchestvo kak dialog: Istoriko-filosofskoe vvedenie kponimaniyu sub'ektnosti. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2013.

2. Kirnarskaya D. Psihologiya special'nyh sposobnostej: Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty - XXI vek, 2004.

3. Zimina O.V. Dialog kakkomponent vuzovskojpodgotovkibuduschego uchitelya muzyki. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

4. Medincev V.A. Sub'ektnoe i pozicionnoe modelirovanie vnutrennih dialogov. Onovlennya zmistu, form ta metodiv navchannya i vihovannya vzakladah osviti. Rivne: RDGU, 2007. Vip. 38: 85 - 89.

5. Scherbakova A.A. Vospriyatie muzykal'nogo proizvedeniya kak forma obscheniya. Iskusstvo iobschenie. Leningrad, 1984: 127 - 135.

6. Yulpatova E.Yu. Suschnost' dialogicheskogo repertuara lichnosti muzykanta-ispolnitelya v usloviyah dialogizacii professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sciences of Europe. Pedagogical Sciences. 2017; № 13 (13): 38 - 40.

7. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Available at: https://adu.gov.ru/national-proect/

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 373.2

Golub I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Sholom Aleich em Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: Inna-Golub@mail.ru

Golub I.S., MA student, Sholom Aleich em Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: Inna-Golub@mail.ru

DEVELOPMENT OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS THEIR NATIVE LAND IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION. The article examines the issue of value attitudes towards their native land in preschool children as the basis of civic consciousness and patriotism. A special emphasis in the work is given to the formation of the moral and patriotic consciousness of children and their acquaintance with the national culture and history of their

native land. The authors also considered the work of teachers and psychologists who emphasize the need to form the education of an emotionally positive attitude towards the places where a person was born and lives; development of the ability to see and understand the beauty of the surrounding reality. The value attitude towards the native land is the most important component of the axiological experience of an individual. His attitude to native land is a direct reflection in the person's consciousness of goals and worldview guidelines. In pedagogical science, the values and value orientations themselves are considered in interconnection as one of the constituents of the spiritual development of a growing person, and also an important component of his behavior, attitude to the world around him. The presented material allows to conclude that the basic stage in the formation of a value attitude towards native land in children should be considered as the accumulation of social experience of life in their city (village, township), the assimilation of the norms of behavior and relationships adopted in it, and introduction to the world of its culture.

Key words: native land, citizenship, patriotism, moral and patriotic consciousness, culture, small homeland, national culture, ethnocultural component.

И.Б. Голубь, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: Inna-Golub@mail.ru

И.С. Голубь, магистрант, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема E-mail: Inna-Golub@mail.ru

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматривается вопрос ценностного отношения к родной земле у детей дошкольного возраста как основа гражданственности и патриотизма. Особый акцент в работе отводится формированию нравственно-патриотического сознания детей, их ознакомлению с национальной культурой и историей родного края. Также авторами рассмотрены работы педагогов и психологов, подчеркивающие необходимость воспитания эмоционально-положительного отношения к родным местам; умение видеть, понимать красоту окружающей действительности. Важнейшей составляющей аксиологического опыта личности является ценностное отношение к родному краю. Следовательно, отношение человека к родной земле - это прямое отражение в его сознании целей и мировоззренческих ориентиров. В педагогической науке рассматриваются во взаимосвязи ценности и ценностные ориентации, являющиеся одним из компонентов, составляющих основу духовного развития личности, ее поведения. Данный материал позволяет сделать вывод о том, что усвоенные, принятые нормы поведения в своем городе (селе, поселке) позволяют детям дошкольного возраста накапливать опыт социальной жизни и приобщаться к миру культуры.

Ключевые слова: родной край, гражданственность, патриотизм, нравственно-патриотическое сознание, культура, малая родина, национальная культура, этнокультурный компонент.

Современный мир ставит перед педагогами много острых вопросов. Одним из них является проблема формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своей малой родине как основы будущей гражданственности и патриотизма.

Именно такая постановка задачи, по мнению большинства специалистов, значима для развития личности ребенка, и поэтому она должна стать довольно весомым компонентом во всем дошкольном образовании.

В этой связи неслучайным следует считать появление в отечественной педагогической литературе обилия научных работ по данной проблематике, в том числе Т.Н. Антоновой, Н.А. Арапова-Пискаревой, Т.Т. Зубовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, Т. А. Якушевой и др.

Красной нитью в этих трудах проходит мысль о крайне важной работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гражданско-патриоти-ческих чувств. Воспитывать необходимо не только позитивное отношение к месту проживания ребенка (населенный пункт), но и позитивное отношение к социуму, истории родного края и природе.

Именно об этом говорил еще в 19 веке великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, формулируя свои знаменитые «родиноведческие принципы»: «от близкого - к далекому, «от простого - к сложному», «от простого созерцания - к абстрактному мышлению» [1].

Другими словами, можно говорить, что чем полнее и глубже будет содержание знаний детей о своей Родине (её людях, природе, традициях, искусстве, культуре), тем более действенными окажутся эти знания в формировании позитивно-ценностного отношения к малой родине.

Но, к сожалению, очевидная, на первый взгляд, актуальность данного вопроса на практике сталкивается с явным противоречием между достаточной теоретической разработанностью данной проблемы и применением этнокультурного компонента в нравственно-патриотическом воспитании, а также недостаточной разработанностью вопроса применения данного компонента в формировании ценностного отношения к родному краю.

Именно на это обстоятельство и обращают наше внимание ПИ. Батурина и Т.Ф. Кузина, выявляя пробелы в формировании ценностных ориентаций на осознание у детей старшего дошкольного возраста принадлежности к своему народу, понимание единства себя со своей страной и своим краем [2, с. 103].

Вот почему, осмысливая все это, мы и приходим к пониманию, что именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по формированию чувства патриотизма. А его важнейшей составляющей у ребенка является, прежде всего, ценностное отношение к родному краю.

Что же тогда понимать под этим термином - «ценностное отношение»?

Вероятнее всего, его важнейшую составляющую - аксиологический опыт личности. Недаром в педагогической науке сами ценности, ценностные ориентации всегда рассматриваются во взаимосвязи как одна из составляющих основу духовного развития подрастающей личности. Именно этому вопросу в свое время уделяли пристальное внимание известные отечественные психологи: Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и педагоги Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, И.Я. Лернер и др.

Центральными понятиями такого подхода в современной педагогической науке служат понятия «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение». По мнению С.Ф. Анисимова, выделяются абсолютные ценности и антиценности.

Дальнейшее рассмотрение понятия «ценность», по мнению О.Г. Дробниц-кого, связано, прежде всего, с положительной или отрицательной значимостью объекта, а также с нормативной, предписательно-оценочной стороной сознания субъекта. По А.Г. Здравомыслову, ценности представляют собой «обособившиеся в ходе развития самой истории интересы». Мир ценностей, по его мнению, в широком понимании - это мир культуры, эта сфера духовной деятельности человека, это нравственное сознание. Именно в ней и выражается отношение человека и обществу к миру [3, с. 7].

Ценностное отношение - важнейшая составляющая аксиологического опыта личности. Наукой педагогикой эти понятия рассматриваются во взаимосвязи с духовным развитием личности и важнейшей составляющей её поведения. Также данной проблеме уделяли внимание следующие психологи: Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и педагоги Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, И.Я. Лернер и др.

Продолжая эту тему, О.Г Дробницкий говорит, что «ценность» - это понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость объекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону общественного сознания (субъектные ценности) [4; 5].

Какова взаимосвязь понятий «ценностные отношения» и «родной край»?

Отвечая на этот непростой вопрос, Е.Н. Александрова отмечает, что развитие личностной ценности связанно именно с родным краем. Она наделяет культурные ценности (красота, просторы, малая родина, дом и др.) значениями, отображающими как объекты, так и явления природы.

Таким образом, понятие «родной край» достаточно емкое и относительное условное, во многом зависимое от того, кто и с какой целью его применяет. В самой различной литературе под этим понятием может подразумеваться такая огромная страна, как наша Россия, конкретная область страны, такая как Еврейская автономная область, а также отдельный ее район и даже самая маленькая деревня или поселок.

«Родной край - это место, где родился человек или вырос, а может быть, и просто родина наших далеких предков. Родной край - это часть великой нашей страны, и в нём специфическими чертами отражено то, что так характерно для всей нашей страны» [6].

Таким образом, понятие «родной край» - это, прежде всего, пространственное понятие, предполагающее в первую очередь вполне конкретное географическое место, на котором проживают близкие тебе люди. Это то место, где есть для тебя что-то особенное, духовно близкое, то, что индивидуально и неповторимо формирует и составляет нашу самобытную национальную культуру.

Из этого следует, что отношение человека к своей родной земле является прямым отражением его сознания, т.е. те ценности, которые отражены, признаются им в качестве жизненных и мировоззренческих ориентиров. А значит, отношение человека к действительности и есть мотив его поведения.

Следовательно, ценностные отношения - это только субъективное отражение объективной действительности. Тогда становится понятным, почему объектом отношений являются немаловажные для человека предметы и явления, а значит, и важность того или иного предмета для ребенка дошкольного возраста определяется его потребностями, которые выражаются в виде интереса или цели.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» указаны определения, наиболее точно отражающие понятие «ценностное отношение» - это «устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека». Именно на этом основании Н.Е. Щуркова рассматривает «отношения к ценностям» как «отношения, которые ценны для жизни», солидаризуясь в этом с В.А. Сластениным, который указывал на то, что ценностное отношения - это в первую очередь внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностного и общественного [7].

Рассматривая это же понятие, Г.И. Веденеева отмечает, что основными компонентами ценностного отношения являются сами люди и территория их проживания. По ее мнению, общество, сохраняя историю и культуру малых народов, организуя совместными усилиями воспитание и образование детей и подростков, обустраивает окружающую среду для будущих поколений. Вырабатывая тем самым собственную систему взаимоотношений в определенном сообществе (собственные традиции, обычаи, правила и законы), конечно не выходящие за рамки государственных законов общества, человек ощущает себя частью локального сообщества.

Характер данных отношений в сообществе родного края Г И. Веденеева сравнивает с родительско-детскими отношениям в семье. В этой общности наблюдаются две тенденции: первая - взаимопонимание, принятие, доверие, вторая рассматривается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение. Указанные тенденции, как считает ГИ. Веденева, присущи ценностному отношению субъекта к родному краю. А это означает, что рождение или длительное проживание человека на определенной территории (в городе или селе) не гарантирует ему сохранения духовной привязанности (формируемой изначально на подсознательном уровне) к родным местам [7, с. 60].

Основываясь на всем вышесказанном, мы можем утверждать, что ценностное отношение к родному краю определяется как устойчивая связь человека с местностью, где он родился либо проживает. Эта взаимосвязь проявляется в

Библиографический список

объеме знаний, эмоциональном отношении, в осознании личностью значимости родного края, в уважении и гордости по отношению к нему. А потому и любовь к малой родине не может возникнуть у ребёнка сама по себе. Необходимо с раннего возраста целенаправленно воздействовать на подрастающего человека.

Убедительный анализ педагогической литературы, имеющийся в нашем распоряжении, показывает, что усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений на базовом этапе формирует, в свою очередь, у детей ценностные отношения через накопление социального опыта. Именно на это обстоятельство и акцентируется внимание в работах ГИ. Батуриной, В.Н. Косаревой, Т.Т. Зубовой, О.А. Князевой, М.Д. Маханевой и др., в которых уделяется большое внимание вопросу приобщения детей непосредственно к национальной культуре.

Анализ научной литературы и практического опыта работы детских садов Еврейской автономной области позволяет сделать вывод о высокой разработанности проблем активного включения национально-регионального компонента в практику дошкольных учреждений, в образовательных программах которых на сегодняшний день нашло свое достойное место знакомство не только с общенациональными праздниками, родными традициями, но и культурами других народов, проживающими на данной территории. Так, наши дети не понаслышке знают суть таких православных праздников, как Рождество и Масленица, еврейских «Рош а Шана» и «Ханука», «Пурим» и «Суккот», «Ту-Би-Шват» и «Пейсах».

В настоящее время ценность этих знаний только возрастает, что связано с тем обстоятельством, что мы живем и трудимся не просто в отдельно взятом регионе, а в большой и открытой поликультурной среде. А это, несомненно, накладывает свой отпечаток на ряд особенностей современного образовательного процесса детей дошкольного возраста, где важным составляющим звеном является полиэтническое образование, включающее национальное, интернациональное воспитание во взаимосвязи патриотического воспитания с гражданским. Мы понимаем, что такой подход, как и все культурные явления и процессы, должен иметь не только форму проявления, но и содержательную сторону, т.е. не что иное, как воплощенное в нем осмысленное отношение, отраженное в реальности. Таким образом, речь идет о мировоззрении субъекта, т.е. его системе ценностей.

Таким образом, наиболее точное определение понятия «ценностное отношение» представлено следующим образом: «...устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека» [8].

1. Сластенин В.А., Чижакова ГИ. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Академ ия, 2003.

2. Быков А.К. Патриотическое воспитание, проблемы, сущность, содержание проблем. Педагогика. 2006.

3. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Педагогика: учебное пособие. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2006: 425 - 431.

4. Савинова Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду: методическое пособие для педагогов. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Абрамова Г, Ахметова З., Галиева И. Земли любимый уголок. Дошкольное воспитание. № 6; 2012.

7. Александрова Н.П. Дизайн предметно-развивающей среды этнокультурной направленности. Дошкольное воспитание. 2010; № 11: 74 - 78.

8. Голубь И.Б. Национальное воспитание в формировании личности ребенка. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: Ульяновск: ЗЕБРА, 2019: 325 - 331.

References

1. Slasten in V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

2. Bykov A.K. Patrioticheskoe vospitanie, problemy, suschnost', soderzhanie problem. Pedagogika. 2006.

3. Schurkova N.E. Cennostnye otnosheniya kak soderzhanie vospitatel'nogo processa. Pedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006: 425 - 431.

4. Savinova L.Yu. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k Rodine. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

5. Zacepina M.B., Antonova T.V. Narodnyeprazdniki vdetskom sadu: metodicheskoe posobie dlya pedagogov. Moskva: Mozaika-Sintez, 2008.

6. Abramova G., Ahmetova Z., Galieva I. Zemli lyubimyj ugolok. Doshkol'noe vospitanie. № 6; 2012.

7. Aleksandrova N.P. Dizajn predmetno-razvivayuschej sredy 'etnokul'turnoj napravlennosti. Doshkol'noe vospitanie. 2010; № 11: 74 - 78.

8. Golub' I.B. Nacional'noe vospitanie v formirovanii lichnosti rebenka. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem: Ul'yanovsk: ZEBRA, 2019: 325 - 331.

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 378.172

Balachenkov D.A., postgraduate, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: dbalachenkov@mail.ru

Savva L.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),

E-mail: savva.53@mail.ru

Zalavina T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),

E-mail: tania_mgn@rambler.ru

Gasanenko E.A., senior teacher, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: elenagasanenko@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZING ACTIVITY AMONG STUDENTS MAJORING IN PHYSICAL CULTURE AS A CONDITION OF SELF-ORGANIZATION LEARNING ACTIVITY FORMING. The research is dedicated to the study of the students' self-organizing activity formation of the specialty "Physical Culture" in a technical university. The work actualizes the need for the implementation of the pedagogical conditions and methods that contribute to the effective development of students' self-organizing activities in the framework of physical education, focused on the students' health preservation. Features specific to the concept of "pedagogical condition" are defined and described. Both theoretical and empirical research methods are used (analysis of scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.