Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая активность / летний танцевальный лагерь / хореографическая деятельность / creative activity / summer dance camp / choreographic activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина Эльза Робертовна, Калимуллин Айрат Ильдарович

Статья посвящена изучению возможностей развития творческой активности подростков средствами хореографии в условиях летних танцевальных лагерей. Приводятся результаты анализ понятия «творческая активность подростков» представленного в различных гуманитарных науках. Выявлены основные преимущества каникулярного периода отдыха учащихся общеобразовательных школ в аспекте развития творческих качеств подростков, основанного на коллективном способе их творческого самовыражения в свободное время. В данном контексте обозначены перспективные направления специально организованных занятий занятия различными видами искусств, априори сочетающие элементы интеллектуально-практической деятельности и творчества. В качестве методологического основания построения педагогической системы, направленной на развитие творческой активности отдыхающих в летних танцевальных лагерях предложен интеграционно-деятельностный подход, предполагающий развитие творческой активности подростков путем их вовлечения в занятия различных видами искусств. Раскрыты апробированные на практике организационно-педагогические условия эффективности реализации данного похода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калимуллина Эльза Робертовна, Калимуллин Айрат Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the possibilities of the development of creative activity of adolescents by means of choreography in the conditions of summer dance camps. The results of the analysis of the concept of "creative activity of adolescents" presented in various humanities are presented. The main advantages of the vacation period of recreation of students of general education schools in the aspect of the development of creative qualities of adolescents, based on the collective method of their creative expression in their free time, were revealed. In this context, promising directions of specially organized classes are identified for various types of arts, a priori combining elements of intellectual-practical activity and creativity. As a methodological basis for building a pedagogical system aimed at developing the creative activity of vacationers in summer dance camps, an integration and activity approach is proposed, involving the development of the creative activity of adolescents by involving them in various types of arts. Organizational and pedagogical conditions of effectiveness of implementation of this campaign, tested in practice, are disclosed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

общеобразовательных программ, предполагающая финансирование школьного театра за счет сетевого партнера школы. Следующий способ организации школьного театра это механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования. И последний механизм, предлагаемый Методическими рекомендациями ВЦХТ, это механизм субсидии в рамках проекта «Успех каждого ребенка». Под силу ли освоение финансируемых государством механизмов дополнительного образования детей школе, обязанной выполнить рекомендацию Министерства о создании театра, скорее зависит от финансовой грамотности директора и, например, финансового сектора Управления образованием. Механизм кажется несколько усложненным. А без хоть какой-то финансовой поддержки ни одно массовое начинание просто не имеет шансов выжить. И по-прежнему, по окончании компании по внедрению театра в школы, могут остаться только те школьные театры, в которых вкладывали свои таланты и свою душу организаторы-энтузиасты.

Тем не менее, потенциал школьного театра неисчерпаемо широк.

В ноябре 2023 года в Миниском университете (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НГПУ им. К. Минина») состоялся Всероссийский научно-практический форум «Science-ецена», в котором приняли участие педагоги вузов, учителя, актеры, режиссеры и представители дополнительного образования. В этом, на наш взгляд, плодотворном диалоге и был отмечен потенциал школьной театральной деятельности.

На пленарной части форума актриса Нижегородского драматического театра Маргарита Баголей поделилась своим видением ценности практики школьного театра. Она показала, что многочисленные актерские тренинги: техники дыхания, постановки голоса, расслабления, концентрации, «запуска» реакции и мышления, владения собственным телом дают неисчерпаемый потенциал для общего развития ребенка. Кроме этого, она настаивает, что школьный театр нельзя понимать в узком смысле. Это многоплановая культурная деятельность, которая должна включать, кроме самой постановки спектакля, комплексное культурное просвещение, «освоение» культурного пространства города, историю страны через познание своего героя, и наоборот. Именно это способствует культурному развитию ребенка, вовлекает его в предметную деятельность, делает заинтересованным, и в будущем, социально активным гражданином. Режиссер и актер Лев Харламов, занимающийся театром инклюзии, поделился своим опытом общения и вовлечения в театральную деятельность людей с ОВЗ. Его яркое выступление подвело к мысли, что школьный режиссер должен быть личностью, увлеченной своим делом. Е. Л. Борисова, руководитель учреждения дополнительного образования, поделилась своим опытом введения в театральное пространство детей от одного года. Она поставила вопрос о том, с какого возраста в жизнь ребенка необходимо вводить театр как зрелище и как способ общения, познания мира. В процессе общения со школьными учителями выяснилось, что дети, обучающиеся в начальной школе, с удовольствием принимают участие в мини-спектаклях, которые своими силами организует педагог.

Общие выводы, которые можно сделать по итогам форума, состоят в следующем:

• Театрализованность можно вводить в жизнь ребенка с самых ранних лет, решая проблемы его взаимодействия с внешним миром, предлагая ему новое «игровое поле».

• Приемы театральных техник обладают широким потенциалом не только в театральной деятельности, они развивают память, мышление, скорость реакции, владение собственным телом, способны помогать сосредоточению и т.д.

• Театр это особый мир, это глубокое, тесное взаимодействие с руководителем, групповое взаимодействие, проникновение в «сущность человека», в процессе которого происходит воспитание индивидуальности в личность.

• Дети, обучающиеся в начальной школе, где был опыт, как говорила учитель, «простого пальчикового театра», с энтузиазмом его восприняли, просили продолжения.

• Это далеко не все выводы, которые можно сделать в результате проведения форума. Главный вывод - мероприятия такого рода крайне необходимо проводить и широко освещать.

Выводы. Таким образом, точечно, но накапливается современный опыт организации школьного театра. Если подходить к вопросу не формально, школьный театр это неисчерпаемый ресурс для всестороннего развития детей. Вряд ли практика «театр - в каждую школу» приживется ввиду выше названных проблем, но актуализация такого способа воспитания через проведение интересного, насыщенного эмоционально и познавательно досуга, будет способствовать закреплению практик школьного театра в большем количестве учебных заведений.

Литература:

1. Театральный проект движения первых // Школьная классика. - URL: ЬНрз://творчество.будьвдвижении.рф/ (дата обращения: 25.11.2023)

2. Запущена программа создания школьных театров // Минпросвещения России. - URL: https://edu.gov.ru/press/4430/zapuschena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/ (дата обращения: 25.11.2023)

3. Ласуков, O.A. Школьный театр - дело нужное и благодарное // Народное образование. - 2014. - № № 4. - С. 229-232

4. Стаина, O.A. К вопросу об организации школьного театра: постановка педагогических целей и задач / O.A. Стаина // Управление культурой. - 2023. - № 2 (6). - С. 11-17

5. Учебно-методические пособия // Театральный институт им. Бориса Щукина. - URL: https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/uchebno-posobiya/ (дата обращения: 25.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры хореографического искусства Калимуллина Эльза Робертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань); преподаватель кафедры хореографического искусства Калимуллин Айрат Ильдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ

ЛЕТНЕГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей развития творческой активности подростков средствами хореографии в условиях летних танцевальных лагерей. Приводятся результаты анализ понятия «творческая активность подростков» представленного в различных гуманитарных науках. Выявлены основные преимущества каникулярного периода отдыха учащихся общеобразовательных школ в аспекте развития творческих качеств подростков, основанного на

коллективном способе их творческого самовыражения в свободное время. В данном контексте обозначены перспективные направления специально организованных занятий занятия различными видами искусств, априори сочетающие элементы интеллектуально-практической деятельности и творчества. В качестве методологического основания построения педагогической системы, направленной на развитие творческой активности отдыхающих в летних танцевальных лагерях предложен интеграционно-деятельностный подход, предполагающий развитие творческой активности подростков путем их вовлечения в занятия различных видами искусств. Раскрыты апробированные на практике организационно-педагогические условия эффективности реализации данного похода.

Ключевые слова: творческая активность, летний танцевальный лагерь, хореографическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities of the development of creative activity of adolescents by means of choreography in the conditions of summer dance camps. The results of the analysis of the concept of "creative activity of adolescents" presented in various humanities are presented. The main advantages of the vacation period of recreation of students of general education schools in the aspect of the development of creative qualities of adolescents, based on the collective method of their creative expression in their free time, were revealed. In this context, promising directions of specially organized classes are identified for various types of arts, a priori combining elements of intellectual-practical activity and creativity. As a methodological basis for building a pedagogical system aimed at developing the creative activity of vacationers in summer dance camps, an integration and activity approach is proposed, involving the development of the creative activity of adolescents by involving them in various types of arts. Organizational and pedagogical conditions of effectiveness of implementation of this campaign, tested in practice, are disclosed.

Key words: creative activity, summer dance camp, choreographic activity.

Введение. Педагогическая проблема развития творческой активности молодого поколения не теряла своей актуальности во все времена существования человеческой цивилизации. Как в философской мысли Древнего мира и Средневековья, так и более новых научных трудах, а также в работах наших современников, задача приобщения детей и подростков к творческой деятельности стоит довольно остро, а предлагаемые учеными многочисленные варианты ее решения, лишь подчеркивают исключительную сложность и вариативность процесса подготовки человека к творческой деятельности. Наибольшую значимость эффективное решение данной задачи приобретает в подростковом возрасте, являющимся, по мнению многих исследователей, сенситивным периодом для становления творческих качеств личности подростка, во многом определяющих его дальнейшую жизнедеятельность [5].

К сожалению, далеко не всегда учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы предоставляет возможности для развития творческой активности учащихся, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Именно поэтому важно находить иные, дополнительные средства приобщения подростков к различным видам творческой активности, выходящие за жесткие рамки образовательного процесса и позволяющие целенаправленно и систематично создавать педагогические события творческого характера.

Как показывают исследования, едва ли не наибольшим потенциалом для приобщения молодых людей к творчеству обладает каникулярный период отдыха учащихся, проводимый в условиях летних оздоровительных лагерей различной направленности. Летний лагерь - это не только место для проведения досуга детей и подростков разного возраста, пола и уровня развития, но и пространство, где они могут оздоровиться и развивать свои творческие способности в различных сферах [6].

Как спортивно, так и художественно, либо валеологически ориентированная деятельность летних лагерей, всегда преследует главную педагогическую цель, заключающуюся в организации разностороннего взаимодействия детей и подростков, априори обеспечивающего развитие таких их творческих качеств как инициативность, оригинальность, мечтательность, решимость, наблюдательность и т.д., в конечном итоге определяющих понятие творческой активности любого человека.

Изложение основного материала статьи. Важно отметить, что на сегодняшний день термин «творческая активность подростка» не является устоявшимся в психолого-педагогических науках, поскольку трактовка его родового понятия «творчество» также отличается своей вариативностью, значительно дифференцирующейся в различных отраслях гуманитарных наук. Философское видение творческой активности всеобъемлюще и может быть выражено в представлениях эволюционного пути развития всего человечества, идеях социального прогресса, гуманизации общественных отношений и т.д. [8]. В психологии творчества активность человека видится в качестве субъективной характеристики, обусловленной уникальной комбинацией психических свойств и процессов, детерминирующими пребывание личности в особом психическом состоянии [9]. В искусствоведении творчество сконцентрировано на эмоционально-образных началах, когда результатам деятельности человека часто придается более глубокие смыслы и духовное значение [2].

Наконец, в педагогике творчество рассматривается в контексте личностного развития человека, как некоторая высшая ступень, акме, обеспечение достижения которой, представляет собой одну из важных задач данной науки [4]. Более того, в наши дни уже начинает обособляться отдельная область педагогического знания о творческом пути развития человека -педагогика творчества, ключевое предназначение которой состоит в оказании психолого-педагогической поддержки и сопровождения процесса творческого самовыражения детей и подростков. Наряду с этим в рамках данной науки ведутся поиски наиболее эффективных способов развития творческой активности подрастающего поколения, как рамках образовательного процесса, так и в сфере дополнительного образования, либо досуга подростков. Значительная часть таких исследований сосредоточена на изучении ресурсов летних оздоровительных лагерей, традиционно обладающих рядом преимуществ для развития творческих качеств детей и подростков и представляющих собой эффективное средство, способствующее их вовлечению в культуру [10 и др.].

Еще большие возможности для развития творческой активности отдыхающих в летних оздоровительных лагерях подростков предоставляют специально организованные в них занятия теми или иными видами искусств, где творчество выступает не столько желаемым, сколько необходимым элементом деятельности [3]. Все виды искусства, которые можно применить в оздоровительно-образовательном лагере, будут способствовать развитию творческой активности подростков, включение которых в соревновательную, проектную, игровую и другие виды деятельности позволят раскрыть их внутренний потенциал и проявить свои таланты.

Наш многолетний опыт по организации летних танцевальных лагерей для учащихся общеобразовательных школ показывает, что хореографическое искусство способно явиться одной из движущих сил развития творческой активности подростков, в том случае, когда его программно-методическое обеспечение образует целостную педагогическую систему.

В нашем исследовании основными компонентами данной системы явились интеграционно-деятельностный подход, предполагающий развитие творческой активности подростков путем их вовлечения в различные виды искусств (танцевальное, театральное, вокальное, изобразительное и др.), а также комплекс организационно-педагогических условий,

обеспечивающих достижение определенного уровня исполнительского мастерства подростковых хореографических коллективов.

Реализация интеграционно-деятельностного подхода осуществлялась в ходе генерации хореографическо-творческих ситуаций, предполагающих активное участие подростков во всех этапах сочинения различных танцевальных номеров, начиная от его постановки и отбора музыкального материала, до разработки целостных сценических образов и декораторского оформления каждого выступления. Такая работа требовала проявления от каждого подростка целого ряда творческих качеств: гибкости и гармоничности движений, их изящности и эмоциональности, позволяющих сконструировать интересные танцевальные комбинации и связать их в единый, логически завершенный танцевальный номер, представляющий собой творческий продукт в области хореографического искусства.

Развитие творческой активности подростков в сфере музыкального искусства осуществлялось в ходе создания вокально-музыкального оформления танцевальных номеров, когда требовалась семплирование и перекомпоновка отдельных песен и музыкальных треков, замедление, либо ускорение темпов их воспроизведения, их модуляция и альтерация.

Наконец, самостоятельно комбинируя из подручных материалов сценические костюмы, подростки развивали свое воображение и способности к абстрактному мышлению, совершенствовали умения и навыки изготовления принципиально новых для них вещей и предметов обихода, осуществляя творчество в области художественного искусства.

Таким образом, реализация интеграционно-деятельностного подхода в условиях летних танцевальных лагерей позволяла синтезировать выразительные средства различных видов искусств в целях развития творческой активности подростков, где приоритетное значение имели средства хореографии, предполагающие самостоятельное построение индивидуальных танцевальных композиций и совершенствование отдельных их элементов и движений в соответствии с личными авторскими пожеланиями.

В ходе исследования мы убедились, что эффективность данного процесса существенно возрастает при опоре интеграционно-деятельностного подхода на ряд организационно-педагогических условий, адекватных специфике педагогической деятельности летних танцевальных лагерей.

Одним из таких условий явилось формирование воспитательной среды, способствующей развитию творческой активности подростков, для которых лагерь и школа представляют два совершенно разных мира, жизнедеятельность в которых протекает по своим правилам, создающим особым неповторимую психологическую атмосферу. Отрываясь от привычных условий учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, в летних танцевальных лагерях подростки становятся участниками новых творческих коллективов, обретают новых друзей, формируют навыки совместных видов деятельности.

Немаловажным фактором для получения новых ощущений подростков является и географическое расположение самих летних лагерей, размещающихся преимущественно в загородной зоне и являющейся источником положительных эмоций. Однако основным компонентом формирования специфической воспитательной среды летних танцевальных лагерей являлся характер выполняемой подростками деятельности, полностью нацеленной на овладение хореографическим искусством. Именно эта идея максимального приобщения подростков к безграничному миру современного эстрадного танца пронизывала весь режим дня летнего танцевального лагеря «Заречье», явившегося основной экспериментальной площадкой проводимого нами исследования развития творческой активности подростков.

Успешному внедрению этой идеи предшествовала тщательная проработка содержательно-тематического наполнения всех смен лагеря, а также предварительное планирование каждого дня, когда определялось общее видение хореографической деятельности подростков, и формировался план-график ежедневных групповых занятий и генеральных мероприятий. В ходе дальнейшей конкретизации первичных планов определялись творческие задачи для каждой группы подростков связанные с разработкой легенды танца и его основных компонентов.

Как правило, начальные компоненты танца, такие как его экспозиция и завязка, разрабатывались подростками в форме приветствия, духовно объединяющего исполнителей и зрителей и создающего дружескую атмосферу единого общества. Для этого было важно, чтобы подростки поняли основную тему танца, погрузились в нее, и в ходе дальнейшего обсуждения смогли реализовать свои творческие замыслы, планируя уже основные действия танцевального номера [11].

Именно поэтому, решающее значение в формировании воспитательной среды летних танцевальных лагерей имел игровой характер применяемых педагогами в целях развития творческой активности подростков средств хореографии. Для этого, как подготовительный этап, так и сама постановка каждого танцевального номера обязательно включали в себя элементы театрализации, когда каждый подросток старался не только освоить необходимые движения, но и воссоздать образы сказочных персонажей и эпических героев. Как известно, игровая деятельность уже не является ведущей в подростковом возрасте, однако ее роль в становлении творческих качеств молодых людей все еще остается основной, определяющей [1].

Мы убедились что, по сути, участие подростка в танцевальном номере представляет для него в большей мере действие игровое, нежели трудовое, как это имеет место у профессиональных исполнителей и хореографов. В танцевальной деятельности для подростков первостепенное значение имеет общение со сверстниками, образующими танцевальный коллектив и его педагогами, в ходе которого устанавливаются неформальные отношения, а также выстраивается игровая воспитательная среда. Несмотря на довольно высокий уровень хореографической подготовки некоторых подростков, именно игровые компоненты танцевального номера вызывают у них наибольший личностный интерес, способствующий наибольшему проявлению творческих качеств и более полному самовыражению.

В связи с этим еще одним организационно-педагогическим условием развития творческой активности подростков средствами хореографии в условиях летних танцевальных лагерей является обязательное использование элементов игровой деятельности при подготовке и демонстрации танцевальных номеров. Ключевым преимуществом организации некоторых аспектов хореографической деятельности в игровой форме становится возможность повысить общий эмоциональный фон занятий и вызвать импровизацию подростков, выступающую основой их творческой активности [7]. Безусловно, при разработке любой формы игровой деятельности существенно учитывать ее цель и целостность, а также соответствие четкому сценарию построения танцевального номера. В тоже время эта работа должна отвечать основным принципам игры: ее проведение должно основываться на добровольном участии детей и приносить радость от самого процесса, а не только от достижения определенного результата.

Тем самым наполненная элементами игры хореографическая деятельность должна быть активной и эмоциональной, поскольку только в этом случае их пребывание в летнем танцевальном лагере станет ярким запоминающимся событием, положительно запечатлевшимся в их памяти и становящимся еще одной ступенью, вехой в развитии их творческой активности.

Выводы. Таким образом, изучение проблемы развития творческой активности подростков средствами хореографии в условиях летних танцевальных лагерей позволяет сделать ряд следующих обобщений:

- в современных условиях каникулярный период отдыха учащихся общеобразовательных школ обладает преимущественным потенциалом для развития творческих личностных качеств подростков, вовлеченных в коллективную созидательно ориентированную хореографическую деятельность, обладающую практически неограниченным ресурсом в аспекте приобщения подростков к творчеству;

- важным методологическим основанием развития творческой активности подростков может явиться интеграционно-деятельностный подход, предусматривающий синтез различных видов танцевального и смежного с ним видов искусств в форме создания системы хореографическо-творческих ситуаций, включенных в план работы летнего танцевального лагеря;

- важными организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими самостоятельное творчество подростковых хореографических коллективов и достижение их членами определенного уровня исполнительского мастерства, являются формирование специфической воспитательной среды летних танцевальных лагерей, а также обязательное использование элементов игровой деятельности при подготовке и демонстрации танцевальных номеров.

Литература:

1. Буянова, А.Ю. Педагогическая проблема развития творческой активности дошкольников в художественной игре / А.Ю. Буянова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. -2015. - № 1 (3). - С. 66-69

2. Виноградова, Н.В., Киселева Е.А. Творчество в науке и в искусстве: единство в гармонии / Н.В. Виноградова // Евразийский юридическийжурнал,-2020,-№ 12(151).-С. 510-511

3. Дмитриева, A.B. Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей /A.B. Дмитриева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 181. - С. 120-127

4. Ефимова, Н.Г. От концепции творчества к педагогике творчества / Н.Г. Ефимова // Научное образование. - 2020. -№ 1 (6).-С. 61-65

5. Кипурова, С.Н. К вопросу о развитии творческой активности старшеклассников / С.Н Кипурова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и НПРО ТО». Тульское образовательное пространство. -2023. -№ 2. - С. 27-29

6. Мишина, Т.В. Досуговые формы воспитательной деятельности в танцевальном лагере / Т.В. Мишина // Образование и проблемы развития общества. - 2022. - № 3 (20). - С. 50-53

7. Протченко, Е.В. Игра как средство воспитания и перевоспитания детей и подростков / Е.В. Протченко // Научный альманах. -2019. - № 11-1 (61).-С. 188-190

8. Семёнов, С.Н. Проблемы философии творчества на VIII российском философском конгрессе / С.Н. Семёнов // Вестник Российского философского общества. - 2022. - № 3-4 (101-102). - С. 226-234

9. Судакова, М.В. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии / М.В. Судакова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 5-6 (63). - С. 466-468

10. Титова, А.Ю. Летний танцевальный лагерь как предпосылка развития танцевальных способностей детей и подростков / А.Ю. Титова // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 3. - С. 313-316

11. Шевченко, Е.П. Методы развития творческой индивидуальности подростков в хореографии / Е.П. Шевченко // Гуманитарный научный вестник. - 2020. - № 6. - С. 169-175

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Давыдова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. В данной статье обсуждается актуальность коммуникативно-речевой активности в решении профессиональных задач современной школы и необходимость ее развития в системе подготовки магистров образования. Авторы анализируют многоплановый характер коммуникативно-речевой активности, ее сущность и виды, что позволяет выделить ее функциональные характеристики в контексте обучения безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая методика включает три взаимосвязанных этапа: развитие коммуникативно-речевой активности как взаимодействия, как экстериоризации на основе сотрудничества, как интериоризации. Для каждого этапа определены цели, содержание деятельности, формы и методы, промежуточные результаты. Обоснованы уровни коммуникативно-речевой активности: активность воспроизведения; активность интерпретации; творческая активность. Показано, что необходимым условием реализации предлагаемой методики является умение магистрантов решать коммуникативно-речевые задачи описательно-объяснительного и доказательно-убеждающего характера. Представляя целостный процесс развития коммуникативно-речевой активности, разработанная методика способствует раскрытию личностно-профессионального потенциала будущего учителя безопасности жизнедеятельности в сфере межсубъектного взаимодействия на основе речевой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативно-речевая активность, коммуникативность, компетентность, безопасность, речевая задача.

Annotation. This article discusses the relevance of communicative and speech activity in solving professional tasks of a modern school and the need for its development in the system of training masters of education. The authors analyze the multidimensional nature of communicative-speech activity, its essence and types, which allows us to highlight its functional characteristics in the context of life safety training. The proposed methodology includes three interrelated stages: the development of communicative and speech activity as interaction, as exteriorization based on cooperation, as interiorization. For each stage, the goals, the content of the activity, forms and methods, and intermediate results are defined. The levels of communicative and speech activity are substantiated: reproduction activity; interpretation activity; creative activity. It is shown that a necessary condition for the implementation of the proposed methodology is the ability of undergraduates to solve communicative-speech tasks of descriptive-explanatory and evidence-

Key words: communicative-speech activity, communicativeness, competence, safety, speech task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.