УДК 372.3/.4 ББК 74.104
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Калинина, Ю.А. Дмитриев
100
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены сущность, формы и методы развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Определены важнейшие компоненты информационной компетентности педагога.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура, компоненты информационной компетентности педагога, первоначальные основы информационной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Summary. The article is dedicated to the problem of formation and development of pre-school teacher's information competency. The explored aspects are: the essence, forms, and methods of pre-school teacher's information competency development. The most important teacher's information competency components are defined.
Keywords: information competence, information culture, teachers' information competency components, basics of information culture for pre-school children.
Стремительно развивающиеся информационные технологии, широкое их внедрение и использование в различных сферах жизни современного общества диктуют необходимость постоянного обновления и развития всех уровней непрерывного образования человека. Актуальным становится целенаправленное формирование общей информационной культурыче-ловека, начиная с первых ступеней образования, обучения и социализации личности. Именно информационная культура человекаможет рас-
сматриватьсякак важное условие и результат успешного информационного развития общества, необходимая предпосылка социально-экономического развития страны [1]. Следует подчеркнуть, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) не заменяют традиционные, ставшие классическими образовательные технологии, формы и методы обучения, а органично сочетаются с ними и значительно повышают их эффективность, усиливают воспитательный, развивающий, образовательный эф-
фект, поднимают образование на новую качественную ступень
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи, используя компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Проявляется информационная культура человека XXI века в следующем:
• в умении использовать различные технические устройства (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности владеть информационными технологиями;
• в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций;
• в знании различных методов обработки информации;
• в умении представлять информацию в понятном виде [2].
Формирование информационной культуры возможно в контексте информационно-образовательной среды, которая определяется исследователями как «системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера» [3].
При этом необходимо постоянное преобразование, дополнение и развитие знаний о новых функциональных возможностях информационных технологий, сообразно развитию технологического уровня современного общества. Решить эту задачу возможно
путем акцентирования внимания образовательных структур на двух аспектах: на проблеме формирования информационной культуры подрастающего поколения и повышении информационной компетентности специалистов образования независимо от структуры, подразделения и направления трудовой деятельности.
Современные дети родились и живут в информационном обществе, где информационно-образовательная среда уже активно формируется и функционирует, начиная с первого звена непрерывного образования — дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Главная задача информационно- образовательной среды в ДОУ — это заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе. Для этого, учитывая специфику дошкольного детства, необходимо познакомить детей с первоначальными основами информационной культуры. Важно развивать их интерес к современной технике, важнейшим научным открытиям, постепенно обога- 101 щать их представления в области ИКТ, развивать умения и навыки, формировать потребность для использования современной техники и передовых технологий в разных видах деятельности.
Перечень примерных мотивов, знаний, умений, составляющих содержание первоначальных основ информационной культуры старшего дошкольника, можно представить следующим образом:
• мотивы: интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники, стремление к поиску информации с
102
использованием различных источников, в том числе Интернета, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т.п.
• знания: об общем устройстве, назначении, областях использования компьютерной техники, правила безопасного использования компьютера (включение, выключение и др.), представление об Интернет как неиссякаемом и постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности и т.п. Знания о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры.
• умения и навыки: умения использовать компьютерную технику для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации, соблюдать правила безопасности в работе с ПК, использовать важнейшие приемы здо-ровьесбережения (зрительная гимнастика для снятия утомления глаз, физические упражнения для профилактики гиподинамии и др.).
Для конкретизации понятия информационная культура детей старшего дошкольного возраста перечисленные мотивы, знания, умения и навыки можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов формирования информационной культуры: мотивационно-ценностный — мотивы, установки, оценки, отношения; когнитивный уровень — знания (представления, понятия); практико-ориен-тированный — умения и навыки. Их реализация выступает необходимым условием и основой формирования у
старших дошкольников первоначальной информационной компетентности. Выделенные компоненты актуальны для всего процесса непрерывного образования человека. Только на определенном последующем этапе образования каждый из компонентов будет наполняться и обогащаться своим конкретным содержанием.
Например, согласно ФГОС начального общего образования, к окончанию младших классов школьники должны иметь следующие достижения в области информационной культуры:
• мотивационно-ценностный компонент: понимать, что информационные технологии служат целям обучения, средством пополнения знаний и самообразования.
• когнитивный компонент: иметь представления о назначении и функциях текстового редактора (печатать текст, копировать, выделять, менять шрифт, цвет и т.д.); о различных источниках информации, в том числе об интернете;
• практико-ориентированный компонент: создавать таблицы и презентации; освоить слепой 10-пальце-вой метод печатания, применять полученные знания и умения для выполнения школьных заданий и в повседневной жизни [4, с. 24].
Перечисленные мотивы, знания и умения являются основой для формирования информационной компетентности младшего школьника, а также соответствующих универсальных учебных действий. К этим действиям относятся, например, умения:
• самостоятельно приобретать знания и умения;
• использовать: знаково-символи-ческие средства представления ин-
формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета (например, умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета);
• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) и др. [5].
Формирование и совершенствование информационной культуры детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста должно проходить под руководством квалифицированных педагогов. Для этого необходима их специальная целенаправленная подготовка.
Приоритетность данного направления подтверждают и последние реформы образования, выражающиеся в пересмотре, дополнении и уточнении основных документов, регламентирующих не только деятельность образовательных организаций, но требования к уровнюинформа-ционной компетентности современного педагога [см.: 5-14].
В настоящее время в Минобрнау-ки РФ обсуждается проект профес-
сионального стандартаруководителя образовательной организации с позиции ДПО; впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя). Конечной целью данной реформы является не только улучшение функций регулирования, руководства и контроля организации и осуществления деятельности образовательных учреждений, но и повышение качества образованияпутем внедрения в процесс обучения новых информационных технологий.
В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), в средства обучения и воспитания включены компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные и информационные ресурсы, необходимые для организации образовательной деятельности (статья 2, глава 1. Общие положения). В статье 16 рассмотрены вопросы реа- ^ п„ лизации образовательных программ 103 с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [14]. Эти положения требуют наличия не только специальных знаний, умений и навыков работы с новыми информационными ресурсами, но и существенной конкретизации квалификационных характеристик и требований к работникам всех уровней образования.
В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минз-дравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, ред. от 31.05. 2011) квалификационная характеристика каждой должности имеет три подраздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации» [7].
В подразделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. Если рассматривать этот подраздел, то для всех должностей перечислены актуальные умения и навыки, которые составляют основу информационной культурыработника. А именно: умения работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и многое другое. Все вышесказанное предъявляет качественно новые профессио-104 нальные требования к подготовке педагогов дошкольного образования, овладению ими информационной компетентностью.
Исследователи рассматривают сущность информационной компетентности как результат применения соответствующих технологий, овладение знаниями, умениями, правилами и нормативами в сфере компьютеризации и информатизации [15, с. 175].
В соответствии с утвержденным (18 октября 2013 г. N 544н) профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в перечень трудовых действий включено формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а среди перечисленных умений педагогов предполагается владение следующими ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетент-ность; общепедагогическая ИКТ-ком-петентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компе-тентность соответствующей области человеческой деятельности) [16].
На основе этого в структуре информационной компетентности педагогов дошкольного образования также можно выделить мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, и практико-ориентированный компоненты. И содержательное наполнение этих компонентов может быть следующим:
Мотивационно-ценностный компонент связан с преобладающими профессиональными ценностями специалиста, определяющими избирательное отношение к различным аспектам и направлениям эффективного использования НИТ в образовательной деятельности ДОУ, готовность к освоению новых информационных технологий и их реализации в образовательной работе с детьми и родителями, для педагогического самообразования, изучения передового опыта.
Когнитивный компонент предполагает владение специалистом представлениями о значительных возможностях информационных технологий для повышения педагогического мастерства, овладение системой необходимых для осуществления
образовательной деятельности технологий, теоретических и практических знаний, а также сформирован-ность профессионально значимых понятий и представлений. Знание программных и аппаратных средств, возможностей мультимедиа технологий, используемых в образовании детей дошкольного возраста. Информационная компетентность педагога дошкольного образования основывается на широком круге представлений и знаний. Он, например, должен знать:
• основы работы с персональным компьютером: знание устройства и возможностей компьютерной техники для самообразования, образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, взаимодействия с родителями дошкольников;
• возможности современных компьютерных телекоммуникаций, информационных технологий;
• содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей с использованием компьютерной техники, содержание исследовательской научно-технической деятельности детей;
• технологии педагогической диагностики с компьютерной поддержкой;
• правила по охране здоровья воспитанников в процессе компьютерно-игровой и учебной деятельности.
Практико-ориентированный компонент включает в себя владение специалистом умениями интеграции новых информационных технологий и традиционных технологий, методами и приемами профессиональной деятельности, умениями, необходимыми для эффективного достижения образовательных целей
с использованием компьютерной техники. Педагог дошкольного образования должен:
• обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
• эффективно использовать НИТ для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, коррекционной работы с детьми;
• вести поиск, а также разрабатывать и использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы (обучающие игры, программы, мультимедийные презентации, слайд-шоу, оценочно-диагностические средства образования, тесты);
• применять современные информационные и педагогические технологии продуктивного, диффе- 105 ренцированного, развивающего обучения, реализовывать компетент-ностный подход к образованию воспитанников;
• уметь пользоваться текстовым редактором (печатать текст, копировать, выделять, менять шрифт, цвет и т. д.); создавать таблицы и презентации; освоить слепой 10-пальцевый метод печатания, создавать электронные таблицы и работать с ними), пользоваться электронной почтой и браузерами;
• использовать мультимедийное оборудование в своей профессиональной деятельности;
106
• реализовать возможности интернета для повышения педагогического мастерства и совершенствования своей информационной компетентности, для изучения передового педагогического опыта, взаимодействия с родителями детей.
• учитывать специфику развития интересов и потребностей детей, а также их потребности в поисковой, творческой деятельности.
Все вышесказанное позволяет выделить критерии информационной культуры педагога, в частности педагога дошкольного образования:
• умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
• эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
• перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
• вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
• адекватно отбирать и критически оценивать информацию;
• способность к информационному общению при наличии необходимой компьютерной грамотности;
• готовность творчески использовать информацию в профессиональной деятельности.
Перечисленные критерии должны базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Овладение информационной культурой — необходимое условие эффективного образования и последующей успешной профессиональной деятельности человека, развития творческого потенциала его личности.
Для обеспечения наиболее благоприятных условий подготовки педагогов дошкольного образования возникает необходимость в целевом многоаспектном обучении студентов, реализовать которое возможно, используя различные формы и методы.
Перспективным, на наш взгляд, является введение в профессиональную подготовку будущих специалистов как отдельных спецкурсов, информационных блоков по данной тематике, так и подготовка и защита различных творческих студенческих проектов, которые позволят дополнить уже имеющиеся предметы и курсы нужными знаниями независимо от направления, профиля и будущей квалификации. В период педагогической практики студенты могут широко использовать возможности информационных технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Необходимо также усилить акцент на проблеме формирования информационной компетентности педагога дошкольного образования в темах творческих проектов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работах.
Перечислим примерные темы творческих работ студентов:
— Инновационные тенденции в обучении дошкольников с помощью информационных технологий.
— ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования.
— Влияние компьютерных игр на интеллектуально-познавательное развитие дошкольников, их подготовку к школе.
— Формирование творческой активности в процессе компьютерно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
— Создание флеш-игр для обучения детей дошкольного возраста в различных областях образования.
— Повышение эффективности воспитания и обучения дошкольников при помощи персонального компьютера.
— Инновационные тенденции в программном обеспечении образования детей дошкольного возраста: использование мультимедийных компьютерных программ для обучения дошкольников чтению и письму, формирования математических представлений, знакомства с природой, окружающим миром и т.д.
— Проектирование пользовательских систем для детей дошкольного возраста.
— Мультимедийная презентация как средство подготовки ребенка к школе.
Использование возможностей информационных технологий для оптимизации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями дошкольников.
Информационные технологии — эффективное средство использования проектной деятельности в образовании старших дошкольников в условиях ДОУ.
Для специалистов, которые уже работают в области образования, актуальными являются курсы повышения квалификации, которые уже успешно функционируют на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. В текущем году для студентов дневного отделения был разработани прочитан спецкурс «Использование информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста», включенный в базовую подготовку бакалавров по направлению 050100
«Педагогическое образование» профили «Дошкольное образование» и «Иностранный язык». Дальнейшая работа в области формирования и развития информационной компетентности педагогов дошкольного образования предполагает целенаправленное использование и интеграцию современных информационных технологий в различные направления и формы аудиторной и внеаудиторной работы в процессе их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информационная культура современного человека [Электронный ресурс]. - URL: http://www.slideshare.net/semaicon/ss-9958678#btnNext (дата обращения: 12.01.2014).
2. Информационная культура человека в XXI веке [Электронный ресурс]. - URL: http://fit2008.mirbb.net/t34-topic (дата обращения: 12.01.2014).
3. Семенцова, О.В. Создание информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс] / О.В. Семенцова. - URL: http://festival.1september.ru/articles/513446/ Щ7 (дата обращения: 12.01.2014).
4. Сарычева, С. Первоклассник за компьютером [Текст] / С. Сарычева // Здоровье школьника. - 2013. - № 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/97127/ (дата обращения: 12.01.2014).
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1014 от 30 августа 2013 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/
2013/10/23/obr-dok.html (дата обращения: 12.01.2014).
7. Постановление Минтруда России от 09.02.2004 № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (ред. от 25.10.2010) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/186827/ (дата обращения: 12.01.2014).
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н «О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2010/12/08/spravochnik-dok.html (дата обращения: 12.01.2014).
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg. ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения: 12.01.2014).
10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных органи-
inn зациях [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rg.ru/2010/09/08/trebovaniya-dok.html (дата обращения: 12.01.2014).
11. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/121252 68/ (дата обращения: 12.01.2014).
12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu. ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list. plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения: 12.01.2014).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/ Data/d_13/m1155.html (дата обращения: 12.01.2014).
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.01.2014).
15. Боровков, А.Б. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности [Текст] / А.Б. Боровков // Информационные технологии в образовании : Сб. тр. XII межд. конф., ч. 3. - М., 2013.
16. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 12.01.2014). ■