УДК 71:9.01 ББК 351
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Бутенко Наталья Валентиновна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Nikitina Elena Yuryevna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair russian language and literature and procedure teaching russian language and literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Butenko Natalia Valentinovna candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Theory and a preschool education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk natali-2058@mail.ru
Обновление содержания образовательного процесса на основе компьютерных технологий в процессе изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста Updating the content of the educational process on the basis of computer technology in the graphic activity of preschool children
B статье рассматриваются вопросы внедрения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений информационно-
коммуникационных технологий как необходимое условие достижения нового качества дошкольного образования и становление информационной компетентности ребёнка-дошкольника в изобразительной деятельности.
This article deals with the implementation of the educational process of preschool educational institutions of information and communication technologies as a
necessary condition to achieve a new quality of pre-school education and developing the information competence of a preschool child in expressive activity.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии;
информационное пространство ДОУ: информационно-пространственная среда, средства ИКТ; компьютерные игровые упражнения; информационная компетентность; дети дошкольного возраста.
Key words: information and communication technology; DOW information space: information and spatial environment, ICT tools, computer game exercises, information competence, and children of preschool age.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Современное образование сегодня находится в позиции смены основных ориентиров, формирующих новую модель образования, на становление которой направлены все образовательные реформы: культура усвоения замещается культурой обновления, поиска и дискуссии. Современная система образования, на которую возложена обязанность подготовки подрастающего поколения к жизни в информационно перегруженной среде, вынуждена пересматривать образовательные задачи с учётом новых потребностей общества.
Начиная с 80-х г. XX века, общество в развитых странах стали называть информационным и, по мнению Н. С. Кольевой [2, с. 541], можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост объёма информации, совершенствования и усложнения информационных технологий. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема адаптации и развития ребёнка в информационном обществе. Использование новых образовательных технологий и Интернет-ресурсов увеличивает оптимальность всех уровней образовательного процесса в ДОУ, повышая его эффективность и качество, что способствует развитию активности интереса и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности
позволяет применение информационно-компьютерных технологий.
101
Современное образование России, ориентированное на «вхождение» в мировое образовательное пространство, сопровождается использованием широкого спектра инновационных технологий. В настоящее время существует большое разнообразие вариативных педагогических технологий, представляющих собой определённое творческое проектирование и воплощение на практике образовательного процесса с учётом всех ресурсов необходимых для его применения. Одним из таких выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), принадлежащие к числу современных эффективных средств обучения, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Необходимо также отметить, что в настоящее время процесс формирования понятийного аппарата этого нового направления педагогической практики -использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ находится на стадии становления.
Информатизация современного общества ставит перед педагогами ДОУ основную задачу, по мнению Е. М. Майер [3, с. 76], заключающуюся в том, чтобы «стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребёнка». Современные аудиовизуальные средства обучения помогают педагогу разнообразить образовательный процесс, и на основе интереса мотивировать ребёнка на конкретный вид деятельности. Исследованием установлено, что в образовательных учреждениях ИКТ выступают эффективным педагогическим средством постоянного совершенствования содержания образования и методов воспитания развития ребёнка в информационном пространстве компьютерных технологий. В учреждениях дошкольного образования процесс информатизации обусловлен современными требованиями развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы граждане России были готовы к более производительному и творческому труду в условиях обновления мирового информационного пространства.
Использование ИКТ в образовательном пространстве ДОУ определено нормативными документами, принятыми на государственном уровне: Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС) (2001), программа «Электронная Россия» (2002), Федеральный проект «Информатизация системы образования» (2005), «Стратегия развития информационного общества» (2008) и др.
Внедрение федеральных целевых программ позволило выстроить систему информатизации в России на уровне общеобразовательных учреждений. З. И. Горбачук [2, с. 532], рассуждая о проблеме информатизации образовательного процесса, указывает на то, что он характеризуется следующим: порождением технологий и инструментов деятельности, знаний и идей; расширением числа субъектов, вовлечённых в практику информатизации образования; изменением функций, моделей и норм взаимодействия между участниками образовательной деятельности; появлением новых образцов, правил, норм образовательной деятельности, обусловленных информатизацией. Таким образом, образовательная политика государства направлена на достижение нового качества образования, которое осуществляется посредством решения задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
На основании названных документов к дошкольному образованию предъявляются качественно новые требования (Л. М. Крамник, Л. В. Купцов, Е. М. Майер и др.): психологическая подготовка ребёнка к жизни в информационном обществе; начальная компьютерная грамотность, влияющая на формирование потенциала обогащённого развития личности современного ребёнка; формирование информационной культуры ребёнка, которая становится обязательным условием образовательного процесса в ДОУ. Данные требования направлены на выполнение социального заказа современного общества - подго-
товка информационно грамотной личности и пользователя компьютерными средствами.
Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений выделим несколько направлений.
1. Создание информационно-образовательной среды в ДОУ. Актуальность использования ИКТ обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании дошкольными образовательными учреждениями современных компьютерных программ. Информационнокомпьютерные технологии в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором информационно-образовательной среды, которая является относительно новым понятием для дошкольной педагогики. Так, А. Г. Абсалямова [1, с. 14] определяет информационно-образовательную среду ДОУ как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится всё более актуальным, так как позволяет в привлекательной, игровой и доступной форме достигнуть нового качества знаний и умений, развивая творческую активность ребёнка. Как игровое обучающее устройство, компьютер в детском саду должен стать, по мнению Е. Н. Бехтеровой [4. с. 319], всепроникающей универсальной системой, способной соединиться с различными направлениями образовательного процесса и в корне изменить развивающую среду ДОУ. Комплексное использование компьютерных средств в информационно-образовательной среде способствует «погружению» ребёнка в мир познавательных открытий и творческих вдохновений, обучения и игры.
2. Средства информационно-компьютерных технологий в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Модернизация системы дошкольного образования направлена на то, чтобы совершенствовать образовательный процесс в ДОУ - сделать процесс познания для ребёнка увлекатель-
ным и развивающим. Период детства - уникальный период развития творческого потенциала и воображения растущего человека. Изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте является одним из специфических и естественных видов деятельности, направленных на творческую «переработку» картины мира и создание новых образов в продуктах собственной деятельности. Опыт освоения реального мира и приобщение детей дошкольного возраста к миру общечеловеческих культурных ценностей средствами изобразительного искусства «синхронизируется» (И. Э. Кашикова) с опытом освоения искусства, который является процессом, результатом проживания ребёнком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Присвоение эстетического опыта ребёнком обусловлено тем, что этот опыт рассматривается как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития ребёнка в изобразительной деятельности.
В настоящее время многие дошкольные образовательные учреждения оснащены самым современным интерактивным оборудованием для развития познавательного интереса: интерактивная доска, интерактивная панель, интерактивный стол, интерактивный пол, Роске! РС планшетные компьютеры и др.
Исследованием установлено, что использование педагогами ДОУ компьютерных технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности (рисование) способствуют: 1) формированию знаковой функции мышления; 2) процесс «врастания» в культуру и личностного становления ребёнка; 3) выбору изобразительных средств и способов «вживления» в образ для передачи настроения и характера персонажей; 4) «включению» ребёнка в практическую деятельность как главного источника детского творчества 5) приобретению ребёнком индивидуального практического опыта на основе компьютерной информации для создания новых художественных образов; 6) развитию активности, инициативности, самостоятельности, повышающих, 8) созданию условий для поисковой и развитию ориентировочной деятельности.
Познание изобразительного искусства средствами ИКТ в образовательном процессе ДОУ в процессе рисования остаётся малоизученным в психоло-го-педагогической литературе. Справедливо заметить, что среди учёных, занимающихся проблемой информатизации образовательного процесса в ДОУ, нет единых подходов к вопросу использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.
Т''к 1 V-/
Ведущей формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста является игра. В процессе игровой деятельности, обогащённой компьютерными средствами, у ребёнка формируется умение самостоятельно осваивать материал, развивается способность к прогнозированию результатов действий, сосредоточенности, что важно для обучения ребёнка в школе. Благодаря широкому ознакомлению с изобразительным искусством посредством компьютерных игровых упражнений дети получают достаточный объём знаний о специфике и выразительных средствах изобразительного искусства. Интегрирование компьютерных игровых упражнений предоставляет ребёнку возможность для реализации собственных замыслов использования изобразительных средств. Каждый ребёнок, поставленный в ситуацию выбора, самостоятельно решает ту или иную творческую задачу разными способами и средствами изображения, что способствует его интеллектуальному и художественно-эстетическому развитию.
3. Организация педагогической работы по использованию ИКТ в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Современное образовательное пространство основывается на информационной грамотности участников образовательного процесса и является необходимой для более полноценного включения их в данное пространство. Высокий уровень готовности к компьютерному взаимодействию способствует творческой реализации субъекта деятельности. Целесообразность применения информационнокоммуникационных технологий в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста подтверждают работы отечественных и зарубежных ис-
следователей (Е. Н. Иванова, Л. А. Парамонова, Н. П. Чудова, С. Пейперт, Б. Хантер и др.)
В структуре современного образовательного процесса художественное творчество ребёнка актуализирует новый уровень работы с познавательной информацией. Использование ИКТ даёт возможность осуществлять нетрадиционный подход к изобразительной деятельности, основанный на интересе ребёнка к исследовательской деятельности и компьютерному обучению. Внедрение в образовательный процесс ДОУ информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования, направленного на становление информационной компетентности дошкольника. Информационная компетентность, основанная на информационно коммуникационных технологиях, понимается как процесс универсальной индивидуальной деятельности ребёнка, развивающей его способности, качества, умения и возможности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать поставленные познавательные задачи, которые возникают перед ним в процессе обучения.
Изобразительная деятельность всегда была обусловлена наличием определённых знаний и умений детей дошкольного возраста, которые они приобретают в процессе образовательной деятельности. Основой развития изобразительной деятельности ребёнка является специально организованное систематическое обучение, конечная цель которого - путём разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребёнка к основам грамотного реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира.
Исходя из современной Концепции дошкольного образования, развивающего характера обучения детей дошкольного возраста при планировании изобразительной деятельности и использования ИКТ в образовательном процессе существенное значение имеют творческие задания, задания проблемного характера, задания нарастающей сложности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комаро-
ва, Н. В. Шайдурова и др.). Как показывают исследования по проблемам детского творчества (Е. В. Баранова, А. М, Савельева, Е. И. Николаева и др.), направленность заданий на творческое решение позволяет наиболее полно реализовывать творческие возможности детей. 1акие задания направлены на активизацию художественных впечатлений детей, комбинирование известных им способов изображения, развитие творческого воображения, логического мышления и т. п. Творческие задания, предъявляемые педагогом, должны быть восприняты ребёнком и содержать действенные мотивы к попытке самостоятельной творческой активности, которая невозможна без обеспечения педагогом эффективной мотивации. По мнению Б. М. Теплова [5, с. 106], перед педагогом возникает проблема нахождения таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное, действенное желание «сочинять». Одним из главных условий, которое необходимо обеспечить в детском творчестве, учёный выделяет искренность - «без неё все достоинства теряют значение».
Обновление содержания образовательного процесса в изобразительной деятельности осуществляется на основе разработанных авторских игровых компьютерных упражнений, которые рассматриваются в контексте структуры и содержания области «Художественное творчество» (рисование) с учётом реализации задач психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения сгруппированы по следующим темам.
Старшая группа - «Знакомство с художественными материалами», «Смешение и сочетание цвета», «Составление узоров», «Составление композиций», «Формирование технических умений и навыков в рисовании», «Нетрадиционные техники в рисовании», «Изображение перспективы», «Создание предметных и сюжетных композиций»;
Подготовительная группа - «Передача характерных признаков предметов: форма, строение, пропорция, цвет», «Штриховка», «Работа с цветом», «Знакомство с контрастными цветами», «Составление узоров», «Составление композиционной схемы».
Вышеизложенное позволяет констатировать следующее. Использование ИКТ в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать этот процесс инновационным и выводит дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновляя содержание образовательного процесса, обеспечивает качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые горизонты для широкого внедрения в образовательный процесс инновационных методических разработок, способствующих совершенствованию процесса изобразительной деятельности, основанного на информационно-коммуникационных технологиях.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие,
перспективы [Текст] // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы...», Челябинск / ЧГПУ - Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. - 416 с.
2. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сб. науч. трудов: в 3 т. [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - Т. 2. - 687 с.
3. Майер, А. А. Условия интеграции содержания дошкольного образования / А. А.
Майер // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №5. - С.14-23.
4. Мир детства и образование: сборник материалов VII Всероссийской научно-
практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 468 с.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика,
1989. - 328 с.
Bibliography
1. Actual problems of pre-school education : the emergence , development, prospects [Text ] / / Proceedings of the X International scientific -practical conference " Actual problems of pre-school education : the emergence , development, prospects ... ", Chelyabinsk / CSPU - Chelyabinsk REKPOL , 2012. - 416 p .
2 . Innovation processes in the education , training, and development of the younger generation : Sat Scientific . works : in 3 volumes [ Text] / Ed. Ed. AF Amenda . - Chelyabinsk : Izd Chelyabi . State
. ped. University Press , 2010 . - T. 2 . - 687 sec.
3 . Meyer , A. Conditions integrate content preschool / A. Mayer / / Kindergarten: Theory and Practice. - 2012 . - № 5 . - P.14 -23.
4 . The world of childhood and education : compendium of VII All-Russian scientific- practical conference. - Magnitogorsk Magnitogorsk , 2013 . - 468 p.
5 . Teplov , BM Selected works : in 2 volumes [ Text] / Teplov . - M.: Education , 1989 . - 328 p. .