Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста'

Экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ХМАО ЮГРЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CULTURE OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT UGRA / VALUES-BASED ATTITUDE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / AN EDUCATIONAL PROGRAM / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Якоб Светлана Александровна

В статье рассматривается одно из направлений познавательного и социальнокоммуникативного развития дошкольников. Авторы раскрывают значимость проблемы формирования ценностного отношения к культуре ХМАО Югры у детей 5-7 лет. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке методологических и методических основ процесса организации данного процесса в дошкольной образовательной организации. Представлены результаты экспериментальной деятельности на базе детских садов г. Сургут и Сургутского района, осуществленной при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-413-860001 р_а «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО Югры в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». В ходе констатирующего эксперимента определены критерии и показатели, выявлены уровни сформированности ценностного отношения к культуре родного края у детей 5-6 лет. Результаты диагностического исследования позволили авторам статьи выявить проблему и решить ее посредством реализации разработанной парциальной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH ON THE FORMATION OF VALUES-BASED ATTITUDE TO THE CULTURE OF THE KHMAO - UGRA IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article considers one of the directions of cognitive and socio-communicative development of preschoolers. The authors reveal the signifi cance of the problem of the formation of a values-based attitude to the culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous District Ugra in 5-7 years old children. The relevance and novelty of the material lies in the development of methodological foundations of the process of this process organization in a preschool educational organization. The results of the experimental activities on the basis of kindergartens in Surgut and the Surgut region, carried out with the fi nancial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 18-413-860001 р_а "Formation of a values-based attitude towards preschool education in the Khanty-Mansiysk Autonomous District in the conditions of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" are presented. In the course of the ascertaining experiment the criteria and indicators were determined and the levels of the formation of a values-based attitude to the culture of the native land in 5-6 years old children were revealed. The results of the diagnostic study allowed the authors to identify the problem and solve it through the implementation of the developed partial program.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста»

DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.002

YAK 373.2(571.122)

ББК 74.100.544(2Рос-6Хан)

A.A. ДАШКОВА, C.A. ЯКОБ

L.L. LASHKOVA, S.A. JACOB

ЭКСПЕРИМЕНТАДЬНОЕ ИССДЕДОВАНИЕ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУДЬТУРЕ ХМАО - ЮГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОДЬНОГО ВОЗРАСТА

EXPERIMENTAL RESEARCH ON THE FORMATION OF VALUES-BASED ATTITUDE TO THE CULTURE OF THE KHMAO - UGRA IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

В статье рассматривается одно из направлений познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников. Авторы раскрывают значимость проблемы формирования ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей 5-7 лет. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке методологических и методических основ процесса организации данного процесса в дошкольной образовательной организации.

Представлены результаты экспериментальной деятельности на базе детских садов г. Сургут и Сургутского района, осуществленной при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-413-860001 р_а «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

В ходе констатирующего эксперимента определены критерии и показатели, выявлены уровни сформированности ценностного отношения к культуре родного края у детей 5-6 лет. Результаты диагностического исследования позволили авторам статьи выявить проблему и решить ее посредством реализации разработанной парциальной программы.

The article considers one of the directions of cognitive and socio-communicative development of preschoolers. The authors reveal the significance of the problem of the formation of a values-based attitude to the culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Ugra in 5-7 years old children. The relevance and novelty of the material lies in the development of methodological foundations of the process of this process organization in a preschool educational organization.

The results of the experimental activities on the basis of kindergartens in Surgut and the Surgut region, carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 18-413-860001 р_а "Formation of a values-based attitude towards preschool education in the Khanty-Mansiysk Autonomous District in the conditions of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" are presented.

In the course of the ascertaining experiment the criteria and indicators were determined and the levels of the formation of a values-based attitude to the culture of the native land in 5-6 years old children were revealed. The results of the diagnostic study allowed the authors to identify the problem and solve it through the implementation of the developed partial program.

Ключевые слова: культура ХМАО - Югры, ценностное отношение, дошкольная образовательная организация, образовательная программа, дети дошкольного возраста.

Key words: culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Ugra, a values-based attitude, a preschool educational organization, an educational program, preschool children.

Введение. В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Воспитание любви к малой Родине, накопление социального опыта жизни в родном крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, формирование ценностного отношения к культуре начинается с детства.

В Региональной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года гражданскому и патриотическому воспитанию отводится особое внимание. В данном документе одной из задач государственной национальной политики заявлено введение в программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов, проживающих в автономном округе [9].

На научно-теоретическом уровне актуальность поставленной нами проблемы обусловлена тем, что в отечественной традиционной методике нравственного воспитания детей определены основные направления, содержание и методы воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста (Н.С. Ежкова [5], Л.М. Захарова [6], С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко [7], Н.В. Кондрашова [8], Н.А. Платохина [10], Р.М. Чумичева и др.). Вместе с тем, анализ исследований позволил установить недостаточную разработанность проблемы регионализации содержания дошкольного образования по данному направлению образовательной деятельности, в частности, проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к культуре Ханты-Мансийского округа - Югры.

Развитие системы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации отличается этнокультурными, социально-экономическими, социокультурными, полиэтническими особенностями. Однако содержание существующих образовательных программ и педагогических технологий зачастую позволяет лишь локально решать задачи ознакомления дошкольников с культурой родного края. Педагоги дошкольных образовательных организаций, уделяя достаточно много внимания региональному компоненту содержания дошкольного образования, организуют образовательную деятельность по данному направлению порой бессистемно при отсутствии научной основы.

Цель. Отсутствие единого концептуального обоснования регионализации дошкольного образования, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости теоретической разработки и практической апробации парциальной программы по формированию ценностного отношения к культуре родного края как одного из факторов познавательного и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Общеизвестно, что состояние общества во многом зависит от состояния его культуры, прежде всего локальной (традиционной). Распад данной культуры ведет к духовной гибели коренных народов, а затем к их физическому исчезновению с этнографической карты мира. В локальной культуре коренных народов Севера природа представляет собой особую ценность, а сама культура предстает целостной и открытой системой из культурных форм и явлений [1].

Структура культуры коренных народов, как и любой другой, может быть представлена материальной, художественной и духовной составляющей. В материальную входят культура производства и быта, промыслы и ремесла. Художественная культура преимущественно представлена творчеством в области народной музыки, танца, праздника и декоративно-прикладного искусства. Духовная культура направлена на поддержание и развитие духовной жизни коренных народов и включает в себя мифы, традиции, обряды, обычаи.

Для реализации цели и задач формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры определено методологическое основание данного процесса, в котором теоретико-методологической стратегией выступают аксиологический и социокультурный подходы, а практико-ориентированной тактикой - системно-деятельностный и интегративный.

Аксиологию можно рассматривать как учение о ценностях, с одной стороны, методологической основой и механизмом развития ценностно-

смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края, а с другой - как путь переосмысления и обновления ценностями теории и практики дошкольного образования на современном этапе. Аксиологический подход позволяет выстраивать содержание и методический инструментарий формирования ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры в конкретных региональных условиях в соответствии с поликультурными, этнокультурными и социокультурными традициями региона. При ознакомлении с трудом и бытом, литературой и декоративно-прикладным искусством, праздниками и обрядами важно сформировать у ребенка чувство сопричастности к родному округу, осознание того, что, он родился и растет на земле, имеющей исторические корни, уходящие далеко в прошлое народов ханты и манси.

Социокультурный подход предполагает формирование ценностного, ответственного отношения ребенка и взрослого к окружающему миру, в нашем случае проектирование образовательного процесса с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека Севера, организацию взаимодействия дошкольника с миром культуры ХМАО - Югры.

Данный подход опирается на аксиологию (учение о ценностях), которую, с одной стороны, можно рассматривать как методологическую основу и механизм развития ценностного отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края, а с другой - как путь переосмысления и обновления ценностями современной теории и практики дошкольного образования [3].

Сиситемно-деятельностный подход позволяет рассмотреть компоненты деятельности участников образовательного процесса во взаимосвязи всех средств, форм и методов. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, построенный на деятельностной основе, ориентирован на получение детьми знаний не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает появление у детей установки на самостоятельность, развитие инициативы, проявление свободы выбора, реализации своих способностей и образовательных потребностей.

Формирование у дошкольников знаний о культуре ХМАО - Югры, в контексте интегративного подхода, рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной) [4]. Интеграция в детском саду реализуется через проектирование и конструирование содержания образовательной деятельности; выбор эффективных средств, форм и методов работы педагога, объединенных по тематическому принципу; интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности (восприятие художественной литературы и фольклора, игровой, изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской и др.).

Выбор содержания, форм и методов взаимодействия с дошкольниками и их родителями осуществлен в соответствии со следующими принципами:

- культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе познании этнических особенностей социальной действительности своего региона;

- научности, предполагающим отбор содержания материала о материальной и духовной культуре ХМАО - Югры в соответствии с современным уровнем развития науки, стимулирование познавательного интереса детей к труду и быту, языку, традициям, искусству народов ханты и манси; формирование основ научного мировоззрения;

- доступности и нарастающей трудности, обеспечивающим правильный переход от известного к неизвестному, постепенное обогащение содержания различных составляющих культуры по темам, блокам и разделам;

- системности и целостности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о культуре ХМАО - Югры как системе, в которой все объекты, процессы, явления, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости;

- интегративности, предусматривающим возможность использования содержания культуры коренных народов Севера в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), и его реализацию в разных видах детской деятельности;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, отражающим признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; выстраивание отношений на основе со-увлеченности и совместного переживания радости открытий в мире культуры [2].

Результаты и обсуждение результатов. Поставленная нами цель определила логику и содержание экспериментального исследования, которое осуществлялось в два этапа. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап - организационно-подготовительный. На данном этапе определялись методологическая основа и теоретическая база исследования, проводились изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы. Были определены позиции исследования, уточнен понятийный аппарат, сформулированы цель и задачи исследования. На данном этапе осуществлялся констатирующий этап эксперимента, который включал сбор и анализ эмпирического материала.

Второй этап - содержательно-процессуальный. Данный этап предусматривал разработку парциальной программы по формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста и формулировку выводов, оформление магистерской диссертации.

Проведенный нами анализ научной литературы позволил выделить следующие критерии и показатели сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре ХМАО - Югры.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели Методы педагогического исследования

Когнитивный компонент

Полнота представлений Материальная культура •Представления о родном крае (ХМАО - Югре): его климатических особенностях, символике, о растительном и животном мире края. •Представления об особенностях быта, национальном жилище, основных занятиях коренных народов Югры. •Представления о труде народных умельцев, национальном костюме Диагностическое задание «Знаешь ли ты природу ХМАО - Югры?» Дидактическая игра «Символика Югры» Диагностическое задание «Назови что видишь»

Художественная культура •Представления о фольклоре народов ханты и манси: народных сказках, пословицах, загадках и поговорках. •Представления о творчестве писателей и поэтов Югры. •Представления о декоративно-прикладном искусстве коренного населения Югры Диагностическое задание «Юные знатоки Югры»

Духовная культура •Представления об обычаях, традициях, обрядах, играх ханты и манси Диагностическое задание «Назови что видишь»

Окончание табл.1

Критерии Показатели Методы педагогического исследования

Осознанность представлений •Ребенок осознает значение малой Родины для жизни человека. •Ребенок осознает себя субъектом родного края. •Ребенок понимает, почему всех граждан Югры называются югор-чанами Беседа «Я - юный югорчанин»

Эмоционально-ценностный компонент

Эмоциональная окрашенность •Ребенок проявляет эмоциональный отклик и интерес к явлениям культуры народов ханты, мани; потребность больше узнать, освоить образцы народного фольклора; понимание ценностей культуры, стремление активно и творчески использовать знания и умения в различных видах деятельности Наблюдения, беседа

Оценочная деятельность •Эмоциональное отношение к ценностям материальной, художественной и духовной культуры ХМАО - Югры. •Инициативность, отзывчивость, вовлеченность в деятельность: ребенок с интересом включается в беседы, игры и другие формы работы, связанные с приобщением к культуре ХМАО - Югры

Деятельностный компонент

Инициативность •Готовность ребёнка к разным видам творческой деятельности, отражающей компоненты культуры ХМАО - Югры (ребенок с удовольствием вступает в народные игры; театрализованную деятельность по мотивам хантыйских сказок; выполняет элементы народных орнаментов и др.). •Проявляет инициативу и самостоятельность в приобретении новых знаний о культуре народов ханты и манси Диагностическое задание «Ярмарка» Проблемно-творческая ситуация «Сувениры для друга на память о Югре»

Приведем пример диагностического задания «Назови, что видишь», целью которого было определение уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений об обычаях, традициях, обрядах ханты и манси; традиционных занятиях, быте, труде и декоративно-прикладном искусстве народных умельцев ханты и манси. В процессе диагностики были использованы фотоальбомы «Югра - мой край родной», «Одежда ханты и манси», «Быт ханты и манси», «Декоративно-прикладное искусство ханты и манси».

Содержание: обследование проводится в несколько этапов. На каждом этапе с детьми проводилась беседа, в ходе которой детям показывали фотографии в одном из альбомов. При рассматривании их дети должны были называть, что или кто изображён на фото и дать краткую характеристику того, что они видят.

Обработка результатов осуществлялась по бальной системе:

1 балл - дети пролистывают альбомы без интереса, неправильно называют предметы и явления, изображённые на фото, либо дают 1-2 правильных ответа, в основном отвечают односложно;

2 балла - дети правильно называют 3-4 предмета или явления, изображённые на фото, но не могут о них рассказать, активно проявляют интерес;

3 балла - дети проявляют активный интерес к просмотру фотоальбомов, эмоционально отзывчивы, правильно называют 5-7 предметов или явлений, изображённых на фото, могут кратко о них рассказать.

В результате диагностики было выявлено, что 55% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений об обычаях, традициях, обрядах ханты и манси, о традиционных занятиях, быте, труде и декоративно-прикладном искусстве народных умельцев. Отсутствовали представлений о национальном костюме и декоративно-прикладном искусстве коренных народов Югры.

35% дошкольников справились с заданием с помощью воспитателя и продемонстрировали средний уровень сформированности представлений об обычаях, традициях, обрядах ханты и манси. Дети правильно показывали картинки и фотографии, однако затруднялись в их названии или обозначении.

10% дошкольников полностью справились с заданием без помощи педагога и продемонстрировали высокий уровень сформированности интересующих нас представлений. Ребята правильно назвали предметы быта народов ханты и манси (чум, хорей, нарты, малица, кисы, орнамент, тынзян, лабаз), их обычаи и традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство диких ягод и грибов). К примеру: Маша рассказала, что «женщины-ханты изготавливают национальную одежду и украшают ее бисером».

Количественные результаты выполнения диагностического задания можно представить в виде диаграммы.

Диаграмма 1

Количественные результаты выполнения диагностического задания

«Назови что видишь»

□ Низкий уровень Передний уровень □ Высокий уровень

Для выявления уровней сформированности деятельностного компонента детям была предложена проблемно-творческая ситуация «Сувениры для друга на память о Югре». Была предложена следующая ситуация: Есть ли у тебя друзья или родственники в других городах? Представь, что они приехали к тебе в гости. Давай сделаем им подарок на память о нашем крае, чтобы им не было так грустно уезжать, и они запомнили нашу Югру на долгое время. Можно нарисовать рисунок, сочинить сказку или рассказ о Югре, придумать интересную игру, в которую твои друзья могли бы поиграть. Таким образом, каждому ребёнку предлагалось сделать подарок на память о Югре для близкого человека.

При этом были заданы уточняющие вопросы: Что ты хочешь сделать? Что тебе для этого нужно? Почему ты хочешь сделать именно такой сувенир? Что у тебя получилось? Расскажи.

В ходе выполнения задания анализировались: готовность ребёнка к разным видам творческой деятельности; тщательность и настойчивость ребёнка в реализации своего замысла; качество продукта творческой деятельности (завершенность, реалистичность, оригинальность). Кроме того, фиксировалось использование эмоциональной лексики в высказываниях о родном крае, его культуре (уменьшительно-ласкательных суффиксов, образных сравнений и эпитетов), свидетельствующее о положительном эмоциональном отношении старших дошкольников к родному краю.

В результате выполнения задания квысокому уровню мы отнесли 12,5% дошкольников с определенной инициативой в творческой деятельности, связанной с отражением разных компонентов культуры Югра. К среднему уровню отнесено 32,5% детей, которые выполнили задание при помощи педагога и в основном отразили природные объекты родного края. К низкому уровню мы отнесли 55% дошкольников, которые выполнили задание неверно, сделали сувенир в виде рисунка или поделки, но не связали его с достопримечательностями Югры (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Количественные результаты выполнения детьми проблемно-творческой ситуации «Сувениры для друга на память о Югре»

□ Низкий уровень Передний уровень □ Высокий уровень

На основе обработки данных, полученных в ходе проведения диагностических методик в рамках констатирующего эксперимента, мы выявили уровни сформированности ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста (табл. 2, гистограмма 1).

Таблица 2

Сводные результаты сформированности ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста

Компонент Низкий уровень (%) Средний уровень (%) Высокий уровень (%)

Когнитивный 38 40 22

Эмоционально-ценностный 35 45 20

Деятельностный 55 33 12

Гистограмма 1

60 50 40 30 20 10 0

□ Н изкий урове нь □ Сре дн и й ур с? ае н ь О Высоки и уровен ь

55

лс

38 «

22 20

12

Когнитивный Эмоционально-ценностный Деятельностный

Результаты исследования позволили выявить проблему и наметить пути ее решения. В рамках грантовой деятельности разработана образовательная программа, которая является компилятивной (объединяющей различные разделы образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Реализация программы осуществляется на протяжении старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Ее структура содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах познавательного и социально-коммуникативного развития содержание программы представлено такими модулями, как «Материальная культура», «Художественная культура», «Духовная культура». Каждый из модулей дифференцирован по блокам и темам (табл. 3).

Таблица 3

Содержание программа «Югра - наш общий дом»

Тема

Модуль Блок Старшая группа Подготовительная

(5-6 лет) к школе группа (6-7 лет)

«Природа» 1. «Югра на карте страны» 1. «Заповедники Югры»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Климатические условия, не- 2. «Роль человека в природе»

живая природа Югры» 3. «Достопримечательности

3. «Животный и растительный Югры»

мир Югры»

4. «Водоёмы Югры»

«Труд и ремесла» 1. «Оленеводство коренных на-

родов Севера»

СО 2. «Рыболовство коренных наро-

а дов Севера»

л Ч 3. «Охота коренных народов Се-

& вера»

К 03 4. «Собирательство дикоросов»

и л «Национальное 1. «Кочевой образ жизни ханты

СО к жилище» и манси. Стойбище»

а Ф 2. «Чум»

н СО «Предметы быта» 1. «Утварь коренных народов

й Севера»

2. «Посуда коренных народов

Севера»

«Национальный 1. «Женская одежда коренных

костюм» народов Севера»

2. «Мужская одежда коренных

народов Севера»

«Национальная 1. «Национальные блюда наро-

кухня» дов ханты и манси»

«Художествен- 1. «Чудесная страна фольклор» 1. «Пословицы и поговорки ко-

ная литература (хантыйские и мансийские за- ренных народов Югры»

СО а (фольклор и ав- гадки)» 2. «Знакомство с творчеством

& торские произве- 2. «Сказки народов ханты и писателей и поэтов Югры»

ч дения)» манси»

5? к «Декоративно- 1. «Хантыйская кукла. Ее раз- 1. «Украшение из бисера»

СО и прикладное новидности» 2. «Украшение одежды хантый-

Щ 0 и искусство» 2. «Путешествие в страну бере- ским орнаментом»

н о стяных изделий» 3. Хантыйские орнаменты

0 N 3. Хантыйские орнаменты «Щу- «Лапки молодого зайца»,

о н чьи зубы», «Волны», «Нарты» «Олень», «Солнце», «Березо-

X вая ветка», «Пасть большого

коня», «Крыло чайки», «Оленьи

рога» и др.

Окончание табл. 3

Модуль Блок Тема

Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

«Музыкальное искусство» 1. «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»

Духовная культура «Праздники и обряды» 1. Праздник «Вороний день» 2. Праздник «Проводы Лебедя» 3. «Праздник оленевода и рыбака» 1. «Медвежий праздник» 2. «Праздник трясогузки» 3. «Праздник Водяного царя» 4. «День обласа»

«Народные игры и игрушки» 1. «Подвижные игры народов ханты и манси». 2. «Игрушки для детей ханты и манси» 1. «Подвижные игры народов ханты и манси» 2. «Национальная кукла Акань» 3. «Игрушки для думания (тихие игры, головоломки)»

Содержательный раздел программы представлен достаточно широко. Изучив его, каждый педагог должен определить возможности его реализации, исходя из интересов и возможностей детей своей группы, запросов родителей и особенностей развивающей среды дошкольной образовательной организации.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к культуре ХМАО - Югры. Наличие модулей, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Выводы. Реализация данной программы на базе экспериментальных площадок ДОО Сургута и Сургутского района значительно повлияла на повышение уровней сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры. Таким образом, в ходе экспериментального исследования обнаружена положительная динамика, что указывает на эффективность проделанной нами работы в рамках грантовой деятельности.

Литература

1. Айпин Е.Д. Обречённые на гибель. Публицистика последних лет. Публицистический сборник. М.: Нефть и газ, 2014. 111 с.

2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2017. № 7/8. С. 4-10.

3. Боровикова Т.В. Социокультурный подход как методология педагогических исследований // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 14-21.

4. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 387 с.

5. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. 119 с.

6. Захарова Л.М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира. Режим доступа: http:// teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/12/pedagogika/zakharova-purskalova.pdf.

7. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 154 с.

8. Кондрашова Н.В., Андреева О.Н. Формирование этнокультурной осведомлённости у детей 5-7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС // Науч.-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 291-295. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm

9. Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период

до 2025 года. Режим доступа: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/223562/.

10. Платохина Н.А. Концептуальные основы проектирования ценностно-смысловой модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения: монография. Ростов н/Д: Ростиздат, 2010. 278 с.

11. Постановление правительства ХМАО - Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и программ ХМАО - Югры, законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения и общественного порядка и профилактики экстремизма». Режим доступа https://deppolitiki.admhmao.ru.

References

1. Aipin E.D. Doomed to death. Recent Journalism: A Journalistic Collection. M.: Neft i gaz, 2014. 111 p.

2. Asmolov A.G. How are we going to live further? Social effects of educational policy // Leaders of education. 2017, No. 7/8, pp. 4-10.

3. Borovikova T.V. Sociocultural approach as a methodology of pedagogical research // Bulletin of ChSPU. 2009, No. 5, pp. 14-21.

4. Galitsky E.O. The integrative approach as a theoretical basis of the professional and personal formation of a future teacher at the university: dis. ... of Doctor of pedagogy. SPb., 2002. 387 p.

5. Ezhkova N.S. The introduction of preschoolers to values: theory and methodology. Tula: Publishing house of TSPU named after L.N. Tolstoy, 2006. 119 p.

6. Zakharova L.M. Sociocultural development of a preschool child in the process of acquaintance with the culture of the peoples of the world. Access mode: http:// teoriapractica.ru/eng/files/arhiv_zhurnala/2013/12/pedagogika/zakharova-purs-kalova.pdf.

7. Kolomiychenko L.V. Social education of children in the cultural paradigm of education: monograph. Perm: Perm state pedagogical University, 2007. 154 p.

8. Kondrashova N.V., Andreeva O.N. The formation of ethnocultural awareness in children 5-7 years old through cultural and leisure activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard // Scientific and Methodological Electronic Journal "Concept", 2016, Vol. 15, s. 291-295. Access Mode: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm.

9. Regional Strategy of the state national policy of the Russian Federation in the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Ugra for the period until 2025. Access Mode: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/223562/.

10. Platokhina N.A. Conceptual foundations for designing a value-semantic model of the educational space of a preschool educational institution: monograph. Rostov-on-Don: Rostizdat, 2010. 278 p.

11. Decree of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Ugra "On state policy in the field of ensuring interethnic harmony, civil unity, individual rights and programs of the Khanty-Mansiysk Autonomous District - Ugra, the legitimate interests of citizens, as well as in ensuring public order and preventing extremism". Access Mode https://deppolitiki.admhmao.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.