мер, при а = 2 получаем уравнение х2 + 4х = 7у + 2014. Более того, в качестве коэффициента при х можно взять любое число сравнимое с 4 по модулю 7, например 11. Получим уравнение другого вида х2 + 11х = 7 у + 2014, приводящееся к сравнению (х + 2)2 = 2(тоё7), а его решения определяются по формулам: Гх = 7 г +1 Гх = 7 г + 2
| у = 7 г2 + 13г - 286 , | у = 7 г2 + 15г - 284 .
Аналогично составляем кубическое уравнение. Куб целого числа при делении на 7 может давать остаток 6, поэтому, добавив к числу 2014 единицу, получим число дающее остаток 6. Следовательно, уравнение вида х3 + 3х2 + 3х = 7 у + 2014 будет иметь решения. Коэффициенты при х и х2 заменяем сравнимыми по модулю 7 числами. Например, уравнение хз + юх2 _ 4х = 7у + 2014 имеет множество решений, определяемое формулами:
Гх = 7г + 2 Гх = 7г + 4
Г у = 49 г3 + 112г2 + 48г _ 282 , | у = 49г3 + 154г2 + 124г _ 258.
Рассмотренные выше примеры показывают лишь некоторые возможности применения диофантовых уравнений при изучении теоретико-числового материала. Важно, чтобы приучение к исследовательской деятельности было составляющей любой темы и занятия, тогда формирование учителя
будущего, готового к творческому подходу при решении любых педагогических ситуаций, станет обязательной составляющей современного выпускника педагогического вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю. О формировании исследовательских компетенций студентов педвуза при обучении математике с использованием информационно-коммуникационной среды // Вестн. Вятского гос. гуманитар. ун-та. Педагогика и психология: науч. журн. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. № 4(3). С. 67-72.
2. Латышева Л. П., Черемных Е. Л. О формировании профессиональных компетенций будущих магистров педагогического образования // Вестн. Вятского гос. гуманитар. ун-та. Педагогика и психология: науч. журн. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. № 4(3). С. 62-67.
3. Секованов В. С., Тарасова Н. Б., Хапкова Ю. А. Использование информационных технологий и фракталов в образовании с целью формирования эстетических и культурных ценностей студентов // Педагогическая информатика: науч.-метод. журн. М., 2012. С. 46-52.
УДК 378.147 ББК 74.023
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY AT "NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION" SPECIALIZATION CLASSES
Т. В. Калинина, Ю. А. Дмитриев
Статья посвящена проблеме развития творческой активности студентов в процессе их подготовки к использованию новых информационных технологий в образовании детей дошкольного возраста. Рассмотрены сущность, формы и методы развития творческой активности будущих педагогов дошкольного образования в процессе освоения ими специализации «Новые информационные технологии в дошкольном образовании».
T. V. Kalinina, Yu. A. Dmitriev
The article is dedicated to the problem of students' creative activity development during their preparation for new information technologies implementation in preschool education. The explored aspects are: the essence, forms, and methods of future pre-school teachers' creative activity development in the process of mastering the "new information technologies implementation in pre-school education" specialization.
Ключевые слова: творческая активность, информационные технологии в дошкольном образовании, информационная компетентность будущего педагога дошкольного образования, компьютерно-игровая деятельность дошкольников.
Keywords: creative activity, information technologies in pre-school education, information competence of future pre-school teacher, pre-school students computer-playing activity.
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения. В целом данные преобразования направлены на повышение качества образования путем оптимизации профессиональной деятельности преподавателей в условиях перехода к компетентностной модели обучения. С этой целью осуществляется обновление рабочих программ дисциплин с учетом накопленного опыта, выявленных образовательных потребностей студентов и необходимости поэтапного формирования у них компетенций, установленных ФГОС ВПО. При этом важная роль отводится механизму стимулирования интереса студентов как субъектов образовательного процесса к успешному освоению профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Эффективным стимулом для достижения этой цели может служить увеличение количества проблемно-поисковых учебных заданий, позволяющих значительно активизировать и развить творческий потенциал личности студентов.
Проблема творчества всегда являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). В философской литературе понятие «творчество» часто рассматривается в сочетании с такими понятиями, как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные стороны творчества отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность». Структура творческой активности описана через систему мотивов, творческих способностей и умений творческой деятельности. Э. Фромм дает такое определение: «Творчество (креативность) - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [1].
Можно утверждать, что в основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать уже известные компоненты в новые сочетания. Комбинаторная основа творчества базируется на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений.
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт -модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п. (А. В. Петровский). Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих задатков и способностей ребенка (А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, Е. А. Лусти-на, Б. М. Теплов), что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей, личностных отношений, общения, деятельности и пр.) (Т. И. Алиева, Н. И. Непомнящая, Л. А. Парамонова).
Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, изобразительной и пр. (Н. А. Ветлу-гина, В. Я. Воронова, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова,
A. В. Кенеман, В. А. Левин, Г. В. Павленко, О. П. Радынова, Н. П. Сакулина, Т. А. Семенова, О. С. Ушакова и др.).
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С. В. Гусарова, Н. Г. Морозова,
B. Д. Шадриков, Г. И. Щукина, В. С. Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л. А. Венгер, Л. В. Зан-ков, В. Т. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, О. К. Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л. С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Е. Е. Сапогова и др.).
Как правило, во всех определениях творчества (Н. А. Вет-лугина, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, Л. С. Коршунова, В. А. Левин, В. А. Моляко, Л. А. Парамонова и др.) отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть и новое знание, и предмет, и произведение искусства, и способ деятельности и т. п.
По мнению исследователей, творческая активность -это интегральное качество личности, обнаруживающее и проявляющее себя в продуктивной деятельности. Она характеризуется умением (и желанием) ребенка самостоятельно, инициативно искать и усваивать необходимые знания и умения, способы деятельности, применять их в новых нестандартных ситуациях; решать постоянно усложняющиеся задачи, а также способностью обучаемого ставить цель, предлагая самые неожиданные, оригинальные способы ее реализации [2].
Развитие креативности детей дошкольного возраста достаточно хорошо исследовано, однако педагогические условия развития творческой активности детей в образовательной деятельности с компьютерной поддержкой недостаточно изучены. Одним из таких важнейших условий является, по нашему мнению, основательная подготовка педагогов дошкольного образования к эффективному использованию информационных технологий в развитии и обучении детей.
Современные компьютерные технологии предоставляют значительные возможности для творческого развития детей дошкольного возраста, но этот потенциал реализуется недостаточно. Педагоги дошкольного образования имеют весьма смутное представление об использовании информационных технологий в дошкольном образовании, не обладают достаточным уровнем информационной культуры для ознакомления детей с использованием компьютеров в образовательной, развивающей деятельности.
Психологи (Д. Е. Богоявленская, А. М. Матюшкин, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности; один из важнейших механизмов развития личности; формирующееся интегральное качество личности, выражаю-
щееся в целенаправленном единстве мотивов, интереса и действий, и проявляющееся в выходе за пределы ситуативной заданности при решении задач деятельности.
В ряде работ (Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюш-кин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. С. Якиманская и др.) возможность проявления обучаемым творческой активности связывается с наличием определенной степени проблемно-сти, что требует от него умения самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и решать новые практические задачи.
Этот подход к пониманию творческой активности, с нашей точки зрения, является плодотворной основой, на которой следует создавать систему творческих учебных заданий для студентов. То есть содержательная основа творческих заданий должна включать в себя учебный материал, изученный студентами в ходе как лекционных, семинарских и практических занятий, так и в режиме самостоятельной работы.
На факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ в рамках курса специализации «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» студентам предлагаются комплексные творческие задания разнообразных видов. Например: коллоквиумы; разработки презентаций результатов учебно-исследовательской деятельности; составление рецензий, аннотаций, тематических глоссариев; написание рефератов и эссе; подготовка учебных графических материалов и учебных материалов в специальных программных средах; составление комплектов и коллекций информационных объектов и т. п.
Большое внимание уделяется направленности заданий на развитие творческой активности личности каждого студента. Эти задания отличаются возможностью собственного выбора и постановкой учебных задач, решение которых осуществляется путем экспериментирования, где есть возможность оригинального, нестандартного их решения, широко используются обобщенные средства достижения цели, предусматривается осуществление самоконтроля и коллективное оценивание выполненных работ. Все это позволяет мотивировать студентов к творческой деятельности и улучшить усвоение ими учебного материала. При выполнении этих заданий студенты не только закрепляют пройденный материал, отстаивают и аргументируют свои выводы, но и творчески используют полученные знания в своей учебной деятельности. Таким образом, осуществляется тесная взаимосвязь учебного материала с практической деятельностью студентов, используется творческий потенциал личности, что и позволяет наилучшим образом формировать необходимые компетенции.
Приведем пример такого комплексного творческого задания. В учебном материале предмета «Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса» на 6-м курсе вечернего отделения студентам предлагается для изучения достаточно объемный блок: «Основы технологии создания компьютерных программ для детей дошкольного возраста». В процессе знакомства с учебным материалом данного блока студенты изучают следующие лекционно-теоретические составляющие:
• основные подходы к созданию детских компьютерных программ;
• этапы разработки компьютерной программы для детей;
• факторы эргономической группы, влияющие на проектирование пользовательской системы для дошкольников;
• компоненты «пользовательского интерфейса», необходимые для работы ребенка с компьютерной программой;
• параметры организации информации и построения художественной формы;
• материалы методического сопровождения к развивающим компьютерным детским программам;
• отличие «коммерческих» компьютерных игр от разработанных специалистами для детей дошкольного возраста.
В курсе специализации «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» тема: «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе компьютерно-игровой деятельности» занимает одно из основных мест. Причина заключается в большом количестве материала, обширности и многогранности проведенных исследований в данной области. Поэтому в процессе ее изучения студенты не только знакомятся с работами известных исследователей, но и выполняют ряд творческих заданий, направленных на лучшее усвоение учебного материала. Так как количество и качество доступного игрового материала постоянно увеличивается, расширяется и обновляется, то представляется актуальным задание по самостоятельному поиску и анализу компьютерных игр, имеющих направленность на развитие творческой активности дошкольников и предоставляющих возможность их использования как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в домашних условиях. При выполнении этого задания студенты не только закрепляют пройденный материал и творчески используют полученные знания на практике, но и формулируют оценочные суждения, отстаивают и аргументируют свои выводы.
На практических занятиях, в условиях компьютерного зала, студенты имеют возможность практически поработать и протестировать различные развивающие компьютерные программы для дошкольников, с последующим их детальным анализом. Имеющийся опыт свидетельствует, что подобная оценочная и экспертная работа вызывает большой интерес и эмоциональный отклик у студентов. Она предоставляет возможность общаться и делиться своими наблюдениями и выводами с сокурсниками в процессе выполнения заданий. Таким образом, конкретизируются собственные знания и наблюдения, расширяется кругозор в рамках предложенной темы, отрабатывается и совершенствуется умение комплексного анализа и грамотного подбора развивающего программного материала, доступного для работы с детьми дошкольного возраста. Будущие педагоги дошкольного образования получают значительные возможности для совершенствования информационной культуры, овладения профессионально значимой информационной компетенцией.
С целью осуществления промежуточного контроля за освоением лекционно-теоретических составляющих
блока студентам предлагается пройти компьютерный тест. Содержащиеся в нем вопросы и задания позволяют наиболее полно конкретизировать теоретические аспекты изучаемого блока.
Для более полного формирования практико-ориенти-рованных компонентов информационной компетенции студенты выполняют творческое задание в виде проектирования и создания в специальной программной среде собственной компьютерной игры для детей дошкольного возраста. Параллельно с этим разрабатывается ряд материалов методического сопровождения к разработанной игре. В связи с большим объемом и трудоемкостью творческой работы студенты объединяются в рабочие творческие группы по 2-3 человека. Порядок выполнения работы каждая группа определяет самостоятельно (задание может делиться на части и каждый участник делает свою часть, либо задание выполняется всей группой). Последующая защита проекта служит рубежным контролем и зачетной единицей для освоения студентом данного блока рабочей программы дисциплины.
Такой комплексный подход к изучению данного блока дисциплины позволяет:
• повысить качество образовательного процесса за счет комплексного использования всех форм работы студентов;
• обеспечить разнообразие и эффективность форм контроля поэтапным формированием компетенций, установленных ФГОС ВПО;
• укрепить учебную дисциплину студентов, улучшить показатели посещаемости занятий;
• повысить их мотивацию к активной и ответственной учебной деятельности, стимулировать развитие творческой активности, самооценку и рефлексию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
2. Пышьева Н. С., Дмитриев Ю. А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2010.163 с.
3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).
4. Макарова Л. Н, Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
5. Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебных достижений студентов. Приложение № 1 к приказу ректора МПГУ от 19.10.2012 г. № 538.
6. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. 160 с.: ил.
УДК 368 ББК 74.202.59
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
FORMATION OF INFORMATIONAL AND MATHEMATICAL COMPETENCE AT IMPLEMENTING THE BASIC DISCIPLINE OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM WITH PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES
М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова
Статья посвящена формированию информационно-математической компетентности бакалавров педагогических вузов гуманитарной направленности на основе принципов личностно-ориентированных технологий.
Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, информационно-образовательная среда, основы математической обработки информации, лич-ностно-ориентированные технологии.
M. Yu. Glotova, E. A. Samokhvalova
The article is devoted to the formation of informational and mathematical competence of undergraduate students of pedagogical universities with humanitarian focus based on personality-oriented technologies.
Keywords: informational and mathematical competence, informational and educational environment, basics of mathematical information processing, personality-oriented technologies.