Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при формировании логических операций на примере квест - игры «в гостях у сказки»'

Применение информационных технологий при формировании логических операций на примере квест - игры «в гостях у сказки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. / LOGICAL OPERATIONS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SENIOR PRE-SCHOOL AGE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Т.С.

В статье проанализирована проблема формирования логических операций у детей дошкольного возраста в условиях внедрения в образовательный процесс информационно коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF LOGICAL OPERATIONS FOR EXAMPLE, QUEST GAMES "A FAIRY TALE"

The article analyzes the problem of formation of logical operations in children of preschool age in the conditions of introduction in educational process of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при формировании логических операций на примере квест - игры «в гостях у сказки»»

Кабанова Т.С.

воспитатель МБДОУ Детский сад №30 г. Красноуральск, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ КВЕСТ - ИГРЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Аннотация

В статье проанализирована проблема формирования логических операций у детей дошкольного возраста в условиях внедрения в образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий.

Ключевые слова: логические операции, информационно -коммуникационные технологии, старший дошкольный возраст.

Kabanova T.S.

educator

MBDOU №30 Krasnoural'sk, Russia

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF LOGICAL OPERATIONS FOR EXAMPLE, QUEST GAMES

«A FAIRY TALE»

Abstract

The article analyzes the problem of formation of logical operations in children of preschool age in the conditions of introduction in educational process of information and communication technologies.

Keywords: logical operations, information and communication technologies, senior pre-school age.

Современная система образования в нашем государстве претерпевает кардинальные изменения, которые касаются переопределения ее стратегических ориентиров, структуры организации, модернизации образовательных процессов на всех уровнях обучения. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества всех видов образования. Российское образование должно работать на опережение, адекватно отвечать на вызовы современности, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала [3].

В дошкольном образовании на сегодняшний день происходят немаловажные изменения, обусловленные, в первую очередь, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта.

Одним из принципов документа является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, что раскрывает одно из направлений ФГОС ДО -образовательную область «Познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [4, с. 8]

Познание начинается с отражения окружающего мира. «Помощниками» в этом являются органы чувств человека. Они дают представление о действительности и являются источником всех знаний. А это невозможно без мышления.

Философский словарь даёт следующее определение понятия: «Мышление- процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания. Мышление даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности»» [6, с. 243].

У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития мыслительной деятельности, однако к периоду окончания детского сада речь должна идти о формировании словесно - логического типа мышления.

Мышление как процесс подразделяется на логические операции. Это анализ, сравнение, синтез, классификация, конкретизация и другие.

На современном этапе развития в дошкольном образовании внедрены и активно используются в практике педагогические технологии, направленные на формирование логических операций у старших дошкольников. К ним относятся блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, игры Б.П.Никитина и т.д.

Однако, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание работе со сказкой, имеющей богатый потенциал в формировании логических операций у дошкольников. Передовые русские педагоги всегда подчёркивали воспитательное и образовательное значение сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Русский

педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Л.Б. Фесюкова, являющаяся ведущим специалистом в области работы со сказкой, разработала универсальную методику занятий с использованием сказочного материала, которая развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготавливать их к школе. В основе методики лежат труды Д.Родари, рекомендации автора ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) Г. Альтшуллера и др. и собственный опыт автора.

Но современная ситуация развития образования связана с информатизацией общества, которая существенно изменила практику повседневной жизни. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс обусловило изменения в требованиях к уровню компетентности педагога. Тема использования ИКТ в ДОУ на сегодняшний день очень актуальна, поскольку владение компьютерными технологиями является обязательным трудовым умением, прописанным в профессиональном стандарте педагога.

Среди трудовых действий педагога определено формирование навыков, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Среди необходимых умений выделено владение ИКТ - компетентностями.

Педагог должен уметь:

1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т.д.);

2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;

3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете;

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.

Также в «Профессиональном стандарте педагога» дано определение «Профессиональной ИКТ - компетентности» - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо» [5, с. 8]

Учитывая требования современного общества, свою работу со сказкой в формировании логических операций строю с использованием следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Windows Movie Maker, GIMP, Inscape, Learning Apps и другие.

С помощью программы Microsoft PowerPoint создаю презентации с различными элементами анимации.

Мною было проведено открытое мероприятие для педагогов и родителей детского сада с использованием квест - игры «В гостях у сказки», разработанной в соответствии с моей диссертационной работой «Сказка как

средство формирования логических операций в условиях информатизации дошкольного образования».

Квест-игра - один из основных жанров компьютерных игр. Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». В игре этого жанра всегда предполагается задание, выполняя которое необходимо что-то разыскать -предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Квест -игра является эффективным средством для развития психических процессов, в частности - мышления.

Квест-игра «В гостях у сказки» рассчитана на детей подготовительной группы (6 - 7 лет). Программное содержание игры: русские народные сказки, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Цель - формирование логических операций средствами сказки.

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация; карточки с картинками - по 2 одинаковой карточке на пару детей, подставка на стол с такой же картинкой, тарелка - по 1 шт. на пару детей; заготовки (треугольники, прямоугольники, квадраты) - по количеству правильных ответов; мольберты, лист A3 - по 1 на пару детей, цветные карандаши, клей ПВА - по комплекту на пару детей, простой карандаш, салфетка - по 1 на ребёнка.

Основные логические операции, на развитие которых направлена игра: анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, логические высказывания.

Ход НОД:

В начале игры детям была задана проблемная ситуация в виде письма от князя Гвидона.

Текст письма на слайде:

Внимание! Внимание!

Объявляется конкурс на лучший проект города на острове Буяне!

С этим проектом могут справиться лучшие знатоки сказок!

Выполните задания и получите подсказки - помощницы!

Желаю удачи при участии в конкурсе!!!

Князь Гвидон.

Приняв проблемную ситуацию, мы определили, что справиться с созданием проекта одному сложнее, и в игровой форме разделились на пары.

Игра представляет собой несколько заданий, выполняя которые дети получали карточки - подсказки в виде прямоугольников и треугольников. Все задания расположены на маршрутном листе.

1 этап - разминка - дидактическая игра «Поймай сказку»

На слайде определённое время находится иллюстрация к сказке. Участникам игры нужно «поймать» сказку, т.е. успеть произнести её название.

Так как первый этап - разминочный, то после прохождения первого этапа игры все пары участников получают по 1 подсказке. Возвращаемся на маршрутный лист.

Дидактическая игра «Поймай сказку» создана в программе Windows Movie Maker.

2 этап - «Блиц - игра» представлен в виде вопросов. За правильный ответ участники получают подсказку. Данный этап игры создан с помощью триггеров и гиперссылок в программе Microsoft PowerPoint. Картинка с неправильным ответом оставляет участников на этом же слайде, картинка с правильным ответом является переходом к следующему вопросу.

3 этап - дидактическая игра «Найди 5 отличий»

Поскольку проблемная задача игры - создание проекта города, то следующий этап представлен в виде дидактической игры «Найди 5 отличий», созданной в графическом редакторе Inskape.

4 этап - практическая часть

Затем мы обратили внимание, что полученные за правильные ответы геометрические фигуры - это части будущего города. Работа над проектом проходила по следующему плану: сначала дети приклеили полученные детали зданий, затем дорисовали проект города до конца.

Безусловно, внедрение информационно - коммуникационных технологий значительно улучшает качество образовательного процесса, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Одним из важнейших направлений применения информационных коммуникационных технологий в образовании является использование мультимедийных возможностей компьютерной техники. Данные ИКТ-средства позволяют активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации [1, с.4].

Использование ИКТ в работе со сказкой облегчает процесс формирования логических операций у старших дошкольников, позволяет сделать образовательную деятельность более визуализированной, позволяет «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие. - Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016 - 100 с.

2. Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Мащенко М.В. Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей // Наука и перспективы. - 2017. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/14-113 (дата обращения: 15.09.2017).

4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - м.: Фолио, Аст, 2000. - 464 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

6. Профстандарт педагога (проект). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/Шe/1734/12.02Л5- (Дата обращения 10.09.2017)

7. Философский словарь / С.Я.Подопригора, А.С.Подопригора. -Ростов-на-Дону, 2010. с.243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.