Научная статья на тему 'Этнические бренды ХМАО - Югры'

Этнические бренды ХМАО - Югры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
505
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ХАНТЫ И МАНСИ / ЭТНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БРЕНДОВ ХМАО ЮГРЫ / CULTURAL HERITAGE / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / THE KHANTY AND THE MANSI / ETHNIC COMPONENT OF THE REGIONAL BRANDS OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS REGION -UGRA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пивнева Елена Анатольевна

Статья посвящена характеристике этнической составляющей в региональном маркетинге ХМАО Югры. Анализ образов и технологий конструирования брендов округа приводится параллельно с оценкой степени сохранности культурного наследия коренных народов Севера. Подчёркивая преимущественно фольклорный характер современных практик его популяризации, автор считает систему образования важнейшим механизмом трансляции традиционной культуры в среду молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC BRANDS OF UGRA

The article is devoted to the ethnic component in regional marketing of Khanty-Mansiysk Autonomous Region-Ugra. Analysis of images and brand design technologies of the region is in parallel with evaluation of cultural heritage preservation among indigenous peoples of the North. Emphasizing primarily the folk nature of modern practices in its promoting, author considers education the most important mechanism of traditional culture transmission among the younger generation.

Текст научной работы на тему «Этнические бренды ХМАО - Югры»

ББК 63.5(2) YAK 39

Е.А. ПИВНЕВА III ЭТНИЧЕСКИЕ БРЕНДЫ ХМАО - ЮГРЫ

E.A. PIVNEVA | ETHNIC BRANDS OF UGRA

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное наследие и духовные ценности России»

Статья посвящена характеристике этнической составляющей в региональном маркетинге ХМАО - Югры. Анализ образов и технологий конструирования брендов округа приводится параллельно с оценкой степени сохранности культурного наследия коренных народов Севера. Подчёркивая преимущественно фольклорный характер современных практик его популяризации, автор считает систему образования важнейшим механизмом трансляции традиционной культуры в среду молодого поколения.

The article is devoted to the ethnic component in regional marketing of Khanty-Mansiysk Autonomous Region-Ugra. Analysis of images and brand design technologies of the region is in parallel with evaluation of cultural heritage preservation among indigenous peoples of the North. Emphasizing primarily the folk nature of modern practices in its promoting, author considers education the most important mechanism of traditional culture transmission among the younger generation.

Ключевые слова: культурное наследие, коренные малочисленные народы Севера, ханты и манси, этническая составляющая региональных брендов ХМАО - ЮГРЫ.

Key words: Cultural heritage, indigenous peoples of the North, the Khanty and the Mansi, ethnic component of the regional brands of Khanty-Mansiysk Autonomous Region -Ugra.

С начала 2000-х гг. в массовое сознание жителей Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) прочно вошёл термин «Югра», впоследствии широко распространившийся за пределы округа. Введённое в официальную идеологию, это слово призвано было сгладить имеющиеся противоречия между коренным и пришлым населением, объединив в одну региональную общность представителей более 120 населяющих ХМАО народов: «Югорчанами сегодня справедливо называют себя и ханты, и манси, и потомки русских пионеров-первопроходцев, и внуки перемещённых в сталинское время калмыков, и осевших после войны эвакуированных блокадников из Ленинграда, и дети строителей, приехавших сюда по комсомольским путёвкам в 70-е годы из всех уголков Советского Союза - от Украины до Узбекистана» [12, с. 22; 38].

В создании образа Югры ключевую роль играет традиционная культура коренного населения региона - хантов и манси. «Сегодня уже никому не придёт в голову сомневаться, что коренные народы Севера, имеющие многовековой опыт эколого-сообразной жизни, сохранившие свои обычаи и традиции, являются одним из главных достояний древней Югры», - декларируют СМИ. Пресса высоко оценивает природосберегающую этику аборигенного населения: «Если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу возможности воспроизводить себя» [12, с. 7]. На уровне округа обсуждается также моральный императив особого внимания и социальной заботы государственной власти к аборигенным жителям - наиболее сильно пострадавшим от форсированного развития нефтепромышленного (и лесопромышленного) комплекса [10, с. 199]. Наконец, в общественном мнении (в т.ч. в среде самих малочисленных народов Севера) существует понимание того, что Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в силу статуса национально-территориальной автономии, предопределено прилагать значительные усилия к сохранению культурного

своеобразия хантов и манси, которые несмотря на динамику увеличения численности, занимают в этнической структуре округа около 2%.

Презентация обско-угорской культуры осуществляется в городе Ханты-Мансийске в широком спектре - от артефактов до произведений профессионального творчества. В культурном ландшафте и визуальном оформлении столицы округа находят отражение орнаментальные мотивы, силуэты традиционных построек и пр., которые воссоздают образ аборигенной культуры. Около здания аэровокзала, например, установлена скульптурная композиция «Семья хантов на привале», где люди и олени отлиты из бронзы в натуральную величину. В интерьерах аэропорта и некоторых магазинов можно увидеть натурные инсталляции - жители Севера в национальных костюмах в традиционном жилище-чуме. В виде огромного 45-метрового стеклянного чума построен бизнес-центр «Гостиный двор» - доминирующее здание на Центральной площади Ханты-Мансийска.

В последние годы этнокультурный потенциал коренных народов Севера активно используется в туристическом бизнесе, например, в организации лицензионной трофейной и спортивной охоты. Желающие могут поселиться в тайге в охотничьем домике, получить необходимое снаряжение, поохотиться и обработать с помощью специалистов из среды аборигенных жителей свои трофеи. Уникальный многовековой опыт, накопленный обскими уграми в рыболовном промысле, находит применение при организации рыболовных туров. В этом бизнесе задействованы многие местные национальные общины. Рекламные буклеты позиционируют хантов и манси как «потомков легендарных богатырей», которые в прошлом охотились с луками и «могли нанизать на одну стрелу несколько летящих уток», а сегодня приглашают любителей экзотики в таёжные просторы [12].

Программа теплоходного круиза Ханты-Мансийск - Берёзово в числе прочих услуг включает посещение этно-оздоровительного центра в Шеркалах, где туристам предлагается «познакомиться с национальными традициями и бытом народов ханты и манси, увидеть чумы, лабазы, печи, жертвенные места, отведать национальную кухню». В условиях, «приближенных к традиционному быту хантов», можно провести время на турбазе «Назымский привал». В программе также широкий спектр услуг этнической направленности: «рыболовный тур на обласах, посещение хантыйских стойбищ, прогулка в оленье стадо, знакомство с укладом жизни хантов, дегустация национальной кухни, участие в спортивных соревнованиях по стрельбе из лука, прыжкам через нарты, метанию тынзяна на хорей» [12].

В Ханты-Мансийске регулярно проводится фестиваль ремёсел финно-угорских народов, призванный познакомить широкую общественность с образцами народного творчества хантов и манси. Художественные традиции обских угров служат источником при создании разнообразных образцов сувенирной продукции. Наряду с аутентичными, появляются все новые и новые формы с использованием северных мотивов: чехлы для телефонов, магнитные наклейки для холодильников, брелоки для ключей, зажигалки и пр. Знаковые формы и образы этнической культуры транслируются зачастую в существенно трансформированном виде. Например, традиционные ритуальные рукавицы со стилизованным изображением медведя, которые использовались только во время Медвежьих игрищ, превращаются в банную принадлежность. «Дух огня», который и по сей день является объектом почитания многих представителей обских угров (в том числе городских), стал наименованием международного фестиваля кинематографических дебютов. А «Золотым бубном» назван проводимый в Ханты-Мансийске международный фестиваль телевизионных программ и фильмов. Священные, с точки зрения традиционного мировоззрения обских уров, праздники и ритуалы в условиях города приобретают развлекательное значение; танцы и сценки по мотивам Медвежьего праздника широко используются в художественной самодеятельности.

Популяризация и десакрализация элементов обско-угорской культуры порою создают у носителей традиции ощущение иллюзорности: «Мы -кукольные ханты. Настоящего хантыйского вообще ничего нет. Тут сплошь показуха. Вот конференция идёт, мероприятие, юбилей, фестиваль финно-угорский, ханты встают, в бубен бьют, песни поют. Они в тот момент ханты <...> а на охоте они даже не знают, к какой стороне к дичи подходить! Они не умеют оленя запрячь, даже на нарте просто усидеть не могут, сваливаются. Это - профессиональные ханты» [8].

Справедливости ради следует сказать, что и в сегодняшних условиях в среде обских угров ещё сохраняются элементы древних верований. Ханты и манси по-прежнему обращаются к духам-покровителям в важные жизненные моменты и совершают обряды в честь божеств [1, 2, 3, 4, 11]. В местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности продолжают бытовать традиционные промыслы и ремесла. Например, широко распространена обработка дерева (от изготовления детских игрушек до разнообразных транспортных средств), сооружение хозяйственных построек и жилищ. Не утрачены навыки работы с берестой, служившей в прошлом материалом для изготовления огромного числа предметов утвари. Сегодня народные умельцы продолжают делать из бересты заплечные кузова, «набирушки» для ягод, коробки для хранения швейных принадлежностей, детские колыбели, чаши для хранения мелких предметов, табакерки и пр. У северных и восточных хантов по-прежнему практикуется плетение корневатиков (коробки из корней кедра), изготовление циновок из высушенной травы-осоки. На некоторых территориях округа ещё существует традиция изготовления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Сохранились навыки работы с мехом и с ровдугой; распространены бисеро-плетение, работа с тканью, вязание; из лоскутков цветной ткани делают кукол (акань), которые активно используются в качестве сувениров. Однако, если раньше традиционные ремесла были обязательны в повседневной жизнедеятельности народов Севера, то теперь это прерогатива лишь узкого круга умельцев, которые создают свою продукцию в основном «на заказ» - для музеев, сувенирных магазинов, фольклорных коллективов.

Для сохранения и воспроизводства народных традиций в Ханты-Мансийске создан Центр культуры и искусства народов Севера, имеющий 10 филиалов. Более 20 мастеров из числа народов Севера носят звание «Народный мастер России». Изделия многих из них включены в представительские экспозиции Правительства ХМАО. В округе существует Союз мастеров традиционных промыслов Югры «Сорни Ёш».

Устное народное творчество хантов и манси развивается в основном в рамках фольклорных коллективов: «Аранг Мосьнэ» (Народная сказительница), «Мойпыр Як» (Медвежья пляска), «Увас Хурмат» (Красивые узоры), «Мисс-нэ» ( Лесная фея ). Популярностью пользуются театр обско-угорских народов «Солнце», семейный театр М.К. Волдиной «Ёшак най», этномузыкальный коллектив «Ямра». Особой живучестью в Югре отличается комплекс представлений, связанный с почитанием медведя, но Медвежьи игрища проводятся лишь на нескольких территориях традиционного проживания обских угров, где ещё живы старики - исполнители священных песен и танцев.

Поскольку многое в сфере духовной культуры уже утрачено, сегодня большое значение придаётся реконструкции традиционных элементов на основе имеющихся этнографических изысканий. Большую работу в этом направлении ведут исследователи из числа самих хантов и манси, которые взяли на себя задачу изучения собственной этнической культуры [6].

В последнее время возрос интерес к календарным (сезонным) праздникам и обрядам - в округе отмечают Вороний день, Праздник обласа, День оленевода. Правда, как правило, они инициируются «сверху» и привлекают широкие массы зрителей. Одна из задач таких мероприятий - приобщить

молодое поколение к аборигенному культурному и духовному наследию, «напомнить им о корнях».

В деле сохранения этнокультурного наследия обских угров важную роль играет общественное движение, оформившееся в 1989 г. в окружную ассоциацию «Спасение Югры». По инициативе её лидеров проведено множество мероприятий по сохранению языка и культуры хантов и манси [5]. В числе прочих в округе действуют законы о языке и о фольклоре коренных малочисленных народов Севера.

Большое значение для поддержки языка и культуры аборигенного населения имеет принятое в 2008 г. Постановление Правительства ХМАО -Югры № 228-п «О грантах ХМАО - Югры для поддержки проектов, способствующих сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, промыслов коренных малочисленных народов Севера». В течение 2009 г. за счёт таких грантов были реализованы 22 проекта, в том числе:

- создан мультипликационный фильм на русском и хантыйском языках «Щащи па хилы» («Бабушка и внук»), который получил диплом лауреата национальной премии XII Евразийского телефорума;

- восстановлена и зафиксирована технология изготовления берестяного чума в рамках программы «Берестяной чум северных манси»;

- изданы диски с песнями на языках обских угров в авторском исполнении народных мастеров России М.К. Волдиной, З.Н. Лозямовой;

- организованы смены отдыха в этнической среде для пенсионеров Сургутского района;

- реконструировано место поклонения обских угров;

- издан сборник хантыйского поэта Микуля Шульгина (к 70-летию со дня рождения);

- проведена экспедиция и издана брошюра «Микротопонимия деревни Нарыкары»;

- обустроены две мастерские для мастеров традиционных промыслов (резьба по дереву) в городах Ханты-Мансийске и Нижневартовске.

Одним из существенных результатов инициативных начинаний этнической интеллектуальной элиты Обского Севера стала переоценка отношения представителей обско-угорских народов к собственному этнокультурному наследию. Вместе с тем, как верно заметил В.С. Малахов, «культурная традиция, развивать которую пытаются этнические активисты, носит, как правило, исключительно фольклористический характер. Это законсервированный образ культуры, понятный этнографам, но чуждый подавляющему большинству индивидов, статистически принадлежащих к соответствующей этнической группе» [7]. Приведённое высказывание подтверждается авторскими полевыми материалами: «Для моих внуков все это уже не доходит до глубины души - для чего, зачем? Они как бы совершенно чужие в этом деле» [8].

Анализ ситуации, сложившейся в Югре, показывает, что будущее этнических традиций во многом зависит от позиций молодого поколения хантов и манси, поэтому вопросы воспитания и образования особо значимы для округа. Дети и молодёжь приобщаются к культурному наследию своих предков во время языковых курсов в этнической среде, при проведении конкурсов и фестивалей по родному языку, культуре и фольклору. Новым способом освоения традиции становятся детские и молодёжные экспедиции: этнографические, диалектологические, фольклорные. В городе Ханты-Мансийске одной из «точек роста» стала детская творческая студия «Лылынг союм» («Живой ручеёк»).

Своеобразной формой приобщения подрастающего поколения к этнической культуре стали «этнические стойбища», совмещающие летний отдых детей с познавательной деятельностью. Первый такой центр «Мань Ускве» («Маленький городок») был организован в 1994 г. на территории Берёзовского района ХМАО, в настоящее время в округе существует 14 детских этно-оздоровительных центров и 7 этно-оздоровительных площадок. Работа, ко-

торая предусматривает совмещение отдыха и оздоровительных процедур с приобретением знаний в области этнической культуры народов Севера, осуществляется в рамках реализации различных окружных программ (они адресованы в основном детям и подросткам из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детей-сирот).

Для более широкой аудитории в ХМАО создано «Мобильное стойбище», которое может развернуть четыре модуля (чума) - «фольклорный», «игровой», «мастеровой» и «северная кухня» - на различных фестивальных площадках. В каждом из этих чумов посетителям предлагаются выставки и демонстрация элементов традиционной культуры. Такое «стойбище» - частый гость выставок в Москве, а летом 2006 г. оно «кочевало» в Пермском крае в рамках этнофутуристического фестиваля «Камва».

В деле сохранения этнической культуры большая ставка делается на современные технологии. Так, в 2005 г. при поддержке гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в основном усилиями самих представителей коренных народов Севера, создан Интернет-проект «Etnic.ru», который знакомит широкую аудиторию с особенностями культуры аборигенных народов округа, предлагает программы виртуальных этно-путешествий, проводит направленные на популяризацию этнической культуры конкурсы.

Живая этническая культура пытается приспособиться к миру современных технологий. Однако многие её составляющие приобретают характер музейных раритетов. Одна из визитных карточек города Ханты-Мансийска -этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Он находится на красивом лесистом холме на территории природного парка-заповедника Самаровский Чугас. Ещё в конце 1980-х гг. по инициативе лидеров этнического возрождения Е.Д. Айпина и Ю.Н. Шесталова там были собраны типичные постройки обских угров - деревянные срубы, лабазы, а также предметы культуры и быта, составившие основу музейного фонда. Сегодня музей стал местом для творческих экспериментов, проведения народных праздников, встреч городской интеллигенции.

В 2005 г. состоялось открытие первой очереди стационарной экспозиции «Связь времен» в Музее Природы и Человека ХМАО - Югры. Музейная экспозиция, объединив три комплекса («Ритм биосферы», «Историческое» и «Мифологическое время»), открыла новую страницу в искусстве музейного проектирования России и стала значительным вкладом в сохранение и популяризацию традиционной культуры Севера в её неразрывной связи с природой и историей.

В итоге можно сказать, что в последние годы в ХМАО - Югре отношение к этнокультурному наследию коренных народов Севера заметно изменилось. «От привычных представлений о нем как об устаревшей и уходящей в историю сфере человеческого существования, происходит переход к осознанному погружению в неё и попыткам понять, перенять и актуализировать те ценности, которые ещё хранит в себе традиционная культура. Этнокультурное наследие стало осознаваться как важный ресурс жизнеспособности общества, с необходимым условием сохранения и поиска современных форм работы с ним» [9]. Это определяет перспективы сохранения культурного наследия аборигенных народов, а также развития региональных брендов.

Литература

1. Бардина, Р.К. Дух-покровитель Тоя-павыл-эка [Текст] / Р.К. Бардина // Этнокультурное наследие народов Севера России. К юбилею д.и.н., проф. З.П. Соколовой. - М., 2010. - С. 152-155.

2. Иванова, В.С. Обрядность северных манси в конце XIX - начале XX века: локальные особенности [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.С. Иванова. - СПб., 2009. - 25 с.

3. Карапетова, И.А. Образ хозяина Югана «Явун-ики» как символ культуры юганских хантов [Текст] / И.А. Карапетова, К.Ю. Соловьева // Этнография народов Западной Сибири. К юбилею д.и.н., проф. З.П. Соколовой. - М., 2000. - С. 199-211.

4. Кережи, А. Традиции и инновации в культуре городских и сельских хантов [Текст] / А. Кережи // Этнокультурное наследие народов Севера России. К юбилею д.и.н., проф. З.П. Соколовой. - М., 2010. - С. 121-132.

5. Кошелева, Е.Ю. Этнические движения коренных малочисленных народов Севера на рубеже ХХ-ХХ1 веков (западносибирский регион) [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук / Е.Ю. Кошелева. - Томск, 2003. - 22 с.

6. Лукина, Н.В. Наука как форма общественного развития северных этносов. [Текст] / Н.В. Лукина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 348 с.

7. Малахов, В.С. Этничность в Большом городе [Электронный ресурс] /

B.С. Малахов // Неприкосновенный запас. - 2007. - № 1 (51). - Режим доступа : http://magazines.гuss.гu.nz/2007/1/ma19.html.

8. ПМА. Полевые материалы автора (г. Ханты-Мансийск, 2008 г.).

9. ПМА. Полевые материалы автора [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://emmi.blog.ru.

10. Тюгашев, Е.А. Этноконфессиональные процессы в современной Югре [Текст] / Е.А. Тюгашев, Г.А. Выдрина, Ю.В. Попков. - Новосибирск : Нонпарель, 2004. - 224 с.

11. Фёдорова, Е.Г. Погребальный обряд: от настоящего к прошлому (несколько сюжетов из этнографии обских угров) [Текст] / Е.Г. Федорова // Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. - Екатеринбург ; Сургут, 2007. -

C. 76-87.

12. Ханты-Мансийский автономный округ [Текст] / Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Туристический путеводитель. - Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 2008. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.