Научная статья на тему 'Воспитание искусством хореографии: педагогическое мастерство руководителя танцевального коллектива'

Воспитание искусством хореографии: педагогическое мастерство руководителя танцевального коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1395
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ТАНЦЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МИР / CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHIC ART / DANCE / CREATIVE PERSONALITY / EDUCATIONAL WORK / TEACHER-CHOREOGRAPHER / PERSONAL EXAMPLE / DANCE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Анастасияди Кира Николаевна

В данной статье авторы рассматривают хореографическое искусство как инструмент всестороннего воспитания, значимость хореографии в жизни и воспитании творческой личности, в восприятии танцевальной культуры. В статье дан анализ влияния занятий в танцевальном коллективе на общее развитие ребенка, его индивидуальных черт, поднятие его самооценки, основу становления его характера. Авторы приходят к выводу какими же качествами должен быть наделен современный специалист: педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива. Исходя из этого, рассматриваемая тема является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION BY THE ART OF CHOREOGRAPHY: PEDAGOGICAL MASTERY OF THE DANCING TEAM

In this article, the authors consider the choreographic art as a tool of comprehensive education, the importance of choreography in the life and education of the creative personality, in the perception of dance culture. The article analyzes the influence of classes in the dance group on the overall development of the child, his individual traits, raising his self-esteem, the basis of the formation of his character. The authors come to the conclusion what qualities should be endowed with a modern specialist: teacher-choreographer, head of the dance group. On this basis, the topic under consideration is relevant.

Текст научной работы на тему «Воспитание искусством хореографии: педагогическое мастерство руководителя танцевального коллектива»

курсантов целостный образ профессиональной деятельности. Данная технология отвечает следующим критериям выбора педагогической технологии: целевой ориентации, учета специфики содержания, индивидуализации и дифференциации обучения, экономичности.

Литература:

1. Безукладицына М.В. Бинарные занятия как инструмент формирования профессиональной компетентности будущих специалистов // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2017. №12. С. 388-396.

2. Карабаш Д.В. Профессиональная компетентность как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 1 (35). С. 159-162.

3. Скобликов Р.В. Проблемные вопросы профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в Органы Внутренних Дел и пути их решения // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 125-127.

4. Напалков Ю.А. Основные педагогические принципы, применяемые в процессе обучения слушателей образовательных организаций МВД России для эффективного применения ими огнестрельного оружия // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2017. С. 65-69.

5. Устименко В.О. Особенности психофизического развития и средства его коррекции посредством дыхательных техник у курсантов Краснодарского университета МВД России // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2017. С. 97-102.

Педагогика

УДК 37.036.5

кандидат педагогических наук, доцент Карпенко Виктор Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); доцент кафедры хореографии, доцент Карпенко Ирина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); магистрант Анастасияди Кира Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ ХОРЕОГРАФИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают хореографическое искусство как инструмент всестороннего воспитания, значимость хореографии в жизни и воспитании творческой личности, в восприятии танцевальной культуры. В статье дан анализ влияния занятий в танцевальном коллективе на общее развитие ребенка, его индивидуальных черт, поднятие его самооценки, основу становления его характера. Авторы приходят к выводу какими же качествами должен быть наделен современный специалист: педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива. Исходя из этого, рассматриваемая тема является актуальной.

Ключевые слова: хореография, хореографическое искусство, танцы, творческая личность, воспитательная работа, педагог-хореограф, личный пример, танцевальный мир.

Annotation. In this article, the authors consider the choreographic art as a tool of comprehensive education, the importance of choreography in the life and education of the creative personality, in the perception of dance culture. The article analyzes the influence of classes in the dance group on the overall development of the child, his individual traits, raising his self-esteem, the basis of the formation of his character. The authors come to the conclusion what qualities should be endowed with a modern specialist: teacher-choreographer, head of the dance group. On this basis, the topic under consideration is relevant.

Keywords: choreography, choreographic art, dance, creative personality, educational work, teacher-choreographer, personal example, dance world.

Введение. В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О, премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.

Танец - способ выражения эмоций и определенных чувств с помощью своего тела. Танец - это форма, вид творческой деятельности. Один только прыжок способен показать всю скорбь или радость, а взгляд заставить покрыться мурашками всех присутствующих. Чтобы никто не остался равнодушным, чтобы работало зрительское восприятие, каждый танец, непременно, должен сочетать в себе несколько обязательных компонентов: ритм и темп, динамику, технику исполнения, пластику и мимику, а также композиционное построение, отвечающее и соответствующее музыкальному материалу.

Создавать танец - значит творить. Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Язык танца, язык мимики, язык жеста интересны и глубоки. Они способны дать высокое художественное переживание зрителю [10, с. 1311.

Искусство хореографии способно не только дарить людям радость, но и помогать познавать мир во всем его сложном многообразии [9, с. 185].

Педагогика - одна из самых стабильных наук, но и в преподавании меняется методика, создается новая система обучения, так как появляются новые научные отрасли. Не может преподавание балетных дисциплин строится не по этим законам. Оно должно нести в себе все черты нашей жизни, как все другие науки и виды искусств [12, с. 134].

Целью данной статьи является выявление педагогических качеств руководителя хореографического коллектива, способствующих развитию творческого потенциала детей, занимающихся танцевальным искусством и содействующих повышению профессиональных умений и вырабатыванию педагогических технологий в мастерстве педагога-хореографа.

Изложение основного материала статьи. История возникновения танца началась еще в далекой древности. Танец использовали, чтобы выразить сильные чувства во время какого-либо важного события в жизни: будь то война, будь то рождение ребенка, свадьба, сбор хорошего урожая и т.д. Люди верили, что с помощью определенного танца можно вызвать дождь или каким-то образом повлиять на природу. В обществе все танцы начали делиться на бытовые, культовые, сценические, а также городские, которые также подверглись классификации. Различали бальные, придворные и салонные танцы.

В развитии танцевальной культуры большую роль сыграло искусство Индии, Дальнего Востока и античности. Военные и атлетические танцы обязательно должны были быть представлены на представлении в древнегреческом театре. Стремительно развивалась пантомима, появились жонглеры и скоморохи.

Танцы играли значительную роль в жизни древних людей, так например индийские танцы служили средствами поклонения и одновременно прославления жизни. Основанные на древних закодированных текстах, они были частью религиозного культа в храмах и постепенно под монаршим покровительством приобретали более светский характер.

Язык индийского классического танца включает большой набор поз, жестов, выражений лица, которые были описаны еще в трактате «Натьяшастра (IV в.) и основаны на религиозных мифах. Важную роль в танце играли ударные инструменты. Юбка надета поверх летающих штанов. Бубенцы (гхунгру) помогают отбивать ритм [7].

В XV веке нашей эры уже начали создаваться учебники на эту тему, использовались новые танцевальные сцены. Они были больше предыдущих, чтобы на них спокойно можно было выходить с хорошо поставленной композицией.

Еще через пару столетий в нашу жизнь пришел «балет». В это же время Королевская Академия Танца, которая была основана в 1661 году, разработала «классический танец». В последующих веках начал распространяться по всему миру «вальс», взявший свои корни в Австрии. В конце XIX века появился «модерн» - стиль танца, отличающийся своей пластичностью. С каждым днем культура танца совершенствуются и развивается. Огромная часть населения отдала свое предпочтение культуре танца. Танцуя на улицах, дома и в зале, люди изобретают новые, никому раньше не известные стили, танцы приносят удовольствие не только исполнителю, но и зрителю. Танцуешь не для себя, а для людей, которым хочешь доставить радость. «Танец - это единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» - высказался Тед Шон - педагог, хореограф, один из родоначальников, зачинателей «Модерна», направления, являющимся альтернативой классическому балету; отличается от него большей свободой и выразительностью. А народные танцы вобрали в себя самое лучшее и самое характерное, что создавалось на протяжении веков [6, с. 27].

Танец - это огромный пласт человеческой культуры, который вбирает и передает своими собственными методами и средствами весь социально-унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни [11, с. 42].

Хореография в последнее время, собственно, как и во все времена, продолжает набирать свои обороты, все больше набирает популярность. Маленькие леди мечтают кружиться в балетных пачках, мальчишки попробовать станцевать народные танцы или проявить себя в хип-хопе, а может всем вместе наполниться энергией танцев Латинской Америки или попробовать свои силы в контемпорари.

Дети, с хореографически поставленным корпусом, как правило, не оставляют равнодушным никого из окружающих. Правильная осанка - основа любого танца [1, с. 121].

Но воспитание правильного положения тела танцора требует большого терпения, настойчивости и усилия, постоянного контроля, как со стороны педагога, так и самоконтроля со стороны исполнителя. Этот весь процесс выстраивается на таких личностных качествах как: дисциплинированность и трудолюбие. Эти качества так же необходимы и в повседневной жизни и определяют успех во многих делах. Это способствует формированию и становлению характера будущей личности. Черты характера педагоги-хореографы многими годами воспитывают у детей [5].

Хореография - это любимое детьми искусство, оно имеет огромную возможность значительного осуществления воспитательных функций. Хореография - это средство коммуникации и социализации ребенка в обществе. Но на данный момент в образовательных учреждениях отсутствует такая обязательная дисциплина как «Хореография», «Танец» или «Ритмика», она включена в структуру дополнительного образования как «Хореография» в дошкольных учреждениях, в некоторых общеобразовательных школах и отделениях дополнительного образования.

Дети, которые занимаются хореографией, очень ответственные. Участники коллектива понимают, что они в команде и многое зависит от их действий, ребята не могут подвести своих друзей, опоздать или пропустить репетицию. Каждый ребенок знает о своих обязанностях, от этого он начинает чувствовать себя нужным в коллективе, и получать от этого удовольствие. Доверительные отношения с педагогом-хореографом и его учениками, здоровое общение, обмен мнениями и активный творческий процесс заставляет детей учитывать личные интересы с коллективом. Пропустить репетицию просто так, не имея для этого определенных оснований, просто невозможно по приору.

Приходя в хореографический коллектив, по истечению времени дети становятся аккуратными и опрятными. Эти качества проявляются не только на занятиях хореографии, но и в школе, а так же в повседневной жизни. Дети выглядят элегантно даже в самой простой одежде, их выделяет стройная осанка и аккуратность прически.

Положительные результаты от воспитательной работы можно ждать лишь в том случае, если воспитательная работа будет проводиться регулярно и систематически. В хореографические коллективы приходят абсолютно разные дети, их отличает уровень общей культуры и воспитания. Для того чтобы

педагогу-руководителю заинтересовать каждого ребенка, ему необходимо быть чутким, тактичным по отношению к каждому ребенку, в своей работе применять индивидуальный подход, переживать с детьми горести и радости, проявлять симпатии к каждому из своих воспитанников. Педагог должен иметь хорошее представление о внутреннем мире детей, понимать их взаимоотношения.

Когда преподаватель, педагог, руководитель в своей творческой деятельности сопровождает обучение яркими и захватывающими эмоциями, оставляющими позитивные впечатления, то познание детей в этой области становится особо крепким и для ребенка необычайно необходимым. И мы понимаем, что увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности, развития потенциального повышения творческих возможностей.

Танцевальный коллектив, который мы приводим в пример, принимает самое активное участие во всех мероприятиях Абинского культурно-досугового центра, в международных, краевых и районных смотрах, таких как «Адрес детства - Кубань!», «Во славу Кубани, на благо России!» и некоторых других. Дети с огромной радостью приходят на учебные танцевальные занятия, с невероятным интересом выполняют самые различные творческие задания и организационные поручения, внимательно относятся друг к другу и к домашним заданиям, ответственно готовятся ко всем концертным выступлениям. Руководитель этого замечательного ансамбля вместе со своими участниками просматривает балетные спектакли, прослушивает музыкальные произведения и знакомится с творчеством мастеров хореографии - все это вызывает заинтересованность у детей и позитивные эмоции, что в свою очередь положительно влияет на результативность репетиционных занятий и концертных программ, а также занятия в творческом коллективе повышают результативность обучения в общеобразовательной школе.

Опытный педагог-хореограф словно волшебник заряжает своих воспитанников жизненной энергетикой и любовью к танцу, показывает пример и развивает интерес к хореографии, вызывает желание идти на репетиции и шлифовать изучаемый материал и чувствовать ритм танцевальной музыки. Но, не только педагог-руководитель берет на себя воспитательную функцию, к нему на помощь приходят органы самоуправления - активисты в группе, старосты. Единая нравственно-привлекательная цель - укрепляет детский коллектив и настраивает на единый лад и творческий ритм.

Независимо от танцевального направления, руководитель хореографического ансамбля, должен быть высокообразованным специалистом, который не просто занимается своей деятельностью, но и неравнодушен ко всему обучающему процессу, с большой любовью относится к участникам своего творческого коллектива.

Сегодня уже не для кого не секрет, что улыбка и доброжелательный тон, уместный юмор учителя, находчивость педагога-хореографа, руководителя хореографического коллектива помогают кардинально видоизменять микроклимат репетиционных занятий и условия для проведения учебных уроков. Особое значение мы отводим рационально-эмоциональной подаче хореографического материала. Иногда внимательно подобранное равнозначное сравнение, вполне заменяет однообразные, многократные повторы изучаемого элемента или движения.

В конце концов избавление от скованности и неуверенности, бесспорно поднимают внимание исполнителей, что, в свою очередь способствует правильному восприятию танцевального материала и, несомненно, ведет к повышению методичности и выразительности исполнения движений [4, с. 51]. И еще один немаловажный и существенный момент - собственный пример - лучший способ заслужить авторитет [8, с. 9].

Помимо этого, хореограф должен всегда стремиться к саморазвитию и к развитию своего хореографического кредо. От использования руководителем танцевального коллектива, хореографом-педагогом в своей работе различных, опробованных типовых, а также новых, креативных форм, методов и принципов ведения процесса воспитательного обучения, напрямую зависит успешность творческого коллектива и его конкурентоспособность. Верно направить, не испортить, заложить основу, заставить полюбить наш труд - задача не только узкопрофессиональная, но и психологически трудная [2, с. 31].

Итак, какими же качествами должен быть наделен современный специалист - педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива, чтобы привести к успеху детский хореографический ансамбль:

• коммуникативные качества - педагог-хореограф должен иметь способности к сотрудничеству и общению с детьми, родителями, конкурентами и так далее;

• дидактические качества - подразумевают умение руководителя коллектива непосредственно объяснить, показать, научить танцевальным элементам и движениям, донести к своим ученикам знания, необходимые для изучения хореографического материала;

• организаторские качества - это способность вызвать стойкий интерес у детской аудитории к танцевальному искусству, объединить их в один коллектив, общую команду, в которой единые цели и одинаковые задачи для реализации творческого потенциала участников коллектива;

• конструктивные качества - выбор репертуара также очень важен для коллектива и руководитель должен уметь отбирать нужный материал и заниматься концертной деятельностью детей;

• прогностические качества - это умение хореографа осуществлять педагогические прогнозы на будущую деятельность;

• гносеологические качества - подразумевают умение педагога познавать специфику творческой работы в коллективе и его стремление к самообразованию;

• перцептивные качества - это способность руководителя танцевального ансамбля видеть внутренний мир ребенка, его желания и способности, чувствовать его эмоциональное состояние;

• креативные качества - творчество как основа работы хореографа в танцевальном детском коллективе. Умение проводить разные тематические занятия, чтобы репетиции не были скучными, то есть, подходить к образовательному процессу творчески;

• экспрессивные - педагог-хореограф, руководитель хореографического коллектива должен быть ярким, эмоциональным, иметь огромную интонационную палитру и также быть технически подкованным.

Выводы. Если руководитель будет всегда развивать в себе вышеперечисленные качества - хореографа и его танцевальный коллектив непременно ждет успех. Педагогическое мастерство руководителя хореографического коллектива - это 50 % успешности его участников.

Танцевать - значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. Неоценимую роль хореографического искусства в воспитании культуры детей и общества в целом подтверждает фраза

австрийского психоаналитика Пола Шильдера, достаточно далекого от хореографии: «Мы многого не знаем о себе, до тех пор, пока не начнем двигаться!» [3].

Танец - это своего рода игровое действие исполнителя и, являясь одним из видов творческой деятельности, всегда работает на зрительское восприятие как эффектное зрелище. Танец - это вид искусства, непосредственно влияющий на становление личности. Посредством поз, жестов, мимики, движений и пластики тела человека, которые представляют собой слагаемые элементы творения художественного хореографического образа и происходит процесс воспитания искусством хореографии.

И еще нужно обозначить тот факт, что, собственно все наше существование в этой жизни наступает с самых ранних детских лет, вследствие этого, ключевой задачей каждого педагога считается посодействовать ребятам отыскать собственную сферу деятельности, которая будет отвечать реальным душевным потребностям. В последующей жизни это может стать трамплином для индивидуального развития подростков и даст базу в юношестве для личного становления. Учитель - это тот человек, который может делать трудные вещи легкими.

Литература:

1. Альфонсо Пуг, Клара Мушт, Флора Альбальсен. Искусство танца фломенко / Альфонсо Пуг, Клара Мушт, Флора Альбальсен. - М.: Искусство, 1984. - 183 с.

2. Вячеслова Т.М. О том, что дорого / Т.М. Вячеслова. - Л.: Сов. Композитор, 1984. - 200 с.

3. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2013.

4. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 306 с.

5. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. Учебное пособие / Лукьянова Е.А. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2016.

6. Макарова К.П. Музыка и музыкальное сценическое искусство / К.П. Макарова. - М. ,1974. - 37 с.

7. Рыжакова С.И., Чекурова Н. Путеводитель по Индии (практические советы путешественнику): Колката, Ченнаи, Ладакх, Химачал Прадеш. - М., 2010.

8. Станиславский К.С. Этика / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1981. - 45 с.

9. Тейдер В. Александр Лапаури / В. Тейдер. - М.: Искусство, 1980. - 188 с.

10. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог / В. Тихомиров. - М.: Искусство, 1971. - 391 с.

11. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования Т. 1 / А.С. Фомин. - Новосибирск, 2005. - 618 с.

12. Чурова М.А. Алексей Ермолаев / М.А. Чурова. - М.: Искусство, 1974. - 232 с.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Карпушова Ольга Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Мигненко Марина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ВЫБОР МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы содержания, целей и методической стратегии вузовского курса русского языка как иностранного.

Ключевые слова: речевая деятельность, русский язык как иностранный, иностранные учащиеся, мотивация, мотивационная активность, учебный процесс.

Annotation. This article discusses the challenges, objectives and content of the methodological strategy of higher courses of Russian as a foreign language.

Keywords: speech activity, Russian as a foreign language, foreign students, motivation, motivational activity, academic process.

Введение. Основной целью преподавания русского языка как иностранного в вузе является формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности с учетом профессиональных потребностей обучающихся в речевом общении.

Учитывая, что речевая деятельность как одна из форм проявления своего активного отношения к среде, представляет собой процесс решения актуальных для данной специальности коммуникативных задач при отборе содержания, определении целей и выборе методической стратегии обучения, кроме основных принципов речевой деятельности (коммуникативности, сознательности, опоры на родной язык, проблемности, глобальности цели) [1], следует иметь в виду и некоторые лингвистические, психологические и методические принципы, которые стимулируют активность иностранного учащегося в процессе формирования речевой деятельности на русском языке. На наш взгляд, к таким принципам относятся: принцип функциональной организации речевого материала; принцип учета реальных и потенциальных потребностей иностранных учащихся разных уровней обучения (специалитет и бакалавриат), принцип учета трудностей в коммуникации, связанных с незнанием языковой формы и невладением речевыми действиями, а также с незнанием лингво-страноведческого фона; принцип учета факторов, вызывающих познавательную и социальную мотивацию, принцип непринужденности и удовлетворенности.

Изложение основного материала статьи. В настоящей статье делается попытка рассмотреть проблемы содержания, целей и методической стратегии вузовского курса русского языка как иностранного и спроектировать наиболее оптимальную модель учебного процесса для иностранцев в условиях ограниченного срока обучения (108 часов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.